СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочяа программа учебного предмета Композиция станковая по ДПОП Живопись 8лет обучения в ДХШ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение учащимися знаний,  умений  и   навыков  по  выполнению  живописных и графических  работ, получение  ими  художественного  образования,  а  так же  на  эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося.  

           Программа направлена на развитие творческих способностей, образного мышления обучающихся, воспитанию основам и навыкам изобразительной грамоты, самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочяа программа учебного предмета Композиция станковая по ДПОП Живопись 8лет обучения в ДХШ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

нормативный срок обучения - 8 лет




ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО




ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.01.УП.06.

«КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ»












г. ТАЙШЕТ











ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МКУДО ТДХШ


РАССМОТРЕНА:

Методическим советом МКУДО ТДХШ


РАССМОТРЕНА:

Родительским комитетом МКУДО ТДХШ


«Утверждаю»

Директор

МКУ ДО ТДХШ





Разработчик – Мантузова Ирина Александровна,

директор, преподаватель высшей квалификационной категории

МКУДО ТДХШ

Рецензент – Маврина Валентина Николаевна,

Заместитель директора по УЧ МКУДО «ДШИ г.Бирюсинска»





































Структура программы учебного предмета

1 Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план;

- Содержание разделов и тем. Годовые требования;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

4. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

5. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Дидактические материалы ;

6. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература;

- Учебная литература;

- Средства обучения.


Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требовании к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» (далее - ФГТ).

Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, получение ими художественного образования, а так же на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты.

Программа направлена на развитие творческих способностей, образного мышления обучающихся, воспитанию основам и навыкам изобразительной грамоты, самостоятельной работы. Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Нормативный срок обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» - 8 лет. Срок реализации программы учебного предмета «Композиция станковая» - 5 лет (4-5-6-7-8 классы).

Возраст обучающихся 9,6-17 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Композиция станковая» составляет 924 часов из них на аудиторные занятия - 363 час, на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся - 561 часов.


Распределение учебного времени по годам обучения



4 кл.

5 кл.

6кл.

7 кл.

8 кл.

Аудиторные занятия

66

66

66

66

99

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

99

99

99

132

132

Объем максимальной нагрузки

165

165

165

198

231


Недельная нагрузка (в час)



4кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Аудиторные занятия

2

2

2

2

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

3

3

3

4

4

Объем максимальной нагрузки

5

5

5

6

7


Форма учебных аудиторных занятий по предмету и проведения консультаций - мелкогрупповые занятия (численностью от 5 до 10 человек).

Виды занятий - аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).

Виды аудиторных занятий:

- урок (работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально)

- практическое занятие.

Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:

- выполнение домашнего задания обучающимися;

- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);

-участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

По предмету предусмотрены консультации - 40 часов (8 часов в каждом классе). Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзамену, просмотрам, творческим конкурсам и могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

Цель: художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета «Композиция станковая» художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Задачи учебного предмета:

- развить интерес к изобразительному искусству и художественному творчеству

- освоить последовательно двух- и трехмерное пространство

- ознакомить с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции

- изучить выразительные возможности тона и цвета

- развить способности к художественно-исполнительской деятельности

- обучить навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами,

набросками, эскизами

- приобрести опыт творческой деятельности

- сформировать у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению

профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального

образования.

Структура программы

Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ и содержит следующие разделы:

- Пояснительная записка.

-Содержание.

Отражает распределение учебного материала по годам обучения, раскрывает задачи учебного процесса на каждый год обучения. Описывает формы, и продолжительность исполнения заданий с учетом распределения учебного времени на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятий. Количество заданий, материалы их исполнения.

- Требования к уровню подготовки обучающихся.

- Формы и методы контроля, система оценок.

Композиция помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, а также, помогает выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и развитию художественного вкуса. Преподавание композиции связано со всей практической работой по рисунку и живописи. Композиция является объединяющей дисциплиной, и дает возможность в учебных работах реализовывать знания, полученные на уроках рисунка и живописи, так как все предметы в своей совокупности составляют единый образовательный процесс.


