СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая учебная программа разработана в сооответствии с ФГОС по специальности: Технология ПОП, профессии "Повор,кондитер".
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский техникум профессиональных технологий
имени Героя Советского Союза М.С. Чернова»
19.01.17 «Повар, кондитер»,
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
г. Димитровград
2016 г.
РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК Протокол заседания ПЦК №___ от «___» ___________2016г. ____________
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ______________ Н.И. Дьяконова «___» _______________ 2016г. |
Разработчик: Попкова Оксана Александровна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………20
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………..22
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ХИМИЯ"
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям:
19.01.17 «Повар, кондитер», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
укрупненная группа профессий 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Естественнонаучным профилем профессионального образования - по профессии "Повар, кондитер" «Технология ПОП».
1.2. Цели учебной дисциплины:
Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета "Химия" должны отражать:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся с целостностью представления о мире и роли химии в создании современной естественно – научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды – используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности
( навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
1.3.Общая характеристика учебной дисциплины
Химия - это наука о веществах, их составе и строения, свойствах и превращениях, значения химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.
Содержание учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношение к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, носящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сообщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями , лабораторными опытами и практическими занятиями.
Для студентов предусмотрена самостоятельная работа в виде оформления и составления таблиц, схем, докладов, рефератов, сообщений. При организации самостоятельной работы акцентируется внимание обучающихся на поиске информации в средствах массовой масмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и предоставлением результатов.
Изучение учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования ( ППКРС, ППССЗ).
Результаты освоения учебной дисциплины:
- личностные:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- метапредметные:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирование гипотезы, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно – следственных связей, поиска аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценивать ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
- предметные:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемые в химии; наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать и объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владеть правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению химической информации, получаемой из разных источников.
1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.
Учебная дисциплина «Химия» относится к предметной области "Естественные науки" и является общей дисциплиной общеобразовательного цикла.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
«Повар, кондитер» / «Технология ПОП»
максимальной учебной нагрузки обучающегося 263 / 164 часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 177 / 109 часа;
самостоятельной работы обучающегося 53 / 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
| |
Вид учебной работы | Повар, кондитер | Технология ПОП |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 230 | 141 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 177 | 109 |
в том числе: |
|
|
лабораторные работы | 10 | 4 |
практические занятия | 5 | 4 |
контрольные работы | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 | 55 |
в том числе: |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа: рефераты, доклады, схемы, таблицы, сообщения | 34 19 8 3 22
| 24 11 7 3 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уро-вень осво-ения | ||
|
| Повар, конди-тер | Тохнология ПОП |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии для технолога и повара, кондитера. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел 1. Органическая химия | 77 | 51 |
| ||
Тема 1 Предмет органической химии. Теория строения органических соединений |
| 9 | 5 |
| |
Тема 1.1. Предмет органическая химия. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие об органическом веществе и органической химии. История развития химии. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь. Ковалентная связь и ее классификация. Понятие и типы гибридизации. Геометрия молекул веществ. | 1 | 1 | 2 | ||
Тема 1.2. Классификация органических соединений. Основы номенклатуры органических веществ | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Классификация молекул веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Тривиальные названия. Номенклатура веществ. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 1.3. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Классификация ковалентной связи. Связь химической связи с типом кристаллической решётки. Понятие свободного радикала, частицы. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 1.4 Классификация реакций в органической химии. Строение органических веществ. | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Классификация и разновидность реакций. Субстрат и реагент. Изомерия органических веществ и ее виды. Структура изомерии. | 2 | 2
| |||
| Лабораторные работы: | 1 | - |
