Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Закаменская общеобразовательная средняя школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ
«Закаменская СОШ №1»
___________С.Д. Убанова
Приказ № _99____
от «02» сентября 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______Музыка________
Класс _______7____________________
Количество часов _35 (1 час в неделю)
Учитель Дамбаев Чингис Лазаревич I категории
Тип программы: общеобразовательная
Программа обсуждена на кафедре гуманитарного цикла МАОУ «Закаменская СОШ №1»
«29» августа 2019г.
Одобрена методическим советом МАОУ «Закаменская СОШ №1»
«30» августа 2019г.
Председатель МС __________________/Дашеева Д.О./
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МАОУ «Закаменской СОШ №1» с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства М.: «Просвещение», 2016 г. в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.
Нормативно-методическое обеспечение:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2016.
Фундаментальное ядро образования общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2016.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2016.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.
№ 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2016.
Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 7 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;
развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Познавательные УУД:
познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;
выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;
идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Коммуникативные УУД:
устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Информационные УУД:
умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;
использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;
владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;
проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе MicrosoftOfficeРowerPoint (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;
умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;
умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;
совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон);
развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании VII класса учащиеся научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание учебного предмета «Музыка»7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Музыкальный материал
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцков-ского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Ша-инский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.Тишь. Слова и музыка Ю. Визбора. Спасибо, музыка.Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Песенка на память. М.Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Учебный план по музыке для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии |
I. | Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 ч. | | 2 ч. Обобщающие уроки | | |
II. | Тема №2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 ч. | | 2 ч. Защита исследовательских проектов | | |
| Итого | 35 ч. | | 4 ч. | | |
Учебно-тематический план по музыке для 7 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля |
| I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 час. | |
1. | Классика и современность | 1 ч. | |
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | 2 ч. | |
3. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны. | 2 ч. | |
4. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. | 2 ч. | |
5. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 ч. | |
6. | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. | 2 ч. | |
7. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора. | 3 ч. | |
8. | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. | 1 ч. | |
9. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | 1 ч. | |
10. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». | 2 ч. | |
| II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 час. | |
1. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 ч. | |
2. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 2 ч. | |
3. | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке. | 2 ч. | |
4. | Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | 2 ч. | |
5. | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. | 5 ч. | |
6. | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина. | 3 ч. | |
7. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 2 ч. | |
8. | Исследовательский проект | Вне сетки часов | |
| За учебный год: | 35ч. | |
Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю 35ч.
№ п/п | Тип урока | Тема урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
Понятия и персоналии | Предметные результаты | Метапредметные УУД Регулятивные (р) Познавательные (п) Коммуникативные (к) | Личностные результаты |
I. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч) |
1 | Вводный | Классика и современность | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. | Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. П – сопоставление терминов и понятий. К – хоровое пение. И - Презентация "Классика" | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры. | Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
2 | Рассширение и углубление | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив. | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. | Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение по нотной записи. Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка; К – проект-постановка одной из сцен оперы. И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Опера. Практическое занятие" | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | Запись на- званий опер и музыкаль- ных жанров, характери- зующих действую- щих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестро- вые номера» |
3 | Расширение и углубление | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев. | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – оценка прослушанных эпизодов оперы. К – пение хором. И - Модуль ФЦИОР " Эпическая образность как характерная особенность русской классической музыки" | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. | Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций |
4 | Расширение и углубление | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Плач, причет (причитания) | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей. П – пение – выделение характеристик муз. образа. Р - эссе на тему «Плач Ярославны» К – работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). И - Видео: Фильм-опера "Князь Игорь" (фрагменты). | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
5 | Расширение и углубление | В музыкальном театре. Балет | Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер. | Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия. | Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация. П - Формы драматургии балета (сюжеты). И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Балет". | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
6 | Расширение и углубление | В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. | Углубление знаний о жанре балета. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. Р – эссе на тему хора «Молитва». К – пение хором. И - Видеофрагмент: балета «Ярославна» | Понимание чувств других людей и сопереживание им. | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора) | Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров |
7 | Расширение и углубление | Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. | Галерея героических образов. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. | Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства. К – исполнение песен патриотического характера. И - Презентация "Галерея героических образов" | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
