СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочий лист с заданиями для тестовой работы
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ
«КУКЛА» («АКИМЫЧ»)
Е ВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ
Евгений Иванович Носов появился на свет в многодетной семье, главой которой был потомственный кузнец, работавший слесарем на заводе.
В раннем детстве Носову часто приходилось охотиться, рыбачить и собирать травы, которые можно было продать, чтобы помочь отцу прокормить семью.
Когда Евгению Носову было 16 лет, Курск, где он жил вместе с семьей, оккупировали немецкие войска. После восьми лет обучения в школе он ушел на фронт и стал наводчиком орудия.
День Победы Носов встречал в госпитале, так как получил тяжелые ранения в боях под Кёнигсбергом за несколько месяцев до окончания войны – будущему писателю разворотило плечо и лопатку.
Положение семьи Носова после войны было бедственным, поэтому он сразу после школьных экзаменов отправился в Казахстан вслед за своей возлюбленной и будущей женой Валентиной.
В Казахстане Носов устроился оформителем в местную газету, но скоро в редакции заметили и его литературный талант. Став корреспондентом, он сделал первый шаг на пути к карьере писателя.
В зимние холода писатель развешивал по городу объявления с призывом спасти от голода птиц. Даже на своей могиле Носов распорядился вывести эту надпись: «Покормите птиц».
Первый рассказ Носова, «Радуга», был опубликован, когда автору исполнилось 32 года.
Творения Носова с успехом публиковались в крупнейших советских журналах – «Наш мир», «Огонек» и «Современник».
Произведения Носова легли в основу сценариев нескольких фильмов, а также одной киноленты-спектакля.
За свои военные и творческие заслуги Евгений Носов был удостоен восьми орденов, двух медалей и более чем десятка престижных премий.
Друзья и родные Евгения Носова вспоминают, что он был превосходным рассказчиком, способным увлечь и рассмешить любого слушателя.
Через 3 года после кончины Носова, в сквере неподалеку от многоэтажки, где он жил, установили памятник литератору.
«
НАЧАЛО РАССКАЗА – ОПИСАНИЕ РЕКИ, ПРИРОДЫ
КУКЛА» («АКИМЫЧ»)
Задание 1. Какой была река? Какими эпитетами, красками описывает ее автор? Найдите в тексте и выпишите.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2. Какая рыба была «матёрым хозяином» «одной заветной ямы», о которой говорится в рассказе «Кукла»? Закрась правильный ответ зелёным цветом.
Сом
Щука
Карась
Задание 3. Что произошло с рекой за несколько лет? Какой писатель увидел реку?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 4. О чём вы думаете, читая эти строки, сравнивая прежнее и нынешнее реки?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 5. Какой глубины была «одна заветная яма», о которой говорится в рассказе? Закрась правильный ответ зелёным цветом.
6 – 7 м
10 – 11 м
Больше 15 м
Задание 6. Что и чему противопоставлено в описании состояния реки?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 7. Кто виноват в трагическом состоянии природы?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
«КУКЛА» («АКИМЫЧ»)
ЗНАКОМСТВО С АКИМЫЧЕМ
Задание 8. Кто такой Акимыч? Чем он занимается?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 9. Кем раньше работал Акимыч? Закрась правильный ответ зеленым цветом.
Сторожем
Лесником
Перевозчиком
Задание 10. Какая из особенностей не относится к Акимычу? Закрась правильный ответ зеленым цветом.
Он носил очки
Он ходил хромая
Иногда терял дар речи
Задание 11. Что объединяло Акимыча и автора? Закрась правильный ответ зелёным цветом.
Участие в войне
Увлечение рыбалкой
Родственные связи
Задание 12. О чём болит его душа? Как передается его душевное состояние?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«КУКЛА» («АКИМЫЧ»)
ОТНОШЕНИЕ АКИМЫЧА К ИЗУРОДОВАННОЙ КУКЛЕ В ГРЯЗНОМ ПРИДОРОЖНОМ КЮВЕТЕ
Задание 13. Какие ощущения вызывает у вас картина описания куклы в луже?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 14. С кем при описании сравнивает Носов куклу?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 15. Почему Акимыча ужаснул вид куклы? Правильный ответ закрась зелёным цветом.
Кукла выглядела очень страшно
Акимыч очень любил игрушки
Кукла напомнила Акимычу о войне
Задание 16. Как заканчивается фраза, произнесенная Акимычем: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя
Найди в тексте этот отрывок и впиши нужное слово. Как ты понимаешь эту фразу Акимыча?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 17. Что символизирует описанный в рассказе случай, произошедший с куклой на фоне окружающей среды?
А) общее запустение сёл, деревень, небольших городов;
Б) неблагоприятную экологическую обстановку;
В) что люди стали бессердечными и жестокими.
Задание 18. Найдите слова, характеризующие состояние Акимыча.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 19. Почему Акимыч так относится к кукле и не может смотреть на такие бесчеловечные поступки?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 21. Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 22. Что имел в виду Акимыч, когда говорил: «Всего не закопать…»?
А) все последствия войны;
Б) все поломанные игрушки и мусор у дороги;
В)жестокость людей, совершивших этот поступок.
Задание 23. Что сделали с истерзанной куклой автор и Акимыч? Закрась правильный ответ зелёным цветом.
Сожгли
Похоронили
Починили
Задание 24. Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
«КУКЛА» («АКИМЫЧ»)
Личное восприятие рассказа
Задание 20. Какое настроение появлялось у вас в начале рассказа? В середине? В конце?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 21. Е.И.Носов даёт рассказу два названия: «Кукла» и «Акимыч». Как можно объяснить различные названия этого произведения? Какое из них вам кажется наиболее удачным?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 22. Разделяете ли вы позицию и чувства, наполняющие Акимыча, а значит – и автора рассказа?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«КУКЛА» («АКИМЫЧ»)
Т
Задание 23. Напишите письмо от лица куклы.
ВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
КЛЮЧИ
Задание 1.
Работа с текстом.
Задание 2.
Сом.
Задание 3.
Река измельчала.
Задание 4.
Творческое задание.
Задание 5.
6 – 7 м.
Задание 6.
Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.
Задание 7.
Люди.
Задание 8.
Местный перевозчик. т. е. бывший, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе. С автором их связывает военное прошлое.
Задание 9.
Перевозчиком.
Задание 10.
Он ходил хромая.
Задание 11.
Участие в войне.
Задание 12.
У Акимыча болит душа, он не понимает, как люди так быстро стали черствыми, наглыми, бездушными. Ему видевшему убитых детей не по себе, когда они видит раскиданные игрушки, а брошенная кукла напоминает ему убитого ребенка на войне. Акимыч неравнодушный человек, жалостливый и добрый.
Задание 13.
Творческое задание.
Задание 14.
Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»
Задание 15.
Кукла наполнила Акимычу о войне.
Задание 16.
Глуха.
Задание 17.
В.
Задание 18 - 19.
"Так мне нехорошо видеть это!.. Аж сердце комом сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я челoвeчины... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего."
Задание 20 – 23.
Мысли и чувства учащихся.