СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, получение ими художественного образования, а так же на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося.
Программа направлена на развитие творческих способностей, образного мышления обучающихся, воспитанию основам и навыкам изобразительной грамоты, самостоятельной работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
нормативный срок обучения - 8 лет
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.06.
«КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ»
г. ТАЙШЕТ
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МКУДО ТДХШ РАССМОТРЕНА: Методическим советом МКУДО ТДХШ РАССМОТРЕНА: Родительским комитетом МКУДО ТДХШ
| «Утверждаю» Директор МКУ ДО ТДХШ
|
Разработчик – Мантузова Ирина Александровна,
директор, преподаватель высшей квалификационной категории
МКУДО ТДХШ
Рецензент – Маврина Валентина Николаевна,
Заместитель директора по УЧ МКУДО «ДШИ г.Бирюсинска»
Структура программы учебного предмета
1 Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Содержание разделов и тем. Годовые требования;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы ;
6. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература;
- Учебная литература;
- Средства обучения.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требовании к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» (далее - ФГТ).
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, получение ими художественного образования, а так же на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты.
Программа направлена на развитие творческих способностей, образного мышления обучающихся, воспитанию основам и навыкам изобразительной грамоты, самостоятельной работы. Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Нормативный срок обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» - 8 лет. Срок реализации программы учебного предмета «Композиция станковая» - 5 лет (4-5-6-7-8 классы).
Возраст обучающихся 9,6-17 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Композиция станковая» составляет 924 часов из них на аудиторные занятия - 363 час, на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся - 561 часов.
Распределение учебного времени по годам обучения
| 4 кл. | 5 кл. | 6кл. | 7 кл. | 8 кл. |
Аудиторные занятия | 66 | 66 | 66 | 66 | 99 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 |
Объем максимальной нагрузки | 165 | 165 | 165 | 198 | 231 |
Недельная нагрузка (в час)
| 4кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. |
Аудиторные занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Объем максимальной нагрузки | 5 | 5 | 5 | 6 | 7 |
Форма учебных аудиторных занятий по предмету и проведения консультаций - мелкогрупповые занятия (численностью от 5 до 10 человек).
Виды занятий - аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).
Виды аудиторных занятий:
- урок (работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально)
- практическое занятие.
Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:
- выполнение домашнего задания обучающимися;
- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);
-участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
По предмету предусмотрены консультации - 40 часов (8 часов в каждом классе). Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзамену, просмотрам, творческим конкурсам и могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.
Цель: художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета «Композиция станковая» художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи учебного предмета:
- развить интерес к изобразительному искусству и художественному творчеству
- освоить последовательно двух- и трехмерное пространство
- ознакомить с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции
- изучить выразительные возможности тона и цвета
- развить способности к художественно-исполнительской деятельности
- обучить навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами
- приобрести опыт творческой деятельности
- сформировать у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
Структура программы
Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ и содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
-Содержание.
Отражает распределение учебного материала по годам обучения, раскрывает задачи учебного процесса на каждый год обучения. Описывает формы, и продолжительность исполнения заданий с учетом распределения учебного времени на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятий. Количество заданий, материалы их исполнения.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
Композиция помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, а также, помогает выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и развитию художественного вкуса. Преподавание композиции связано со всей практической работой по рисунку и живописи. Композиция является объединяющей дисциплиной, и дает возможность в учебных работах реализовывать знания, полученные на уроках рисунка и живописи, так как все предметы в своей совокупности составляют единый образовательный процесс.
2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Содержание учебного предмета
4 класс
Развитие творческого потенциала обучающегося четвертого класса является одной из главных задач преподавателя. Необходимо пробудить в ребенке активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. При общей теме задания и общих требованиях, работа с обучающимися должна быть строго индивидуальна. Преподавателю необходимо выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика.
Законы композиции, теоретические положения могут быть поняты обучающимися только тогда, когда они тут же проверяются практической работой. Фундаментальная направленность программы четвертого класса – освоение обучающимся картинной плоскости. В четвертом классе обучающийся должен научиться выбирать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, получить представление об организации изобразительной плоскости. Познакомиться с понятием замкнутая и фрагментарная композиция. Научиться выделять главное и подчинять второстепенное в решении композиции. Познакомиться с понятием колорита, эмоциональной характеристикой цвета и ее роли в образном строе композиции – создании состояния, настроения, образа. Так же преподаватель должен дать понятие ритма, как средства композиционного строя: горизонтальный, вертикальный, диагональный, раковинообразный (спираль), научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха. Обучающиеся выполняют упражнения на статику и динамику в композиции.
