СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "За страницами учебника математики" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочного курса "За страницами учебника математики"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "За страницами учебника математики" 5 класс»

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Основные формы организации занятий:

беседы, игровые занимательные упражнения, практические занятия. Предусматриваются творческие задания, самостоятельная и групповая исследовательская работа. Темы проектов учащиеся выбирают на первом занятии и работают над ними на протяжении всего курса.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа.





Содержание курса внеурочной деятельности

1. Вводное занятие (1 час)

Человек и его интеллект.

2. Старинные меры (5 часов)

Старинные системы записи чисел. Старинные меры массы, длины и старинные русские деньги.

3. Решение задач (18 часов)

Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на разрезание. Задачи на «обратный ход». Задачи на «смеси и сплавы». Математические задачи в стихах. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Задачи на цикличность, четность

4. Числа (1 час)

Числа-великаны, числа с собственными именами.

5. Ребусы (2 часа)

История появления ребусов. Правила составления и решения ребусов. Числовые ребусы.

6. Лист Мебиуса (1 час)

Математическое исследование: лист Мебиуса – как пример односторонней поверхности. Свойства поверхности. Биография Мебиуса А.Ф.

7. Круги Эйлера (1час)

Биография Эйлера Л. Круги Эйлера, их применение при решении логических задач.

8. Принцип Дирихле (1 час)

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач

9. Проценты (3 часа)

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

10. Итоговое занятие (1час)

Защита проекта


















Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема занятия

Цели и задачи

Форма проведения и методы

Планируемые результаты

Дата

план

факт

1




Человек и его интеллект

Показать, какие качества необходимы при изучении мате­матики.


Блиц-опрос. Эвристическая беседа. Практическое занятие.

Выводы учащихся о том, что изучение математики необходимо, т.к она помогает развивать в себе качества современного успевающего человека



2



Старинные системы записи чисел

Изучить историю возникновения цифр. Сравнить записи цифр разных народов

Групповая форма работы, частично-поисковый метод

Учащиеся научатся различать и пользоваться арабской и римской записями чисел



3



В поисках самого большого числа


Знакомство с миром чисел, развивать умение отбирать, анализировать и систематизировать информацию

Историческая справка. Групповая работа по поиску информации

Учащиеся будут иметь возможность представить отчет о проделанной работе



4



Всяк на свой аршин мерит

Познакомиться со старинными мерами длины, научиться ими пользоваться

Практикум

Работая в группах, дети получат возможность применять знания на практике



5


Старинные меры массы и старинные русские деньги

Познакомиться со старинными мерами массы и стоимости

Практикум, поиск информации

Учащиеся получат возможность применять знания на практике



6


Старинные меры

Применить теоретический материал на практике

Театрализованное представление «Ярмарка»

Получат возможность прожить исторические моменты прошлого



7



Логические задачи

Решение логических задач

Частично-поисковый метод.

Учащиеся смогут проявить себя в поисках закономерностей при решении задач



8



Логические задачи

Решение логических задач

Частично-поисковый метод.

Учащиеся смогут проявить себя в поисках закономерностей при решении задач



9


Методы решения творческих задач

Развивать творческие способности

Мозговой штурм

Учащиеся получат возможность проявить свои творческие способности при решении задач



10



Поиск закономерностей

Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности

Практикум решения задач

Поиск различных способов решения задач



11





Задачи со спичками


Развитие у учащихся смекалки, сообразительности, умения рассуждать

Работа в парах

Учащиеся будут иметь возможность научиться рассуждать логически и отстаивать свое мнение при работе в мини-группе



12



Игра «Мозговой штурм»

Активизировать познавательную деятельность, развивать внимание, память, наблюдательность, сообразительность

Игра-соревнование

Учащиеся получат возможность демонстрировать свои навыки



13



Задачи на переливание

Познакомить с понятием и типами задач на переливание, способами их решения

Проблемная ситуация

Учащиеся получат возможность научиться решать задачи на переливания



14



Математические задачи в стихах

Сформировать чувство эстетичности на основе знакомства с  математической  культурой

Творческая мастерская

Каждому ученику или малой группе из нескольких учеников предлагается придумать свое литературное произведение по математике (стихи, сказку, пьесу).



15



Задачи международного математического конкурса «Кенгуру»

Решение задач

Практикум по решению задач

Будут иметь возможность развивать в себе умение думать, анализировать, рассуждать



16



Ребусы


Познакомить с правилами разгадывания детских ребусов


Практическая работа

Учащиеся получат возможность рассуждать логически и научиться самостоятельно составлять ребусы



17




Арифметические ребусы

Разобрать решение различных числовых ребусов

Практическая работа

Поиск различных способов решений простых арифметических примеров, умение решать числовые ребусы



18,

19


Задачи на разрезание



Развивать пространственное воображение; умение выполнять геометрические построения; воспитывать аккуратность и терпеливость.

Практикум по изготовлению и решению геометрических головоломок

Получат практические навыки работы построений и работы с ножницами, поиске оригинальных решений задач на разрезание



20,

21



Задачи на обратный ход

Показать необычные способы решения задач.

Поиск стратегии в решении текстовых задач методом «с конца». Частично-поисковый метод.

Будут иметь возможность развивать в себе умение думать, анализировать, рассуждать



22,

23


Задачи на смеси и сплавы

Познакомить с решением задач на смеси и сплавы, показать решение с помощью таблицы

Практикум по решению задач

Будут иметь возможность развивать в себе умение думать, анализировать, рассуждать



24





Круги Эйлера



Показать, что применение кругов Эйлера придает

задачам наглядность и простоту

Поиск решений в логических задачах с применением кругов Эйлера

для изображения множеств истинности высказы­ваний.

Получат возможность развития логического мышления, навыков работы с циркулем и линейкой



25



Лист Мёбиуса


Дать представление о том, что такое поверхность; выяс­нить, чем она привлекает

Практическая работа с поиском новых таинственных решений в обычных геометрических построениях

Развивают пространственное воображение, навыки поисковой работы, творческие способности




26



Оценка + пример


Показать невозможные фигуры и определить в чем их невозможность, ввести понятие позиции выигрышной стратегии

практикум

Учащиеся получают возможность развития логическое мышление



27



Принцип Дирихле



Доказать и показать применение данного принципа в решении задач

Частично-поисковый метод решения задач с применением принципа Дирихле

Возможность развития мышления, логических рассуждений



28



Цикличность



Разобрать решения задач на применение цикличности

Практикум по решению задач

Развивать в себе волю, терпение, нестандартное мышление



29



Четность и нечетность


Применение свойств четности

Частично-поисковый метод

Возможность развития логики мышления, умения грамотно мыслить и рассуждать вслух



30


Проценты


Показать практическую значимость задач на проценты

Практикум

Умение применять теоретический материал при решении задач



31



Процентные вычисления в жизненных ситуациях


Познакомить учащихся с понятиями «скидка», «распродажа», «бюджет», «пени» и т.д.

Практикум


Учащиеся получат возможность применения на практике новых понятий



32


Деловая игра «Процентные вычисления в современной жизни»


Ориентировать на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, стимулировать интерес к предмету

Деловая игра

Умение думать, анализировать, рассуждать.




33


Масштаб


Экскурсия на пришкольный участок




34


Защита проектов


Дать учащимся почувствовать себя в роли экспериментатора.

Защита авторских творческих работ

Умение получать удовольствие от того, что делаешь сам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!