Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ Хафизова Е.Н. « »____2018г. | Утверждаю Директор МОУ «ТШИ СОО» ________ М.Б.Саруханян Приказ №_______ от «____»____2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Акимовой Татьяны Николаевны
Ф.И.О., (категория)
коррекционно-логопедической работы с учащимися школьного возраста
с нарушение слуха
Предмет, класс
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционной работы разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных логопедических занятий со слабослышащими (позднооглохшими) обучающимися на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2 .Закона об «Образовании РФ» № 273 ФЗ от 29.12.12г с последующими изменениями и дополнениями.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года №АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
4. Приказа МО РФ от 10.04.2002 года № 29 \2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
5. АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших МОУ «ТШИ СОО».
Полноценное включение в общество слабослышащих людей предполагает у ребёнка с нарушением слуха способности свободно понимать обращенную к нему словесную речь собеседника и самим быть понятым. От качества устной речи слабослышащего ребёнка (возможности её восприятия и воспроизведения) зависит не только его социальная адаптация, но и профессиональная подготовка в дальнейшем, поэтому в обучении слабослышащих детей центральное место занимает работа по преодолению речевого недоразвития уч-ся посредством специального обучения языку, одним из разделов которого является работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих
обучающихся.
Слабослышащие дети – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. У слабослышащих -степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.
Многие слабослышащие школьники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из –за неразличения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.
Общая характеристика речевого развития (Сайфутдиновой Г.) учащейся 5 класса
Сайфутдинова Гульназ Нарисовна 14.12.2006 года рождения
Родной язык: русский.
На оба уха носит слуховой аппарат.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Изолировано все звуки произносятся в норме, но в речи общая смазанность артикуляции. Грубое нарушение звуко-слоговой структуры. Фонематическое восприятие и слуховая дифференциация звуков грубо нарушена: оглушение звонких согласных, затруднено восприятие глухих звуков, невнятное произношение безударных слогов, усечение слов. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики. Испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Не умеет подбирать антонимы, синонимы к словам. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Испытывает трудности в актуализации словаря- с трудом подирает родственные слова, смешивает слова по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству.
Грамматический строй речи: неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует усвоению грамматических связей между словами. Практическими способами словообразования и словоизменения не владеет. Наблюдаются аграмматизмы при согласовании существительных с прилагательными в роде числе и падеже, глагола с личными местоимениями в лице и числе. Не умеет самостоятельно образовывать глаголы движения при помощи приставок, образовывать относительные, притяжательные, качественные прилагательные. В речи использует простые малораспространенные предложения из 2-3 слов.
Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок все смысловые звенья были правильно восприняты, но сам рассказ не оформлен. Составление рассказа по картинке заключатся в перечислении знакомых объектов. Сюжетная линия не прослеживается. Пересказ простого текста выполняет после многократного прочтения и тщательного разбора содержания, которое сопровождается наглядным иллюстрированием.
Письменная речь: из-за неточности слухового восприятия при письме под диктовку усекает структуру слов: пропуски букв, слогов, слов. Списывание выполняет без ошибок. Читает 40 слов в минуту. Способ чтения –слоговой. При чтении усекает структуру слова. Нарушено понимание прочитанного. Знаки препинания не соблюдает.
Заключение. Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Нарушение процессов формирования чтения и письма. Смешанная форма дисграфии.
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с нарушением слуха, позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «ТШИ СОО» на 2017-2018 учебный год, для коррекционного курса «Логопедические занятия» в 5 классе отводится 16 часов из расчета 0,5 часа в неделю.
Цель программы: максимальное использование и развитие слуховых возможностей учащегося для формирования и развития устной речи как средства общения и познания окружающей действительности в условиях усиленного компонента слухоречевой среды, направленного на развитие и коррекцию речевого слуха.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабослышащих обучающихся.