Для того чтобы обучающийся мог приступить к работе над сюжетной композицией, целесообразно проделать несколько простых композиционных упражнений.
В четвертом классе достаточно дать одно задание, для выполнения которого обучающимся потребуется собрать изобразительный материал - делать наброски и зарисовки.
С четвертого класса обучающиеся выполняют домашние задания. Это могут быть наброски, зарисовки напрямую связанные с композиционным заданием или короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач.
Все задания выполняются на листах от 1/4 до 1/2 листа. Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 4 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных законов композиции;
знание общепринятых профессиональных терминов художника;
уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: формат и размер плоскости картин; ритм (динамика, статика, покой, хаос); линию и силуэт; закон равновесия; закон контраста форм и пятен, колорит в композиции;
умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;
умение компоновать изображение в листе.
умение вести работу над форэскизом (II полугодие).
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы
| Мате-риал испол-нения | Общий объем времени (в часах) | |||||
Аудиторные занятия | Само-стоя-тель-ная рабо-та | Макси- мальная учеб-ная нагруз-ка | ||||||
Тео-рия | Практика | Все-го час. | ||||||
I полугодие
| ||||||||
1 | Задание №1. Вводная беседа. Виды и жанры ИЗО. Цель задания: Знакомство с предметом «Композиция» и его значением в художественной деятельности (показ репродукций). Самостоятельная работа: Зарисовка копии работ художника из анималистического жанра. | |
| - | 2 | 3 | 5 | |
2 | Задание №2. Полосатое или пятнистое животное (жираф, зебра, тигр, кошка). Цель задания: Знакомство с типами форматов (прямоугольник горизонтальный, вертикальный, квадрат). Организация плоскости листа. Крупное изображение в листе. Выбор интересного движения животного. Равновесие черного и белого пятна. Формат и масштаб изображения. Самостоятельная работа: Выполнить упражнение на компоновку силуэта кошки в круг, овал. | Черная гуашь, тушь, кисть /А 3 | 1 | 3 | 4 | 6 | 10 | |
3 | Задание № 3 Составить композицию (из объектов, решенных различными видами линий, портрет из осенних плодов, портрет инопланетянина, фантастическое животное, зимние забавы) Цель задания: Развитие фантазии и воображения. Крупное изображение в листе. Изобразительные средства, контраст форм и пятен: линия, силуэт, цветовое пятно, фон. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала, литература. Зарисовки на заданную тему. | Гуашь /А2 | 1 | 9 | 10 | 15 | 25 | |
4 | Задание № 4 Суприматические упражнения. «Птицы в небе», «Волны», «Дождь» и т.д. Цель задания: Знакомство со средством композиции - ритмом. Показать статику, динамику, раскачивание. Композиция геометрических форм (квадрат, круг, треугольник), их расположение, размер и интервалы между ними, выбор формата. (Ритмическая организация листа способом повторения и группировки) Самостоятельная работа: Выполнить упражнения на ритм « Снегопад» в холодной гамме. | Цв. бумаг, гуашь /А 3 | 1 | 3 | 4 | 6 | 10 | |
5 | Задание № 5 Контрольная работа. Композиция «Ветер», «Метель», «Листопад»… Сюжетно-тематическая композиция из 2-3 фигур «Спор», «Зимние забавы » Цель задания: Закрепление понятия динамики - статики. Изучение способов передачи движения на плоскости. Самостоятельная работа: Подбор материала, литература. Зарисовки на заданную тема. Разработка серии в карандаше эскизов. Контрольный просмотр работ учащихся. | Гуашь/ А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 | |
I полугодие | ||||||||
6 | Задание № 6 «Мир насекомых и цветов» - композиция из цветов и насекомых во фронтальном положении Цель задания: Знакомство с симметрией в природе. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Зарисовки растений, насекомых. | Акварель, гелевая ручка/А3 | 1 | 3 | 4 | 6 | 10 | |
7 | Задание № 7 Сюжетная композиция «В Зоопарке», «Цирк», «Мое любимое животное. Цель задания: Знакомство с понятием асимметрии. Уравновешенность асимметричной композиции. Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки животных. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 | |
8 | Задание № 8 Сказки и фантазии. Цель задания: Знакомство со способами выделения композиционного центра. Выделение главного и второстепенного. Равновесие. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь /А 2 | 1 | 9 | 10 | 15 | 25 | |
9 | Задание № 9 Портретная композиция («Портрет мамы», «Портрет друга», «Русский богатырь», « Автопортрет», «Моя будущая профессия» и т.д.) Цель задания: Знакомство с законами композиции (закон цельности, закон типизации, закон подчинения, закон контрастов) Крупное изображение в листе. Соотношение человеческой фигуры и пространства. Декоративное решение образа. Выразительность композиции. Передача характера портретируемого через позу, детали одежды и предметы. Самостоятельная работа: Выполнить портретные зарисовки, этюды друзей, зарисовки автопортрета, автопортрет. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 | |
10 | Задание № 10 Экзаменационная работа 1) Сюжетно-тематическая композиция «Моя семья», «Вечер в моем доме»… 2) Сюжетно-тематическая композиция «Люди и животные» Цель задания: Колорит. Эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции. Самостоятельная работа: Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 | |
Итого за 4 класс | | 9 | 57 | 66 | 99 | 165 |
Содержание учебного предмета
5 класс
В пятом классе закрепляются и углубляются навыки работы над композицией. Развивается образное мышление обучающихся, как главное качество творческой личности.
В пятом классе обучающиеся учатся последовательно вести работу над темой: от первоначального эскиза, через сбор материала и натурные зарисовки. Ведутся поиски выразительного композиционного и цветового решения с помощью форэскизов. В процессе работы над темой преподаватель проводит просмотр - анализ работ - общий для всего класса и индивидуальный.
Закрепляются понятия силуэта, масштабности, ритма, равновесия, сюжетного центра композиции. Обучающиеся знакомятся с понятием «контраст». Контраст линий, форм, величин, тона, цвета. Раскрытие смысла событий и идей через столкновение противоборствующих сил. Изучаются тональная и цвето - тональная пластика композиции, цветовой контраст и цветовая гармония.
Темами домашней, самостоятельной работы становятся сбор материала и натурные зарисовки для композиции или короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач.
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа.
Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 5 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знать особенности композиции в разных жанрах (натюрморт, портрет, жанровая композиция);
уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: контраст и нюанс, симметрию и асимметрию, сюжетно-композиционный центр, выразительность цветового и ритмического построения;
умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;
умение компоновать изображение в листе.
умение вести работу над форэскизом.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы
| Мате-риал испол-нения | Общий объем времени (в часах) | ||||
Аудиторные занятия | Само-стоя-тель-ная рабо-та | Макси- мальная учеб-ная нагруз-ка | |||||
Тео-рия | Практика | Все-го час. | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Задание № 1 Сюжетно-тематическая композиция («Базар», «Ярмарка», «Осенний натюрморт», Магазин», « Люди в городе», « Транспорт»). Цель задания: Ритм. Выделение композиционного центра. Знакомство со способами выделения композиционного центра. Накопление практических навыков в подготовительной работе над заданием (наблюдения, зарисовки). Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Упражнение на компоновку 2 - 4 предметов. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 |
2 | Задание № 2 Выполнить сюжетную композицию "Окно" Цель задания: Силуэт. Контражур. Передача характерных особенностей силуэтов предметов, находящихся в контражуре. Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки пейзажа (силуэт) | Гуашь, маркер, тушь, гелевая ручка /А3 | 1 | 3 | 4 | 6 | 10 |
3 | Задание № 3 1)Выполнить иллюстрацию к стихотворению о природе. Найти образное композиционное решение. 2) Выполнить сюжетно-тематическую композицию "Сельский пейзаж" Цель задания: Знакомство с воздушной и линейной перспективой. Пространство и его свойства, плановость. Выразительность цветового решения. Самостоятельная работа: Выполнить этюд осеннего пейзажа. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 |
4 | Задание № 4 Иллюстрация к сказкам "Дюймовочка", "Слон и Моська", "Гулливер в стране лилипутов", "Мальчик с пальчик", портрет сказочного персонажа ( доброго и злого), Цель задания: Противопоставление доброго - злого. Передача эмоционального восприятия образа добра и зла. Контрасты линий, форм, величин, цвета, тона. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь /А 3 | 1 | 5 | 6 | 9 | 15 |
5 | Задание № 5 Контрольная работа. Сюжетно-тематическая композиция на тему зимы. («Праздник русской зимы», «Зимние игры, забавы», «Рождество», « Колядки»). Цель задания: Поиск наиболее интересного решения темы. Выразительность эмоциональной динамики события через решение сюжетно-композиционного центра, через цветовое и ритмическое построение композиции. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов. Контрольный просмотр работ учащихся. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 |
II полугодие | |||||||
6 | Задание № 6 Иллюстрации к сказкам, стихам. «Сказки моей бабушки», « Колыбельная» Цель задания: Статика. Образно-пластическая организация листа. Колористическое решение на нюансных отношениях. Возможность сделать «свою» книгу - раскладушку.. Желательно одно из произведений прочесть в классе вслух — с одновременными раскадровками по тексту и последующим их разбором. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь, акварель,гелевая ручка,фломастеры, /А 5 | 1 | 9 | 10 | 15 | 25 |
7 | Задание № 7 Композиция на тему спорта . « Скачки», « Прыжок в высоту», « Велосипедисты». Динамическая композиция « Звездное небо», « Полет кометы»… Цель задания: Изучение способов передачи движения на плоскости Выразительное композиционное и цветовое решение. Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета. Самостоятельная работа: Разработка серии в карандаше эскизов. Упражнение на компоновку 2-4 предметов. | Гуашь /А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 |
8 | Задание № 8 Экзаменационная работа. Выполнить сюжетную композицию "В неземные цивилизации» Цель задания: Организация плоскости. Выделение главного и подчинение ему всех деталей. Повторение изученных законов композиции. Закрепление понятий «статика-динамика», «контраст». Выразительное композиционное и цветовое решение. Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь /А 2 | 1 | 13 | 14 | 21 | 35 |
Итого за 5 класс | | 5 | 61 | 66 | 99 | 165 |
Содержание учебного предмета
6 класс
В шестом классе получают дальнейшее развитие задачи обучения композиции. От заданий на развитие воображения, фантазии, постепенный переход к воспитанию умения видеть, отражать в композиции типичное, значительное в окружающей жизни.
Необходимо поддерживать композиционные пристрастия обучающихся, поскольку они часто являются признаком дарования.
Большое внимание преподаватель должен уделять развитию образного мышления в процессе создания композиции.
Увеличивается время работы над эскизами и изучением материалов по теме. Эскиз, как основная форма проявления композиционного замысла. Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом, пространственном.
В композицию вводится пейзаж, интерьер, создается смысловое единство действия и окружения. Линия горизонта – низкая, высокая, равновесная. Рассматривается влияние выбранной точки зрения на образный эмоциональный строй композиции.
Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения).
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат выбирается индивидуально в зависимости от сложности композиции. Он должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 6 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знать особенности композиции в разных жанрах (пейзаж, интерьер, жанровая композиция);
умение обобщать и отражать в композиции типичное, значительное в окружающей жизни;
уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: колорит, акцент, соразмерность и соподчиненность частей композиции;
умение вести работу над форэскизами, предлагать множественность вариантов композиционных решений.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы
| Мате-риал испол-нения | Общий объем времени (в часах) | ||||
Аудиторные занятия | Само-стоя-тель-ная рабо-та | Макси- мальная учеб-ная нагруз-ка | |||||
Тео-рия | Практика | Все-го час. | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Задание № 1 Пейзажная композиция. «Мелодии осени» Цель задания: Работа с материалом из методической копилки преподавателя и натурных зарисовок на пленэре. Передать настроение цветом, тоном. Типы композиций: открытая, закрытая, совмещение разновременных событий. Самостоятельная работа: Копирование живописных пейзажей. | Гуашь,/А 2 | 1 | 7 | 8 | 12 | 20 |
2 | Задание № 2 Триптих «Город. Пейзаж городской» «Утро», «День», «Вечер» «Ритмы города»; «Старое и новое», «Прошлое — настоящее — будущее»; «Город и люди» — «Люди и город», «Дома, окна, крыши. Цель задания: Закрепление понятия «ритм», решение 1-го и 2-го плана, колористическое решение композиции. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь,тушь,перо, гелева ручка /А 2 | 1 | 11 | 12 | 18 | 30 |
3 | Задание № 3 Контрольная работа. Композиция на тему музыки. Абстрактное решение. Цель задания: Развитие ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Выполнение ряда композиций после прослушивания музыкальных произведений. (Чайковский, Вивальди, Моцарт и др.) Передачи разных настроений, разных состояний природы, выбор техники рисования (нетрадиционные). Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. Контрольный просмотр работ учащихся. | Аквар-ель, Гуашь, тушь,гелев ая ручка /А 2 | 1 | 11 | 12 | 18 | 30 |
II полугодие | |||||||
4 | Задание № 4 Композиция на тему «Люди в интерьере», «Семейный портрет», «Друзья», «В театре», «Моя школа», «В магазине», «Аптека», «На выставке». Цель задания: Сбор натурного материала с помощью набросков, зарисовок. Разработать форэскиз (выбрать необходимый формат листа, точку зрения – горизонт высокий или низкий, перспектива прямая или угловая, передать настроение с помощью цветового решения). Использовать знания наблюдательной перспективы. Оживить интерьер группой людей. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь тушь, кисть, перо, гелев ая ручка /А 2 | 1 | 15 | 16 | 24 | 40 |
