СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 4 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена для 4 класса А на 2020-2021учебный год н

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 4 класс УМК "Перспектива"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «___» августа 2020 г.

от « ___» августа 2020г.


№ _____

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

_____________ /_____________

от «___» августа 2020г.

___________/Силина Н.В.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


начального общего образования

по окружающему миру

для _4_ класса _А_









Составитель

Баранова Елена Владимировна

учитель начальных классов высшей категории






«Согласована»

Заместитель директора


___________ / _______________

«___» августа 2020г

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс, составлена для учащихся 4 «А» класса на 2020-2021 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.).

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год


Для реализации рабочей программы используется учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. (2 части) - М. : Просвещение,2019.


Данная Рабочая программа является модифицированной, интегрирована с авторской программой начального общего образования по краеведению: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова)

Реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А. А «Окружающий мир», которая составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4 классов; авторской программой начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова) – часть 2 «Мир истории», где рассматривается историческая тема «Путешествие по Реке времени».

На изучение данного предмета отводится - 68 часов (2 часа в неделю)

Форма промежуточной аттестации – диагностическая работа .



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

на 2020-2021уч.год

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

— описывать формы земной поверхности России и родного края;

— приводить примеры полезных ископаемых России;

— называть изученные реки, озёра, моря России, показывать их на карте; — перечислять природные зоны Российской Федерации, показывать их на карте, объяснять, почему происходит смена природных зон в направлении с севера на юг;

— узнавать изученных представителей живого мира разных природных зон (в гербарии, на рисунках и фотографиях);

— определять экологические проблемы разных природных зон России, называть некоторые способы их решения;

— приводить примеры растений и животных разных природных зон, внесённых в Красную книгу России, называть некоторые меры их охраны; — приводить примеры заповедников и национальных парков России, объяснять их роль в охране природных богатств страны;

— пользоваться физической картой и картой природных зон России для получения необходимой информации;

— сравнивать изученные природные объекты, описывать их по плану или давать им краткую характеристику;

— обнаруживать и раскрывать связи в окружающем мире, в том числе на примере изученных природных зон;

— оценивать своё поведение в природе, в том числе в связи с изученными экологическими проблемами;

— находить необходимую информацию о природе России в различных источниках и использовать её для решения поставленных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

характеризовать Россию как самую большую по территории страну мира, называть её крайние географические точки на севере, юге, западе и востоке;

на отдельных примерах раскрывать черты приспособленности организмов к условиям жизни в разных природных зонах;

рассказывать о том, как в горах природа изменяется с высотой;

соотносить типы хозяйственной жизни людей в условиях разных природных зон в старину и в настоящее время.

Человек и общество

Обучающийся научится:

— характеризовать отличительные черты устройства человеческих сообществ: наличие общих целей, интересов, мировоззренческих принципов; — перечислять основные права, свободы и обязанности гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

— знать права ребёнка;

— характеризовать государственное устройство Российской Федерации;

— перечислять важнейшие вехи в истории Отечества; составлять Календарь памятных дат нашего Отечества; определять последовательность исторических событий на схеме «Река времени»;

— ориентироваться в прошлом, используя данные исторической карты;

— обосновывать значение документов, реликвий из семейных архивов, музеев разного типа, воспоминаний старшего поколения о прошлом в сохранении народной исторической памяти; совместно со старшими работать с семейными документами и составлять рассказы об участии членов своей семьи в исторической жизни России;

— характеризовать вклад наших соотечественников в историю и культуру России;

— определять по карте государственную границу России и соседние с ней страны;

— объяснять символическое значение гербов и флагов (общенациональных российских и некоторых региональных, в частности Смоленской области);

— сравнивать социальные объекты, описывать их по плану или давать им краткую характеристику;

— оценивать деятельность людей и своё поведение в социуме;

— находить необходимую информацию об обществе в различных источниках и использовать её для решения поставленных задач;

— оформлять итоги очных и заочных путешествий по памятным местам России, Смоленской области;

— осознавать необходимость сохранения духовно-нравственного здоровья и социальной солидарности граждан России, содружества науки и промышленного производства, развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности, сохранения и развития традиций в отечественном искусстве — как залог успехов России в настоящем и будущем.