| |
Лабораторная работа № 1 по теме: «Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений». | 1 | - |
| ||
Практические занятия: | 1 | - |
| ||
Практическое занятие № 1 по теме: «Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении». | 1 | - |
| ||
Самостоятельная работа. | 6 | 4 |
| ||
«Классификация реакций в органической химии» - схема | 1 | 1 |
| ||
«Типы химических связей» - схема | 1 | 1 |
| ||
«Строение органических веществ» - сообщение | 2 | 2 |
| ||
| «Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова» - доклад | 2 | - |
| |
Тема 2 Предельные углеводороды |
| 8 | 6 |
| |
Тема 2.1 Гомологический ряд алканов
| Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представитель предельных углеводородов. Строение молекул. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 2.2 Химические свойства алканов | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Реакции галогенирования, нитрования по Коновалову. Реакция хлорирования, дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные виды кренинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 2.3 Применение и способы получения алканов | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Области применения алканов. Промышленный и лабораторный способ получения алканов. | 2 | 2
| 2 | ||
Тема 2.4 Циклоалканы | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов. Изомерия. Получение, физические и химические свойства, применение циклоалканов. | 1 | 2 | |||
| Практическое занятие: | 1 | - |
| |
Практическое занятие № 2 по теме: «Получение метана и изучение его свойств» | 1 | - |
| ||
Самостоятельная работа. | 4 | 4 |
| ||
«Применение алканов» - доклад | 2 | 2 |
| ||
«Применение циклоалканов» - доклад | 2 | 2 |
| ||
Тема 3 Этиленовые и диеновые углеводороды |
| 8 | 4 |
| |
Тема 3.1 Гомологический ряд алкенов. Химические свойства алкенов | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Строение молекул этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Физические и химические свойства алкенов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 3.2 Применение и способы получения алкенов. | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Применение этилена и пропилена. Промышленный и лабораторный способы получения алкенов. Реакции гидрирования и крекинга алкенов. | 2 | 2 | |||
Тема 3.3 Алкадиены | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие и классификация диеновых углеводородов. Номенклатура, химические свойства, получение и применение алкадиенов. | 2 | 1 | 2 | ||
| Лабораторные работы: | 1 | 1 |
| |
Лабораторная работа № 2 по теме: «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена» | 1 | 1 |
| ||
Практическое занятие: | 1 | - |
| ||
Практическое занятие № 3 по теме: « Получение этилена и изучение его свойств» | 1 | - |
| ||
Самостоятельная работа. | 4 | 4 |
| ||
«Применение алкенов» - сообщение | 2 | 2 |
| ||
«Применение алкадиенов» - сообщение | 2 | 2 |
| ||
Тема 4 Ацетиленовые углеводороды |
| 4 | 2 |
| |
Тема 4.1 Гомологический ряд алкинов | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 4.2 Химические свойства. Получение и применение алкинов | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Химические свойства алкинов. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат. Получение ацетилена. | 2 | 2 | |||
| Самостоятельная работа. | 2 | - |
| |
«Применение алкинов» - сообщение | 2 | - |
| ||
Тема 5 Ароматические углеводороды |
| 4 | 2 |
| |
Тема 5.1 Гомологический ряд аренов. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Бензол – как представитель аренов. Строение бензола. Гомологи бензола, их строение. Физические свойства аренов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 5.2 Химические свойства аренов. Применение и получение аренов | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Реакции электрофильного замещения, гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств бензола. Ориентанты 1 и 2 ряда. | 2 | 2 | |||
| Самостоятельная работа. | 4 | - |
| |
«Применение аренов» - сообщение | 2 | - |
| ||
« Получение аренов» - сообщение | 2 | - |
| ||
Тема 6 Природные источники углеводородов |
| 4 | 4 |
| |
Тема 6.1 Нефть. Природный и попутный нефтяные газы | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти. Виды кренинга. Качество автомобильного топлива. Октановое число. Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 6.2 Каменный уголь. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Использование каменного угля. Коксохимическое производство. Продукты получения из каменного угля. Экология добычи, переработки и использования ископаемых. | 2 | 2 | 2 | ||
| Самостоятельная работа. | 8 | 2 |
| |
«История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации» - реферат | 4 | - |
| ||
« Экологические аспекты использования углеводородного сырья» - доклад | 2 | - |
| ||
«Сравнение состава природного и попутного газов» - таблица | 2 | 2 |
| ||
Тема 7 Гидроксильные соединения |
| 4 | 4 |
| |
Тема 7.1 Строение и классификация спиртов. Химические свойства алканов. Получение и применение спиртов. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Классификация спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканов, их общая формула. Физические свойства спиртов. Реакционная способность одноатомных спиртов. Способы получения спиртов. Применение спиртов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 7.2 Многоатомные спирты. Фенол | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Изомерия и номенклатура двух и трех атомных спиртов. Химические свойства многоатомных спиртов. Представители многоатомных спиртов. Строение фенола. Химические свойства, получение и применение фенола. | 2 | 2 | 2 | ||
| Самостоятельная работа. | 1 | 1 |
| |
«Классификация спиртов» - схема | 1 | 1 |
| ||
Тема 8 Альдегиды и кетоны |
| 4 | 4 |
| |
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 |
