Тема урока …………………………………… – основной …………… страны.
Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина.
План урока
1. Конституции РФ (понятие, структура, признаки).
Задание № 1 - сформулируйте определение понятию, опираясь на слова – ассоциации и запишите его в своем рабочем листе
Конституция -___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Структура Конституции РФ
Задание № 2 - Возьмите в руки текст Конституции и охарактеризуйте ее структуру
Разделов - … Глав ….. Статей ….. Преамбула – ……………………………..
Признаки конституции
Задание № 3 – проанализируйте ст. 15 источника и заполните пропуски в схеме . Дайте объяснение названным признакам
Специфические признаки конституции
Является базой для всего законодательства
Отличается стабильностью
Характеризуется особым порядком принятия и изменения
……………………………………………….
………………………………………………………
Задание на закрепление
На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативных актов. Сравните Конституцию и любой другой нормативный правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
-
обязательность исполнения 3) юридическая ответственность за нарушение
-
верховенство в правовой системе 4) закрепление основ государственного строя
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
2. Основы конституционного строя РФ.
Задание № 4 Проанализируйте ст. 1-16 Конституции РФ и заполните таблицу
Основы конституционного строя РФ
Вопросы | Положения | № статьи |
Основы конституционного строя | Российская Федерация – есть ………………………………………………… государство с …………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………….. | |
Основы экономической системы нашего государства | В Российской Федерации гарантируются –…………………………………. ……………………………………………………………………………………… Признаются и защищаются ……………………................................................... ………………………………………………………………………………………. | |
Федеративное устройство РФ | Российская Федерация – есть …………………………………………………… государство. состоит из ……………………………………................................. субъектов | |
Основы политической системы | Государственная власть в РФ осуществляется ………………………………… ……………………………………………………………………………………… В РФ признается …………………………………………………………………... и ……………………………………………………………………………………. | |
Сущность социального государства | Российская Федерация –………………………………………………………….. государство ………………………………………………..................................... …………………………………………………………………………………….. | |
Сущность демократического государства | Носителем суверенитета и …………………….................................................... …………………………………………………………………………………….. Человек, его права и свободы являются ……………………………………….. ………………………………………………………………………………………. | |
Задание на закрепление
Установите соответствие между идеями и принципами конституционного строя
Идеи Принципы
конституционного строя
А) Никакая религия не может быть установлена 1) республиканское государство
в качестве государственной или общеобязательной 2) правовое государство
Б) государство гарантирует соблюдение прав и свобод 3) светское государство
человека, разделение властей 4) социальное государство
В) свободные выборы главы государства и представительных
органов власти, местного управления
Г) политика государства направлена на обеспечение
гражданам достойного уровня жизни и свободное развитие
Д) реализован принцип взаимной ответственности между гражданами
и государством
3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Задание № 5 на основании текста внесите данные в таблицу
Основание классификации | Группы прав и свобод |
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
Задание № 6 Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ и запишите цифры, под которыми они указаны
-
забота взрослых трудоспособных детей о своих нетрудоспособных родителях
-
участие в выборах Президента РФ
-
защита Отечества
-
участие в политических партиях и объединениях
-
обязательное указание своей национальной принадлежности
-
уплата установленных законом налогов и сборов
-
обращение в государственные органы
-
сохранять природу и окружающую среду
-
владение имуществом
-
участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя. Ответ _____________
Рефлексия (закончите любые из предложенных предложений )
Сегодня я узнал…
Мы (Я) научились…
Урок дал мне для жизни…
Урок вызвал уважение к..
Я горжусь тем, что..
Я задумался…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я хотел бы еще узнать
Д/з п. 10, текст Конституции
Дискуссия «Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?» ( Аргументы «за» или «против» )
Задание № 5 Прочитайте текст и выполните задания 1-5
3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Центральным в конституционном праве является институт прав и свобод человека и гражданина. Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — это универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека отражают общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Они составляют правовой статус личности и защищают от посягательств важнейшие ценности демократического общества: жизнь, достоинство, свободу человека, частную собственность и многое другое.
Обычно две категории прав — человека и гражданина употребляются вместе, однако их смысл разнится и содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина из позитивного, хотя и те, и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданству). Например, право на жизнь закрепляется за всеми людьми независимо от гражданства, а право избирать и быть избранным в высшие органы государственной власти имеют только граждане страны.
Создатели Конституции РФ с максимальной степенью восприняли международные правовые стандарты о правах и свободах человека: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
Классифицировать права и свободы человека и гражданина можно по различным критериям. По субъективному составу выделяют индивидуальные и коллективные права. Суть первой группы прав — в том, что осуществляются и защищаются они индивидуально (неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.), второй — в коллегиальности подхода (право на забастовку, право петиций и др,).
По способу конституционного формулирования выделяют позитивный и негативный способы изложения прав и свобод. Примером позитивного способа может служить любое право, начинающееся словами: «каждый имеет право...», негативного — «никто не вправе...». Однако наиболее распространенной классификацией является выделение групп прав и свобод в соответствии с их содержанием. По содержанию права и свободы подразделяют на 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические; 4) культурные.
-
Найдите три определения термина «права человека», указанные автором.
-
Почему автор утверждает, что понятия «права человека» и «права гражданина» не тождественны? Назовите главное отличие прав человека от прав гражданина?
-
Какие документы международного права в области прав человека были взяты за основу при составлении Конституции РФ? Найдите в документе предложение, отвечающее на этот вопрос.
-
По каким критериям классифицируются права человека и гражданина? Назовите основные группы прав. Приведите по одному примеру к группе прав последней классификации.
-
К сожалению, в современном обществе права и свободы человека нарушаются. Приведите три наиболее распространенных способа их нарушения. К каждому из них предложите свой способ борьбы с данным нарушением.
Способы нарушения прав | Способы борьбы |
| |
| |
| |