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать с точки зрения моральных норм нравственно-этическое значение понятий «гражданин», «соотечественник», «гражданское общество», «личная ответственность», «честь», «достоинство»; проявлять личные творческие способности в реализации социальнокультурных инициатив; составлять личный проект будущего России;

соотносить права и свободы человека с обязанностями гражданина; строить модель своего поведения со сверстниками, младшими, взрослыми в соответствии с общественно признанной динамикой в возрастном балансе прав и обязанностей ребёнка; подводить итоги личных достижений за четыре года обучения и ставить цель для своего развития в будущем;

произвольно и осознанно строить речевое высказывание (устное и письменное) на одну из тем года (по выбору); подбирать наглядный материал к своему рассказу в дополнительной литературе, Интернете и компоновать его в зависимости от поставленной цели; обсуждать выдвинутую проблему, приводить доказательства (в том числе на основе собственного жизненного опыта) и делать вывод в соответствии с ними; — по согласованию с одноклассниками, с членами семьи, старшеклассниками и другими социальными партнёрами планировать и проводить празднование общегражданских праздников;

  • участвовать в совместной поисковоисследовательской деятельности своего класса (школы, учреждений культуры и дополнительного образования) по изучению историкокультурных традиций Смоленской области;

  • планировать и осуществлять совместно со сверстниками общественно значимые социально-культурные акции, связанные с сохранением и развитием народной исторической памяти и с возникновением и становлением новых российских традиций.


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

— ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

— интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— овладение основами гражданской идентичности личности, представленное в формуле осознания себя «Я — гражданин России» и сопровождаемое чувством сопричастности к обществу, гордостью за свою Родину и в то же время — осознанием своей этнической принадлежности;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков — как собственных, так и окружающих людей — с опорой на ценности отечественной этической традиции, соотносимой с системой мировых этических ценностей; развитость этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение при различении внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;

— установка на здоровый образ жизни;

— развитость чувства прекрасного и эстетических чувств на основе общения с природой и знакомства с произведениями отечественной и мировой художественной культуры;

— способность понимать других людей и сопереживать их чувствам.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;

представление о возможностях собственного участия в построении будущего России;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • самостоятельно понимать, принимать и сохранять учебную задачу; ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;

  • учитывать правила планирования и находить контроль способа решения по результату;

  • осуществлять способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

  • вносить необходимые коррективы в действие как по ходу его реализации, так и после его завершения на основе самостоятельной оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования, регуляции и контроля своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

планировать свои действия в течение урока;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения учебных задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, в том числе производить расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины), контролируемого пространства сети Интернет;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;

  • владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; — осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • понимать позиции других людей, отличные от собственной, и принимать в расчёт позицию партнёра в общении;

  • учитывать разные мнения, аргументировать свою позицию и стремиться к координации различных позиций при выработке общего решения в сотрудничестве и совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что — нет; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру;

  • задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников совместной деятельности.

  • корректно осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; — аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.



Содержание учебного предмета “Окружающий мир”

Мы – граждане единого Отечества.

Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России (конференция). Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества».

По родным просторам.

Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Проектная деятельность «Чудесное путешествие по России». Контрольная работа по теме «По родным просторам».

Путешествие по Реке времени.

В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по странице летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. Экскурсия в музей боевой славы. Достижения 1950-1970-х гг. Проектная деятельность «Моя семья в истории России». Контрольная работа по теме «Путешествие по Реке времени».

Мы строим будущее России.

Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Проектная деятельность «Я строю будущее России». Контрольная работа по теме «Мы строим будущее России».



Содержание учебного курса АСК

Мир истории.

Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск - древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.

Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.

Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.




Учебно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Количество часов

Вид контроля

Практическая работа

Проверочная работа

1

Мы – граждане единого Отечества

13


2

2

По родным просторам.

20

1

1

3

Путешествие по Реке времени.

26


1

4

Мы строим будущее России.

9


2


Всего

68

1

6



















Календарно-тематический план


п/п

Тема урока

Дата проведения

планир.

факт.

Мы — граждане единого Отечества (13 ч)


1

Общество — это мы!

4.09


2

Российский народ.

7.09


3

Конституция России.

11.09


4

Стартовая диагностика. Диагностическая работа по теме «Повторение изученного в 3 классе».

14.09


5

Права ребенка.

18.09


6

Государственное устройство России.

21.09


7

Российский союз равных.

25.09


8

Государственная граница России.

28.09


9

Путешествие за границу России.

2.10


10

Сокровища России и их хранители.

5.10


11

Творческий союз.

9.10


12

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

12.10


13

Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества».

16.10


По родным просторам (20)

14

Карта — наш экскурсовод.

19.10


15

По равнинам и горам.

23.10



2 четверть



16

В поисках подземных кладовых. Практическая работа.

2.11


17

Наши реки.

6.11


18

Озёра — краса Земли.

9.11


19

По морским просторам.

13.11


20

С севера на юг.

16.11


21

В ледяной пустыне.

20.11


22

В холодной тундре.

23.11


23

Среди лесов.

27.11


24

В широкой степи.

30.11


25

В жаркой пустыне.

4.12


26

У тёплого моря.

7.12


27

Мы — дети родной земли.

11.112


28

В содружестве с природой.

14.12


29

Как сберечь природу России.

18.12


30

Проверочная работа по теме «По родным просторам».

21.12


31

По страницам Красной книги.


25.12


32

По заповедникам и национальным паркам.



3 четверть

Путешествие по Реке времени (26 ч)



33

В путь по реке времени.

11.01


34

Путешествуем с археологами. АСК. Кривичи – предки смолян.

15.01


35

В путь по страницам летописи.

18.01


36

Истоки Древней Руси.

22.01


37

Мудрый выбор.

25.01


38

Наследница Киевской Руси.

29.01


39

Москва — преемница Владимира.

1.02


40

Начало Московского царства.

5.02


41

АСК. Смоленск - древний город кривичей. Герб и флаг Смоленска и области. 

8.02


42

Подвижники Руси и землепроходцы.

12.02


43

На пути к единству.

15.02


44

Начало Российской империи.

19.02


45

«Жизнь — Отечеству, честь — никому».

22.02


46

Отечественная война 1812 года.

26.02


47

Великий путь.

1.03


48

Золотой век театра и музыки.

5.03


49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

12.03


50

В поисках справедливости.

15.03


51

Век бед и побед.

19.03


52

«Вставай, страна огромная!»



4 четверть



53

Трудовой фронт России.

29.03



54

«Нет в России семьи такой…»


55

После великой войны. АСК. Военное прошлое Смоленщины.

2.04


56

Экскурсия в музей боевой славы. «Мои земляки в годы ВОВ»

5.04


57

Достижения 1950—1970-х годов.

9.04


58

Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени».

12.04


59

Экскурсия в музей. «Прошлое моего посёлка».

16.04


Мы строим будущее России


60

Современная Россия.

19.04


61

Хороша честь, когда есть, что есть.

23.04


62

Умная сила России.

26.04


63

Светлая душа России.

30.04


64

Начни с себя!


65

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России».

7.05


66

Промежуточная аттестация. Диагностическая работа.

14.05


67

Экскурсия на предприятие нашего посёлка.

17.05


68

Обобщение пройденного. Игра «Брэйн-ринг».

21.05


Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по предмету «Окружающий мир» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № были объединены.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!