2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.


Содержание учебного предмета

4 класс

Развитие творческого потенциала обучающегося четвертого класса является одной из главных задач преподавателя. Необходимо пробудить в ребенке активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. При общей теме задания и общих требованиях, работа с обучающимися должна быть строго индивидуальна. Преподавателю необходимо выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика.

Законы композиции, теоретические положения могут быть поняты обучающимися только тогда, когда они тут же проверяются практической работой. Фундаментальная направленность программы четвертого класса – освоение обучающимся картинной плоскости. В четвертом классе обучающийся должен научиться выбирать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, получить представление об организации изобразительной плоскости. Познакомиться с понятием замкнутая и фрагментарная композиция. Научиться выделять главное и подчинять второстепенное в решении композиции. Познакомиться с понятием колорита, эмоциональной характеристикой цвета и ее роли в образном строе композиции – создании состояния, настроения, образа. Так же преподаватель должен дать понятие ритма, как средства композиционного строя: горизонтальный, вертикальный, диагональный, раковинообразный (спираль), научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха. Обучающиеся выполняют упражнения на статику и динамику в композиции.

Для того чтобы обучающийся мог приступить к работе над сюжетной композицией, целесообразно проделать несколько простых композиционных упражнений.

В четвертом классе достаточно дать одно задание, для выполнения которого обучающимся потребуется собрать изобразительный материал - делать наброски и зарисовки.

С четвертого класса обучающиеся выполняют домашние задания. Это могут быть наброски, зарисовки напрямую связанные с композиционным заданием или короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач.

Все задания выполняются на листах от 1/4 до 1/2 листа. Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.

Результатом освоения программы 4 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных законов композиции;

  • знание общепринятых профессиональных терминов художника;

  • уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: формат и размер плоскости картин; ритм (динамика, статика, покой, хаос); линию и силуэт; закон равновесия; закон контраста форм и пятен, колорит в композиции;

  • умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;

  • умение компоновать изображение в листе.

  • умение вести работу над форэскизом (II полугодие).

Учебно-тематический план



Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие


1

Задание №1.

Вводная беседа. Виды и жанры ИЗО.

Цель задания:

Знакомство с предметом «Композиция» и его значением в художественной деятельности (показ репродукций).

Самостоятельная работа:

Зарисовка копии работ художника из анималистического жанра.


-

2

3

5

2

Задание №2.

Полосатое или пятнистое животное (жираф, зебра, тигр, кошка).

Цель задания:

Знакомство с типами форматов (прямоугольник горизонтальный, вертикальный, квадрат).

Организация плоскости листа.

Крупное изображение в листе.

Выбор интересного движения животного. Равновесие черного и белого пятна. Формат и масштаб изображения.

Самостоятельная работа: Выполнить упражнение на компоновку силуэта кошки в круг, овал.

Черная гуашь, тушь, кисть

/А 3

1

3

4

6

10

3

Задание № 3

Составить композицию (из объектов, решенных различными видами линий, портрет из осенних плодов, портрет инопланетянина, фантастическое животное, зимние забавы)

Цель задания:

Развитие фантазии и воображения.

Крупное изображение в листе.

Изобразительные средства, контраст форм и пятен: линия, силуэт, цветовое пятно, фон.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала, литература. Зарисовки на заданную тему.

Гуашь

/А2

1

9

10

15

25

4

Задание № 4

Суприматические упражнения.

«Птицы в небе», «Волны», «Дождь» и т.д.

Цель задания:

Знакомство со средством композиции - ритмом. Показать статику, динамику, раскачивание.

Композиция геометрических форм (квадрат, круг, треугольник), их расположение, размер и интервалы между ними, выбор формата.

(Ритмическая организация листа способом повторения и группировки)

Самостоятельная работа: Выполнить упражнения на ритм « Снегопад» в холодной гамме.

