ПРО СЧАСТЬЕ
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
Класс: 3
Дата: 22 мая 2023 г.
Тема: «ПРО СЧАСТЬЕ»
Цель занятия: осмысление учащимися общечеловеческой ценности «счастье» и формирование представления о ней на личном и общественном уровнях.
Формирующиеся ценности: доброта и добрые дела, семья, взаимопомощь, участие в социально-значимой деятельности, личностное самоопределение.
Планируемые результаты.
Личностные: осознавать представления о счастье как о многосоставном понятии; понимать вклад разных сфер жизни как слагаемых личного счастья.
Метапредметные: проявлять интерес к теме беседы, участвовать в обсуждении вопросов занятия; иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; уметь сравнивать её; активно участвовать в формулировании своего мнения в процессе беседы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов и анимационных роликов, игровых элементов и дополнительных материалов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 6 минут)
Учитель. Ребята, тема нашей встречи сегодня – счастье. Это слово вы наверняка часто слышите и встречали по разным поводам, мы часто мечтаем о нем и желаем друг другу счастья. Но что оно, счастье, значит? Чтобы узнать, каким бывает счастье, как его представляют разные люди, что делает их счастливыми, и найти ключики к собственному счастью, для этого и пройдет наш разговор. Мы будем обращаться к вашему опыту и ваших близких. А еще нам поможет опыт и мудрость других людей, успешных в своей сфере.
Вступление к ролику с Н. М Цискаридзе
Учитель. Каким бывает счастье, расскажет Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий РФ.
Демонстрация видео с Н.М. Цискаридзе
Учитель. Можете ли вы перечислить, в чем заключается счастье по мнению Николая Максимовича? Что из этого может сделать счастливым каждого человека? Можно ли научится быть счастливым?
Вступление к ролику с А. Огановым
Учитель. Благодаря тому что есть общепринятые факторы счастья, ученым удается описывать его в научных терминах. У нас есть возможность узнать о том, что такое счастье от Артёма Оганова, профессора Сколтеха, заведующего кафедрой НИТУ МИСИС, профессора Российской академии наук, действительного члена Европейской академии. Во время просмотра беседы Артёма с сыном вы услышите ответы на вопросы, как состояние нашего организма связано с чувствами воодушевления, радости и что происходит в голове у счастливого человека.
Демонстрация видео с А. Огановым
Учитель. Если сделать краткое обобщение, как наше физическое состояние связано с эмоциями счастья и радости?
Обучающиеся отвечают на вопрос, кратко формулируют и излагают основные тезиса речи спикера.
Учитель. Вы молодцы и правильно отмечаете, что тема счастья хоть и личная, но есть и общие черты, которые нас объединяют. Причины ощущения счастья могут быть самыми разными: приятные слова, доброе отношение от окружающих людей, чувство родного плеча рядом, помощь от других, наслаждение природой, восхищение искусством. Чем больше источников счастья у человека, тем он гармоничнее.
Часть 2. Основное содержание работы (до 15 минут)
Учитель. Теперь я предлагаю вам перенестись в гости к Антону Корюшкину и его бабушке в деревню Большие Корюшки, куда он отправился на летние каникулы. Помните, как Антон помогал нам разобраться в теме безопасности в интернете? У него есть, чем поделиться и на этот раз, давайте посмотрим сюжет об одном летнем дне Антона. Будьте внимательны, после просмотра я задам вам несколько вопросов.
Демонстрация анимационного видеоролика.
Дикторский текст:
Это был прекрасный летний день. «Отличная возможность снять новое видео с друзьями, – подумал я. – Сейчас соберу вещи и отправляюсь на съёмку». Но на улице внезапно поднялся сильный ветер, а в такую погоду гулять не хотелось. Казалось, что придётся весь день скучать дома. Но тут мне в голову пришла интересная мысль. Бабушка как раз собиралась печь мои любимые пирожки, и я решил попробовать снять пошаговый рецепт на видео, чтобы мои подписчики тоже смогли их приготовить. Бабушка сначала стеснялась камеры, но потом поняла, что ей нравится делиться знаниями. А я научился замешивать тесто и делать начинку. Пирожки получились отличные! Бабушка хотела пригласить подруг на чай, но из-за погоды они не смогли прийти. Тогда я показал ей, как позвонить им с помощью видеосвязи. И пока бабушка разговаривала, съел целую тарелку пирожков. В итоге день пролетел незаметно и очень радостно. Я задумался: а что вообще делает нас счастливыми? Мы счастливы, когда занимаемся любимым делом и постоянно в этом развиваемся. А ещё когда проводим время с близкими, общаемся с ними и помогаем им.
Желаю всем счастливого лета!
(Во время просмотра педагог может поставить ролик на паузу (1:15) перед проблемным вопросом и обсудить его с учениками.)
Учитель. Почему обычный день Антона стал для него таким запоминающимся? Почему он почувствовал себя счастливым? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)
Учитель. Послушайте одну притчу?
Притча «Источник счастья»
— Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, — сказал учитель
ученикам, окончившим школу.
— Учитель, счастье всегда быстро кончается, — заметил кто-то из выпускников.
— Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его,
счастлив всю жизнь, — ответил учитель.
Попрощались ученики и обещали вернуться через три года, чтобы рассказать
учителю о своих поисках.
Время быстро пролетело.
Первый ученик не вернулся, а лишь прислал учителю письмо: «Я нашёл источник счастья — это власть. Я успешно поднимаюсь по лестнице власти и надеюсь достигнуть её верхней ступени».