Программа направлена на решение следующих задач:
– формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух с индивидуальным слуховым аппаратам и без, исключая зрение;
– развитие речевого слуха на основе коррекции и формирования речевого поведения с активным использованием слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;
– развитие и использование слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
– обогащение слуховых представлений об окружающей действительности посредством использования аудиозаписей;
– формирование естественной, фонетически внятной, грамотной, членораздельной, максимально выразительной устной речи как средства коммуникации.
Принципы:
Соблюдение интересов ребенка.
Учет особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих обучающихся.
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Направления и содержание коррекционной работы:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
-диагностику отклонений в речевом развитии, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
- определение оптимального педагогического маршрута;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы;
- оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;
Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка. В качестве источников диагностического инструментария используется тестовая методика, предложенная Т.А. Фотековой. Проведенное обследование позволяет составить индивидуальные речевые профили, содержащие показатели успешности (в %) по всем разделам проведенной диагностики речевых функций.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года, с целью определения сдвигов у детей в развитии речевых функций. Полученные результаты анализируются и фиксируются в речевых профилях (в виде таблиц и диаграмм).
Коррекционно-развивающая работа включает:
Работа по слухоречевому развитию слабослышащих осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухоречевых навыков предусматривает:
- интенсивное развитие речевого слуха;
- развитие связной (письменной и устной) речи;
- формирование навыков коммуникативного общения;
-выработку слухозрительной основы для восприятия устной речи (как с помощью слухового аппарата, так и без него;
-усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи;
-обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках;
-совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации.
Коррекционно-развивающая работа определяет следующие принципы
- Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития).
- Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
началу коррекционной работы предшествует этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах, и на основании этого заключения – построение коррекционной работы, исходя из ближайшего прогноза развития;
постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы с целью внесения необходимых корректив в работу.
- Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через активизацию деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
- Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизиологических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа создает оптимальные возможности для индивидуализации развития.
- Принцип динамичности восприятия заключается в разработке заданий
проблемного характера. Решение проблемных ситуаций, преодоление трудностей
способствует развитию учеников, раскрытию их способностей и возможностей. Каждое задание переходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен ребенку. Это позволяет поддерживать мотивацию учащихся к занятиям, повышает самооценку, дает радость от преодоления трудностей.
- Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся навыка переноса информации, следовательно механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
- Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает создание благоприятного эмоционального фона на занятиях, стимулирование у детей положительных эмоций.
Консультативная работа включает:
Обеспечение непрерывности специального сопровождения слабослышащих обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слабослышащими обучающимися единых для всех участников образовательного процесса (школьный ПМПк);
- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы со слабослышащими;
- консультативную помощь родителям (законным представителям) в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребенка.
Информационно- просветительская работа
Информационно- просветительская работа, направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационная работа включает:
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения слабослышащих обучающихся;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей слабослышащих обучающихся;
- проведение индивидуальных консультаций с целью повышения родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Организационные формы коррекционно-развивающей работы
Формирование слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия)
Цель индивидуальных занятий- слухоречевое развитие обучающихся, овладение речью как средством общения и познания окружающего мира, создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Задачи: формирование и развитие речевого слуха; формирование произносительной стороны речи; развитие речи и языковой способности как важнейших условий реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Структура индивидуального занятия:
Iчасть- формирование произносительной стороны речи.
II часть- формирование речевого слуха.
I часть- формирование произносительной стороны речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- автоматизация произношения звука в начальной, конечной и интервокальной позициях на материале слогов, слов, предложений, текста; дифференциация звуков;
- формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
II часть- формирование речевого слуха.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речевого слуха учащихся (с индивидуальными аппаратами и без них) на различном речевом материале (тексты разных жанров и стилей, фразы разговорно-обиходного характера, словосочетания и отдельные слова).
-закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия.
Содержательный раздел программы
Формирование произносительной стороны устной речи.
Формирование произносительной стороны устной речи в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. При этом на занятиях используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются учеником на основе подражания. Работа по формированию произносительной стороны устной речи проводиться с использованием индивидуальных слуховых аппаратов, на разнообразном речевом материале
Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении.