8 | Расширение и углубление | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». | Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит. | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира; | П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер. П - Подведение под понятие – хит. И - Презентация "Мой народ - американцы..." | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. | Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст) | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
9 | Расширение и углубление | В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки | Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов. | Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»? П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении? П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки. И - Видео: Фильм-опера "Порги и Бесс" (фрагменты). | Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение) | Запись на- званий ху- дожествен- ных произ- ведений, в которых отражены образы ге- |
10 | Расширение и углубление | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. | Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья. | Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе. | Л - осознание личностных смыслов. Р – презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере». П, К – работа по группам музыкальные характеристики персонажей. И - Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств. Кармен". | Презрение к корысти в человеческих отношениях. | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
11 | 20.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. | Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – сравнение разных исполнительских трактов. Р - эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо. И - Видео: Опера "Кармен" (фрагменты). | Презрение к корысти в человеческих отношениях. | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
12 | Расширение и углубление | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина | Интонация – ключ к раскрытию образа. | Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения. П – анализ музыкальных образов - портретов. Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета. И - Видео: Балет "Кармен-сюита" (фрагменты). | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | Знать основные мелодические линии. | Словесное описание образа Кар- мен; отли- чие образов главных ге- роев в литературе |
13 | Расширение и углубление | Сюжеты и образы духовной музыки. | Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония. | Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха. | Л – Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки. П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха. Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка? К – разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах». | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении. | Словесное описание образа Кар- мен; отли- чие образов главных ге- роев в литературе |
14 | Расширение и углубление | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. | Понятие - Духовная музыка. Всенощная. | Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова. | Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию». Р – сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы». К - вокализация хоров. И - «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты). | Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества. | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» |
15 | Расширение и углубление | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития. | Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы. | Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки. П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ). Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова». К – пение хором отрывков из рок-оперы. И - Видео: Фильм-опера "Иисус-Христос - суперзвезда" (фрагменты). | Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении | «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах |
16 | Расширение и углубление | «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. | Сюита. Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. | Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии. | Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства; П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов. Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе. И - Видео: "Ревизская сказка" - концертное исполнение (фрагменты). | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
17 | Расширение и углубление | Музыканты – извечные маги. | Произведения сценических жанров – опера, балет, рок. | Значимость музыкального творчества в жизни человека. | Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности. Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. И – презентации на выбранные темы. | Способность к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности. | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
II. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов) |
18 | Расширение и углубление | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация. | Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов. П – слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа? Р, К – пение хором, в ансамбле. И - Модуль ФЦИОР "Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке" | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира. | Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки. | Закрепление изученного материала |
19 | Расширение и углубление | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Фуга. Соната, трио, квартет. | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение. П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов? Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ. И - Презентация "Духовная и светская музыка" | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной музыке и светской | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
20 | Расширение и углубление | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. | Камерная музыка. Концертный этюд. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. | Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы? П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт. И - Видео: Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент). | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Знать, какие музыкальные произведения относятся к камерным формам музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
21 | Расширение и углубление | Транскрипция. | Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства. | Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха. | Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение. П – слушание музыки – анализ произведений. Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?» И - Презентация "Этюд" | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Знать признаки построения транскрипции | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
22 | Расширение и углубление | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо. | Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. | Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы». Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое» И - Видео: А.Шнитке "Кончерто гроссо" - концертная запись (фрагмент). | Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры. | Уметь сравнивать сонаты циклические формы | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
23 | Расширение и углубление | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Особенности формы сюиты. Музыкальная драматургия сюиты. | Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. | Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений). П – слушание музыки – анализ музыкальных образов. И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл" | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении Шнитке | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
24 | Расширение и углубление | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | Форма сонатного allegro. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П – слушание музыки – анализ муз. формы. Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке». К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. И - Видео: "Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)). | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Знать новое прочтение произведения Бетховена | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
