Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
муниципального образования « город Десногорск» Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ № 3»
____________Р.И.Сотник
Приказ № ____ от _______2019 г.
Рабочая программа
по математике
для 1 класса А на 2019-2020 учебный год
Прохоровой Натальи Васильевны,
учителя начальных классов
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора ____________Г.Н.Криворотова
учителей начальных классов Принято педсоветом
__________ С.А.Басаримова Протокол № ___ от ____.08.2019 г.
Протокол № _____ от ___.08.2019 г.
Десногорск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Программа обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2018
Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2018
Учебно-методические пособия для учителя
Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2017.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» рассчитана на 4 часа в неделю и 132 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса «Математика»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математике в 1 классе:
Личностные результаты:
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения
Ученик научится:
*называть числа от 0 до 20; называть и обозначать действия сложения и вычитания;
*называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
* называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
*оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;
*вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
* записывать и сравнивать числа в пределах 20;
*находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
*решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
*проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
* строить отрезок заданной длины.
Ученик получит возможность научиться:
*сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
*решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
*оценивать величины предметов на глаз.
Содержание курса «Математика»
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. | 8 |
2 | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | 28 |
3 | Числа от 1 до 10 и число 0.Сложение и вычитание. | 59 |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация. | 14 |
5 | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. | 23 |
6 | Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. | в течение года |
| Итого | 132 |
Пространственные и временные представления (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р. Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20. Нумерация (14 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (23 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности (в течение года)
Использование компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека. Назначение персонального компьютера, клавиатуры, приемы пользования клавиатурой и мышью. Основные правила безопасной работы на компьютере. Выполнение простейших операций на компьютере. Работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР).
Формы организации учебных занятий
Программа предусматривает проведение традиционных, комбинированных и обобщающих уроков.
Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы: фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала; работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе; работа в парах(группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме; индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
Виды учебной деятельности: работа с учебником; устный счёт; проверка наблюдательности; игровая деятельность; решение задач (текстовых, геометрических задач на разрезание и перекраивание, задач на взвешивание); разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин; проектная деятельность; работа с раздаточным материалом; учебные, ролевые и дидактические игры; создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез; экскурсии, наблюдения; опыты; творческие задания.
Особое место в овладении данным курсом отводиться работе по формированию самоконтроля и самопроверки. На уроках ознакомление с новым материалом и для закрепления пройденного материала практикуется использование ЭОР.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Дата |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | |
2 | Счёт предметов. | 1 | |
3 | Вверху. Внизу. Слева. Справа. Пользование клавишами клавиатуры со стрелками «вверх», «вниз», «влево», «вправо». | 1 | |
4 | Раньше. Позже. Сначала. Потом. | 1 | |
5 | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | |
6 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
7 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
8 | Входная проверочная работа. | 1 | |
9 | Числа от 1 до 10. Число 0 (28 часов). Много. Один. Цифра 1 | 1 | |
10 | Число и цифра 2 | 1 | |
11 | Число и цифра 3 | 1 | |
12 | Знаки «+», «-», «=». Пользование клавишами клавиатуры «+», «-»,«=» | 1 | |
13 | Число и цифра 4. | 1 | |
14 | Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | |
16 | Числа от 1 до 5.Состав числа 5. | 1 | |
17 | Закрепление изученного. «Странички для любознательных.» | 1 | |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | |
19 | Ломаная линия. | 1 | |
20 | Числа от 1 до 5. Закрепление. | 1 | |
21 | Знаки «», « | 1 | |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | |
23 | Многоугольник. | 1 | |
24 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. | 1 | |
25 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | 1 | |
26 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. | 1 | |
27 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 | |
28 | Число 10. | 1 | |
29 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 1 | |
30 | Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах». | 1 | |
31 | Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | 1 | |
32 | Вычерчивание отрезков заданной длины. | 1 | |
33 | Понятия «увеличить на …, уменьшить на …». | 1 | |
34 | Число 0. | 1 | |
35 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | |
36 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Прохождение компьютерного теста. | 1 | |
37 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч) Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. | 1 | |