5 | Задание № 5 Экзаменационная работа. «Сибирь и Иркутская земля» Цель задания: Сбор изобразительного материала в процессе работы (иллюстративный материал из методической копилки преподавателя). Закомпоновать в листе группу людей, объединенную одним действием. Динамичное решение композиции. Расставить акценты, выделить главное. С помощью цветового решения передать напряжение композиции, динамику движений. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь /А 2 | 1 | 17 | 18 | 27 | 45 |
Итого за 6 класс | | 5 | 61 | 66 | 99 | 165 |
Содержание учебного предмета
7 класс
В седьмом классе ведется серьезная работа с натуры, с документальным, иллюстративным материалом в процессе поиска композиционного решения. Зарисовки с натуры должны отличаться качеством, приобретенным в процессе обучении в художественной школе. Обилие, разнообразие и внятность композиционных решений являются важнейшими показателями продуктивности проделанной работы.
Обучающиеся знакомятся с такими принципами и элементами композиции, как - совмещение разновременных событий, множественность точек зрения, сочетание разнонаправленного движения, совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).
Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения).
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 7 класса композиции станковой является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знать особенности композиции в разных жанрах (бытовой, батальный, исторический);
умение творчески подходить к решению темы;
умение сознательно пользоваться законами, приемами и элементами композиции;
умение работать с подготовительным материалом – эскизами, этюдами, набросками, литературой, последовательно вести длительную работу;
умение передавать пространство и освещенность в работе;
умение создавать образные, выразительные, эмоциональные композиции.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы
| Мате-риал испол-нения | Общий объем времени (в часах) | ||||
Аудиторные занятия | Само-стоя-тель-ная рабо-та | Макси- мальная учеб-ная нагруз-ка | |||||
Тео-рия | Практика | Все-го час. | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Задание № 1 Композиция по мотивам творчества любимого художника «Импровизация» мини серия из 2-3 листов или один лист. Цель задания: Анализировать творчество художника (композиционные приемы, техника, колорит и т.п.). Как можно точнее передать почерк и приемы данного автора. Ритм серии: напряжение, разрядка, единство замысла. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. Копии с картин художника. | Гуашь /А 3 или А 2 | 1 | 9 | 10 | 20 | 30 |
2 | Задание № 2 Контрольная работа. « Мой мир» (Мой город, улица, дом, в интерьере, в экстерьере) многофигурная композиция 3-4 человека. Цель задания: Закрепить навыки последовательной работы над композицией (зарисовки с натуры, эскизы). Выбор точки зрения (низкий или высокий горизонт). Умение использовать законы линейной и воздушной перспективы. Выразительность цветового решения. Выразительность цветового решения. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. Компоновка 3-4 предметов. Контрольный просмотр творческих работ учащихся. | Акварель, гуашь, графика. /А 2 | 2 | 10 | 10 | 20 | 30 |
II полугодие | |||||||
3 | Задание № 3 Иллюстрации к классическим художественным произведениям (литературное произведение, кинофильм) Эскизы. Интерпретация. Серия иллюстраций (страничные, полустраничные, разворотные, мелкие). Цель задания: Передача образного строя литературного произведения. Создание характеров, образов героев произведения через позу, движение, жест, детали и Знакомство с эпохой. Бытом того времени. Иллюстративный материал. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. | По выбор/А 2 или книга с иллюстрациями работы. | 2 | 16 | 18 | 36 | 54 |
4 | Задание № 4 Экзаменационная работа. Сюжетно-тематическая композиция (Великие географические открытия; великие путешествия; знаменитые путешественники; знаменитые исторические события, легенда, сказания) Цель задания: Создание многофигурной композиции. Владение композиционными законами и средствами композиции для выявления Выражение личного отношения к изображаемому. Самостоятельный выбор темы, сюжета. Работа над эскизами. Глубокое изучение эпохи, Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. | Гуашь /А 2 | 2 | 22 | 28 | 56 | 84 |
Итого за 7 класс | | 6 | 60 | 66 | 132 | 198 |
Содержание учебного предмета
8 класс
Задачей восьмого класса является создание завершающей итоговой работы, выставляемой на выпускном экзамене при итоговой аттестации по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись», согласно ФГТ. Итоговая композиция максимально выявляет способности, наклонности и умения обучающегося, его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
На экзаменационном просмотре обязательно учитывается весь объем и последовательность ведения работы над композицией: обучающиеся показывают эскизы и весь рабочий материал, подобранный в ходе работы над композицией
Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения). Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки.