25 | Расширение и углубление | Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. | Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал. | Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта. | Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения. П – слушание музыки и анализ муз. формы. Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме» И - Видео: "Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Знать признаки построения сонатной формы. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
26 | Расширение и углубление | Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе; П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта. И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл. Практика". | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Уметь сравнивать сонаты Гайдна и Моцарта. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
27 | Расширение и углубление | Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. | Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. | Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?» И - Видео: Кинофильм "Переписывая Бетховена" (фрагмент) | Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Хорошо разбираться в особенностях симфонии. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
28 | Расширение и углубление | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р , К – разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой" И - Модуль ФЦИОР "Симфонические музыкальные жанры. Симфония" | Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа. | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
29 | Расширение и углубление | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. | Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Л – пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена. И - Видео: Кинофильм "Ленинградская симфония" (фрагменты). | Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
30 | Расширение и углубление | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. | Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра. | Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов. К – дискуссия по заданным вопросам. И - Модуль ФЦИОР "Инструментальная музыка. Концерт. Симфония" | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Знать понятие симфоническая картина. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
31 | Расширение и углубление | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | Концерт. Рапсодия. Блюз. Симфоджаз. | Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. | Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыке и размышление о ней. Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края. И - Видео: "Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге) Мультфильм "Фантазии Диснея" | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
32 | Расширение и углубление | Музыка народов мира. | Наигрыш. Народные инструменты. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. | Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. | Л – формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов. П – пение и слушание народных песен. Р – эссе моя любимая народная песня(танец, музыка). К – хоровое пение. И – Презентация: «Музыка народов мира» | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Знать народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер. | Письменное рассуждение о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» Бурятская музыкальная культура |
33 | Расширение и углубление | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит». | Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. | Л - активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества. П – слушание музыки и размышление о ней. Р, К – презентация на тему «Хит – парад: мои музыкальные предпочтения» И - Видео: Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты) | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Знать звучание народных муз. Инструментов, мюзиклов и рок – опер. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
34 | Расширение и углубление | Исследовательский проект. | Защита самостоятельных работ. | Значимость музыкального творчества в жизни человека. | Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности. Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. И – презентации на выбранные темы. | Способность к саморазвитию и самообразованию; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности; | Знать правила составления и разработки исследовательского проекта. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний Индивидуальные сообщения |
35 | Комбинированный урок, урок - викторина | «Пусть музыка звучит!» Урок-концерт «Наполним музыкой сердца» Итоговый урок. | Музыкотерапия. | Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека. | Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений. П – слушание музыки и размышление о ней. И - Видео: "Сила музыки", "Музыка исцеляет", "Орфическая музыка", "Физика музыки" - фрагменты передачи "Абсолютный слух" | Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение выступать перед классом, на сцене школы. | Обобщение |
Приложение №2
Средства контроля
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Классика и современность – сценическая музыка» | 1 |
2. | «симфоническая музыка» | 1 |
3. | Итоговая контрольная работа | 1 |
4. | Урок концерт | |
| | |
Перечень проектных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Фольклор и современность» | 3 |
2. | «Музыка моей души» | 3 |
3. | «Бурятские народные песни и игры» | 3 |
Перечень исследовательских работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Ёохор – больше чем танец» | 3 |
2. | «Музыка – как один из элементов лечения рака» | 3 |
3. | «Сагаалган – традиции, обычаи и обряды» | 3 |
Входной тест
7 класс
Автор ста сказочных опер:
А) И.С. Бах
В) С.В. Рахманинова
С) Н.А. Римский-Корсаков
D) П.И. Чайковский
Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков:
А) Л. Бетховен
В) И.С. Бах
С) В.А. Моцарт
D) И. Гайдн
Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 100
В) 200
С) 20
D) 10
«Рефрен» звучит:
А) в одночастной форме
В) в двухчастной форме
С) в форме рондо
D) в куплетной форме
Кем является И.С. Бах:
А) композитором-романтиком
В) основоположником русской классической музыки
С) композитором-философом
D) основателем «Могучей кучки»
Высокий мужской голос:
А) бас
В) тенор
С) сопрано
D) баритон
«Увертюра» - это:
А) определение темпа
В) название балета
С) оркестровое вступление
D) имя оперного героя
Жанр оперы «Иван Сусанин»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
«Программная музыка» - это:
А) музыка, у которой есть название
В) танцевальная музыка
С) музыка к кинофильмам
D) инструментальная музыка
Название последней части симфонии:
А) адажио
В) финал
С) скерцо
D) аллегро
Основная тема творчества С.В. Рахманинова:
А) сатира
В) военная тематика
С) тема борьбы
D) лирика
Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой
В) виолончель
С) кларнет
D) фагот
Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Евгений Онегин»
В) «Иван Сусанин»
С) «Борис Годунов»
D) «Дон Жуан»
Какого инструмента нет в народном оркестре:
А) баяна
В) треугольника
С) валторны
D) домбры
На какой линейке пишется нота СИ1:
А) на первой
В) на четвертой
С) на второй
D) на третей
Основная тема творчества Л.В. Бетховена:
А) лирика
В) борьба
С) жанровые сценки
D) сатира
«Аккорд» - это:
А) созвучие из трех и более нот
В) музыкальный жанр
С) музыкальный инструмент
D) название части в симфонии
Опера, написанная В.А. Моцартом:
А) «Снегурочка»
В) «Война и мир»
С) «Алеко»
D) «Свадьба Фигаро»
«Мажор» - это:
А) грустный лад
В) название оперы
С) веселый лад
D) переменный лад
Какого номера нет в опере:
А) арии
В) па-де-де
С) дуэта
D) ансамбля
Ответы на входной тест
7 класс
С
В
А
С
С
В
С
В
А
В
D
В
А
С
D
В
А
D
С
В
Критерии оценок.
