Программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам, указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Председатель методического совета _____________/ Д.Ш. Шидиева/
Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Руководитель методического объединения _____________/Н.Н. Пермякова/
Данная рабочая программа составлена на основе адаптированной «Программы по трудовому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» составители – воспитатель II категории Н.В. Носова, воспитатель А.В. Верхотурова, воспитатель А.А. Бизяев.
Решая важные задачи адаптации воспитанников школы-интерната, трудовое воспитание занимает центральное место в общей системе учебно-воспитательного процесса. Именно через трудовое воспитание мы имеем возможность подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения, что и является основной целью данной программы.
Формирование знаний о мире профессий.
Данная воспитательная программа необходима в специальных школах и школа – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. В воспитании детей с отклонениями в развитии должен существовать, прежде всего, комплексный подход, совокупность всех структурных подразделений их чёткая системность в работе. Системная работа определяется концентрированностью и определяющей координационной работой.
Программа является помощником воспитателю в воспитании детей с отклонением в развитии.
Содержание программы составлено по каждому занятию для 6 класса. Объем программы 34 – 36 часов в зависимости от календарного графика. Для каждого воспитательного занятия определены цели по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Тестирование «Изучение интересов и склонностей воспитанников 6 класса». Тестирование по выбору будущей профессии. Профессия моих родителей. Калейдоскоп профессий. Требования профессии к человеку. Особенности профессий умственного и физического труда. Предмет труда. Результативность труда. Самоконтроль. Что означает «мастерство в любой профессии? Люди труда. Профессия моих родителей. Межличностные отношения в трудовом коллективе. Распределение трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. Анкетирование «моя будущая профессия». Встреча с руководителями производства. Способность к труду - главное качество человека.
Трудовой час (еженедельно) -1 ч.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы: принцип коммуникативно - речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т.д.
Для реализации основных целей и задач формирования трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр, мониторинги по рисованию, лепке, аппликации и т.д.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
На занятиях используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
- Знать особенности профессий умственного и физического труда.
- Знать, что является предметом труда.
- Владеть навыками самоконтроля.
- Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы.
№ п\п |
Тема занятия |
Содержание деятельности | Количество часов |
Дата | Цель |
Обязательный минимум ЗУН | Форма проведения | Методы работы |
Календарно-тематическое планирование на I четверть |
1. | Тестирование: «Изучение интересов и склонностей воспитанников класса». | 1.Вводная беседа. 2.Распределение обязанностей. 3.Тестирование. | 1 | | Интерес, как источник формирования склонностей. При помощи теста определить основные склонности воспитанников. | Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные. |
2. | Тестирование по выбору будущей профессии. | 1.Беседа о труде, его значении в жизни человека. 2.Тестирование. 3.Подведение итога занятия. | 1 | | На основе теста подсказать воспитанникам какую специальность им выбрать и в каком направлении готовиться к освоению будущей профессии. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
3. | Профессия моих родителей. (Рекомендации: встреча с родителями). | 1.Беседа. 2.Просмотр презентации. 3.Ответы на вопросы. | 1 | | Привитие познавательного интереса воспитанникам к профессиям родителей. Профориентационная работа | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
4. | Калейдоскоп профессий. Рекомендации: использовать наглядный материал. Возможно, пригласить представителей основных профессий. | 1.Беседа о профессиях. 2. Просмотр презентации. 3.Подведение итога занятия. | 1 | | Познакомить воспитанников с профессиями характерными для их развития. | Иметь представление о ряде некоторых профессий типичных для детей с ОВЗ. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
5. | Трудовой час. | 1.Составление плана работы воспитанниками. 2.Распределение обязанностей. 3.Уборка кабинета. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие умений трудиться. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
6. | Требования профессии к человеку. Особенности профессий умственного и физического труда. | 1.Беседа об особенностях профессий умственного и физического труда. 2. Просмотр презентации. 3.Подведение итога занятия. | 1 | | На практическом примере провести сравнительную характеристику профессий умственного и физического труда. Определить основные требования этих профессий. | Иметь представление о ряде некоторых профессий типичных для детей с ОВЗ. | Практическое занятие | Словесные, наглядные, практические. |