Второй ученик тоже прислал учителю записку «Источник счастья — это богатство».
Третий ученик ничего не прислал, но учителю рассказали, что он стал сильным воином и ушёл с армией покорять другую страну.
«Видимо, мой ученик решил завоевать своё счастье с помощью силы», — с грустью подумал учитель.
Только четвёртый ученик вернулся к учителю и рассказал, что стал целителем.
— Я ходил по Земле, лечил людей. Люди радовались и становились счастливее. Если приносить счастье людям, оно всегда будет с тобою рядом, — сказал ученик.
— Ты понял главное, дорогой мой ученик, — радостно произнёс учитель. — Неиссякаемый источник счастья — это стремление делать добро.
Чем больше человек черпает из такого источника, тем счастливее он становится.
Учитель.Какие символы счастья вы знаете?
Учитель. Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы пробуете его закончить.
1) «Я счастлив(а), когда…» (Ответы обучающихся)
2) «Я особенно счастлив, когда рядом со мной…» (Ответы обучающихся)
Учитель. Как понять, что ты счастлив? (Ответы обучающихся)
Ты несчастлив, сидя за партой… Эти дети мечтают сесть за парту
Ты не знаешь, что тебе съесть от огромного выбора … Эти дети мечтают съесть хоть
что-нибудь
У тебя последняя модель телефона и крутой компьютер и ты не беспокоишься от куда это все взялось. А кто-то просит милостыню, что бы прожить хоть еще один день.
У тебя шикарные вещи. А у некоторых только это…
Учитель. В ваших ответах есть много общего: вы называете моменты счастливыми, когда рядом есть родные люди, семья, когда люди помогают друг другу и постоянно развиваются, занимаются любимым делом. Каждый прожитый день человек наполняет знаниями, впечатлениями, радостью каждого мгновения. Это зависит от нас самих. И благодаря этому каждый ваш день может быть наполнен счастьем в небольших его проявлениях, из которых и сложится та самая счастливая жизнь.
Как вы считаете, можно ли описать счастье человека не только словами, но и, например, картинками? Давайте проведем такой эксперимент. Вы будете работать в группах по рядам. Перед вами окажется набор карточек с фантазийными изображениями.
Учитель делит детей на три группы по рядам. В случайном порядке группе детей выдаются карточки.
Альтернативный сценарий без деления на группы: учитель показывает карточки на демонстрационном экране и просит выбрать те, которые, на взгляд обучающихся, ассоциируются с понятием «счастья».
Учитель. Ваше задание: подумайте, каким вы представляете свое счастье? Выберите те картинки, которые больше всего подходят под ваши мысли о счастье, каким вы его видите и ощущаете. Вы должны из многих карточек составить общую картинку для вашей группы. У вас есть 3 минуты, чтобы определиться с карточками. После того, как вы посовещаетесь внутри групп, вам предстоит рассказать, какие карточки каждая группа выбрала как определение счастья и почему именно их.
Обучающиеся выбирают карточки, обсуждают.
Учитель. Время на обсуждение вышло, давайте послушаем друг друга.
Группы обучающихся по очереди комментируют наборы своих карточек, описывают ассоциации и называют составляющие счастья.
Учитель. Спасибо ребята, что поделились своими впечатлениями. Интересный факт: авторы этих картинок – такие же школьники, как и вы, они выступили в роли цифровых художников и создали свои ассоциации на тему счастья при помощи современных технологий, представляете!
Часть 3. Заключение
Учитель. Вернемся к началу нашего разговора. В самом начале мы сказали, что попробуем найти ключи к счастью. Как вы считаете, нам это удалось?
Как достичь счастья? Что нужно сделать, чтобы быть счастливым?
Иметь перед собой цель и стремиться к ней
Нужно уметь всегда улыбаться
Уметь делить радости с другими
Уметь находить общий язык с любыми людьми
Уметь прощать
Иметь несколько самых близких и сердечных друзей
Уважать слабых, быть смелым и решительным
Помогать людям и при этом получать от этого удовольствие
Обучающиеся делятся своим мнением
Учитель. Мы провели отличную дискуссию и поразмышляли над темой счастья, узнали, что в чем-то похожи, а чем-то отличаемся. Есть и ещё один способ понять, насколько человек счастлив – научный. Вместе с вашими родителями мы приглашаем вас принять участие в исследовании, чтобы можно было посчитать уровень счастья школьников. Исследование проходит в электронном виде через учебный профиль Сферум в канале «Разговоров о важном».
Педагог показывает слайд с QR-код на экране и при необходимости передает ссылку детям после завершения занятия.
После прохождения опроса вы сможете получить приятный сюрприз. И в завершение желаю вам прислушиваться к себе и проживать каждый день счастливо!
Учитель. Ребята, вот и заканчивается учебный год, сегодня мы с вами провели заключительный «разговор о важном» – разговор о счастье. Наверное, самый важный вывод, который мы можем
сегодня сделать - понятие счастья не имеет однозначного определения, каждый человек понимает счастье по-своему, однако деятельность человека на пользу других людей, на пользу всего общества действительно может сделать и делает человека счастливым.
- А какие темы разговоров вам запомнились больше всего? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель подводит итоги обсуждения и благодарит ребят за активное участие в занятиях.
Учитель. Мы не ставим точку этим разговором. Продолжим с вами говорить о важном в следующем году. Желаю вам хорошего летнего отдыха Набирайтесь ярких впечатлений, заряжайтесь самыми положительными эмоциями и будьте счастливы!
Разговоры о важном. ПРО СЧАСТЬЕ 3-4 класс