А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Рабочий лист № 1.
Перечитай название сказки. Выпиши главных действующих лиц произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте отрывки с описанием города. Допишите эпитеты.
Стены ____________________
Зубцы _____________________
Монастыри _________________
Церкви _____________________
Застава _____________________
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 78 и прочитайте её описание. Дополните текст эпитетами из сказки.
На иллюстрации мы видим сцену, когда юный царевич вместе со своей матерью с холма рассматривают свой _________________________ город.
____________________маковки церквей, купола _____________ ___монастырей
сверкают под яркими лучами солнца.
Крепкие стены с __________________зубцами надёжно огибают город со всех сторон.
Новый город с дворцом, с теремами и садами приковал восхищённые взгляды матери и сына.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Рабочий лист № 2.
С какой целью Черномор и тридцать три богатыря выходили на берег? Запиши
ответ словами из текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к выделенным словам, подчеркни их.
«Славный город твой хранить И дозором обходить» | Сторожить, караулить, патрулировать, разведывать |
«Эти витязи морские Мне ведь братья все родные» | Рыцари, воины, ратники, богатыри, бойцы |
Рассмотрите иллюстрацию художника Ивана Билибина «Тридцать три богатыря» на стр. 88 учебника. Прочитайте описание иллюстрации.
“Художник изобразил морских богатырей на фоне ночи. За их спинами бушуют волны. Морские витязи неприступной стеной загородили крепость от неспокойной морской пучины. Их острые копья касаются звёзд. Великаны склонили головы перед чудным городом, которым правит князь Гвидон.”
Выберите строчки из сказки, которыми можно закончить это описание.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соотнеси слова и их значения.
Витязь | Дом в виде башни |
| |
Светлица | Светлая парадная комната в доме |
| |
Палаты | Отважный доблестный воин |
| |
Престол | Большое, богатое каменное здание, в котором много комнат |
| |
Аршин | Драгоценный головной убор, корона |
| |
Венец | Трон монарха |
| |
Терем | Мера длины, равная 71 см |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Рабочий лист № 3.
Как наказывает князь Гвидон своих злых и коварных родственниц? Впиши буквы в таблицу.
Родственники | Наказание |
Повариха | |
Ткачиха | |
Бабариха | |
Слова для справок:
а) комар кусает в правый глаз;
б) шмель кусает в нос;
в) муха кусает в левый глаз.
Найди в тексте сказки А.Пушкина примеры, подтверждающие, что перед нами волшебная сказка. Впиши примеры в таблицу.
Волшебные помощники | |
|
Положительные и отрицательные герои | |
|
|
Троекратные повторы | |
|
Превращения | |
|
Волшебные предметы | |
|
Испытания | |
|
Добро побеждает зло | |
|
А.С. Пушкин использует живописный народный язык, насыщенный
эпитетами, сравнениями, олицетворениями, применяет красоту
звукописи.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Рабочий лист № 4.
Составьте характеристику князя Гвидона. Заполните таблицу.
С почестями встречает гостей | |
Ничего не просит за спасение Царевны Лебеди | |
Почтителен к матери, хочет вернуть отца | |
Спасает себя и мать | |
Убивает коршуна, спасает Лебедя | |
Хочет завести у себя в княжестве диковинки | |
Слова для справок: преданный сын, гостеприимный, храбрый, любознательный, бескорыстный, решительный.
Составьте словесный портрет царя Салтана.
О каких чертах его характера говорят следующие поступки?
Заполните таблицу.
Поступки героя | Качества, характеризующие поступки героя |
Легко поддался обману | |
«В горе начал он чудесить, И гонца хотел повесить» | |
«Но, смягчившись на сей раз, Дал гонцу такой приказ…» | |
«Ждать царева возвращенья Для законного решенья». | |
«Бился долго и жестоко» | |
Не женился второй раз | |
Долго не решался поехать к Гвидону | |
Простил коварных родственников | |
Слова для справок: справедливый, доверчивый, вспыльчивый, нерешительный, отходчивый, храбрый, добрый, преданный.
Соотнесите качества Царевны с ее поступками
Подарила город за спасение | |
«Не можно глаз отвесть…» | |
Обращает князя в насекомых | |
Не торопит князя принять решение жениться | |
Говорит с князем ласково | |
Помогает князю увидеть отца, и за это ничего не требует | |
Слова для справок: волшебница, красавица, бескорыстная, терпеливая, благодарная, нежная.
Расскажите о любом герое по плану.
(По каждому пункту плана необходимо составить 2-3 предложения,
чтобы в итоге по всей таблице получился связный рассказ).
Имя героя. | |
Как выглядит? | |
Какие поступки совершает? | |
Какой характер у героя? Какие душевные качества раскрываются в его поступках? | |
Какими словами говорит о герое поэт (краткие цитаты из текста). | |
Что лично вам понравилось или не понравилось в герое? | |