Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко»
Бийского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете. Директор школы
Протокол № ____ __________________ / В.Н. Попов от «____»____________ 20____ г. Приказ № ____________________
от «____»_____________ 20___ г.
Рабочая программа
учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»
для 2 класса
начального общего образования
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Зяблицкая Любовь Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Шебалино
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 2 класса составлена в соответствии:
– с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
– Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шебалинская СОШ имени братьев Кравченко», утверждённой приказом директора школы от 29.08.2014 г. № 42-П;
– Положением о рабочей программе МБОУ «Шебалинская СОШ имени братьев Кравченко», утверждённым приказом директора школы от 29.07.2016 г. № 44-П;
– Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
– Авторской рабочей программой – Технология. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников Е. А. Лутцевой и др. Система «Школа России». 1-4 классы. Предметная линия учебников Н. И. Роговцевой и др. Система «Перспектива». 1-4 классы : [Е. А. Лутцева, Н.И. Роговцева, С. В. Анащенкова, Т. П. Зуева]. – М.: Просвещение, 2019. – 319 с.
Согласно Учебному плану МБОУ «Шебалинская СОШ имени братьев Кравченко» на 2019-2020 учебный год на изучение учебного предмета «Технология» в 2 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Количество учебных часов для проведения проверочных работ: 0
В авторскую рабочую программу по учебному предмету «Технология» для 2 класса изменения не внесены.
При организации учебного процесса в данном классе планируется использование следующих форм и методов:
Формы:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные;
- парные, со сменным составом учеников;
Методы:
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Средства обучения:
- учебник;
- ИКТ – презентации
- таблицы
Для реализации программы предполагается использование элементов следующих технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологии компетентностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технологии использования ЭОР;
- технологии игрового обучения;
- технологии критического мышления;
- технологии учебного взаимодействия;
- технологии организованного общения младших школьников;
- технологии проектной деятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения технологии являются:
Учащийся научится с помощью учителя:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения технологии включают следующие умения и навыки:
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
формулировать цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторскотехнологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративноприкладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать пробнопоисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
называть конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные результаты включают:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства.
Учащийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметнотворческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности.
Учащийся будет знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторскотехнологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественная мастерская. (10 ч)
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации.
Общее представление о материалах. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов, выполнение приёмов и их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначение изделий; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей, формообразование деталей, складывание, сборка деталей.
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Элементарная творческая деятельность и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия.
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественными конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов работы с инструментами и их рациональное и безопасное использование. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей (резание ножницами), простейшая обработка деталей (биговка), формообразование деталей (сгибание, складывание, изгибание), сборка деталей (клеевое соединение).
Различные виды конструкций и способов их сборки. Способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению детали). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку.
Чертёжная мастерская. (7 ч)
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Отбор и анализ информации, её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначение изделий; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей, формообразование деталей, складывание, сборка деталей.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Назначение линий чертежа. Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Различные виды конструкций и способы их сборки. Способы присоединения деталей.
Конструкторская мастерская. (9 ч)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного труда.
Мастера и их профессии. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы.
Элементарная творческая деятельность и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
Рукодельная мастерская. (8 ч)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного труда.
Мастера и их профессии. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира.
Мастера и их профессии; анализ задания, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Художественная мастерская | 10 ч. |
2 | Чертёжная мастерская | 7 ч. |
3 | Конструкторская мастерская | 9 ч. |
4 | Рукодельная мастерская | 8 ч. |
| ИТОГО: | 34 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов |
Художественная мастерская (10 ч) |
1 | Что ты уже знаешь? | 1 |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 1 |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 |
8 | Наши проекты. Африканская саванна | 1 |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | 1 |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | 1 |
Чертёжная мастерская (7ч) |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 1 |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 1 |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | 1 |
Конструкторская мастерская (9 ч) |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 |
21 | Что заставляет вращаться пропеллер? | 1 |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 |
24 | Как машины помогают человеку? | 1 |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Создадим свой город. Проверим себя | 1 |
Рукодельная мастерская (8 ч) |
27 | Какие бывают ткани? | 1 |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | 1 |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. Проверим себя. | 1 |
34 | Что узнали? Чему научились? | 1 |