Цв. бумаг, гуашь

/А 3


1

3

4

6

10

5

Задание № 5

Контрольная работа.

Композиция «Ветер», «Метель», «Листопад»… Сюжетно-тематическая композиция из 2-3 фигур «Спор», «Зимние забавы »

Цель задания:

Закрепление понятия динамики - статики. Изучение способов передачи движения на плоскости.

Самостоятельная работа: Подбор материала, литература. Зарисовки на заданную тема. Разработка серии в карандаше эскизов.

Контрольный просмотр работ учащихся.

Гуашь/ А 2

1

7

8

12

20

I полугодие

6

Задание № 6

«Мир насекомых и цветов» - композиция из цветов и насекомых во фронтальном положении

Цель задания:

Знакомство с симметрией в природе.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Зарисовки растений, насекомых.

Акварель, гелевая ручка/А3

1

3

4

6

10

7

Задание № 7

Сюжетная композиция

«В Зоопарке», «Цирк», «Мое любимое животное.

Цель задания:

Знакомство с понятием асимметрии. Уравновешенность асимметричной композиции.

Самостоятельная работа:

Выполнить зарисовки животных.

Гуашь

/А 2

1

7

8

12

20

8

Задание № 8

Сказки и фантазии.

Цель задания:

Знакомство со способами выделения композиционного центра.

Выделение главного и второстепенного. Равновесие.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь

/А 2


1

9

10

15

25

9

Задание № 9

Портретная композиция («Портрет мамы», «Портрет друга», «Русский богатырь», « Автопортрет», «Моя будущая профессия» и т.д.)

Цель задания:

Знакомство с законами композиции (закон цельности, закон типизации, закон подчинения, закон контрастов)

Крупное изображение в листе. Соотношение человеческой фигуры и пространства.

Декоративное решение образа. Выразительность композиции.

Передача характера портретируемого через позу, детали одежды и предметы.

Самостоятельная работа: Выполнить портретные зарисовки, этюды друзей, зарисовки автопортрета, автопортрет.

Гуашь

/А 2

1

7

8

12

20

10

Задание № 10

Экзаменационная работа

1) Сюжетно-тематическая композиция «Моя семья», «Вечер в моем доме»…

2) Сюжетно-тематическая композиция «Люди и животные»

Цель задания:

Колорит. Эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции.

Самостоятельная работа: Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь

/А 2

1

7

8

12

20

Итого за 4 класс


9

57

66

99

165


Содержание учебного предмета

5 класс

В пятом классе закрепляются и углубляются навыки работы над композицией. Развивается образное мышление обучающихся, как главное качество творческой личности.

В пятом классе обучающиеся учатся последовательно вести работу над темой: от первоначального эскиза, через сбор материала и натурные зарисовки. Ведутся поиски выразительного композиционного и цветового решения с помощью форэскизов. В процессе работы над темой преподаватель проводит просмотр - анализ работ - общий для всего класса и индивидуальный.

Закрепляются понятия силуэта, масштабности, ритма, равновесия, сюжетного центра композиции. Обучающиеся знакомятся с понятием «контраст». Контраст линий, форм, величин, тона, цвета. Раскрытие смысла событий и идей через столкновение противоборствующих сил. Изучаются тональная и цвето - тональная пластика композиции, цветовой контраст и цветовая гармония.

Темами домашней, самостоятельной работы становятся сбор материала и натурные зарисовки для композиции или короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач.

Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа.

Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.

Результатом освоения программы 5 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знать особенности композиции в разных жанрах (натюрморт, портрет, жанровая композиция);

  • уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: контраст и нюанс, симметрию и асимметрию, сюжетно-композиционный центр, выразительность цветового и ритмического построения;

  • умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;

  • умение компоновать изображение в листе.

  • умение вести работу над форэскизом.


Учебно-тематический план



Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Сюжетно-тематическая композиция («Базар», «Ярмарка», «Осенний натюрморт», Магазин», « Люди в городе», « Транспорт»).