Речевое дыхание. Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.
Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением (сопряженно и отраженно). Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).
Звуки и их сочетания. Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: а, о, у, и, э, ы, п, м, т, к, ф, в, с, з, ш, ж, х, н, л, б, д; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); после разделительных ъ, ь; позиционное смягчение согласных перед гласными.
Дифференцированное произношение звуков: гласных а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у; согласных звуков, родственных по артикуляции: носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д; глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, с—з, ш—ж.
Слово. Воспроизведение слова по образцу учителя, графическому знаку, ритмов с помощью рисунков, схем. Подбор слов к соответствующим ритмам.
Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами). Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отражённо, по надстрочному знаку):
Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отражённо). Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно). Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи.
Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. Работа над произношением проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами. Формирование произносительной стороны устной речи проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: изолированное произнесение звука; повторение слогов, слов за учителем; чтение слогов, слов; вставка пропущенной буквы в слова, чтение слов; подбор слов на заданный звук; составление словосочетаний, предложений из слов; чтение стихов, текстов; отгадывание загадок, ребусов; называние картинок; ответы на вопросы по картинкам; дополнение словосочетаний и предложений по картинке; работа с подстановочными таблицами; составление рассказа по картинке (серии картин), по опорным словам и др.
Формирование речевого слуха
Содержание работы по развитию речевого слуха включает восприятие речевых и неречевых звучаний, музыки; закладывает основы представлений слабослышащих и позднооглохших обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных неречевых звучаний, музыки и шумов, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире. Создаются предпосылки к формированию навыков общения слабослышащих и позднооглохших с окружающими при помощи не только внятной, но и эмоционально-выразительной речи, повышается их культурный уровень.
Содержание работы:
Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звучаний, музыки, ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных шумов, формирование навыков практической ориентации в звучащем мире.
Восприятие слухозрительно и на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности.
Восприятие на слух небольших текстов, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся; понимание содержания текста и выделение его главной мысли. Восприятие на слух фраз, содержащих незнакомые слова, словосочетания; восприятие на слух текстов с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом. Восприятие на слух информации по радио, телевидению.
Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков.
Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности типа: Как ты слышишь? Как зовут твою учительницу? Какой сейчас урок? Работая над различением речи на слух учить: различать имена и фамилии обучающихся; простейшие поручения; вопросы; целевые установки (будем слушать, будем говорить, будем играть и т.д.)
Восприятие на слух речевого материала относящегося к изучению общеобразовательных предметов по теме: «Летние каникулы», «Школа. Школьные принадлежности» «Осенние изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Зима», «Одежда», «Весна», «Дикие животные».
Подбор неречевых звучаний, также как и речевых, производится по темам: «Летние каникулы», «Школа. Школьные принадлежности» «Осенние изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Зима», «Одежда», «Весна», «Дикие животные» и т. д.
Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Работая над ритмико-интонационной структурой речи учить:
- определять темп и характер речи учителя (громко, тихо, быстро, медленно;
- различать и воспринимать ритм простейших слогосочетаний типа: та, па, таТА, Папа, таТАта, папаПА, Татата и т.д.
- определять и воспроизводить ритм слов, из выше перечисленных тем.
- определять количество слогов в словах, устанавливать их последовательность (односложные, двухсложные, трёхсложные слова) из выше перечисленных тем.
- определять начало и конец словосочетаний.
- нотировать словосочетания и простые предложения с голоса учителя.
- воспринимать речевой материал с электронного носителя /сказки, стихи, рассказы/.
Результаты освоения программы коррекционной работы
Личностные результаты:
- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;
- выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;
- владение достаточным запасом фраз и определений; представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой;
- приобретение навыков социокультурной адаптации, включая понимание жизненных ситуаций, в которых звучит музыка, используются различные виды музыкально-исполнительской деятельности;
- развитие эстетического взгляда на мир, духовно-нравственных и этических чувств, эмоционального отношения к искусству, уважения к культурным традициям своего народа и других народов мира;
-продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе словесной речи при решении творческих задач;
-развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации.
