СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 1 класс II вариант ОПМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 1 класс II вариант ОПМ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР


1 «В» класс






Учитель: Мишукова Юлия Михайловна


РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

______________


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

____________

_____________

(дата)


УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

____________













Новодвинск

2020 – 2021 учебный год

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде; духовно-нравственном развитии и воспитание личности.

Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;




Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Окружающий природный мир» в первом классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 33 ч. в год (33 учебные недели).

I (9 недель)

II (7 недель)

III (9 недель)

VI (8 недель)

Год (33 недели)

9

7

9

8

33



Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Окружающий природный мир" включает:

  • компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»);

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

  • Разрезные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие животные России», «Животные жарких стран», «Животные холодных широт», «Мир человека», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Одежда и обувь», «Игрушки», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Электроприборы», «Мир растений», «Фрукты», «Овощи», «Садовые цветы», «Ягоды»;

  • Демонстрационные карточки: «Дикие животные», «Птицы России», «Домашние животные», «Птицы домашние и декоративные», «Овощи», «Насекомые», «Ягоды», «Цветы», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

  • Наборы кукол би – ба – бо: «Теремок», «Репка», «3 поросенка», «Курочка Ряба», «Колобок»;

  • Наборы кукол для пальчикового театра: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»;

  • Бубны, инструменты для занятий детским музыкальным творчеством;

  • «Дары Фребеля»;

  • В наборе: разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков; перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар; кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам; множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки; разноцветные палочки шести размеров; цветные кольца и полукольца; деревянные цветные "таблеточки"; деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы); мозаика;

  • дидактические материалы М. Монтессори.








Календарно-тематическое планирование

Окружающий природный мир

33 часа, 1 час в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 9 часов

1

Человек и природа.

1

Формирование элементарных представлений об объектах и явлениях окружающей природы.



2

«Осень, в гости просим!»

1

Беседа об осенних изменениях в природе; работа с иллюстрациями. Отбор картинок с изображением осени (совместно с учителем).



3

Одежда и обувь человека осенью.

1

Выбор нужного предмета, картинки из представленных с учётом сезонных изменений природы (одеть куклу или себя на прогулку).



4

«Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты.

1

Расширение представлений о растительном мире; выделение существенных признаков. Формирование умения наблюдать за действиями педагога.



5

«Что нам осень принесла?» Ягоды. Грибы.

1

Расширение представлений о растительном мире; выделение существенных признаков. Формирование умения наблюдать за действиями педагога.



6

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации).

1

Расширение представлений о растениях; поиск и показ части растений (лист). Рассматривание листьев, раскрашивание.



7

Явления природы: дождь, листопад (составление гербария).

1

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; беседа о необходимости бережного отношения к природе.




8

Занятия и труд людей осенью.

1

Расширение представлений о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



9

Обобщающий урок "В гости к осени".

1

Наблюдение и поиск примеров осенних явлений в природе, узнавание изученных природных объектов.



II четверть – 7 часов

10

Лес. Правила поведения в лесу.

1

Расширение представлений о лесе; о правилах поведения в лесу. Развитие восприятия и внимания при рассматривании иллюстраций.



11

В мире животных.

1

Узнавание и выделение объекта среди 2-3х совместно с учителем.

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций.



12

Сравнение зверей и птиц.

1

Формирование умения сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение. Рассматривание картинок в книге, изображений на мониторе.



13

"Здравствуй, зимушка-зима!". Одежда и обувь человека зимой.

1

Формирование умения замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; умения работать с иллюстрациями. Расширение представлений о зимней одежде, ее назначении. Рассматривание картинок, изображений на мониторе. Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; узнавание изученных природных объектов.



14

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; узнавание изученных природных объектов



15

Что делают растения зимой? Ёлка. Животные и птицы зимой.

1

Уточнение представлений о растениях; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка). Выделение объекта (ёлки) среди 2-3х совместно с учителем. Расширение представлений о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Узнавание изученных объектов.



16

Новый год. Изготовление украшений на ёлку.

2

Уточнение представлений о праздниках и традициях. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



III четверть – 9 часов

17

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

1

Уточнение представлений о домашних животных. Беседа о безопасном поведении с ними. Узнавание, называние и определение изученных животных.



18

Комнатные растения. Уход.

1

Формирование умения распознавать комнатные растения, правильно за ними ухаживать.



19

Природа и рукотворный мир.

1

Сравнение и классификация с использованием знаково - символических средств (пиктограммы) в различении объектов природы и рукотворного мира.



20

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1

Расширение представлений о воздухе и воде. Беседа о том, что чистые воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять.



21

Явления природы: солнце, ветер.

1

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи. Формирование умения узнавать и изображать имитационно изученные природные объекты.



22

Весна - оживает все кругом! Одежда и обувь весной.

1

Наблюдение весенних изменений в природе. Работа с иллюстрациями. Расширение представлений о весенней одежде, ее назначении. Рассматривание картинок, изображений на мониторе. Узнавание и выделение предметов одежды среди 2-3х предложенных (совместно с учителем).



23

Растения весной. Части растений (лист, ветви).

1

Расширение представлений о растениях; поиск и показ частей растения (лист, ветки). Формирование умения работать с пиктограммами по теме «растения».



24

Животные и птицы весной.

1

Расширение представлений о животных, их образе жизни и повадках весной. Различение живых объектов природы (звери) на пиктограммах.



25

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые).

1

Расширение представлений о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Формирование умения отличать насекомых от животных (узнавание).



IV четверть – 8 часов

26

Труд людей весной.

1

Расширение представлений о занятиях людей весной; установление взаимосвязей. Формирование умения рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.



27

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Обобщение знаний по теме. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



28

Части суток. День-ночь.

1

Формирование элементарных представлений о частях суток. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления.



29

Закрепление по теме "Животные.

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



30

Закрепление по теме "Птицы".

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



31

Закрепление по теме "Растения".

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



32

Закрепление по теме "Явления природы".

1

Закрепление знаний по теме с применением умения использовать ранее полученную информацию; рассказывание об объекте с помощью картинного плана. Рассматривание иллюстраций, развитие зрительного восприятия.



33

Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?"

1

Формирование умения наблюдать и замечать весенние изменения в природе. Работа с иллюстрациями. Обобщение и закрепление знаний и представлений учащихся о смене времен года; формирование умения устанавливать взаимосвязи, умения рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.







Планируемые результаты изучения учебного предмета

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке, на яркой игрушке, на движущейся игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики, на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении, на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию, инструкцию по инструкционным картам, инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами: ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
















Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016