Цель задания:

Ритм. Выделение композиционного центра. Знакомство со способами выделения композиционного центра. Накопление практических навыков в подготовительной работе над заданием (наблюдения, зарисовки).

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Упражнение на компоновку 2 - 4 предметов.

Гуашь

/А 2

1

7

8

12

20

2

Задание № 2

Выполнить сюжетную композицию "Окно"

Цель задания:

Силуэт. Контражур.

Передача характерных особенностей силуэтов предметов, находящихся в контражуре.

Самостоятельная работа:

Выполнить зарисовки пейзажа (силуэт)

Гуашь, маркер, тушь, гелевая ручка

/А3

1

3

4

6

10

3

Задание № 3

1)Выполнить иллюстрацию к стихотворению о природе. Найти образное композиционное решение.

2) Выполнить сюжетно-тематическую композицию "Сельский пейзаж"

Цель задания:

Знакомство с воздушной и линейной перспективой. Пространство и его свойства, плановость. Выразительность цветового решения.

Самостоятельная работа:

Выполнить этюд осеннего пейзажа.

Гуашь /А 2

1

7

8

12

20

4

Задание № 4

Иллюстрация к сказкам "Дюймовочка", "Слон и Моська", "Гулливер в стране лилипутов", "Мальчик с пальчик", портрет сказочного персонажа ( доброго и злого),

Цель задания:

Противопоставление доброго - злого. Передача эмоционального восприятия образа добра и зла. Контрасты линий, форм, величин, цвета, тона.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь /А 3

1

5

6

9

15

5

Задание № 5

Контрольная работа.

Сюжетно-тематическая композиция на тему зимы. («Праздник русской зимы», «Зимние игры, забавы», «Рождество», « Колядки»).

Цель задания:

Поиск наиболее интересного решения темы.

Выразительность эмоциональной динамики события через решение сюжетно-композиционного центра, через цветовое и ритмическое построение композиции.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов.

Контрольный просмотр работ учащихся.

Гуашь

/А 2

1

7

8

12

20

II полугодие

6

Задание № 6

Иллюстрации к сказкам, стихам. «Сказки моей бабушки», « Колыбельная»

Цель задания:

Статика.

Образно-пластическая организация листа. Колористическое решение на нюансных отношениях. Возможность сделать «свою» книгу - раскладушку.. Желательно одно из произведений прочесть в классе вслух — с одновременными

раскадровками по тексту и последующим их разбором.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь,

акварель,гелевая ручка,фломастеры,

/А 5

1

9

10

15

25

7

Задание № 7

Композиция на тему спорта .

« Скачки», « Прыжок в высоту», « Велосипедисты».

Динамическая композиция

« Звездное небо», « Полет кометы»…

Цель задания:

Изучение способов передачи движения на плоскости

Выразительное композиционное и цветовое решение. Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета.

Самостоятельная работа:

Разработка серии в карандаше эскизов. Упражнение на компоновку 2-4 предметов.

Гуашь

/А 2


1

7

8

12

20

8

Задание № 8

Экзаменационная работа.

Выполнить сюжетную композицию "В неземные цивилизации»

Цель задания:

Организация плоскости. Выделение главного и подчинение ему всех деталей.

Повторение изученных законов композиции. Закрепление понятий «статика-динамика», «контраст». Выразительное композиционное и цветовое решение. Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь

/А 2


1

13

14

21

35

Итого за 5 класс



5

61

66

99

165


Содержание учебного предмета

6 класс

В шестом классе получают дальнейшее развитие задачи обучения композиции. От заданий на развитие воображения, фантазии, постепенный переход к воспитанию умения видеть, отражать в композиции типичное, значительное в окружающей жизни.

Необходимо поддерживать композиционные пристрастия обучающихся, поскольку они часто являются признаком дарования.

Большое внимание преподаватель должен уделять развитию образного мышления в процессе создания композиции.