| ||
Тема 8.1 Гомологический ряд альдегидов и кетонов | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбоксильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. | 1 | 1 | 2 | ||
Тема 8.2 Химические свойства альдегидов и кетонов. Применение и получение карбонильных соединений | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Химические свойства альдегидов и кетонов. Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности. Получение карбонильных соединений. | 2 | 2 | 2 | ||
| Самостоятельная работа. | 2 | - |
| |
«Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности» - сообщение | 2 | - |
| ||
Тема 9 Карбоновые кислоты и их производные |
| 8 | 4 |
| |
Тема 9.1 Карбоновые кислоты. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие о карбоновых кислотах. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия. Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 9.2 Сложные эфиры | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Строение и номенклатура сложных эфиров, изомерия. Химические свойства получение и применение сложных эфиров. | 2 | 2 | |||
Тема 9.3 Жиры | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Жиры как сложные эфиры глицерина. Состав жиров. Химические свойства жиров. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. | 2 |
|
| ||
Тема 9.4 Соли карбоновых кислот | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Мыла. СМС. | 1 | 1 | 2 | ||
| Лабораторные работы: | 1 | 1 |
| |
Лабораторная работа № 3 по теме: «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде» | 1 | 1 |
| ||
Самостоятельная работа. | 2 | 2 |
| ||
«Роль жиров в профессии повар»- доклад | 2 | 2 |
| ||
Тема 10 Углеводы |
| 8 | 4 |
| |
Тема 10.1 Понятие об углеводах | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды. Биологическая роль полисахаридов. | 2 | 2
| 2 | ||
Тема 10.2 Моносахариды | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Классификация, представители. Глюкоза: строение, физические и химические свойства, значение. Фруктоза. Пентозы. | 2 | 2 | |||
Тема 10.3 Полисахариды | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Строение полисахаридов. Крахмал. Физические и химические свойства, нахождение и применение крахмала. | 2 | 1 | 2 | ||
Тема 10.4 Полисахариды | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Целлюлоза: строение, физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. | 1 | 2 | |||
| Лабораторные работы. | 1 | 1 |
| |
Лабораторная работа № 4 по теме: «Обнаружение крахмала с помощью качественных реакций в пищевых продуктах» | 1 | 1 |
| ||
Самостоятельная работа. | 2 | 2 |
| ||
«Применение жиров в поварском деле» - доклад | 2 | 2 |
| ||
Тема 11 Амины, аминокислоты, белки |
| 8 | 6 |
| |
Тема 11.1 Амины | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятия об аминах. Классификация, гомологический ряд, изомерия и номенклатура аминов. Химические свойства аминов. Применение и получение аминов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 11.2 Аминокислоты | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Номенклатура. Синтетические волокна и их классификация. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. | 2 | 2 | |||
Тема 11.3 Белки | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Белки как природные полимеры. Структура белков. Химические свойства белков. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. | 2 | 2 | 2 | ||
| Лабораторные работы: | 1 | 1 |
| |
Лабораторная работа № 5 по теме: «Обнаружение белка в курином яйце и молоке» | 1 | 1 |
| ||
Практическое занятие: | 1 | 1 |
| ||
Практическое занятие № 4 по теме: «Денатурация белка. Цветные реакции белков» | 1 | 1 |
| ||
Самостоятельная работа. | 2 | 2 |
| ||
«Биологическая роль белков» - сообщение | 2 | 2 |
| ||
Тема 12 Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты |
| 4 | 2 |
| |
Тема 12.1 Нуклеиновые кислоты: АТФ, ФДФ. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Особенности строение РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде. Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных. | 2 | 2 | 2 | ||
2 | |||||
| Самостоятельная работа. | 1 | - |
| |
«Классификация нуклеиновых кислот» - схема | 1 | - |
| ||
Тема 13 Биологически активные соединения |
| 6 | 4 |
| |
Тема 13. 1 Ферменты | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие о ферментах и их классификация. Особенности строения и свойства ферментов. Значение ферментов. | 2 | 2 2 | 2 | ||
Тема 13.2 Витамины. Гормоны | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятия о витаминах и гормонах. Их классификация. Представители. Значение для человека. | 2 | 2 | |||
Тема 13. 3 Лекарства | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие о лекарствах. История возникновения лекарств. Группы лекарств. Антибиотики. Лекарственные формы, безопасные способы применения. | 1 | 2 | 2 | ||
| Контрольная работа № 2 | 1 | 1 |
| |
Самостоятельная работа. | 4 | 1 |
| ||
«Классификация лекарственных средств» - таблица | 1 | 1 |
| ||
«Содержание витаминов в продуктах питания»- доклад | 3 | - |
| ||
Раздел 2 Общая и неорганическая химия | 99 | 57 |
| ||
Тема 1 Химия – наука о веществах |
| 4 | 2 |
| |
Тема 1.1 Состав, и изомерия веществ. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Химические элементы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества. Строение веществ. Масса атомов и молекул. Количество веществ и единицы его измерения. Число Авогадро. Молярная масса. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 1.2 Агрегатное состояние веществ. Смеси веществ. | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Агрегатные состояния веществ. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Газовый закон Менделеева-Клайперона. Смеси веществ. Массовая и объемная доли компонентов смеси. | 2 | 2 | |||
Тема 2 Строение атома |
| 4 | 2 |
| |