Результатом освоения программы 8 класса станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
подготовленность к самостоятельному творческому мышлению;
умение реализовывать свои замыслы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы
| Мате-риал испол-нения | Общий объем времени (в часах) | ||||
Аудиторные занятия | Само-стоя-тель-ная рабо-та | Макси- мальная учеб-ная нагруз-ка | |||||
Тео-рия | Практика | Все-го час. | |||||
I полугодие | |||||||
1 | Экзаменационное задание Выбор темы, графические, цветовые поиски. Выбор формата, материала. Эскизы, этюды, наброски. Общий ритм, общее цветовое решение. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов, наброски, зарисовки. Контрольный просмотр работ учащихся. | По выбору | 5 | 43 | 48 | 64 | 112 |
II полугодие | |||||||
2 | Экзаменационное задание Выполнение композиции в материале. Самостоятельная работа: Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов. (защита выпускной работы) | По выбору | 2 | 49 | 51 | 68 | 119 |
Итого за 8 класс | | 7 | 92 | 99 | 132 | 231 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
4 год обучения
- знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
тональной, цветовой, линейной композиции;
о движении в композиции;
о ритме в станковой композиции;
о контрастах и нюансах;
- умения:
уравновешивать основные элементы в листе;
четко выделять композиционный центр;
собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- навыки:
владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
поэтапной работы над сюжетной композицией;
анализировать схемы построения композиций великими художниками.
5 год обучения
- знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
о трехмерном пространстве,
о перспективе (линейной и воздушной);
о плановости изображения;
о точке зрения (горизонт);
о создании декоративной композиции;
- умения:
передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
анализировать схемы построения композиций великих художников;
работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
6 год обучения
- знания:
о пропорциях, об основах перспективы;
о символическом значении цвета в композиции;
о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
- умения:
ориентироваться в общепринятой терминологии;
доводить свою работу до известной степени законченности;
обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
собирать дополнительный материал для создания композиции;
- навыки:
разработки сюжета;
использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
приобретение опыта работы над серией композиций.
7 год обучения
- знания:
применения основных правил и законов станковой композиции;
основных пропорций фигуры человека;
соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
- умения:
выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы,
включая работу с историческим материалом;
организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных
схем;
- навыки:
создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции
основному замыслу;
правильной организации композиционных и смысловых центров;
создания целостности цветотонального решения листа.
8 год обучения
- знания:
законов композиции и схем композиционного построения листа;
о плановости, перспективном построении пространства;
о стилизации форм;
- умения:
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с
соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;
самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- навыки:
работы различными живописными и графическими техниками;
самостоятельного изучения материальной культуры;
применения визуальных эффектов в композиции;
создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными
элементами.
Обучающиеся, освоившие программу по станковой композиции, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.
Текущий контроль:
- просмотр по окончании каждого задания;
- контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная аттестация:
- просмотры по полугодиям: 7,9,10,12,14.