Увеличивается время работы над эскизами и изучением материалов по теме. Эскиз, как основная форма проявления композиционного замысла. Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом, пространственном.

В композицию вводится пейзаж, интерьер, создается смысловое единство действия и окружения. Линия горизонта – низкая, высокая, равновесная. Рассматривается влияние выбранной точки зрения на образный эмоциональный строй композиции.

Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения).

Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат выбирается индивидуально в зависимости от сложности композиции. Он должен соответствовать задачам и композиционному решению.

Результатом освоения программы 6 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знать особенности композиции в разных жанрах (пейзаж, интерьер, жанровая композиция);

  • умение обобщать и отражать в композиции типичное, значительное в окружающей жизни;

  • уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: колорит, акцент, соразмерность и соподчиненность частей композиции;

  • умение вести работу над форэскизами, предлагать множественность вариантов композиционных решений.


Учебно-тематический план




Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Пейзажная композиция.

«Мелодии осени»

Цель задания:

Работа с материалом из методической копилки преподавателя и натурных зарисовок на пленэре. Передать настроение цветом, тоном.

Типы композиций: открытая, закрытая, совмещение разновременных событий.

Самостоятельная работа:

Копирование живописных пейзажей.

Гуашь,/А 2

1

7

8

12

20

2

Задание № 2

Триптих «Город. Пейзаж городской»

«Утро», «День», «Вечер»

«Ритмы города»; «Старое и новое», «Прошлое — настоящее — будущее»;

«Город и люди» — «Люди и город», «Дома, окна, крыши.

Цель задания:

Закрепление понятия «ритм», решение 1-го и 2-го плана, колористическое решение композиции.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь,тушь,перо, гелева ручка

/А 2

1

11

12

18

30

3

Задание № 3

Контрольная работа.

Композиция на тему музыки.

Абстрактное решение.

Цель задания:

Развитие ассоциативного мышления, воображения, фантазии.

Выполнение ряда композиций после прослушивания музыкальных произведений.

(Чайковский, Вивальди, Моцарт и др.) Передачи разных настроений, разных состояний природы, выбор техники рисования (нетрадиционные).

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

Контрольный просмотр работ учащихся.

Аквар-ель,

Гуашь, тушь,гелев

ая ручка

/А 2

1

11

12

18

30

II полугодие

4

Задание № 4

Композиция на тему «Люди в интерьере», «Семейный портрет», «Друзья», «В театре», «Моя школа», «В магазине», «Аптека», «На выставке».

Цель задания:

Сбор натурного материала с помощью набросков, зарисовок.

Разработать форэскиз (выбрать необходимый формат листа, точку зрения – горизонт высокий или низкий, перспектива прямая или угловая, передать настроение с помощью цветового решения).

Использовать знания наблюдательной перспективы.

Оживить интерьер группой людей. Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь тушь, кисть, перо, гелев

ая ручка

/А 2

1

15

16

24

40

5

Задание № 5

Экзаменационная работа.

«Сибирь и Иркутская земля»

Цель задания:

Сбор изобразительного материала в процессе работы (иллюстративный материал из методической копилки преподавателя).

Закомпоновать в листе группу людей, объединенную одним действием. Динамичное решение композиции. Расставить акценты, выделить главное. С помощью цветового решения передать напряжение композиции, динамику движений.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь

/А 2

1

17

18

27

45

Итого за 6 класс



5

61

66

99

165


Содержание учебного предмета

7 класс

В седьмом классе ведется серьезная работа с натуры, с документальным, иллюстративным материалом в процессе поиска композиционного решения. Зарисовки с натуры должны отличаться качеством, приобретенным в процессе обучении в художественной школе. Обилие, разнообразие и внятность композиционных решений являются важнейшими показателями продуктивности проделанной работы.

Обучающиеся знакомятся с такими принципами и элементами композиции, как - совмещение разновременных событий, множественность точек зрения, сочетание разнонаправленного движения, совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).

Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения).

Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.

Результатом освоения программы 7 класса композиции станковой является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знать особенности композиции в разных жанрах (бытовой, батальный, исторический);

  • умение творчески подходить к решению темы;

  • умение сознательно пользоваться законами, приемами и элементами композиции;

  • умение работать с подготовительным материалом – эскизами, этюдами, набросками, литературой, последовательно вести длительную работу;

  • умение передавать пространство и освещенность в работе;

  • умение создавать образные, выразительные, эмоциональные композиции.


Учебно-тематический план



Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Задание № 1

Композиция по мотивам творчества любимого художника

«Импровизация» мини серия из 2-3 листов или один лист.

Цель задания:

Анализировать творчество художника (композиционные приемы, техника, колорит и т.п.). Как можно точнее передать почерк и приемы данного автора.

Ритм серии: напряжение, разрядка, единство замысла.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. Копии с картин художника.

Гуашь

/А 3 или

А 2

1

9

10

20

30

2

Задание № 2

Контрольная работа.

« Мой мир» (Мой город, улица, дом, в интерьере, в экстерьере) многофигурная композиция 3-4 человека.

Цель задания:

Закрепить навыки последовательной работы над композицией (зарисовки с натуры, эскизы).

Выбор точки зрения (низкий или высокий горизонт).

Умение использовать законы линейной и воздушной перспективы.

Выразительность цветового решения. Выразительность цветового решения.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов. Компоновка 3-4 предметов.

Контрольный просмотр творческих работ учащихся.


Акварель, гуашь, графика.

/А 2

2

10

10

20

30

II полугодие

3

Задание № 3

Иллюстрации к классическим художественным произведениям (литературное произведение, кинофильм) Эскизы.

Интерпретация. Серия иллюстраций (страничные, полустраничные, разворотные, мелкие).

Цель задания: Передача образного строя литературного произведения.

Создание характеров, образов героев произведения через позу, движение, жест, детали и
аксессуары.

Знакомство с эпохой. Бытом того времени. Иллюстративный материал.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

По выбор/А 2 или книга с иллюстрациями работы.

2

16

18

36

54

4

Задание № 4

Экзаменационная работа.

Сюжетно-тематическая композиция

(Великие географические открытия; великие путешествия; знаменитые путешественники; знаменитые исторические события, легенда, сказания)

Цель задания: Создание многофигурной композиции.

Владение композиционными законами и средствами композиции для выявления
силы художественной выразительности темы.

Выражение личного отношения к изображаемому.

Самостоятельный выбор темы, сюжета. Работа над эскизами. Глубокое изучение эпохи,
одежды, быта. Работа с натурным материалом, выполнение зарисовок (фигуры человека, животных,
отдельных предметов, пейзажа).

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов.

Гуашь /А 2

2

22

28

56

84

Итого за 7 класс


6

60

66

132

198


Содержание учебного предмета

8 класс

Задачей восьмого класса является создание завершающей итоговой работы, выставляемой на выпускном экзамене при итоговой аттестации по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись», согласно ФГТ. Итоговая композиция максимально выявляет способности, наклонности и умения обучающегося, его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.

На экзаменационном просмотре обязательно учитывается весь объем и последовательность ведения работы над композицией: обучающиеся показывают эскизы и весь рабочий материал, подобранный в ходе работы над композицией

Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения). Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки.

Результатом освоения программы 8 класса станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • подготовленность к самостоятельному творческому мышлению;

  • умение реализовывать свои замыслы.


Учебно-тематический план



Наименование темы


Мате-риал испол-нения

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Само-стоя-тель-ная рабо-та

Макси-

мальная учеб-ная нагруз-ка

Тео-рия

Практика

Все-го

час.

I полугодие

1

Экзаменационное задание

Выбор темы, графические, цветовые поиски. Выбор формата, материала.

Эскизы, этюды, наброски. Общий ритм, общее цветовое решение.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Разработка серии в карандаше эскизов, наброски, зарисовки.