Метапредметные результаты:
- применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;
-участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты;
- готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности причин неуспешности, коррекции собственных действий;
- готовность к логическим действиям –анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации;
- активная реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми, в том числе имеющими нарушение слуха и слышащими взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты:
- умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации;
- контроль за собственным произношением;
- освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи;
- соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии;
- восприятие на слух (с аппаратами) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;
- достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности;
- освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.
Условия реализации программы:
А) Нормативно – правовое обеспечение:
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Инструктивное письмо Минообразования РФ от 14 декабря 2000г. №2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Закон РФ «Об образовании Российской Федерации»» от 29.12.2012 года №273-ФЗ
Должностная инструкция учителя – логопеда;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года №АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Б) Психолого – педагогическое обеспечение:
Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, психических, умственных перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм).
В) Программно – методическое обеспечение:
Волкова Л.С., Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова Логопедия 1-е ,2 -е изд.. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. –М.: гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2004
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/ сост. О.В.Епифанова.-Волгоград: Учитель, 2010
Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: ВЛАДОС, 2001.
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., и др. – СПб.: КАРО,2006.
Мазанова Е.В. Коррекция аграматической дисграфии.- М.: ГНОМ и Д, 2008.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.- М.: ГНОМ и Д, 2008.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.- М.: ГНОМ и Д, 2008.
Павлушникова Н.Н. Харитонова Р.И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. / М.: Изд. «Гном и Д», 2006.
Дислексия, или почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина-Ростов н/Д : Феникс,2014.
Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников.- М.: В.Секчёв,2014.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Нац. Книжный центр,2015.
Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Учебно-методическое пособие. 6-е изд.-М.: Генезис,2014.
Лебедева П.Д. Коррекционная работа со школьниками с задержкой психического развития. СПб.:КАРО, 2004.
Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы) СПб.:КАРО, 2010
Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР.-М.:ТЦ Сфера, 2011.
Коноваленко В.В. Различаем парные твердые- мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет.-М.: ИЗД. ГНОМ, 2017.-144с.
Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы.-М.:Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2015.
Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографиии у младших школьников часть1,2- М.: Редкая птица,2017
Интернет ресурсы:
http://www.boltun-spb.ru/ http://www.logoped-sfera.ru/ http://igrobukvoteka.ru/ http://www.r-rech.ru/ http://nsportal.ru/ | http://games-for-kids.ru/ http://logoburg.com/ http://www.logoped.ru/ http://www.logopedmaster.ru/ http://festival.1september.ru/ |
Г) Материально – техническое обеспечение:
Школа – интернат имеет надлежащую материально – техническую базу, позволяющую обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14. 12. 2000 г.№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
1 | Столы с зеркалами | 7 | Столы для детей |
2 | Зеркала для индивидуальной работы | 8 | Детские стулья |
3 | Спирт, вата | 9 | Шкафы для хранения пособий |
4 | Настенные часы | 10 | Стеллажи для хранения игр |
5 | Магнитная доска | 11 | Стол для логопеда |
6 | Наборное полотно | 12 | Демонстрационные материалы: плакаты «Алфавит»; «Звонкие и глухие согласные» |
Технические средства
1 | Компьютер Pentium4 |
2 | Принтер: HP Laser Jet Pro 400 MFP m 425dw |
3 | Колонки Genius |
4 | Аудиозаписи (звуки улицы, природы — шум дождя, ветра, моря и т. п.) |
5. | Тренажер «Звуковой анализ слов» |
Материал для работы над звуковой культурой речи
