СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по музыке для 7 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по музыке»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Закаменская общеобразовательная средняя школа №1»



УТВЕРЖДАЮ:

директор МАОУ

«Закаменская СОШ №1»

___________С.Д. Убанова

Приказ № _99____

от «02» сентября 2019г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ______Музыка________

Класс _______7____________________

Количество часов _35 (1 час в неделю)

Учитель Дамбаев Чингис Лазаревич I категории




















Тип программы: общеобразовательная




















Программа обсуждена на кафедре гуманитарного цикла МАОУ «Закаменская СОШ №1»

«29» августа 2019г.


Одобрена методическим советом МАОУ «Закаменская СОШ №1»

«30» августа 2019г.

Председатель МС __________________/Дашеева Д.О./

















Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МАОУ «Закаменской СОШ №1» с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства М.: «Просвещение», 2016 г. в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального мате­риала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.

Нормативно-методическое обеспечение:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2016.

  • Фундаментальное ядро образования общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2016.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2016.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.

№ 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2016.

Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);


Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.


В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.















































Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 7 класс

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

  • расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

  • формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества;

  • развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

  • осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.


Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

  • самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

  • осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

  • устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

  • развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

  • устойчивое умение работать с  различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Познавательные УУД:

  • познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

  • проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в собственной творческой деятельности;

  • выявление в проектно-исследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона; понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;  

  • идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

  • применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

  • проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

  • формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального портфолио для фиксации достижений по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.

Коммуникативные УУД:

  • устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

  • владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

  • организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.

Информационные УУД:

  • умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач;

  • использование информационно-коммуникационных технологий при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при разработке и защите проектов;

  • владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;

  • проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе  MicrosoftOfficeРowerPoint (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;

  • умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; 

  • умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;

  • совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flash-память, айпад, айфон);

  • развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl  и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;оценивание добытой информации с точки зрения ее  качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании VII класса учащиеся научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Содержание учебного предмета «Музыка»7 класс

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Музыкальный материал
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцков-ского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Ша-инский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.Тишь. Слова и музыка Ю. ВизбораСпасибо, музыка.Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Песенка на память. М.Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.




Учебный план по музыке для 7 класса

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные

и практические


Контрольные и

диагностические материалы

Экскурсии

I.

Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки»

17 ч.


2 ч.

Обобщающие уроки



II.

Тема №2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18 ч.


2 ч.

Защита исследовательских проектов




Итого

35 ч.


4 ч.






Учебно-тематический план по музыке для 7 класса


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы

контроля


I полугодие

«Особенности драматургии сценической музыки»

17 час.


1.

Классика и современность

1 ч.


2.

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2 ч.


3.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны.

2 ч.


4.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2 ч.


5.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1 ч.


6.

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

2 ч.


7.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

3 ч.


8.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

1 ч.


9.


Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

1 ч.

10.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

2 ч.



II полугодие

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18 час.


1.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2 ч.


2.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2 ч.


3.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

2 ч.


4.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2 ч.


5.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

5 ч.


6.

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

3 ч.


7.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2 ч.


8.

Исследовательский проект

Вне сетки часов



За учебный год:

35ч.



Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю 35ч.


п/п

Тип урока

Тема урока


Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

Понятия и персоналии

Предметные результаты

Метапредметные УУД Регулятивные (р) Познавательные (п) Коммуникативные (к)

Личностные результаты

I. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч)


1

Вводный

Классика и современность

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки.

Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.


Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

П – сопоставление терминов и понятий.

К – хоровое пение.

И - Презентация "Классика"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры.

Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью.



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

2

Рассширение и углубление

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия.

Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив.

Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов.

Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П – пение по нотной записи.

Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка;

К – проект-постановка одной из сцен оперы.

И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Опера. Практическое занятие"

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере.


Запись на-

званий опер

и музыкаль-

ных жанров,

характери-

зующих

действую-

щих лиц,

по рубрикам:

«Увертюра»,

«Арии»,

«Песни»,

«Хоры»,

«Оркестро-

вые номера»

3

Расширение и углубление

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев.