Ошибки: 0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3»
10 и более – «2»
Текущий тест
по музыке в 7 - ом классе
Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________
Вариант 1.
№ | Содержание задания | Варианты ответов |
1 | Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком | А) Л. Бетховен, Б) И.С. Бах, В) В.А. Моцарт, Г) И. Гайдн. |
2 | Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков | А. Бетховен В. Бах С. Моцарт D. Гайдн |
3 | «Программная музыка» - это: | А) музыка, у которой есть название В) танцевальная музыка С) музыка к кинофильмам D) инструментальная музыка |
4 | Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова | А) сказка, Б) борьба, В) сатира, Г) Родина. |
5 | Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись | А. симфония В. песня С. балет D. баллада |
6 | Исполнители из семи человек | А. Септет В.Квартет С. Квинтет |
7 | Что означает слово «пиано»? | А. громко Б. быстро В. тихо |
8 | На какой линейке пишется нота си? | А. на первой В. на второй С. на третей D. на четвертой |
9 | Какой инструмент называют «царицей оркестра»? | А) флейту, Б) скрипку, В) виолончель, Г) арфу. |
10 | Сколько частей имеет классическая симфония? | А. 3 Б. 4 В. 5 |
Текущий тест по музыке в 7 - ом классе Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________ Вариант 2. |
11 | Высокий мужской голос | А. Бас В. Баритон С. Тенор |
12 | Автор оперы «Иван Сусанин» | А. П.И. Чайковский В. Н.А. Римский-Корсаков С. Г. Свиридов |
13 | Опера, написанная В.А. Моцартом | А) «Снегурочка» В) «Война и мир» С) «Алеко» D) «Свадьба Фигаро» |
14 | На какой линейке пишется нота фа второй октавы? | А. на первой В. на пятой С. на четвертой |
15 | Основная тема творчества Бетховена | А. лирика Б. борьба В. сатира |
16 | Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра | А. виолончель В. скрипка С. контрабас D. гобой |
17 | Великий русский композитор, автор оперы: «Иван Сусанин» | А. Глинка М.И. Б. Прокофьев С.С. В. Чайковский П.И. |
18 | «Аккорд» - это | А) созвучие из трех и более нот В) музыкальный жанр С) музыкальный инструмент D) название части в симфонии |
19 | Исполнители из восьми человек | А. Октет В.Секстет С. Квинтет |
20 | Что означает слово «модерато»? | А. громко Б. быстро В. умеренно |
Итоговый тест
7 класс
Вариант №1
Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком:
А) Л. Бетховен,
Б) И.С. Бах,
В) В.А. Моцарт,
Г) И. Гайдн.
2. И. С. Бах является:
А) романтиком,
Б) философом,
В) лириком,
Г) борцом.
3. Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова:
А) сказка,
Б) борьба,
В) сатира,
Г) Родина.
4. Сколько балетов написано П. И. Чайковским:
А) 5,
Б) 7,
В) 3,
Г) 10.
Слово «увертюра» обозначает:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьесу для постановки на сцене,
Г) определение темпа.
Какой инструмент называют «царицей оркестра»?
А) флейту,
Б) скрипку,
В) виолончель,
Г) арфу.
К зарубежным композиторам относится:
А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С. Шостакович,
Г) Э.Григ.
Какое произведение не принадлежит Л.Бетховену:
А) «Эгмонт»,
Б) «Лунная соната»,
В) «К Элизе»,
Г) «Спящая красавица».
«Рефрен» звучит в:
А) одночастной форме,
Б) рондо,
В) двухчастной ,
Г) в куплетной.
К числу русских композиторов относится:
А) М. Равель,
Б) Л. Бетховен,
В) Р. Вагнер,
Г) И. Стравинский.
Оркестр народных инструментов создал:
А) П.И. Чайковский,
Б) М.И. Глинка,
В) В.В. Андреев,
Г) Н.А. Римский-Корсаков.
Какого номера нет в опере:
А) арии,
Б) ансамбля,
В) дуэта,
Г) па-де-де.
Какой танец не является народным:
А) лезгинка,
Б) чарльстон,
В) полонез,
Г) полька.
Название последней части симфонии:
А) финал,
Б) адажио,
В) скерцо,
Г) аллегро.
Высокий мужской голос называется:
А) бас,
Б) баритон,
В) тенор,
Г) сопрано.
Ответы на итоговый тест
7 класс
Вариант №1
Б
Б
А
В
Б
Б
Г
Г
Б
10. Г
11. В
12. Г
13. Б
14. А
15. В
Критерии оценок:
Ошибки: 0-1 = «5»
2-4 = «4»
5-7 = «3»
8 и более = «2»
Итоговый тест
7 класс
Вариант №2
1.Кто является основоположником классической русской музыки:
А) П.И. Чайковский,
Б) С. В. Рахманинов,
В) С. С.Прокофьев,
Г) М. И. Глинка.
2. Кого можно назвать «королём вальса»:
А) Л. Бетховена,
Б) Ф.Шопена,
В) В.А.Моцарта,
Г) И. С. Баха.
3. Основная тема творчества Л. Бетховена:
А) сказка,
Б) борьба,
В) сатира,
Г) Родина.
4.Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 20,
Б) 1000,
В) 100,
Г) 5.
5. Либретто -это:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьеса для постановки на сцене,
Г) жанр музыки.
6.Самый крупный инструмент струнной группы:
А) скрипка,
Б) виолончель,
В) контрабас,
Г) альт.
7.Кто не является русским композитором:
А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С. Шостакович,
Г) Э.Григ.
8. Какое произведение не принадлежит П.И. Чайковскому:
А) «Эгмонт»,
Б) «Щелкунчик»,
В) «Пиковая дама»,
Г) «Спящая красавица».
9.Слово «полифония» обозначает:
А) силу звука,
Б) темп,
В) многоголосие,
Г) несколько звуков, взятых одновременно.
10.Жанр музыки, не связанный с литературой:
А) опера,
Б) этюд,
В) балет,
Г) романс.
11.Кто из композиторов не входил в «Могучую кучку»:
А) М.П. Мусоргский,
Б) А.П. Бородин,
В) Н.А. Римский-Корсаков,
Г) П.И. Чайковский.
12.Какая опера написана Глинкой:
А) «Евгений Онегин»,
Б) «Борис Годунов»,
В) «Иван Сусанин»,
Г) «Севильский цирюльник».
13.Какое слово обозначает длительность ноты:
А) акцент,
Б) четвертная,
В) регистр,
Г) динамика.
14.«Программная музыка» - это:
А) музыка, у которой есть название,
Б) танцевальная музыка,
В) музыка для кинофильмов,
Г) марш.
15.Какого инструмента не может быть в народном оркестре:
А) баяна,
Б) фортепиано,
В) треугольника,
Г) домбры.
Ответы на итоговый тест
7 класс
Вариант №2
1. Г
2. Б
3. Б
4. В
5. В
6. В
7. Г
8. А
9. В
10.Б
11.Г
12.В
13.Б
14.А
15.Б
Критерии оценок:
Ошибки: 0-1 = «5»
2-4 = «4»
5-7 = «3»
8 и более = «2»