Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
«Рассмотрено» Зам. директора по МР ___________ И.В. Шабалина Протокол МС №________ от «___» ______ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Л.В. Бараш «___» _______ 20___ г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ И. Б. Бушаева Приказ № _________ от «___» _______ 20___ г |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Технология
(наименование учебного предмета)
начальное общее образование
(уровень образования)
2017-2018 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе:
авторской программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014) в соответствии с требованиями федерального государственного начального общего образования
Зубаревой Т. В., учителем высшей категории
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
Стародубское
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 157 с.
Рабочая программа реализуется в учебнике:
Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.: ил. – (Школа России).
Цели изучения курса «Технология»:
развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);
приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
стимулировать и развивать любознательность, интерес к технике, потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формировать целостность картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения;
развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение; творческое мышление;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомлять с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Место курса в базисном плане
Уровень обучения – 3 класс
Количество часов в год – 34 ч.
В неделю - 1 ч. При одночасовом планировании уроков технологии в каждом классе для выполнения объёмных изделий рекомендуется организовывать работу парами или малыми группами.
Распределение учебных часов по разделам программы
Название разделов | Количество часов | Практическая часть |
Проверочная работа | Проект | Изделия |
Информационная мастерская | 3 | 1 | | 1 |
Мастерская скульптора | 5 | 1 | | 4 |
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) | 10 | 1 | 1 | 7 |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | 11 | 1 | 1 | 9 |
Мастерская кукольника | 4 | 1 | | 4 |
Итоговый контроль | 1 | 1 | | - |
Всего | 34 | 6 | 2 | 25 |
Тематическое планирование учебного материала
Раздел, № урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Проекты | Проверочные | Контрольные |
Раздел 1. Информационная мастерская – 3 часа |
-
| 1 | Вспомним и обсудим | 1 | | | |
-
| 2 | Знакомимся с компьютером | 1 | | | |
-
| 3 | Компьютер - твой помощник. Проверим себя | 1 | | + | |
Раздел II. Мастерская скульптора – 5 часов |
-
| 1 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов | 1 | | | |
-
| 2 | Статуэтки | 2 | | | |
-
| 3 | | | |
-
| 4 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? | 1 | | | |
-
| 5 | Конструируем из фольги. Проверим себя | 1 | | + | |
Раздел III. Мастерская рукодельниц – 10 часов |
-
| 1 | Вышивка и вышивание | 1 | | | |
-
| 2 | Строчка петельного стежка | 2 | | | |
-
| 3 | | | |
-
| 4 | Пришивание пуговиц | 1 | | | |
-
| 5 | Проект «Подарок малышам», «Волшебное дерево» | 1 | + | | |
-
| 6 | История швейной машины | 1 | | | |
-
| 7 | Секреты швейной машины | 1 | | | |
-
| 8 | Футляры. Проверим себя | 2 | | | |
-
| 9 | | + | |
-
| 10 | Проект «Подвеска» | 1 | + | | |
Раздел IV. Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора – 11 часов |
-
| 1 | Строительство и украшение дома | 1 | | | |
-
| 2 | Объем и объемные формы. Развертка | 1 | | | |
-
| 3 | Подарочные упаковки | 1 | | | |
-
| 4 | Декорирование (украшение) готовых форм | 1 | | | |
-
| 5 | Конструирование из сложных разверток | 1 | | | |
-
| 6 | Модели и конструкции | 1 | | | |
-
| 7 | Проект «Парад военной техники» | 1 | + | | |
-
| 8 | Наша родная армия | 1 | | | |
-
| 9 | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг | 1 | | | |
-
| 10 | Изонить | 1 | | | |
-
| 11 | Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя | 1 | | + | |
Раздел V. Мастерская кукольника – 4 часа |
-
| 1 | Что такое игрушка? | 1 | | | |
-
| 2 | Театральные куклы. Марионетки | 1 | | | |
-
| 3 | Игрушка из носка | 1 | | | |
-
| 4 | Кукла-неваляшка. Проверим себя | 1 | | + | |
Итоговый контроль – 1 час |
-
| 1 | Что узнали, чему научились | 1 | | | + |
Содержание курса "Технология"
Полностью соответствует авторскому курсу, поэтому данный раздел не разрабатывался.