Тема 2.1 Атом. Состав атомного ядра | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Строение атома. Современные представления о строении атома. Нуклоны: протоны и нейроны. Изотопы и нуклеины. Устойчивость ядер. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 2.2 Электронная оболочка атомов | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Электронная орбиталь и облако. Квантовые числа. Электронные конфигурации и валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов. | 2 | 2 | |||
Тема 3 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
| 6 | 6 |
| |
Тема 3.1 Открытие периодического закона. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Предпосылки. Личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 3.2 Периодический закон и строение атома. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Изотопы. Понятие химического элемента. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров групп и периода. Периодическое изменение свойств элементов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 3.3 Значение периодического закона Д.И. Менделеева | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 | 2 | 2 | ||
| Самостоятельная работа. | 14 | 6 |
| |
«Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева» - сообщение | 2 | - |
| ||
«Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков»- реферат | 6 | 6 |
| ||
«Защита озонового экрана от химического загрязнения»- реферат | 6 | - |
| ||
Тема 4 Строение вещества |
| 8 | 6 |
| |
Тема 4.1 Понятие о химической связи | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 4.2 Ковалентная и ионная химические связи | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Механизмы образования связи. Параметры, свойства ковалентной химической связи. Полярность связи и полярность молекул. Типы кристаллических решеток и физических свойств веществ с ковалентной химической связью. Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 4.3 Металлическая и водородная химические связи | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Металлическая химическая связь в металлах и сплавах. Свойства металлической связи. металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Механизм образования водородной связи. Физические свойства веществ с водородной связью. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 4.4 Комплексообразование | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятие о комплексных соединениях. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение. | 2 | 2 | |||
| Самостоятельная работа. | 1 | 1 |
| |
«Классификация химических связей» - схема | 1 | 1 |
| ||
Тема 5 Полимеры |
| 6 | 2 |
| |
Тема 5.1 Неорганические простые полимеры | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Полимеры – простые вещества с атомной кристаллической решеткой: аллотропные видоизменения углерода, селен, теллур цепочечного строения. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 5.2 Неорганические сложные полимеры | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Полимеры – сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, кремнезем, корунд, алюмосиликаты. Минералы и горные породы. Сера. Асбест. Значение неорганических природных полимеров. | 2 | 2 | |||
Тема 5.3 Органические полимеры | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Способы получения полимеров. Структура полимеров. Классификация полимеров по различным признакам. | 1 | 2 | |||
| Лабораторные работы: | 1 | - |
| |
Лабораторная работа № 6 по теме: «Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, Минералов и горных пород» | 1 | - |
| ||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 |
| ||
«Классификация полимеров» - схема | 1 | 1 |
| ||
Тема 6 Дисперсные системы |
| 6 | 2 |
| |
Тема 6.1 Понятие о дисперсных системах | Содержание учебного материала:
|
|
|
| |
| Классификация дисперсных систем. Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях | 2 | 2 | 2 | |
Тема 6.2 Значение дисперсных систем в природе и жизни человека | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой, медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и технологические золи и гели. Значение гелей в организации живой материи. | 2 | 2 | |||
| Лабораторные работы: | 1 |
|
| |
Лабораторная работа № 7 по теме: « Получение эмульсии растительного масла и бензола» | 1 |
|
| ||
Контрольная работа № 3 | 1 |
|
| ||
Самостоятельная работа. | 2 | 1 |
| ||
«Косметические гели» - доклад | 2 | 1 |
| ||
Тема 7 Химические реакции |
| 12 | 6 |
| |
Тема 7.1 Классификация химических реакций в неорганической химии | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие химической реакции. Реакции идущие без изменения и с изменением качественного состава. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 7.2 Тема 7.1 Классификация химических реакций в органической химии | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятие химической реакции. Реакции идущие без изменения и с изменением качественного состава. | 2 | 2 | |||
Тема 7.3 Вероятность протекания химических реакций | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Внутренняя энергия. Энтальпия. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Закон Г.И. Гесса и его следствия. Энтропия. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 7.4 Скорость химических реакций | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Понятие о скорости реакции. Энергия активизации. Факторы влияющие на скорость химических реакций. Температура. Концентрация. Катализаторы и катализ. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 7.5 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятие о химическом равновесии. Равновесие концентрации. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия. | 2 | 2 | |||
Тема 7.6 Решение задач | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Решение задач по химическим реакциям. | 1 |
| 3 | ||
| Лабораторные работы: | 1 | - |
| |
Лабораторная работа № 8 по теме: « Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды» | 1 | - |
| ||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 |
| ||
«Классификация химических реакций» - схема | 1 | 1 |
| ||
Тема 8 Растворы |
| 8 | 6 |
| |
Тема 8.1 Понятие о растворах | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворимого вещества. Растворимость веществ. Молярная и процентная концентрация раствора. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 8.2 Теория электролитической диссоциации | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Механизм диссоциации веществ с различными типами химической связи. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Сильные и средние электролиты. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 8.3 Гидролиз как обменный процесс | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ. Омыление жиров. Реакция этерификации. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 8.4 Решение задач | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Решение задач по определению концентрации растворов. | 1 | 3 | |||
| Практическое занятие: | 1 | 1 |
| |
Практическое занятие № 5 по теме: « Приготовление растворов различных видов концентрации» | 1 | 1 |
| ||
Тема 9 Окислительно – восстановительные реакции. Электрохимические процессы |
| 10 | 6 |
| |
Тема 9.1 Окислительно – восстановительные реакции | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Восстановительные свойства металлов. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема9.2 Классификация окислительно – восстановительных реакций | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Реакции межатомного и межмолекулярного, внутримолекулярного окисления – восстановления. Реакции самоокисления – самовосстановления .Методы составления уравнений окислительно – восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 9.3 Химические источники тока | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Электронные потенциалы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Гальванические элементы и принцип их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. | 2 | 2 | |||
Тема 9.4 Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Процессы проходящие на катоде и аноде. Уравнение электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными и растворимыми электродами. Применение электролиза. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 9.5 Решение задач | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Решение задач по составлению уравнений окислительно – восстановительных реакций. | 2 | 3 | |||
| Самостоятельная работа. | 4 | 2 |
| |
«Электролиз растворов электролитов» - сообщение | 2 | 2 |
| ||
«Электролиз расплавов электролитов» - сообщение | 2 | - |
| ||
Тема 10 Классификация веществ. Простые вещества |
| 8 | 4 |
| |
Тема 10.1 Классификация неорганических веществ | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Простые и сложные вещества. Оксиды и их классификация. Гидроксиды. Кислоты и их классификация. Основания и их классификация. Соли. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 10.2 Металлы | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атома. Простые вещества. Физические и химические свойства металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. Значение металлов. Коррозия металлов. Получение металлов. | 2 | 2 | |||
Тема 10.3 Неметаллы | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атома. Электроотрицательность. | 2 | 2 | |||
| Лабораторные работы: | 2 | 1 |
| |
Лабораторная работа № 9 по теме: « Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ» | 1 | 1 |
| ||
Лабораторная работа № 10 по теме: «Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ» | 1 |
| |||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 |
| ||
«Классификация неорганических веществ» - схема | 1 | 1 |
| ||
Тема 11 Основные классы неорганических и органических соединений |
| 14 | 6 |
| |
Тема 11.1 Водородные соединения неметаллов | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 11.2 Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные , основные, амфотерные оксиды, их свойства. Ангидриды карбоновых кислот . | 2 | 2 | |||
Тема 11.3 Кислоты органические и неорганические | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации и протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 11.4 Основания органические и неорганические | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Основания в свете теории электролитической диссоциации и протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. | 2 | 2 | |||
Тема 11.5 Амфотерные органические и неорганические соединения. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Амфотерные основания. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 11.6 Соли | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Классификация и химические свойства солей. Особенности свойства солей органических и неорганических кислот. | 2 | 2 | |||
Тема 11.7 Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Понятие о генетической связи и генетических рядах в органической и неорганической химии. Генетические ряды металлов, неметаллов, переходного элемента. Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. | 2 | 2 | |||
Тема 12 Химия элементов |
| 8 | 6 |
| |
