МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
_____________ Т.А.Кот
«____» ___________ 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность: 43.02.10 Туризм
Программа: среднего профессионального образования
Квалификация выпускника: специалист по туризму
Ялта – 2016 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм.
Автор Пономаренко С.Г., преподаватель Экономико-гуманитарного колледжа Гуманитарно-педагогической академии (филиал) КФУ им. В.И. Вернадского, специалист высшей квалификационной категории.
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин протокол № 1 от 31.08.2016 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по специальности СПО 43.02.10 Туризм.
Председатель ЦМК ________ Мазанюк Е. Ф.
Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-методического совета Экономико-гуманитарного колледжа протокол № 1 от « » ______ 2015 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана СПО по специальности 43.02.10 Туризм.
Директор колледжа _____________ Седых А. И.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм (Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий специальностей среднего профессионального образования»).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать в операционной системе;
работать с текстовым редактором;
работать с электронными таблицами;
использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной деятельности;
выполнять работу с программными средствами повышения информационной безопасности;
работать с профессионально-ориентированным программным обеспечением;
пользоваться средствами связи и техническими средствами, применяемыми для создания, обработки и хранения документов;
осуществлять документационное обеспечение профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общие принципы работы с оболочками разных операционных систем;
правила и методы подготовки, сохранения и редактирования текстовых документов в разных текстовых редакторах;
общие принципы использования стандартных функций при вычислениях, способы представления результатов в обычном и графическом виде;
методы поиска необходимой информации, правила пользования основными службами глобальных сетей;
общий подход к организации размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации, защиты информации от несанкционированного доступа;
общие принципы работы с различными системами бронирования и резервирования;
правила использования оргтехники и основных средств связи;
стандартное программное обеспечение делопроизводства.
Освоение учебной дисциплины направлено на овладение следующими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК-1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПК-1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах.
ПК-1.3. Информировать потребителя о бронировании.
ПК-1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
ПК-1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).
ПК-3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристического продукта.
ПК-3.2. Формировать туристский продукт.
ПК-3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта.
ПК-3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.
ПК-4.1. Планировать деятельность подразделения.
ПК-4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 4 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 52 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 30 |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению домашних заданий | 4 |
Итоговая аттестация в форме семестровой аттестации |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационные технологии в туризме | 24 | |
1.1.Система информационных технологий | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие об информационных технологиях. Классификация информационных технологий. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. | 2 | |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 1.2. Технологии подготовки текстовых документов профессиональ-ной направленности | Содержание учебного материала | | 2 |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы Создание деловых текстовых документов. Оформление деловых документов, содержащих таблицы Использование графических объектов для создания схем Создание рекламных документов Создание комплексных документов в текстовом редакторе | 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 1.3. Возможности динамических (электронных) таблиц | Содержание учебного материала | | 2 |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы Основы формирования табличных данных. 7. Решение расчетных задач. 8. Расчет стоимости тура | 6 | |
Практические занятия | | |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 1.4. Технологии создания презентации | Содержание учебного материала | | 3 |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы 9. Основные приемы создания стандартной презентации. 10. Импорт текста, графики, таблиц в презентацию. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации с использованием данных профессиональной направленности и возможностей других программ на тему «Туристическая фирма» | 2 | |
Раздел 2. Профессионально-ориентированное программное обеспечение | 16 | |
Тема 2.1 Системы бронирования и резервирования | Содержание учебного материала | | 2 |
2 | Электронные системы бронирования и резервирования. Классификация. Характеристики. Зарубежные системы бронирования и резервирования. Российские системы бронирования и резервирования. Сравнительный анализ систем бронирования и резервирования. Обзор систем бронирования и резервирования: Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre, Экспресс и др. Международные нормативно-правовые акты по использованию систем бронирования и резервирования. | 2 | |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы 11. Сравнительная характеристика глобальных систем распределения | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения (реферата) на тему: Мировой опыт бронирования и резервирования. | 2 | |
Тема 2.2 Документооборот и делопроизводство в туризме | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
3 | Автоматизация процессов делопроизводства. Системы электронного документооборота. Основные системы документооборота, представленные в России. | |
Практические занятия | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 2.3. Технология работы с базами и банками данных | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
4 | Понятие базы данных. Типы баз данных. Классификация баз данных. Инфологическая модель. Этапы проектирования БД. | |
Программное обеспечение систем управления базами данных: СУБД. Функциональные возможности СУБД. Основные элементы СУБД. Создание БД. Поиск данных при помощи запроса. Создание и редактирование запроса. |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы 12. Создание и редактирование БД средствами СУБД. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 2.4 Методы и технология работы с базами данных при решении задач в туристической сфере | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