Планируемые результаты освоения курса технологии к концу 3 класса
Личностные результаты | Создание условий для формирования следующих умений: отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам; проявлять интерес к историческим традициям своего края и России; испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД: Уметь: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные УУД: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). коммуникативные УУД: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. |
Предметные результаты | Общекультурные и общетрудовые компетенции; основы культуры труда, самообслуживание. Учащийся будет знать: Учащийся будет уметь: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла; соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой). Технология ручной обработки материалов; основы художественно-практической деятельности. Учащийся будет знать: названия и свойства, наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Иметь представление: о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме, о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий. Уметь частично самостоятельно: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), решать доступные технологические задачи. Конструирование и моделирование: Знать: Уметь: конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Использование информационных технологий. Знать: названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере; иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь с помощью учителя: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т. п.); соблюдения безопасных приемов работы с материалами, инструментами; создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществления сотрудничества в процессе совместной работы. |
Перечень проверочных, проектных и контрольных работ
№ п/п | Вид, тема работы | Дата |
-
| Проверочная работа по разделу «Информационная мастерская». | 15.09 |
-
| Проверочная работа по разделу «Мастерская скульптора». | 20.10 |
-
| Проект «Подарок малышам», «Волшебное дерево» | 01.12 |
-
| Проверочная работа по разделу «Мастерская рукодельницы». | 12.01 |
-
| Проект «Подвеска» | 19.01 |
-
| Проект «Парад военной техники» | 16.03 |
| Проверочная работа по разделу «Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов». | 18.05 |
-
| Итоговый контроль. Что узнали, чему научились. | 25.05 |
Система оценки планируемых результатов
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков:
текущий контроль – в форме устного фронтального опроса, выставка готовых изделий;
тематический контроль «Проверь себя» по окончании каждого раздела, проектные работы
итоговый контроль
Критерии и нормы оценки умений и навыков обучающихся по технологии
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются (совместно с учащимися):
качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Фонд оценочных средств
Проверочные работы, проекты, контрольные работы. Название тем. | Литература | Стр. |
Проверочная работа по разделу «Информационная мастерская». | Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 143 с.: ил. – (Школа России). | 16 |
Проверочная работа по разделу «Мастерская скульптора». | 36 |
Проект «Подарок малышам», «Волшебное дерево». | 48 |
Проект «Подвеска». | 60 |
Проверочная работа по разделу «Мастерская рукодельницы». | 62 |
Проект «Парад военной техники». | 84 |
Проверочная работа по разделу «Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов». | 102 |
Итоговый контроль. Что узнали, чему научились. | 118 |
Календарно-тематическое планирование (Технология)
класс: 3
учитель: Зубарева Татьяна Владимировна
кол-во часов в неделю: 1
всего часов: 34
Используемый учебно-методический комплекс
- Лутцева Е. А, Т. П. Зуева. Технология. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с.: ил. – (Школа России)
Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2017. – 96 с.
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
п/п | в разделе |
Раздел 1. Информационная мастерская – 3 часа |
| 1 | Вспомним и обсудим. | 1 | | |
| 2 | Знакомимся с компьютером. | 1 | | |
| 3 | Компьютер - твой помощник. Проверим себя. | 1 | | |
Раздел II. Мастерская скульптора – 5 часов |
| 1 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов. | 1 | | |
| 2 | Статуэтки. | 2 | | |
| 3 | Статуэтки. | | |
| 4 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? | 1 | | |
| 5 | Конструируем из фольги. Проверим себя. | 1 | | |
Раздел III. Мастерская рукодельниц – 10 часов |
| 1 | Вышивка и вышивание. | 1 | | |
| 2 | Строчка петельного стежка. | 2 | | |
| 3 | | |
| 4 | Пришивание пуговиц. | 1 | | |
| 5 | Проект «Подарок малышам», «Волшебное дерево». | 1 | | |
| 6 | История швейной машины. | 1 | | |
| 7 | Секреты швейной машины. | 1 | | |
| 8 | Футляры. Проверим себя. | 2 | | |
| 9 | | |
| 10 | Проект «Подвеска». | 1 | | |
Раздел IV. Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора – 11 часов |
| 1 | Строительство и украшение дома. | 1 | | |
| 2 | Объем и объемные формы. Развертка. | 1 | | |
| 3 | Подарочные упаковки. | 1 | | |
| 4 | Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | | |
| 5 | Конструирование из сложных разверток. | 1 | | |
| 6 | Модели и конструкции. | 1 | | |
| 7 | Проект «Парад военной техники». | 1 | | |
| 8 | Наша родная армия. | 1 | | |
| 9 | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. | 1 | | |
| 10 | Изонить. | 1 | | |
| 11 | Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя. | 1 | | |
Раздел V. Мастерская кукольника – 4 часа |
| 1 | Что такое игрушка? | 1 | | |
| 2 | Театральные куклы. Марионетки. | 1 | | |
| 3 | Игрушка из носка. | 1 | | |
| 4 | Кукла-неваляшка. Проверим себя. | 1 | | |
Итоговый контроль – 1 час |
| 1 | Что узнали, чему научились. | 1 | | |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса (УМК)
Список литературы для обучающихся
УМК «Школа России» (3 класс)
Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.: ил. – (Школа России).
Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2017. – 96 с.
Список литературы для учителя
Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.: ил. – (Школа России).
Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2017. – 96 с
Лутцева Е. А. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.