- экзамены во 8-ом, 10-ом , 12-ом и 14-ом полугодиях
Итоговая аттестация:
- выпускной экзамен в 16-ом полугодии (по окончании 8 класса). Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Выпускная экзаменационная работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Выпускная экзаменационная работа демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему выпускной экзаменационной работы учащийся выбирает вместе с ведущим преподавателем, учитывая его склонности и возможности реализовать выбранную идею в связанных единством замысла и воплощения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются учреждением на основании ФГТ. Результатом освоения ДПОП «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебному предмету «Композиция станковая»:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по композиции.
Выпускная экзаменационная работа может быть выполнена в любой технике живописи и графики. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы выпускной экзаменационной работы:
поиски темы; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
поиски графических и живописных решений, (форэскиз);
завершение, защита и обсуждение выпускной экзаменационной работы.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании учреждения.
При выставлении оценок обучающимся используется 5-балльная система.
Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала. Умение самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок.
Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки.
Оценка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что ученик знает основные положения учебного материала, но не умеет их реализовывать, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, форме исполнения работы.
Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.
Оценка «1» («плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач)
-Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания)
Средства обучения
-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
-демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
-аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
- работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
Методические рекомендации:
Предложенные в настоящей программе темы заданий рекомендательные. Это дает возможность преподавателю творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания. Тематика композиций так же может быть ориентирована на программу «Творческой, культурно-просветительской деятельности учреждения».
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала) должно укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
-Беседа о предлагаемых темах.
-Выбор сюжета и техники исполнения.
-Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
-Тональные форэскизы.
-Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
-Варианты тонально-композиционных эскизов.
-Варианты цветотональных эскизов.
-Выполнение картона.
-Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности учреждения.
К выпускному классу у обучающихся должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, должны быть заложены основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретено умение ставить творческую задачу и решать ее на соответствующем уровне.
Рекомендации по организации итоговой аттестации учащихся.
Показателем этого уровня должна стать завершающая работа, выставляемая на выпускной экзамен при итоговой аттестации согласно ФГТ.
В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, обучающихся необходимо познакомить с основными законами композиции, общепринятым словарем профессиональных терминов художника и приобщить к великой культуре прошлого - познакомить с работами мастеров зарубежного, русского и советского искусства.
Материально-технические условия реализации учебного предмета
В учебном процессе рекомендуется применение разнообразных живописных и графических материалов, что стимулирует и расширяет технические и творческие возможности решения учебных задач. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду и фонду аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
-Специальное оборудование: мольберты, планшеты, стулья, столы, компьютер.
-Натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в работе, демонстративные модели.
-Материалы для занятий: бумага, картон, карандаши графитные, карандаши акварельные, гуашь, акварель, темпера, масляные краски, кисти, пастель, стирательные резинки, зажимы для крепления бумаги.
-Наглядные учебные и методические пособия: таблицы и схемы, плакаты, иллюстрации, работы обучающихся, преподавателей из методического фонда.
-Методические, дидактические пособия к теоретическим занятиям.
-Электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
-Аудиовизуальные образовательные ресурсы: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
Список литературы
1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
2. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.
М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981
3. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины20
века. М.: Педагогика, 2002
4. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
5. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974
7. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного
воспитания. М., 1981
8. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная
программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
9. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008
10. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990
11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968
13. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984
14. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном
искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966
15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986
16. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник«Искусство книги» №7, 1971
17. Искусство шрифта: работы московских художников книги1959-1974. М., 1977
18. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты//Полиграфист и издатель №4, 1995
19. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт(вопросы теории и практикиприменения). М.,
1985
Список учебной литературы:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский
центр«Владос», 2004
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр«Владос»,
2008
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский
центр«Владос», 2002
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997
8. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955
Список литературы, электронных образовательных ресурсов для учащихся (электронная библиотека учреждения https://tdhsh.irk.muzkult.ru/biblio ) :
1.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5-8 кл. Основы композиции / Н.М. 2.Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. – 96 с.
3.Начинающему художнику. Как построить композицию и перспективу. - М.: Астрель, 2002. - 32 с. 4.Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства / Р.В. Паранюшкин . - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с.
5.Питерских, А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 кл : учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. – М.: Просвещение, 2009. -175 с.
6.Корепанова, О.А. Композиция от А до Я / О.А. Корепанова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 458с.
http://school-collection.edu.ru/catalog/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru/ Открытый класс
http://www.arthistory.ru Портал «Музеи мира», «Музеи России»
26