Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города
Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №43»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по ДиректорМБОУ «СОШ №43»
естественно-математического УВР__________________ ____________Салеев Р.Б.
цикла от________________20 г. Приказ №____от______20 г.
Протокол №__от____________20 г.
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству
для 5-7 классов
СОСТАВИТЕЛь: Шестакова Людмила Ивановна,
учитель изобразительного искусства (первой квалификационной категории).
Курган 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом искусства.
Программа по ИЗО представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование календарно - тематическое планирование уроков;. материально-техническое обеспечение; методические приложения, результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Задачи:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 0,25 учебного часа в неделю в каждом классе. 25,5 часа в год.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.
Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
5 класс
Личностные результаты:
1) знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, традициям, ценностям народов России.
4) осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) владение основами самоконтроля, самооценки;
3) умение создавать обобщения, самостоятельно делать выводы;
4) умение создавать знаки и символы;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе;
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие наблюдательности; способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей (фольклорное художественное творчество разных народов);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
6) формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
6 класс
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств.
7 класс
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Содержание учебного предмета.
5 класс (8,5 часов)
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
I четверть (2 часа)
Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение темы).
II четверть (2 часа)
Связь времён в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели . Городецкая роспись. Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Народные промыслы Чувашии.
III четверть (2,5 часа)
Декор – человек, общество, время.
Первые чувашские профессиональные художники. Современное изобразительное искусство Чувашии. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись. Китайская классическая живопись и её значительный вклад в художественную культуру человечества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Современные мотивы в образе чувашской куклы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
IV четверть (2 часа)
Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство. Художественная керамика. Витраж. Роспись по ткани. Коллаж. Композиция «Залы музея». Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале. Папье-маше.
6 класс (8.5 часов)
«Изобразительное искусство в жизни человека».
I четверть(2 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий . Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Лепка героев чувашских сказок . Основы языка изображения (обобщение темы).
II четверть(2 часа)
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Устройство двора у чувашей. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
III четверть (2,5 часа)
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты Чувашии. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
IV четверть (2 часа)
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Интерьер. Чувашский дом внутри . Правила построения перспективы. Воздушная перспектива . Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
7 класс
I четверть(2 часа)
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектур.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
II четверть(2 часа)
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне
III четверть (2,5 часа)
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
IV четверть (2 часа)
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Общее число часов 8,5 часов
№ | Тема урока, содержание учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Предметные результаты | Метапредметные УДД | Личностные |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. | Древние корни народного искусства | 2 |
|
|
|
|
|
1.1 | Древние образы в народном искусстве. | 0,5 | Определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. | Понимать особенности изображения детей художниками. | Аргументировать свою позицию. | Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость |
1.2 | Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. | 0,5 |
1.3 | Конструкция и декор предметов народного быта | 0,5 |
1.4 | Русская народная вышивка. Народные праздничные обряды | 0,5 |
2. | Связь времён в народном искусстве | 2 | | | | | |
2.1 | Древние образы в современных народных игрушках | 0.5 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. | Задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. | Ценностное отношение к труду и культуре своего народа. |
2.2 | Искусство Гжели. Городецкая роспись. | 0.5 |
2.3 | Хохлома. Жостово. Роспись по металлу | 0.5 |
2.4 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 0,5 |
3. | Декор – человек, общество, время | 2,25 | | | | | |
3.1 | Зачем людям украшения. | 0.5 | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. | Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю | Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач | Составлять план последовательности действий. | Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. |
3.2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 0.25 |
3.3 | Китайская классическая живопись и её значительный вклад в художественную культуру человечества | 0.25 |
3.4 | Одежда «говорит» о человеке. | 0.25 |
33.5 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 0.25 |
3.6 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 0,5 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 2 | | | | | |
4.1 | Современное выставочное искусство. | 0,25 | | Формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю | | Предвидеть возможности получения конкретного результата | Эстетические чувства, чувства удовлетворения от достигнутой цели. |
4.2 | Художественная керамика. | 0,25 |
4.3 | Витраж. | 0,25 |
4.4 | Роспись по ткани. | 0,25 |
4.5 | Коллаж. Композиция «Залы музея» | 0,5 |
4.6 | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале. Папье-маше. | 0,5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс
Общее число часов 8,5 часов
№ | Тема урока, содержание учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Предметные результаты | Метапредметные УДД | Личностные |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 2 |
|
|
|
|
|
1.1 | Основы представлений о языке изобразительного искусства. Художественные материалы. | 0,5 | Определять и кратко характеризовать изобразительное искусство как занятия на которых нужно мыслить творчески Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного разделе | Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе | Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства |
1.2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 0,5 |
1.3 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 0,5 |
1.4 | Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (обобщение темы). | 0,5 |
2. | Мир наших вещей. Натюрморт | 2 | | | | | |
2.1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 0.5 | | Понимать особенности изображения детей художниками. Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать | Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
2.2 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 0.5 |
2.3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 0.5 |
2.4 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | 0,5 |
3. | Вглядываясь в человека. Портрет | 2,25 | | | | | |
3.1 | Образ человека – главная тема искусства. | 0.5 | Выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. | Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов. | Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач | Усвоение условий, обеспечивающих успешность совместной деятельности. | Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. |
3.2 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | 0.25 |
3.3 | Изображение головы человека в пространстве. | 0.25 |
3.4 | Портрет в скульптуре. | 0.25 |
3.5 | Графический портретный рисунок. | 0.25 |
3.6 | Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. | 0,5 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 2 | | | | | |
4.1 | Жанры в изобразительном искусстве. | 0,25 | Выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного разделе | Задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Составлять план последовательности действий. | | |
4.2 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 0,25 |
4.3 | Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. | 0,25 |
4.4 | Пейзаж в русской живописи. | 0,25 |
4.5 | Пейзаж в графике. | 0,5 |
4.6 | Городской пейзаж. | 0,5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 класс
Общее число часов 8,5 часов
№ | Тема урока, содержание учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Предметные результаты | Метапредметные УДД | Личностные |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры | 2 |
|
|
|
|
|
1.1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства | 0,5 |
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного разделе | Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе | Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства |
1.2 | Цвет — элемент композиционного творчества. | 0,5 |
1.3 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 0,5 |
1.4 | Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 0,5 |
2. | Художественный язык конструктивных искусств | 2 | | | | | |
2.1 | Объект и пространство. | 0.5 | Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | Обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать | Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
2.2 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 0.5 |
2.3 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. | 0.5 |
2.4 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | 0,5 |
3. | Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 2,25 | | | | | |
3.1 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | 0.5 | Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, | Преобразовать познавательную задачу в практическую. | Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач | Усвоение условий, обеспечивающих успешность совместной деятельности. | Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. |
3.2 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 0.25 |
3.3 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | 0.25 |
3.4 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 0.25 |
3.5 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды Интерьера. | 0.25 |
3.6 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 0,5 |
4 | Образ человека и индивидуальное проектирование | 2 | | | | | |
4.1 | Мой дом — мой образ жизни. | 0,25 | | Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. | Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | Применять установленные правила в решении задачи. | Уважительное отношение к иному мнению |
4.2 | Интерьер, который мы создаем. | 0,25 |
4.3 | Пугало в огороде, или … Под шёпот фонтанных струй. | 0,25 |
4.4 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 0,25 |
4.5 | Встречают по одёжке. | 0,5 |
4.6 | Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы). | 0,5 |
24