Тема 12.1 Водород Элементы 1А-группы | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Свойства, получение, применение, значение водорода. Вода и ее роль. Щелочные металлы. Общая характеристика. Получение, физические и химические свойства. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 12.2 Элементы 2А –группы. Алюминий. Углерод. Кремний | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Общая характеристика щелочноземельных металлов. Кальций, его получение, свойства, значение, применение. Алюминий, его получение, свойства, значение, применение. Углерод и кремний – простые вещества. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния. Соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная промышленность. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 12.3 Галогены. Халькогены. | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Общая характеристика галогенов и халькогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева. Строение, свойства, получение, применение. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 12.4 Элементы 5А-группы. Элементы 4А- группы. | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Общая характеристика элементов 5 и 4 групп. Строение молекул, свойства, получение и применение. | 2 | 2 | |||
| Самостоятельная работа. | 2 | 2 |
| |
«Рождающие соли – галогены» - доклад | 2 | 2 |
| ||
Тема 13 Химия в жизни общества |
| 5 | 3 |
| |
Тема 13.1 Химия в производстве и сельском хозяйстве | Содержание учебного материала: |
|
|
| |
Химическая промышленность и химические технологии. Сырье, вода, энергия в химической промышленности. Научные принципы химического и стадии производства. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Удобрения, химические средства защиты растений и животных. Защита окружающей среды при химическом производстве и в сельском хозяйстве. | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 13.2 Химия и экология. Химия в повседневной жизни человека | Содержание учебного материала: |
|
| ||
Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Экология жилища. Маркировка пищевых продуктов. Химия и генетика человека. | 2 | 2 | |||
| Самостоятельная работа. | 18 | 18 |
| |
« Химия и проблемы окружающей среды» - реферат | 6 | 6 |
| ||
« Нанотехнологии. Применение нанотехнологии в разных сферах жизни общества» - реферат | 6 | 6 |
| ||
«Биотехнологии и генная инженерия - технологии 21 века» - реферат | 6 | 6 |
| ||
| Контрольная работа № 4 | 1 | 1 |
| |
|
| 177 | 109 |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) | ||
Важнейшие химические понятия | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология | ||
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева | ||
Основные теории химии | Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений | ||
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IA и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII A, VILA, VIA групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс | ||
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной, деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций | ||
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов ч реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов | ||
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента | ||
Химическая информация | Проведение-самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и-передачи химической информации и ее представления в различных формах | ||
Расчеты по химическим формулам и уравнениям | Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям | ||
Профильное и профессионально значимое содержание ** | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Химия» и лабораторной комнаты.
Оборудование кабинета:
- ученические столы и стулья,
- доска.
Технические средства обучения:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;
- печатные и экранно-звуковые средства обучения;
- средства новых информационных технологий;
- реактивы;
- перечни основной и дополнительной литературы;
- вспомогательное оборудование и инструменты;
- библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладкое С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладкое С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебний для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб, пособие для студ. учреждений сред, проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладкое С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод, пособие. — М., 2012.
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.cliem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»)
www.lseptember.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.ehemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (метапредметные, предметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Метапредметные: |
|
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирование гипотезы, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно – следственных связей, поиска аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере | Тестирование, Опросы, Практические занятия, Лабораторные работы, Самостоятельная работа обучающегося Экзамен. |
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценивать ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере | Тестирование, Самостоятельная работа обучающегося Экзамен. |
Предметные: |
|
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач | Практические занятия, Лабораторные работы, Самостоятельная работа обучающегося Экзамен. |
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой | Тестирование, Опросы, Практические занятия, Лабораторные работы, Самостоятельная работа обучающегося Экзамен. |
- владение основными методами научного познания, используемые в химии; наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать и объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач | Тестирование, Опросы, Практические занятия, Лабораторные работы, Самостоятельная работа обучающегося Экзамен. |
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям | Тестирование, Практические занятия, Лабораторные работы,
|
- владеть правилами техники безопасности при использовании химических веществ | Практические занятия, Лабораторные работы, Экзамен. |
- сформированность собственной позиции по отношению химической информации, получаемой из разных источников | Тестирование, Опросы, Практические занятия, Лабораторные работы, Самостоятельная работа обучающегося Экзамен. |
1