Контрольный просмотр работ учащихся.

По выбору

5

43

48

64

112

II полугодие

2

Экзаменационное задание

Выполнение композиции в материале.

Самостоятельная работа:

Подбор материала, фото – материала. Литература. Разработка серии в карандаше эскизов.

(защита выпускной работы)

По выбору

2

49

51

68

119

Итого за 8 класс


7

92

99

132

231


Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;

- умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- навыки работы по композиции.

4 год обучения

- знания:

понятий и терминов, используемых при работе над композицией;

тональной, цветовой, линейной композиции;

о движении в композиции;

о ритме в станковой композиции;

о контрастах и нюансах;

- умения:

уравновешивать основные элементы в листе;

четко выделять композиционный центр;

собирать материал в работе над сюжетной композицией;

- навыки:

владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;

поэтапной работы над сюжетной композицией;

анализировать схемы построения композиций великими художниками.

5 год обучения

- знания:

понятий и терминов, используемых при работе над композицией;

о развитии пластической идеи в пространственной композиции;

о трехмерном пространстве,

о перспективе (линейной и воздушной);

о плановости изображения;

о точке зрения (горизонт);

о создании декоративной композиции;

- умения:

передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;

последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;

работать над индивидуальной трактовкой персонажей;

передавать стилистику, историческую достоверность деталей;

трансформировать и стилизовать заданную форму;

- навыки:

перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;

анализировать схемы построения композиций великих художников;

работы с ограниченной палитрой, составление колеров;

создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.

6 год обучения

- знания:

о пропорциях, об основах перспективы;

о символическом значении цвета в композиции;

о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;

об эмоциональной выразительности и цельности композиции;

- умения:

ориентироваться в общепринятой терминологии;

доводить свою работу до известной степени законченности;

обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;

собирать дополнительный материал для создания композиции;

- навыки:

разработки сюжета;

использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;

приобретение опыта работы над серией композиций.

7 год обучения

- знания:

применения основных правил и законов станковой композиции;

основных пропорций фигуры человека;

соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;

- умения:

выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы,

включая работу с историческим материалом;

организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных

схем;

- навыки:

создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции

основному замыслу;

правильной организации композиционных и смысловых центров;

создания целостности цветотонального решения листа.

8 год обучения

- знания:

законов композиции и схем композиционного построения листа;

о плановости, перспективном построении пространства;

о стилизации форм;

- умения:

самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с

соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;

самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;

самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна;

самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;

- навыки:

работы различными живописными и графическими техниками;

самостоятельного изучения материальной культуры;

применения визуальных эффектов в композиции;

создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными

элементами.

Обучающиеся, освоившие программу по станковой композиции, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- навыки работы по композиции.

Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.

Текущий контроль:

- просмотр по окончании каждого задания;

- контролирование исполнения домашних работ.

Промежуточная аттестация:

- просмотры по полугодиям: 7,9,10,12,14.

- экзамены во 8-ом, 10-ом , 12-ом и 14-ом полугодиях

Итоговая аттестация:

- выпускной экзамен в 16-ом полугодии (по окончании 8 класса). Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Выпускная экзаменационная работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Выпускная экзаменационная работа демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Тему выпускной экзаменационной работы учащийся выбирает вместе с ведущим преподавателем, учитывая его склонности и возможности реализовать выбранную идею в связанных единством замысла и воплощения.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются учреждением на основании ФГТ. Результатом освоения ДПОП «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебному предмету «Композиция станковая»:

  • знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

  • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

  • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;

  • умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

  • умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

  • навыки работы по композиции.

Выпускная экзаменационная работа может быть выполнена в любой технике живописи и графики. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.

Этапы работы выпускной экзаменационной работы:

  • поиски темы; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;

  • поиски графических и живописных решений, (форэскиз);

  • завершение, защита и обсуждение выпускной экзаменационной работы.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании учреждения.