5 | Законодательная база Консультант Плюс, Гарант. Интерфейс программы. Поисковая система по базе. Построение и вывод документов. | |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы 13. Использование справочно-правовой системы Консультант Плюс в профессиональной деятельности. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Раздел 3. Коммуникационные возможности современных компьютерных сетей | 10 | |
Тема 3.1. Телекоммуникационные технологии | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
6 | Классификация компьютерных сетей. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. Сеть Интернет. | |
Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. Электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. Информационное облако: понятие, структура, предназначение. |
Практические занятия | |
Лабораторные работы 14. Интернет-маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме 15. Применение Internet- технологий в профессиональной деятельности (среда работы с документами Google, браузер, Wiki-среда, программное обеспечение для реализации видеоконференций) | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 3.2. Основы обеспечения информационной безопасности | Содержание учебного материала | | 2 |
7 | Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения. Законодательство в сфере защиты информационной собственности и авторских прав. Лицензионное программное обеспечение. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа. Применение антивирусных средств защиты. Методы и средства защиты бухгалтерской информации. | 2 | |
8 | Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. Актуальность проблемы защиты информации. Способы защиты информации: физические (препятствие), законодательные, управление доступом, криптографическое закрытие. Угрозы цифровой подписи. | 2 | |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Раздел 4. Оргтехника и средства связи | 2 | |
Тема 4.1. Офисная организационная техника и средства связи | Содержание учебного материала | | 2 |
9 | Офисная организационная техника. Классификация средств оргтехники. Средства изготовления, хранения, транспортирования, обработки, копирования и размножения документов. Аппараты для уничтожения документов. Средства коммуникации и связи. Телефонная связь. Компьютерная телефония. Видеосвязь. | 2 | |
Практические занятия | | |
Лабораторные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Всего: | 52 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного компьютерного кабинета
Оборудование учебного компьютерного кабинета:
документационное обеспечение: план работы учебного кабинета, журнал по технике безопасности, правила поведения, санитарные нормы;
учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, учебно-практические пособия по дисциплине, методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов, слайд-лекции по дисциплине, электронные образовательные ресурсы.
Технические средства обучения:
персональный компьютер преподавателя, оснащенный модемом, мультимедийным проектором и экраном;
одноранговая локальная сеть;
глобальная сеть Интернет и Интернет-ресурсы;
программные средства бучения;
учебные рабочие места обучаемых, оснащенные ПВМ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие для студентов. – М., 2009
Информатика: учебник для сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352с.
Дополнительные источники
Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М., 2009
Практикум по информатике: учеб. пособие для сред. проф. Образования / Е.В. Михеева. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.
Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г.А.Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2008.
Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: ПРИОР, 2008.
Семакин И.Г. , Хеннер Е.К. . Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Семакин И.Г. , Хеннер Е.К. , Шестакова Л.В. Информатика. Углубленный уровень: практикум для 10-11 классов: в 2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Хлебников, А.А. Информатика: учебник (среднее профессиональное образование) / А. А. Хлебников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 507 с.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для НПО и СПО/ М.С.Цветкова, Л.С.Великович - М.: ИЦ "Академия", 2013. – 352 с.
Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. пособие для студ.проф.образования / Е.А.Колмыкова, И.А.Кумскова. – 9-е изд., стер.–М.: Академия, 2012.–416 с.
Интернет-ресурсы
http://www.alleng.ru/edu/educ.htm - образовательные порталы и сайты
http://catalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет
http://gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm - образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог)
http://elib.altstu.ru/elib/int.htm - электронная библиотека образовательных Интернет-ресурсов
http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный образовательный портал. Единый каталог образовательных интернет-ресурсов.
http://www.edu.of.ru/profil/ - сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»
http://book-shelf.narod.ru/ - информационный каталог лучших образовательных ресурсов
http://rcmediateka.rusedu.net/post/ - образовательные ресурсы сети Интернет для учителей-предметников
http://spo.1september.ru/– все для учителя физкультуры
http://nsc.1september.ru/– все для учителя начальных классов
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения | |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности | формулирует правила техники безопасности; выявляет признаки нарушения правил техники безопасности; несет ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда |
применять современные технические средства обучения, контроля и оценки профессионального уровня , основанные на использовании компьютерных технологий | использует современные средства информационно-коммуникационных технологий для повышения профессионального уровня, обучения на протяжении всей профессиональной деятельности |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения информационного процесса; | создает информационный объект простой структуры оценивает результат работы известного программного обеспечения |
использовать сервисные и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности. | применяет сервисные и информационные ресурсы сети Интернет для решения задач профессиональной направленности |
Знания | |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств | делает обзор технологий обработки информации в электронных таблица; находит решение задач хранения, поиска и сортировки информации в базах данных |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития | делает обзор базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети |
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности | анализирует и определяет необходимую технологию для решения профессиональных задач |
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ; | формулирует и понимает правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ |