Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «___» августа 2020 г. |
от « ___» августа 2020г. | | № _____ |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
_____________ /_____________ | от «___» августа 2020г. | ___________/Силина Н.В. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по окружающему миру
для _4_ класса _А_
Составитель
Баранова Елена Владимировна
учитель начальных классов высшей категории
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / _______________
«___» августа 2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 4 класс, составлена для учащихся 4 «А» класса на 2020-2021 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.).
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. (2 части) - М. : Просвещение,2019.
Данная Рабочая программа является модифицированной, интегрирована с авторской программой начального общего образования по краеведению: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова)
Реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А. А «Окружающий мир», которая составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4 классов; авторской программой начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова) – часть 2 «Мир истории», где рассматривается историческая тема «Путешествие по Реке времени».
На изучение данного предмета отводится - 68 часов (2 часа в неделю)
Форма промежуточной аттестации – диагностическая работа .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
на 2020-2021уч.год
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
— описывать формы земной поверхности России и родного края;
— приводить примеры полезных ископаемых России;
— называть изученные реки, озёра, моря России, показывать их на карте; — перечислять природные зоны Российской Федерации, показывать их на карте, объяснять, почему происходит смена природных зон в направлении с севера на юг;
— узнавать изученных представителей живого мира разных природных зон (в гербарии, на рисунках и фотографиях);
— определять экологические проблемы разных природных зон России, называть некоторые способы их решения;
— приводить примеры растений и животных разных природных зон, внесённых в Красную книгу России, называть некоторые меры их охраны; — приводить примеры заповедников и национальных парков России, объяснять их роль в охране природных богатств страны;
— пользоваться физической картой и картой природных зон России для получения необходимой информации;
— сравнивать изученные природные объекты, описывать их по плану или давать им краткую характеристику;
— обнаруживать и раскрывать связи в окружающем мире, в том числе на примере изученных природных зон;
— оценивать своё поведение в природе, в том числе в связи с изученными экологическими проблемами;
— находить необходимую информацию о природе России в различных источниках и использовать её для решения поставленных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
— характеризовать Россию как самую большую по территории страну мира, называть её крайние географические точки на севере, юге, западе и востоке;
— на отдельных примерах раскрывать черты приспособленности организмов к условиям жизни в разных природных зонах;
— рассказывать о том, как в горах природа изменяется с высотой;
— соотносить типы хозяйственной жизни людей в условиях разных природных зон в старину и в настоящее время.
Человек и общество
Обучающийся научится:
— характеризовать отличительные черты устройства человеческих сообществ: наличие общих целей, интересов, мировоззренческих принципов; — перечислять основные права, свободы и обязанности гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
— знать права ребёнка;
— характеризовать государственное устройство Российской Федерации;
— перечислять важнейшие вехи в истории Отечества; составлять Календарь памятных дат нашего Отечества; определять последовательность исторических событий на схеме «Река времени»;
— ориентироваться в прошлом, используя данные исторической карты;
— обосновывать значение документов, реликвий из семейных архивов, музеев разного типа, воспоминаний старшего поколения о прошлом в сохранении народной исторической памяти; совместно со старшими работать с семейными документами и составлять рассказы об участии членов своей семьи в исторической жизни России;
— характеризовать вклад наших соотечественников в историю и культуру России;
— определять по карте государственную границу России и соседние с ней страны;
— объяснять символическое значение гербов и флагов (общенациональных российских и некоторых региональных, в частности Смоленской области);
— сравнивать социальные объекты, описывать их по плану или давать им краткую характеристику;
— оценивать деятельность людей и своё поведение в социуме;
— находить необходимую информацию об обществе в различных источниках и использовать её для решения поставленных задач;
— оформлять итоги очных и заочных путешествий по памятным местам России, Смоленской области;
— осознавать необходимость сохранения духовно-нравственного здоровья и социальной солидарности граждан России, содружества науки и промышленного производства, развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности, сохранения и развития традиций в отечественном искусстве — как залог успехов России в настоящем и будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
— оценивать с точки зрения моральных норм нравственно-этическое значение понятий «гражданин», «соотечественник», «гражданское общество», «личная ответственность», «честь», «достоинство»; проявлять личные творческие способности в реализации социальнокультурных инициатив; составлять личный проект будущего России;
— соотносить права и свободы человека с обязанностями гражданина; строить модель своего поведения со сверстниками, младшими, взрослыми в соответствии с общественно признанной динамикой в возрастном балансе прав и обязанностей ребёнка; подводить итоги личных достижений за четыре года обучения и ставить цель для своего развития в будущем;
— произвольно и осознанно строить речевое высказывание (устное и письменное) на одну из тем года (по выбору); подбирать наглядный материал к своему рассказу в дополнительной литературе, Интернете и компоновать его в зависимости от поставленной цели; обсуждать выдвинутую проблему, приводить доказательства (в том числе на основе собственного жизненного опыта) и делать вывод в соответствии с ними; — по согласованию с одноклассниками, с членами семьи, старшеклассниками и другими социальными партнёрами планировать и проводить празднование общегражданских праздников;
участвовать в совместной поисковоисследовательской деятельности своего класса (школы, учреждений культуры и дополнительного образования) по изучению историкокультурных традиций Смоленской области;
планировать и осуществлять совместно со сверстниками общественно значимые социально-культурные акции, связанные с сохранением и развитием народной исторической памяти и с возникновением и становлением новых российских традиций.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
— ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;
— интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— овладение основами гражданской идентичности личности, представленное в формуле осознания себя «Я — гражданин России» и сопровождаемое чувством сопричастности к обществу, гордостью за свою Родину и в то же время — осознанием своей этнической принадлежности;
— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков — как собственных, так и окружающих людей — с опорой на ценности отечественной этической традиции, соотносимой с системой мировых этических ценностей; развитость этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение при различении внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;
— установка на здоровый образ жизни;
— развитость чувства прекрасного и эстетических чувств на основе общения с природой и знакомства с произведениями отечественной и мировой художественной культуры;
— способность понимать других людей и сопереживать их чувствам.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
— компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
— способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
— понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;
— представление о возможностях собственного участия в построении будущего России;
—установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
—эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
самостоятельно понимать, принимать и сохранять учебную задачу; ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;
учитывать правила планирования и находить контроль способа решения по результату;
осуществлять способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
вносить необходимые коррективы в действие как по ходу его реализации, так и после его завершения на основе самостоятельной оценки и учёта характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования, регуляции и контроля своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
—планировать свои действия в течение урока;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения учебных задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, в том числе производить расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины), контролируемого пространства сети Интернет;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;
владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; — осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
понимать позиции других людей, отличные от собственной, и принимать в расчёт позицию партнёра в общении;
учитывать разные мнения, аргументировать свою позицию и стремиться к координации различных позиций при выработке общего решения в сотрудничестве и совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что — нет; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру;
задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников совместной деятельности.
корректно осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; — аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
— с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного предмета “Окружающий мир”
Мы – граждане единого Отечества.
Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России (конференция). Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества».
По родным просторам.
Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Проектная деятельность «Чудесное путешествие по России». Контрольная работа по теме «По родным просторам».
Путешествие по Реке времени.
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по странице летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. Экскурсия в музей боевой славы. Достижения 1950-1970-х гг. Проектная деятельность «Моя семья в истории России». Контрольная работа по теме «Путешествие по Реке времени».
Мы строим будущее России.
Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Проектная деятельность «Я строю будущее России». Контрольная работа по теме «Мы строим будущее России».
Содержание учебного курса АСК
Мир истории.
Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск - древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.
Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.
Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | Вид контроля |
Практическая работа | Проверочная работа |
1 | Мы – граждане единого Отечества | 13 | | 2 |
2 | По родным просторам. | 20 | 1 | 1 |
3 | Путешествие по Реке времени. | 26 | | 1 |
4 | Мы строим будущее России. | 9 | | 2 |
| Всего | 68 | 1 | 6 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
планир. | факт. |
| Мы — граждане единого Отечества (13 ч) | | |
1 | Общество — это мы! | 4.09 | |
2 | Российский народ. | 7.09 | |
3 | Конституция России. | 11.09 | |
4 | Стартовая диагностика. Диагностическая работа по теме «Повторение изученного в 3 классе». | 14.09 | |
5 | Права ребенка. | 18.09 | |
6 | Государственное устройство России. | 21.09 | |
7 | Российский союз равных. | 25.09 | |
8 | Государственная граница России. | 28.09 | |
9 | Путешествие за границу России. | 2.10 | |
10 | Сокровища России и их хранители. | 5.10 | |
11 | Творческий союз. | 9.10 | |
12 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 12.10 | |
13 | Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества». | 16.10 | |
| По родным просторам (20) | |
14 | Карта — наш экскурсовод. | 19.10 | |
15 | По равнинам и горам. | 23.10 | |
| 2 четверть | | |
16 | В поисках подземных кладовых. Практическая работа. | 2.11 | |
17 | Наши реки. | 6.11 | |
18 | Озёра — краса Земли. | 9.11 | |
19 | По морским просторам. | 13.11 | |
20 | С севера на юг. | 16.11 | |
21 | В ледяной пустыне. | 20.11 | |
22 | В холодной тундре. | 23.11 | |
23 | Среди лесов. | 27.11 | |
24 | В широкой степи. | 30.11 | |
25 | В жаркой пустыне. | 4.12 | |
26 | У тёплого моря. | 7.12 | |
27 | Мы — дети родной земли. | 11.112 | |
28 | В содружестве с природой. | 14.12 | |
29 | Как сберечь природу России. | 18.12 | |
30 | Проверочная работа по теме «По родным просторам». | 21.12 | |
31 | По страницам Красной книги. | 25.12 | |
32 | По заповедникам и национальным паркам. | |
| 3 четверть Путешествие по Реке времени (26 ч) | | |
33 | В путь по реке времени. | 11.01 | |
34 | Путешествуем с археологами. АСК. Кривичи – предки смолян. | 15.01 | |
35 | В путь по страницам летописи. | 18.01 | |
36 | Истоки Древней Руси. | 22.01 | |
37 | Мудрый выбор. | 25.01 | |
38 | Наследница Киевской Руси. | 29.01 | |
39 | Москва — преемница Владимира. | 1.02 | |
40 | Начало Московского царства. | 5.02 | |
41 | АСК. Смоленск - древний город кривичей. Герб и флаг Смоленска и области. | 8.02 | |
42 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 12.02 | |
43 | На пути к единству. | 15.02 | |
44 | Начало Российской империи. | 19.02 | |
45 | «Жизнь — Отечеству, честь — никому». | 22.02 | |
46 | Отечественная война 1812 года. | 26.02 | |
47 | Великий путь. | 1.03 | |
48 | Золотой век театра и музыки. | 5.03 | |
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 12.03 | |
50 | В поисках справедливости. | 15.03 | |
51 | Век бед и побед. | 19.03 | |
52 | «Вставай, страна огромная!» | |
| 4 четверть | | |
53 | Трудовой фронт России. | 29.03 | |
54 | «Нет в России семьи такой…» | |
55 | После великой войны. АСК. Военное прошлое Смоленщины. | 2.04 | |
56 | Экскурсия в музей боевой славы. «Мои земляки в годы ВОВ» | 5.04 | |
57 | Достижения 1950—1970-х годов. | 9.04 | |
58 | Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени». | 12.04 | |
59 | Экскурсия в музей. «Прошлое моего посёлка». | 16.04 | |
| Мы строим будущее России | |
60 | Современная Россия. | 19.04 | |
61 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 23.04 | |
62 | Умная сила России. | 26.04 | |
63 | Светлая душа России. | 30.04 | |
64 | Начни с себя! | |
65 | Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России». | 7.05 | |
66 | Промежуточная аттестация. Диагностическая работа. | 14.05 | |
67 | Экскурсия на предприятие нашего посёлка. | 17.05 | |
68 | Обобщение пройденного. Игра «Брэйн-ринг». | 21.05 | |
Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по предмету «Окружающий мир» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № были объединены.
2