При выставлении оценок обучающимся используется 5-балльная система.

Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала. Умение самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что ученик знает основные положения учебного материала, но не умеет их реализовывать, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, форме исполнения работы.

Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.

Оценка «1» («плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.


Методическое обеспечение учебного процесса

Методы обучения:

-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач)

-Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания)

Средства обучения

-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

-демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;

-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

-аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

Учебно-методические пособия:

- таблица по цветоведению;

- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;

- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- работы учащихся из методического фонда школы;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.

Методические рекомендации:

Предложенные в настоящей программе темы заданий рекомендательные. Это дает возможность преподавателю творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания. Тематика композиций так же может быть ориентирована на программу «Творческой, культурно-просветительской деятельности учреждения».

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала) должно укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:

-Беседа о предлагаемых темах.

-Выбор сюжета и техники исполнения.

-Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.

-Тональные форэскизы.

-Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.

-Варианты тонально-композиционных эскизов.

-Варианты цветотональных эскизов.

-Выполнение картона.

-Выполнение работы на формате в материале.

Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности учреждения.

К выпускному классу у обучающихся должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, должны быть заложены основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретено умение ставить творческую задачу и решать ее на соответствующем уровне.

Рекомендации по организации итоговой аттестации учащихся.

Показателем этого уровня должна стать завершающая работа, выставляемая на выпускной экзамен при итоговой аттестации согласно ФГТ.

В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, обучающихся необходимо познакомить с основными законами композиции, общепринятым словарем профессиональных терминов художника и приобщить к великой культуре прошлого - познакомить с работами мастеров зарубежного, русского и советского искусства.

Материально-технические условия реализации учебного предмета

В учебном процессе рекомендуется применение разнообразных живописных и графических материалов, что стимулирует и расширяет технические и творческие возможности решения учебных задач. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду и фонду аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

-Специальное оборудование: мольберты, планшеты, стулья, столы, компьютер.

-Натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в работе, демонстративные модели.

-Материалы для занятий: бумага, картон, карандаши графитные, карандаши акварельные, гуашь, акварель, темпера, масляные краски, кисти, пастель, стирательные резинки, зажимы для крепления бумаги.

-Наглядные учебные и методические пособия: таблицы и схемы, плакаты, иллюстрации, работы обучающихся, преподавателей из методического фонда.

-Методические, дидактические пособия к теоретическим занятиям.

-Электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.

-Аудиовизуальные образовательные ресурсы: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.


Список литературы

1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

2. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.

М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981

3. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины20

века. М.: Педагогика, 2002

4. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983

5. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974

7. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного

воспитания. М., 1981

8. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная

программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

9. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008

10. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990

11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968

13. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984

14. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном

искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966

15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

16. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник«Искусство книги» №7, 1971

17. Искусство шрифта: работы московских художников книги1959-1974. М., 1977

18. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты//Полиграфист и издатель №4, 1995

19. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт(вопросы теории и практикиприменения). М.,

1985

Список учебной литературы:

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский

центр«Владос», 2004

2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр«Владос»,

2008

3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский

центр«Владос», 2002

5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006

6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997

8. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955

Список литературы, электронных образовательных ресурсов для учащихся (электронная библиотека учреждения https://tdhsh.irk.muzkult.ru/biblio ) :

1.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5-8 кл. Основы композиции / Н.М. 2.Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. – 96 с.

3.Начинающему художнику. Как построить композицию и перспективу. - М.: Астрель, 2002. - 32 с. 4.Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства / Р.В. Паранюшкин . - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с.

5.Питерских, А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 кл : учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. – М.: Просвещение, 2009. -175 с.

6.Корепанова, О.А. Композиция от А до Я / О.А. Корепанова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 458с.

http://school-collection.edu.ru/catalog/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.openclass.ru/ Открытый класс

http://www.arthistory.ru Портал «Музеи мира», «Музеи России»

26