7. | Предмет труда. | 1.Беседа «Человек - природа, человек - техника, человек - человек, человек - знак, человек - художественный образ, труда». 2.Игра «Предмет труда» 3.Подведение итогов. | 1 | | Выделить основные направления профессиональной деятельности человека через труд. (Человек - природа, человек - техника, человек - человек, человек - знак, человек - художественный образ, труда). | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие | Словесные, наглядные, практические. |
8. | Предмет труда. | 1.Беседа «Профессии ручного труда, профессии с использованием автоматизированных и автоматических систем, профессии с преобладанием функциональных орудий труда). 2.Игра «Предмет труда». 3.Подведение итогов. | 1 | | Выделить группы профессий в зависимости от характеристики орудий труда (профессии ручного труда, профессии с использованием автоматизированных и автоматических систем, профессии с преобладанием функциональных орудий труда). | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Трудовой десант. | Словесные, наглядные, практические. |
Календарно-тематическое планирование на II четверть |
9. | Экскурсия на деревообрабатывающий комбинат | 1.Психологический настрой. 2. Экскурсия. 3.Подведение итогов. | 1 | | Показать воспитанникам профессии в зависимости от характеристики орудий труда. Произвести сравнительные характеристики профессий физического и умственного труда. | Уметь определять профессии в зависимости от характеристики орудий труда. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
10. | Трудовой час. | 1.Составление плана работы воспитанниками. 2.Распределение обязанностей. 3.Уборка территории. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие умений трудиться. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
11. | Результативность труда. Самоконтроль. | 1.Беседа «Результативность труда. Самоконтроль». 2.Игра «Узнай предмет по его очертанию». 3.Подведение итогов. | 1 | | Проанализировать деятельность воспитанников на трудовом часе. Какова результативность труда каждого ученика по итогам выполненной работы. | Владеть общими трудовыми умениями. Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
12. | Что значит «мастерство» в любой профессии? | 1.Беседа о мастерстве. 2. Просмотр презентации. 3.Подведение итога занятия. | 1 | | Дать учащимся основные понятия профессионального мастерства. Определить и выделить специальности характерные для воспитанников группы. | Уметь определять профессии в зависимости от характеристики орудий труда. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
13. | Экскурсия на производство. Рекомендации: Мастер по ремонту и пошиву обуви . | 1.Психологический настрой. 2. Экскурсия. 3.Подведение итогов. | 1 | | Показать воспитанникам профессии в зависимости от характеристики орудий труда. Произвести сравнительные характеристики профессий физического и умственного труда. | Уметь определять профессии в зависимости от характеристики орудий труда. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
14. | Экскурсия на производство. Рекомендации: ферма, совхоз Кондинский. | 1.Психологический настрой. 2. Экскурсия. 3.Подведение итогов. | 1 | | Показать воспитанникам профессии в зависимости от характеристики орудий труда. Произвести сравнительные характеристики профессий физического и умственного труда. | Уметь определять профессии в зависимости от характеристики орудий труда. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
15. | Трудовой час. | 1.Составление плана работы воспитанниками. 2.Распределение обязанностей. 3.Уборка территории. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие умений трудиться. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
16. | Люди — труда. Рекомендации: воспитательное занятие построить на основе анализа экскурсий. | 1.Беседа «Люди — труда». 2.Презентация. 3.Работа с кроссвордом. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Провести сравнительный анализ рабочих мастерской и фермы. Выделить характерные особенности для каждой профессии (специальности) | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
Календарно-тематическое планирование на III четверть |
17. | Профессия моих родителей. Рекомендации: круглый стол со своими родителями. | 1.Беседа «Профессия моих родителей» 2.Тест «Что я знаю о своих родителях». 3.Подведение итогов занятия. | 1 | | Через воспитательное мероприятие, привить любовь и благодарность детям по отношению к своим родителям. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
18. | Люди – труда. Рекомендации: Просмотр художественного фильма, обсуждение. | 1.Беседа «Люди – труда» 2.Подготовка альбома. 3.Подведение итогов занятия. | 1 | | Через наглядный пример прививать учащимся любовь к труду и желанию трудиться. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие | Словесные, наглядные, практические. |
19. | Анализ художественного фильма. | 1.Вступительная беседа. 2.Характеристика главных героев, качеств их трудовой деятельности. 3.Подведение итогов. | 1 | | Характеристика главных героев, качеств их трудовой деятельности. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
20. | Трудовой час. | 1.Составление плана работы воспитанниками. 2.Распределение обязанностей. 3.Уборка территории. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие умений трудиться. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
21. | Экскурсия в почтовое отделение. | 1.Психологический настрой. 2. Экскурсия. 3.Подведение итогов. | 1 | | Познакомить воспитанников с организацией производства, должностными инструкциями рабочих к требованиям по выполнению трудового задания. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Экскурсия. | Словесные, наглядные, практические. |
22. | Межличностные отношения в трудовом коллективе. Рекомендация: взять за основу классный коллектив. | 1.Беседа «Я и коллектив» 2.Разбор жизненных ситуаций. 3.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Формирование у воспитанников умения работать в коллективе. Учить слушать своего собеседника при решении трудового конфликта. | Иметь представление о межличностных отношениях в трудовом коллективе. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
23. | Межличностные отношения в трудовом коллективе. | 1.Беседа «Я и коллектив» 2.Распределение обязанностей и определение должностных инструкций. 3.Подведение итогов деятельности. | 1 | | На основе класса создать трудовую бригаду и распределить обязанности между учащимися. Разработать должностные инструкции на каждого ученика | Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
24. | Распределение трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. | 1.Беседа «Трудовые обязанности». 2.Обыгрывание понятия «бригадный метод». 3.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Формирование бригадного метода работы на примере воспитанников. Контроль за качеством выполнения трудовых обязанностей. | Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
25. | Тестирование «Диагностика пройденного материала». | 1.Тестирование «Диагностика пройденного материала». 2.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Проверка знаний, умений и навыков. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. Знать о распределении трудовых обязанностей. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
26. | Трудовой час. | 1.Составление плана работы воспитанниками. 2.Распределение обязанностей. 3.Уборка территории. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Контроль за качеством выполнения трудовых обязанностей. | Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
27. | Анкетирование воспитанников «Моя будущая профессия». | 1.Анкетирование«Моя будущая профессия». 2.Подведение итогов. | 1 | | С помощью проведения анкетирования определить склонности воспитанников, к какой – либо профессии. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
28. | Встреча с руководителями предприятий. | 1.Беседа «Что значит руководить». 2.Ролевая игра «Я руководитель». 3.Подведение итогов деятельности. | 1 | | На практическом примере показать воспитанникам проблемы, сложности руководства коллективом через рассказ руководителей определить положительные черты их коллектива | Иметь частичное представление о сложности руководства коллективом. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
Календарно-тематическое планирование на IV четверть |
29. | Экскурсия на хлебопекарню пгт. Междуреченск. | 1.Психологический настрой. 2. Экскурсия. 3.Подведение итогов. | 1 | | Познакомить воспитанников с организацией производства, должностными инструкциями рабочих, к требованиям по выполнению трудового задания. | Иметь представление об организации производства. | Экскурсия. | Словесные, наглядные, практические. |
30. | Трудовой час. | 1.Составление плана работы воспитанниками. 2.Распределение обязанностей. 3.Уборка территории. 4.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие навыков самостоятельного выполнения трудовой деятельности. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
31. | Трудовой час «Один день работы на производстве» Рекомендации: Закрепить за каждым ребёнком наставника. | 1.Провести трудовой час с работника производства. 2.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие навыков пооперационной работы в коллективе. Требования к специальности рабочий. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
32. | Трудовой час «Один день работы на производстве» Рекомендации: Закрепить за каждым ребёнком наставника. | 1.Провести трудовой час с работника производства. 2.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие навыков пооперационной работы в коллективе. Требования к специальности рабочий. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
33. | Трудовой час «Один день работы на производстве» Рекомендации: Закрепить за каждым ребёнком наставника. | 1.Провести трудовой час с работника производства. 2.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие навыков пооперационной работы в коллективе. Требования к специальности рабочий. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
34 | Трудовой час «Один день работы на производстве» Рекомендации: Закрепить за каждым ребёнком наставника. | 1.Провести трудовой час с работника производства. 2.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Привитие навыков пооперационной работы в коллективе. Требования к специальности рабочий. | Уметь планировать трудовую деятельность. Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |
35. | Способность к труду – главное качество человека. | 1. Беседа о труде, его значении в жизни человека. Просмотр презентации. Подведение итога занятия. | 1 | | Формирование у воспитанников сознательного отношения к труду. | Владеть общими трудовыми умениями. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, наглядные, прак |
36. | Тестирование «Диагностика пройденного материала». | 1.Тестирование «Диагностика пройденного материала». 2.Подведение итогов деятельности. | 1 | | Проверка знаний, умений и навыков. | Иметь представление о ряде некоторых профессий. Знать о распределении трудовых обязанностей. | Практическое занятие. | Словесные, наглядные, практические. |