Планируемые результаты освоения учебного предмета « Технология»
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио‑ и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п | Раздел | Количества часов | Основные учебные виды деятельности |
1 | Природная мастерская | 7 | слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; - наблюдать предметы и технические объекты окружающего мира, связи человека с природой; - проводить количественное сравнение наблюдаемых предметов; - сравнивать транспортные средства по их функциональному назначению, собранные природные материалы, композиции по расположению их центра; - объяснять свой выбор предметов окружающего мира; - классифицировать собранные листья и семена по их форме; - узнавать семена в композициях из семян, деревья и кустарники по их семенам, центровую композицию по её признакам; - изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; - делать выводы о наблюдаемых явлениях; - осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству; - осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике |
вв2 | Пластилиновая мастерская | 4 | организовывать рабочее место для работы с пластилином; -наблюдать и называть свойства пластилина; -анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель; - изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним; -делать выводы о наблюдаемых явлениях; -осваивать умение работать в группах, умение помогать друг другу, обсуждать и оценивать свои знания |
3 | Бумажная мастерская | 16 | организовывать рабочее место для работы с бумагой; - осваивать умение переносить известные знания и умения на освоение других технологических навыков; -запоминать правила техники безопасности работы с ножницами; - наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги и картона; - изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; - анализировать образцы изделий, - понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; -осуществлять контроль по шаблону; - соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают; |
4 | Текстильная мастерская | 6 | исследовать конструктивные особенности ножниц; - сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм; - искать информацию в приложениях учебника (памятки); - оценивать результат своей деятельности; - обобщать (называть) то новое, что освоено; - осознавать необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа; - осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, - искать ответы в учебнике |
| Итого | 33 | |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Технология» Приложение к рабочей программе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 2 | . Рукотворный и природный мир села Уч. Стр.5-7, р.т.стр.3-4. Р.К. Известные люди нашего края | 2 | 2.09 09.09 | 1 |
3 | . На земле, на воде и в воздухе. Уч.стр. 8, р.т. стр 5 | 1 | 16.09 | |
4 | Р.к. «Природа и творчество. Природные материалы».. Первичный инструктаж. Р.К. Растения нашего региона. Уч.9 Р.т. стр. 6 Внеаудиторное занятие.. Экскурсия в природу. Интегрированный урок ( лит. чтение +технология) | 1 | 22.09 | |
5 | Работаем с природными материалами. Рабочее место. Уч.Стр. 10-11 . р.т. стр.11 | 4 | 29.09 | |
6 | Веточки и фантазия. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Уч.Стр12-13. | | 06.10 | |
7 | Уч.Стр.14 р.т стр.7 | | 13.10 | |
8 | | | 20.10 |
9 | Баночка для мелочей. Уч.Стр.21-22, р.т.Стр.8 | 4 | 27.10 | |
10 | Узор из пластилиновых шариков в крышке . Уч.Стр. 24, р.т.Стр.9 | | 07.11 | |
11 | Пластилиновая живопись. Р.К. Рыбы нашего региона Уч.Стр.26, р.т. стр.10 | | 14.11 | |
12 | Уч.Стр.28 | | 21.11 | |
13 | Уч.Стр.31-32, р.т.Стр.12 Интегрированный урок ( лит. чтение +технология) Внеаудиторное занятие. Детский сад. | 3 | 28.11 | |
14- 15 | Уч.Стр.34, р.т.Стр.13 | | 05.12 12.12 | |
16 | Уч.Стр.36-40, р.т. с.14 Р.К. Млекопитающие нашего района. Интегрированный урок ( лит. чтение + письмо + технология) | 4 | 19.12 26.12 | |
17 | Р.т. стр.15 | | 13.01 | |
18 | Уч.Стр.42 р.т. 16 Интегрированный урок ( лит. чтение +технология) | | 20.01 | |
19 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Фигурка «Божья коровка», «Птица» Р.К. Животные нашего региона Уч.Стр. 44, р.т.Стр.17 | | 27.01 | |
20 | Уч.стр.46 | 2 | 0302 | |
21 | Уч.стр. 48 | | 10.02 | |
22 | Уч.Стр. 50, р.т. вкладыш. | 6 | 17.02 | |
23 | Шаблон для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? Весенний цветок. Р.К. Редкие растения нашего региона Уч.Стр.52-54, р.т.Стр.18 | | 05.03 | |
24 | Уч. Стр.56 Р.т.стр.20-21 | | 12.03 | |
25 | Уч.стр.58., р.т .стр.19 | | 19.03 | |
26 | Уч. Стр.60т Р.т. стр.18 Р.К Первые весенние цветы нашего края. | | 26.03 | |
27 | Уч.стр.62 Р.т.стр.23 Р.К Традиции нашего края. Внеаудиторное занятие. СДК | | 03.04 | |
28 | Маковые узелки. Уч.стр.65-66, р.т.стр.24 | 6 | 10.04 | |
29 | Лучи – узелки на солнышке. Уч.Стр.68, р.т.Стр.25 | | 17.04 | |
30 | Уч.Стр.70, р.т.стр.27 | | 24.04 | |
31 | Р.К Мастера нашего края. Внеаудиторное занятие. СДК. | | 01.05 08.05 | |
32-33 | Уч.Стр.72 Р.т.26 Игольница. | | 15.05 22.05 | |
1 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.