СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "История создания романа "Преступление и наказание". Жанровые и композиционные особенности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "История создания романа "Преступление и наказание". Жанровые и композиционные особенности"»

И стория создания романа «Преступление и наказание».

Жанровые и композиционные особенности


«...Всё сердце моё с кровью положится в этот роман...»

Ф.М. Достоевский


1 Расположи этапы работы писателя над романом по порядку. Сколько времени прошло от первого замысла до окончательного текста романа?

А) Второй этап работы над романом начинается в середине октября 1865 г. и завершается в конце ноября 1865 г., когда писатель сжигает эту рукопись. 


Б) В октябре 1859 г. Достоевский в письме брату признается в том, что хотел бы написать один роман-исповедь, который задумал еще на каторге, "лежа на нарах".


В) После сожжения второй редакции романа Достоевский с огромным энтузиазмом приступает к работе над третьей редакцией. Ее он начинает писать в конце ноября – начале декабря 1865 г. Уже через несколько недель, в середине декабря 1865 г., Достоевский отправляет в печать несколько глав нового романа. В целом за весь декабрь 1865 г. писатель отправляет в журнал "Русский вестник" всю первую часть произведения и, вероятно, начало второй части.


Г) Наконец в начале января 1867 г. Достоевский отдает в печать две последние главы романа "Преступление и наказание" и эпилог. В итоге в журнале "Русский вестник" роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях.  


Д) В дневнике А. П. Сусловой от 1863 г. есть запись о том, что в это время Достоевский обдумывал идеи о "наполеонах" и людях высшего разряда. Эти идеи стали основой теории Раскольникова.


Е)Летом 1866 г. Федор Михалович пишет 5-ую часть "Преступления и наказания".


Ё) В 1864 г. Достоевский размышляет над созданием романа "Пьяненькие". Этот роман в итоге не становится отдельным произведением, а вливается в состав будущего романа.


Ж) В первой половине 1865 г. Достоевский делает первые наброски к новому произведению.


З) К июню 1866 г. Достоевский создает около половины произведения. Тем временем уже напечатанные главы романа имеют успех у публики. 


И) Первый этап работы над романом начинается летом, в июле-августе 1865 г. и продолжается до осени 1865 г. В это время Достоевский пишет так называемую первую, "краткую" редакцию повести. Эта повесть задумывается в форме дневника-исповеди преступника. Рассказ в ней идет от первого лица — от имени преступника. Впоследствии писатель осознает "неудобство" этого жанра и переходит на рассказ от третьего лица, то есть как бы невидимого и всевидящего автора.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












  1. Заполни схему:

Сюжетные линии


  1. Р одион Раскольников занят не бытовыми размышлениями и интересами, а философской идеей. Он её выдумывает, обдумывает и проверяет на практике.Эта идея находится в центре всего повествования.

Если такая идея организует и подчиняет всё повествование, то как можно определить жанр романа?

______________________________________________________________________________________


  1. Теоретик литературы Михаил Бахтин видел особенность романа в полифонии — множественности самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, которые звучат одновременно и связаны друг с другом. 

Впервые эту теорию он изложил в своей монографии «Проблемы творчества Достоевского», вышедшей в Ленинграде в 1929 году. Бахтин утверждал, что во всех романах Достоевского голос автора абсолютно равноправен голосу героя.

Как он определил жанр романа?

___________________________________


Полифония- это такой вид многоголосной музыки, в котором каждый из голосов обладает мелодической самостоятельностью. Говоря образно, полифония — это ансамбль мелодий. Для полифоничности изложения необходимо, чтобы каждый из голосов пел самостоятельную мелодию. Это означает, что если бы он прозвучал один, без участия других голосов, то его мелодия была бы воспринята слушателем как осмысленная художественно- выразительная музыка. Но почему же он не звучит без других голосов? Потому что полифоническое сочетание нескольких самостоятельных мелодий заключает в себе высокий художественный интерес. Одна мелодия оттеняет другую, они взаимно обогащают друг друга.

  1. Н азвание романа как и его композиция состоит из двух частей. Но равноправны ли эти части? Сам роман в шести частях с эпилогом. Распределите части композиции и части романа в схеме:









  1. Реальное время романа (без эпилога) охватывает 14 дней. Заполните таблицу событиями этих дней.















  2. Что больше волнует Достоевского: преступление или наказание? Аргументируйте свой ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(по материалам сети Интернет)