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П – оценка прослушанных эпизодов оперы.

К – пение хором.

И - Модуль ФЦИОР " Эпическая образность как характерная особенность русской классической музыки"

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.


Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.


Рисунки

с эскизами костюмов героев или декораций


4

Расширение и углубление

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

Плач, причет (причитания)

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П – пение – выделение характеристик муз. образа.

Р - эссе на тему «Плач Ярославны»

К – работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой).

И - Видео:

Фильм-опера "Князь Игорь" (фрагменты).

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

5

Расширение и углубление

В музыкальном театре. Балет

Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер.

Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.

Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация.

П - Формы драматургии балета (сюжеты).

И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Балет".

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

6

Расширение и углубление

В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль.

Углубление знаний о жанре балета.


Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

Р – эссе на тему хора «Молитва».

К – пение хором.

И - Видеофрагмент:

балета «Ярославна»

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Знать роль хора в балета «Ярославна».

( драматическая роль -поясняющий текст от автора)



Запись на­званий зна­комых бале­тов, полных имен извест­ных компо­зиторов, ар­тистов и ба­летмейстеров

7

Расширение и углубление

Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение.

Галерея героических образов.


Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.

Р – сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства.

К – исполнение песен патриотического характера.

И - Презентация "Галерея героических образов"

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Анализировать и обобщать много­образие связей му­зыки, литературы и изобразительно­го искусства.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

8

Расширение и углубление

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».

Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит.

Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;

П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз.

Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер.

П - Подведение под понятие – хит.

И - Презентация "Мой народ - американцы..."

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст)


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

9

Расширение и углубление

В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»?

П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении?

П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки.

И - Видео:

Фильм-опера "Порги и Бесс" (фрагменты).

Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение)


Запись на-

званий ху-

дожествен-

ных произ-

ведений,

в которых

отражены

образы ге-

10

Расширение и углубление

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен.

Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья.

Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе.

Л - осознание личностных смыслов.

Р – презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере».

П, К – работа по группам музыкальные характеристики персонажей.

И - Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств. Кармен".

Презрение к корысти в человеческих отношениях.

Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

11

20.11

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо.

Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере.

Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П – сравнение разных исполнительских трактов.

Р - эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо.

И - Видео:

Опера "Кармен" (фрагменты).

Презрение к корысти в человеческих отношениях.

Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

12

Расширение и углубление

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»

Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина

Интонация – ключ к раскрытию образа.

Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения.

П – анализ музыкальных образов - портретов.

Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета.

И - Видео:

Балет "Кармен-сюита" (фрагменты).


Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Знать основные мелодические линии.


Словесное

описание

образа Кар-

мен; отли-

чие образов

главных ге-

роев в литературе

13

Расширение и углубление

Сюжеты и образы духовной музыки.

Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония.

Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха.

Л – Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки.

П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха.

Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка?

К – разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах».

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении.


Словесное

описание

образа Кар-

мен; отли-

чие образов

главных ге-

роев в литературе

14

Расширение и углубление

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.

Понятие - Духовная музыка. Всенощная.


Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова.

Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию».

Р – сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы».

К - вокализация хоров.

И - «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты).

Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества.

Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни»




«Мои впе­чатления от музыки балета». Коммента­рий слов Р. Щедрина: «Преклоня­ясь перед ге­нием Бизе, я старался, чтобы пре­клонение это всегда было не рабским, но творче­ским»

15

Расширение и углубление

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.

Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития.

Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы.

Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки.

П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ).

Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова».

К – пение хором отрывков из рок-оперы.

И - Видео:

Фильм-опера "Иисус-Христос - суперзвезда" (фрагменты).

Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении

«Мои раз­мышления». Письменное рассужде­ние о словах

16

Расширение и углубление

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.

Сюита.

Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.

Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии.

Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства;

П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе.

И - Видео:

"Ревизская сказка" - концертное исполнение (фрагменты).

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

17

Расширение и углубление

Музыканты – извечные маги.

Произведения сценических жанров – опера, балет, рок.

Значимость музыкального творчества в жизни человека.

Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.

Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.

И – презентации на выбранные темы.


Способность к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

II. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)


18

Расширение и углубление

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация.

Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов.

П – слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа?

Р, К – пение хором, в ансамбле.

И - Модуль ФЦИОР "Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира.

Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки.



Закрепление изученного материала

19

Расширение и углубление

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.

Фуга. Соната, трио, квартет.

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение.

П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов?

Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ.

И - Презентация "Духовная и светская музыка"

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной музыке и светской

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

20

Расширение и углубление

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист.

Камерная музыка. Концертный этюд.

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.

Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена.

Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы?

П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт.

И - Видео:

Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент).

Эстетические потребности, ценности и чувства.


Знать, какие музыкальные произведения относятся к камерным формам музыки.



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

21

Расширение и углубление

Транскрипция.

Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства.

Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.


Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение.

П – слушание музыки – анализ произведений.

Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?»

И - Презентация "Этюд"

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Знать признаки построения транскрипции




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

22

Расширение и углубление

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо.

Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо.

Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы».

Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое»

И - Видео:

А.Шнитке "Кончерто гроссо" - концертная запись (фрагмент).

Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры.

Уметь сравнивать сонаты циклические формы



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

23

Расширение и углубление

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Особенности формы сюиты.

Музыкальная драматургия сюиты.

Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки.

Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений).

П – слушание музыки – анализ музыкальных образов.

И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении Шнитке


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

24

Расширение и углубление

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.

Форма сонатного allegro.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П – слушание музыки – анализ муз. формы.

Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».

К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений.

И - Видео:

"Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)).

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Знать новое прочтение произведения Бетховена



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

25

Расширение и углубление

Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева.

Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал.


Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта.

Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения.

П – слушание музыки и анализ муз. формы.

Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме»

И - Видео:

"Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта.


Эстетические потребности, ценности и чувства.


Знать признаки построения сонатной формы.




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

26

Расширение и углубление

Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.

Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р, К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта.

И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл. Практика".

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Уметь сравнивать сонаты Гайдна и Моцарта.




Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

27

Расширение и углубление

Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.

Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии.

Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р – эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?»

И - Видео:

Кинофильм "Переписывая Бетховена" (фрагмент)

Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Хорошо разбираться в особенностях симфонии.



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

28

Расширение и углубление

Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова

Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова.


Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р , К – разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой"

И - Модуль ФЦИОР "Симфонические музыкальные жанры. Симфония"

Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа.

Знать сюжетные линии всех частей симфонии.



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

29

Расширение и углубление

Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича.

Л – пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р – сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена.

И - Видео:

Кинофильм "Ленинградская симфония" (фрагменты).

Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии.



Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

30

Расширение и углубление

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт.

Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра.

Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов.

К – дискуссия по заданным вопросам.

И - Модуль ФЦИОР "Инструментальная музыка. Концерт. Симфония"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Знать понятие симфоническая картина.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

31

Расширение и углубление

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

Концерт. Рапсодия. Блюз.

Симфоджаз.

Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыке и размышление о ней.

Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края.

И - Видео:

"Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге)

Мультфильм "Фантазии Диснея"

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

32

Расширение и углубление

Музыка народов мира.

Наигрыш. Народные инструменты.

Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции.

Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре.

Л – формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов.

П – пение и слушание народных песен.

Р – эссе моя любимая народная песня(танец, музыка).

К – хоровое пение.

И – Презентация: «Музыка народов мира»

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Знать народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер.


Письменное рассужде­ние о словах композито­ра и музы­коведа Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» Бурятская музыкальная культура

33

Расширение и углубление

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит».

Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.

Л - активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

П – слушание музыки и размышление о ней.

Р, К – презентация на тему «Хит – парад: мои музыкальные предпочтения»

И - Видео:

Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты)

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Знать звучание народных муз. Инструментов, мюзиклов и рок – опер.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

34

Расширение и углубление

Исследовательский проект.

Защита самостоятельных работ.

Значимость музыкального творчества в жизни человека.

Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.

Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.

И – презентации на выбранные темы.

Способность к саморазвитию и самообразованию; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;

Знать правила составления и разработки исследовательского проекта.


Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

Индивидуальные

сообщения

35

Комбинированный урок, урок - викторина

«Пусть музыка звучит!»

Урок-концерт

«Наполним музыкой сердца»

Итоговый урок.

Музыкотерапия.


Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека.

Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П – слушание музыки и размышление о ней.

И - Видео:

"Сила музыки", "Музыка исцеляет", "Орфическая музыка", "Физика музыки" - фрагменты передачи "Абсолютный слух"

Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение выступать перед классом, на сцене школы.


Обобщение







































Приложение №2

Средства контроля

Перечень контрольных работ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

«Классика и современность – сценическая музыка»

1

2.

«симфоническая музыка»

1

3.

Итоговая контрольная работа

1

4.

Урок концерт







Перечень проектных работ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

«Фольклор и современность»

3

2.

«Музыка моей души»

3

3.

«Бурятские народные песни и игры»

3




Перечень исследовательских работ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

«Ёохор – больше чем танец»

3

2.

«Музыка – как один из элементов лечения рака»

3

3.

«Сагаалган – традиции, обычаи и обряды»

3


















Входной тест

7 класс

  1. Автор ста сказочных опер:
    А) И.С. Бах
    В) С.В. Рахманинова
    С) Н.А. Римский-Корсаков
    D) П.И. Чайковский

  2. Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков:
    А) Л. Бетховен
    В) И.С. Бах
    С) В.А. Моцарт
    D) И. Гайдн

  3. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
    А) 100
    В) 200
    С) 20
    D) 10

  4. «Рефрен» звучит:
    А) в одночастной форме
    В) в двухчастной форме
    С) в форме рондо
    D) в куплетной форме

  5. Кем является И.С. Бах:
    А) композитором-романтиком
    В) основоположником русской классической музыки
    С) композитором-философом
    D) основателем «Могучей кучки»

  6. Высокий мужской голос:
    А) бас
    В) тенор
    С) сопрано
    D) баритон

  7. «Увертюра» - это:
    А) определение темпа
    В) название балета
    С) оркестровое вступление
    D) имя оперного героя

  8. Жанр оперы «Иван Сусанин»:
    А) эпическая сказка
    В) историческая драма
    С) лирика
    D) сатира

  9. «Программная музыка» - это:
    А) музыка, у которой есть название
    В) танцевальная музыка
    С) музыка к кинофильмам
    D) инструментальная музыка

  10. Название последней части симфонии:
    А) адажио
    В) финал
    С) скерцо
    D) аллегро


  1. Основная тема творчества С.В. Рахманинова:
    А) сатира
    В) военная тематика
    С) тема борьбы
    D) лирика

  2. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
    А) гобой
    В) виолончель
    С) кларнет
    D) фагот

  3. Какая опера написана П.И. Чайковским:
    А) «Евгений Онегин»
    В) «Иван Сусанин»
    С) «Борис Годунов»
    D) «Дон Жуан»

  4. Какого инструмента нет в народном оркестре:
    А) баяна
    В) треугольника
    С) валторны
    D) домбры

  5. На какой линейке пишется нота СИ1:
    А) на первой
    В) на четвертой
    С) на второй
    D) на третей

  6. Основная тема творчества Л.В. Бетховена:
    А) лирика
    В) борьба
    С) жанровые сценки
    D) сатира

  7. «Аккорд» - это:
    А) созвучие из трех и более нот
    В) музыкальный жанр
    С) музыкальный инструмент
    D) название части в симфонии

  8. Опера, написанная В.А. Моцартом:
    А) «Снегурочка»
    В) «Война и мир»
    С) «Алеко»
    D) «Свадьба Фигаро»

  9. «Мажор» - это:
    А) грустный лад
    В) название оперы
    С) веселый лад
    D) переменный лад

  10. Какого номера нет в опере:
    А) арии
    В) па-де-де
    С) дуэта
    D) ансамбля


Ответы на входной тест

7 класс


  1. С

  2. В

  3. А

  4. С

  5. С

  6. В

  7. С

  8. В

  9. А

  10. В

  11. D

  12. В

  13. А

  14. С

  15. D

  16. В

  17. А

  18. D

  19. С

  20. В


Критерии оценок.


Ошибки: 0-2 – «5»

3-5 – «4»

6-9 – «3»

10 и более – «2»


Текущий тест

по музыке в 7 - ом классе

Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________

Вариант 1.

Содержание задания

Варианты ответов

1

Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком

А) Л. Бетховен,
Б) И.С. Бах,
В) В.А. Моцарт,
Г) И. Гайдн.


2

Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков

А. Бетховен

В. Бах

С. Моцарт
D. Гайдн


3

«Программная музыка» - это:

А) музыка, у которой есть название
В) танцевальная музыка
С) музыка к кинофильмам
D) инструментальная музыка

4

Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова

А) сказка,

Б) борьба,

В) сатира,

Г) Родина.


5

Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись

А. симфония
В. песня
С. балет
D. баллада


6

Исполнители из семи человек

А. Септет

В.Квартет

С. Квинтет

7

Что означает слово «пиано»?

А. громко

Б. быстро

В. тихо

8

На какой линейке пишется нота си?

А. на первой
В. на второй
С. на третей
D. на четвертой


9

  1. Какой инструмент называют «царицей оркестра»?


А) флейту,

Б) скрипку,

В) виолончель,

Г) арфу.


10

Сколько частей имеет классическая симфония?

А. 3

Б. 4

В. 5

Текущий тест

по музыке в 7 - ом классе


Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________

Вариант 2.



11

Высокий мужской голос

А. Бас
В. Баритон
С. Тенор

12

Автор оперы «Иван Сусанин»

А. П.И. Чайковский
В. Н.А. Римский-Корсаков
С. Г. Свиридов


13

Опера, написанная В.А. Моцартом

А) «Снегурочка»
В) «Война и мир»
С) «Алеко»
D) «Свадьба Фигаро»

14

На какой линейке пишется нота фа второй октавы?

А. на первой

В. на пятой

С. на четвертой

15

Основная тема творчества Бетховена

А. лирика

Б. борьба

В. сатира

16

Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра

А. виолончель
В. скрипка
С. контрабас
D. гобой


17

Великий русский композитор, автор оперы: «Иван Сусанин»

А. Глинка М.И.

Б. Прокофьев С.С.

В. Чайковский П.И.

18

«Аккорд» - это

А) созвучие из трех и более нот
В) музыкальный жанр
С) музыкальный инструмент
D) название части в симфонии

19

Исполнители из восьми человек

А. Октет

В.Секстет

С. Квинтет

20

Что означает слово «модерато»?

А. громко

Б. быстро

В. умеренно





Итоговый тест

7 класс

Вариант №1


  1. Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком:
    А) Л. Бетховен,
    Б) И.С. Бах,
    В) В.А. Моцарт,
    Г) И. Гайдн.


2. И. С. Бах является:

А) романтиком,

Б) философом,

В) лириком,

Г) борцом.


3. Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова:

А) сказка,

Б) борьба,

В) сатира,

Г) Родина.


4. Сколько балетов написано П. И. Чайковским:

А) 5,

Б) 7,

В) 3,

Г) 10.

  1. Слово «увертюра» обозначает:
    А) название инструмента,
    Б) оркестровое вступление,
    В) пьесу для постановки на сцене,
    Г) определение темпа.


  1. Какой инструмент называют «царицей оркестра»?

А) флейту,

Б) скрипку,

В) виолончель,

Г) арфу.


  1. К зарубежным композиторам относится:
    А) С.В. Рахманинов,
    Б) А.П. Бородин,
    В) Д.С. Шостакович,
    Г) Э.Григ.


  1. Какое произведение не принадлежит Л.Бетховену:
    А) «Эгмонт»,
    Б) «Лунная соната»,
    В) «К Элизе»,
    Г) «Спящая красавица».