38 | Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1. | 1 | |
39 | Сложение и вычитание вида □ + 1+1, □ – 1-1. | 1 | |
40 | Сложение и вычитание вида □ +2, □ –2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2. | 1 | |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 | |
42 | Задача. | 1 | |
43 | Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, по схеме. | 1 | |
44 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | |
46 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц). | 1 | |
47 | Упражнение в решении задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц). | 1 | |
48 | Упражнение в присчитывании и отсчитывании по 2. Повторение пройденного. | 1 | |
49 | Повторение пройденного. Решение задач. | 1 | |
50 | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3. | 1 | |
51 | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3. Закрепление изученного. | 1 | |
52 | Повторение изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 | |
53 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | |
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | |
55 | Упражнение в присчитывании и отсчитывании по 3. | 1 | |
56 | Решение задач. | 1 | |
57 | Решение задач. Закрепление вычислительных навыков. | 1 | |
58 | Повторение пройденного. «Странички для любознательных». | 1 | |
59 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | |
60 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились | 1 | |
61 | Повторение таблицы сложения и вычитания. | 1 | |
62 | Закрепление изученного. Вычисления вида □ ± 1, 2, 3. | 1 | |
63 | Упражнение в вычислениях вида □ ± 1, 2, 3. | 1 | |
64 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | 1 | |
65 | Повторение пройденного. Вычисления вида □ ± 1, 2, 3. | 1 | |
66 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. | 1 | |
67 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | |
68 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | |
69 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (закрепление). | 1 | |
70 | Сложение и вычитание вида □ ± 4. | 1 | |
71 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
72 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | 1 | |
73 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 | |
74 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4 (закрепление). Решение задач. | 1 | |
75 | Переместительное свойство сложения. | 1 | |
76 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | 1 | |
77 | Таблицы для случаев □ + 5, 6, 7, 8, 9 . | 1 | |
78 | Состав чисел в пределах 10. Выбор пунктов «меню» с помощью компьютерной мыши. | 1 | |
79 | Состав чисел в пределах 10 (закрепление). Решение задач. | 1 | |
80 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
81 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
82 | Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | |
83 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | |
84 | Связь между суммой и слагаемыми (закрепление). | 1 | |
85 | Решение задач. | 1 | |
86 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □. | 1 | |
87 | Закрепление приема вычислений вида 6 – □, 7 – □.Решение задач. | 1 | |
88 | Вычитание в случаях вида 8 – □, 9 – □. | 1 | |
89 | Закрепление приема вычислений вида 8– □, 9– □. Решение задач. | 1 | |
90 | Вычитание вида 10 - □. | 1 | |
91 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
92 | Единица массы — килограмм. | 1 | |
93 | Единица вместимости- литр. | 1 | |
94 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
95 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | 1 | |
96 | Числа от 1 до 20. Нумерация ( 14 ч). Числа от 11 до 20. Названия и последовательность чисел. | 1 | |
97 | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Пользование клавишами компьютера с цифрами и знаками | 1 | |
98 | Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 | |
99 | Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. | 1 | |
100 | Случаи сложения и вычитания вида:10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | 1 | |
101 | Случаи сложения и вычитания вида:10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Закрепление. | 1 | |
102 | Закрепление пройденного. «Странички для любознательных». | 1 | |
103 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
104 | Проверочная работа по теме «Нумерация чисел от 11 до 20». | 1 | |
105 | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 | |
106 | Закрепление вычислительных навыков. Отработка вычислительных навыков на компьютерном тренажере. | 1 | |
107 | Подготовка к решению составных задач. | 1 | |
108 | Текстовые задачи в два действия. | 1 | |
109 | План решения задачи в 2 действия. | 1 | |
110 | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (23 ч). Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 2, □ + 3. | 1 | |
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 4. | 1 | |
113 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 5. | 1 | |
114 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 6. | 1 | |
115 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 7. | 1 | |
116 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 8, □ + 9. | 1 | |
117 | Таблица сложения в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | |
118 | Таблица сложения в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление. | 1 | |
119 | Закрепление пройденного. «Странички для любознательных». | 1 | |
120 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Отработка вычислительных навыков на компьютерном тренажере. | 1 | |
121 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. | 1 | |
122 | Вычитание вида: 11 - □. | 1 | |
123 | Вычитание вида: 12 - □. | 1 | |
124 | Вычитание вида: 13 - □. | 1 | |
125 | Вычитание вида: 14 - □. | 1 | |
126 | Вычитание вида: 15 - □. | 1 | |
127 | Вычитание вида: 16 - □. | 1 | |
128 | Вычитание вида: 17 - □, 18 - □. | 1 | |
129 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Отработка вычислительных навыков на компьютерном тренажере. | 1 | |
130 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
131 | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 | |
132 | Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | |