СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике: содержание, требования к усвоению, календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«рабочая учебная программа по физике»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стародубская средняя общеобразовательная школа №1»


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_______С.В. Мамченко


Протокол № ___ от

«____»________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________ Н.К. Киндыч


«____»_________2016 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________ Н.Е. Дюбо

Приказ № ___

от «___»____2016 г.






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу «Физика»

7 класс

(базовый уровень)










Разработала:

учитель физики

Н.Е. Дюбо












Стародуб - 2016

Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Требования к уровню подготовки учащихся 5

3. Контроль за уровнем усвоения 6

4. Содержание программы 9

5. Календарно-тематическое планирование 11

6. Литература 15





































Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Данная программа рассчитана на изучение физики в 7 классе из расчета 2 часа в неделю, всего 68 ч. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается:

учебником (включенным в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2011-2016;

сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Цели изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.










































Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.




Контроль за уровнем усвоения


Учебно-тематический план 2 часа в неделю, всего - 68 ч.


п/п

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ


Введение

5

1

-


Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-


Взаимодействие тел

22

4

2


Давление твердых тел, жидкостей и газов

22

2

2


Работа, мощность, энергия

13

2

1


Всего

68

10

5


Нормы оценки знаний учащихся


Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения, правильно выполняет чертежи, схемы, графики, строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана ответа, собственных примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и 3-х недочетов; допустил 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов чем необходимо на оценку «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ:

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок, допускается один недочет.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную на 80% или полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил 55-60% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок или недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 50% всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ.

Оценка «5» ставится за работу, если ученик выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится за работу, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено 2-3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.







































содержание программы


I. Ведение (5 ч)


Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.


II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)


Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.


III. Взаимодействие тел. (22 ч)


Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 ч)


Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.


V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)


Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
















Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

Физика и физические методы изучения природы(5ч)

1

ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика-наука о природе.

1



2

Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона.

1



3

Физические величины. Измерение физических величин.

1



4

Л.р.№1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

1



5

Физика и техника

1



Первоначальные сведения о строении вещества(6ч).


6

Строение вещества. Молекулы.

Размеры молекул.

1



7

Л.р.№2: «Измерение размеров малых тел».

1



8

Диффузия. Скорость движения молекул и температура тела.

1



9

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1



10

Агрегатные состояния вещества.

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1



11

Обобщающий урок по теме «Строение вещества»

1



Взаимодействие тел(22ч).


12

Механическое движение. Материальная точка. Путь. Перемещение.

1



13

Скорость. Равномерное и неравномерное движение.

1



14

Расчёт скорости, пути и времени движения.

1



15

Расчёт скорости, пути и времени движения.

1



16

Инерция.


1



17

Взаимодействие тел.


1



18

Масса тела.

Единицы массы.

1



19

Л.р.№3 «Измерение массы вещества на рычажных весах».

1



20

Плотность вещества.


1



21

Л р.№4 «Измерение объёма твёрдого тела».

1



22

Л.р.№5 «Определение плотности твёрдого тела».

1



23

Расчёт массы и объёма вещества.


1



24

Контрольная работа по теме №1 «Масса. Плотность».


1



25

Сила. Единицы силы.


1



26

Явление тяготения. Сила тяжести.


1



27

Сила упругости.


1



28

Вес тела. Динамометр.


1



29

Л.р.№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1



30

Сила трения. Роль трения в технике.


1



31

Графическое изображение силы.

Сложение сил.

1



32

Решение задач по теме: «Силы».


1



33

Контрольная работа №2 по теме: «Взаимодействие тел»

1



Давление твёрдых тел, жидкостей и газов(22ч).


34

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления.

1



35

Давление газа.


1



36

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

1



37

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1



38

Решение задач «Давление».


1



39

Контрольная работа №3 «Давление».


1



40

Сообщающиеся сосуды.


1



41

Вес воздуха. Атмосферное давление.


1



42

Измерение атмосферного давления.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1



43

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1



44

Гидравлический пресс.


1



45

Решение задач по теме «Гидравлический пресс».

1



46

Действие жидкости и газа на погружённое в них тел.

1



47

Архимедова сила.


1



48

Решение задач «Архимедова сила».


1



49

Л.р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

1



50

Плавание тел.


1



51

Решение задач «Плавание тел».


1



52

Плавание судов.

Воздухоплавание.

1



53

Обобщающий урок «Архимедова сила».


1



54

Контрольная работа №4 по теме «Архимедова сила».

1



55

Обобщающий урок по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1



Работа и мощность. Энергия.(13ч).



56

Работа и мощность.


1



57

Решение задач «Работа и мощность».


1



58

Рычаги.

Момент силы.

1



59

Л.р.№8 «Выяснение условий равновесия рычага».

1



60

Блоки.


1



61

Решение задач по теме: «Рычаги и блоки»

1



62

«Золотое правило механики».

КПД механизма.

1



63

Л.р.№9 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1



64

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1



65

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии.

1



66

Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность. Энергия».

1



67

68

Обобщающее повторение.



2









Литература





Литература для учителя:


  1. Учебник Физика-7, А.В. Перышкин, 2010-2016

  2. Сборник задач по физике 7-9, Лукашик, 20010-2016

  3. Тетрадь для лабораторных работ 7 класс

  4. Дидактический материал Физика 7 класс, Марон

  5. Контрольные работы по физике 7-9 класс, Марон

  6. Подготовка к ГИА, Физика 9 класс, 2015-2016 г.г.




Литература для учащихся:


  1. Учебник Физика-7, А.В. Перышкин, 2010-2016

  2. Сборник задач по физике 7-9, Лукашик, 2010-2016

  3. Тетрадь для лабораторных работ 7 класс





16