  1. «Рефрен» звучит в:
    А) одночастной форме,
    Б) рондо,
    В) двухчастной ,
    Г) в куплетной.



  1. К числу русских композиторов относится:
    А) М. Равель,
    Б) Л. Бетховен,
    В) Р. Вагнер,
    Г) И. Стравинский.


  1. Оркестр народных инструментов создал:
    А) П.И. Чайковский,
    Б) М.И. Глинка,
    В) В.В. Андреев,
    Г) Н.А. Римский-Корсаков.



  1. Какого номера нет в опере:
    А) арии,
    Б) ансамбля,
    В) дуэта,
    Г) па-де-де.


  1. Какой танец не является народным:
    А) лезгинка,
    Б) чарльстон,
    В) полонез,
    Г) полька.



  1. Название последней части симфонии:
    А) финал,
    Б) адажио,
    В) скерцо,
    Г) аллегро.


  1. Высокий мужской голос называется:
    А) бас,
    Б) баритон,
    В) тенор,
    Г) сопрано.




Ответы на итоговый тест

7 класс

Вариант №1



  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. В

  5. Б

  6. Б

  7. Г

  8. Г

  9. Б

10. Г

11. В

12. Г

13. Б

14. А

15. В



Критерии оценок:


Ошибки: 0-1 = «5»

2-4 = «4»

5-7 = «3»

8 и более = «2»







Итоговый тест

7 класс

Вариант №2


1.Кто является основоположником классической русской музыки:

А) П.И. Чайковский,

Б) С. В. Рахманинов,

В) С. С.Прокофьев,

Г) М. И. Глинка.


2. Кого можно назвать «королём вальса»:

А) Л. Бетховена,

Б) Ф.Шопена,

В) В.А.Моцарта,

Г) И. С. Баха.


3. Основная тема творчества Л. Бетховена:

А) сказка,

Б) борьба,

В) сатира,

Г) Родина.


4.Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 20,
Б) 1000,
В) 100,
Г) 5.


5. Либретто -это:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьеса для постановки на сцене,
Г) жанр музыки.


6.Самый крупный инструмент струнной группы:

А) скрипка,

Б) виолончель,

В) контрабас,

Г) альт.


7.Кто не является русским композитором:

А) С.В. Рахманинов,
Б) А.П. Бородин,
В) Д.С. Шостакович,

Г) Э.Григ.


8. Какое произведение не принадлежит П.И. Чайковскому:
А) «Эгмонт»,
Б) «Щелкунчик»,
В) «Пиковая дама»,
Г) «Спящая красавица».





9.Слово «полифония» обозначает:
А) силу звука,
Б) темп,
В) многоголосие,
Г) несколько звуков, взятых одновременно.


10.Жанр музыки, не связанный с литературой:
А) опера,
Б) этюд,
В) балет,
Г) романс.


11.Кто из композиторов не входил в «Могучую кучку»:
А) М.П. Мусоргский,
Б) А.П. Бородин,
В) Н.А. Римский-Корсаков,
Г) П.И. Чайковский.


12.Какая опера написана Глинкой:
А) «Евгений Онегин»,
Б) «Борис Годунов»,
В) «Иван Сусанин»,
Г) «Севильский цирюльник».


13.Какое слово обозначает длительность ноты:
А) акцент,
Б) четвертная,
В) регистр,
Г) динамика.


14.«Программная музыка» - это:
А) музыка, у которой есть название,
Б) танцевальная музыка,
В) музыка для кинофильмов,
Г) марш.


15.Какого инструмента не может быть в народном оркестре:
А) баяна,
Б) фортепиано,
В) треугольника,
Г) домбры.








Ответы на итоговый тест

7 класс

Вариант №2



1. Г

2. Б

3. Б

4. В

5. В

6. В

7. Г

8. А

9. В

10.Б

11.Г

12.В

13.Б

14.А

15.Б






Критерии оценок:


Ошибки: 0-1 = «5»

2-4 = «4»

5-7 = «3»

8 и более = «2»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!