1 | Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки). |
2 | Комплексы артикуляционной гимнастики. |
3 | Демонстрационные фото артикуляционных упражнений. |
4 | Картинки-символы артикуляционных упражнений. |
5. | Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью. |
6. | Игра «Читаем и составляем слова» |
7. | Игра «Угадай слово по первым звукам» |
8. | Игра « Времена года» |
9. | Звукотаблицы |
10. | Игры на развитие фонематического слуха «Твердые согласные звуки» 2 части |
11 | Игры для автоматизации произношения звуков [ Б ] [ Б '] [П ] [П '] |
12 | Игры «Буква-сестрички», «Речевая тропинка», «Десять гласных подружек» |
13 | Лото «Веселые звуки» |
Материал для работы над внеречевыми процессами
1 | Игры для развития мелкой моторики |
2 | Игры для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики |
Материал для работы над словарем, лексико-грамматическим строем речи,
формированием связной речи
1 | Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по лексическим темам. |
2 | Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»). |
3 | Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»). |
4 | Материал для усвоения категории числа («Один - много») |
5. | Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»). |
6. | Опорные картинки для составления сюжетных рассказов. |
7. | Схемы для составления описательных рассказов. |
Материал для коррекции письма и чтения
1 | Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова |
2 | Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова |
3 | Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» 2 части Е.В. Мазанова |
4 | Альбом упражнений «Учусь не путать буквы» 2 части Е.В. Мазанова |
5 | Задания по развитию звукового анализа и синтеза |
6 | Задания на закрепление навыков по дифференциации парных глухих и звонких согласных в словах. |
7 | Задания по развитию звукового анализа и синтеза |
8 | Задания на совершенствование фонематического восприятия |
| |
| |
9 10 | Тренажер по русскому языку для учащихся 2-4 классов «Безударные гласные, проверяемые ударением» Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографиии у младших школьников часть1,2- М.: Редкая птица,2017 |
Индивидуальный план коррекционно-логопедической работы
с учащейся 5 класса Сайфутдиновой Гульназ
№ | Дата проведения | Тема занятия/ количество часов | Содержание работы | Примечания |
По плану | По факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 2 | 14.09 28.09 | | Предложение и слово. | Дать понятие о том, что «слово»- часть предложения. Практически усвоить слова, обозначающие живые и неживые предметы. | |
3 | 12.10 | | Слова –предметы, слова действия. Дифференциация звуков [c] [c']. | Различение существительных и глаголов. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | |
4 | 26.10 | | Слоговой анализ слов. Дифференциация звуков [c] [c']. | Развивать навык слогового анализа и синтеза. Обогащение номинативного словаря. | |
5 | 16.11 | | Слова – признаки. Дифференциация звуков [з] [з']. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. | |
6 7 | 30.11 14.12 | | Имя существительное. Род и число имен существительных. | Закрепление навыка образования множественного числа существительных именительного падежа. Формирование навыка дифференциации имен существительных единственного и множественного числа. | |
8 9 | 11.01 25.01 | | Согласование существительных и прилагательных. Дифференциация звуков [с-з]. | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Устранение аграмматизма в устной речи. | |
10 | 08.02 | | Имя прилагательное. | Развитие словаря признаков. | |
11 | 22.02 | | Род имен прилагательных. Дифференциация звуков [ч-ц]. | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Устранение аграмматизма в устной речи. | |
12 | 15.03 | | Мужской род имен прилагательных. Дифференциация звуков [ч-ц]. | Формирование навыка дифференциации имен прилагательных мужского рода. Развитие словаря признаков. Устранение аграмматизма в устной речи. | |
13 | 12.04 | | Женский род имен прилагательных. Дифференциация звуков [ч-ть]. | Формирование навыка дифференциации имен прилагательных женского рода. Развитие словаря признаков. Устранение аграмматизма в устной речи. | |
14 | 26.04 | | Средний род имен прилагательных. | Формирование навыка дифференциации имен прилагательных среднего рода. Развитие словаря признаков. Устранение аграмматизма в устной речи. | |
15 | 17.05 | | Число имен прилагательных. | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Устранение аграмматизма в устной речи. | |
16 | 31.05 | | Повторение пройденного. | Проверка усвоения учебного материала. | |
| Всего: 16 занятий |
17