СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку обществознания "Конституция Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист к уроку обществознания "Конституция Российской Федерации" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку обществознания "Конституция Российской Федерации"»

Тема урока …………………………………… – основной …………… страны.

Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина.

План урока

1. Конституции РФ (понятие, структура, признаки).

Задание № 1 - сформулируйте определение понятию, опираясь на слова – ассоциации и запишите его в своем рабочем листе

Конституция -___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Структура Конституции РФ

Задание № 2 - Возьмите в руки текст Конституции и охарактеризуйте ее структуру

Разделов - … Глав ….. Статей ….. Преамбула – ……………………………..

Признаки конституции

Задание № 3 – проанализируйте ст. 15 источника и заполните пропуски в схеме . Дайте объяснение названным признакам

Специфические признаки конституции



Является базой для всего законодательства

Отличается стабильностью

Характеризуется особым порядком принятия и изменения



……………………………………………….

………………………………………………………



Задание на закрепление

На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативных актов. Сравните Конституцию и любой другой нормативный правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. обязательность исполнения 3) юридическая ответственность за нарушение

  2. верховенство в правовой системе 4) закрепление основ государственного строя

Черты сходства

Черты различия






2. Основы конституционного строя РФ.

Задание № 4 Проанализируйте ст. 1-16 Конституции РФ и заполните таблицу

Основы конституционного строя РФ

Вопросы

Положения

№ статьи


Основы конституционного строя


Российская Федерация – есть …………………………………………………

государство с ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………..



Основы экономической системы нашего государства

В Российской Федерации гарантируются –………………………………….

………………………………………………………………………………………

Признаются и защищаются ……………………...................................................

……………………………………………………………………………………….




Федеративное

устройство РФ


Российская Федерация – есть ……………………………………………………

государство. состоит из …………………………………….................................

субъектов



Основы политической системы

Государственная власть в РФ осуществляется …………………………………

………………………………………………………………………………………

В РФ признается …………………………………………………………………...

и …………………………………………………………………………………….




Сущность социального государства

Российская Федерация –…………………………………………………………..

государство ……………………………………………….....................................

……………………………………………………………………………………..




Сущность демократического государства


Носителем суверенитета и ……………………....................................................

……………………………………………………………………………………..

Человек, его права и свободы являются ………………………………………..

……………………………………………………………………………………….


Задание на закрепление

Установите соответствие между идеями и принципами конституционного строя

Идеи Принципы

конституционного строя

А) Никакая религия не может быть установлена 1) республиканское государство

в качестве государственной или общеобязательной 2) правовое государство

Б) государство гарантирует соблюдение прав и свобод 3) светское государство

человека, разделение властей 4) социальное государство

В) свободные выборы главы государства и представительных

органов власти, местного управления

Г) политика государства направлена на обеспечение

гражданам достойного уровня жизни и свободное развитие

Д) реализован принцип взаимной ответственности между гражданами

и государством

а

б

в

г

д







3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Задание № 5 на основании текста внесите данные в таблицу

Основание классификации

Группы прав и свобод














Задание № 6 Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. забота взрослых трудоспособных детей о своих нетрудоспособных родителях

  2. участие в выборах Президента РФ

  3. защита Отечества

  4. участие в политических партиях и объединениях

  5. обязательное указание своей национальной принадлежности

  6. уплата установленных законом налогов и сборов

  7. обращение в государственные органы

  8. сохранять природу и окружающую среду

  9. владение имуществом

  10. участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя. Ответ _____________

Рефлексия (закончите любые из предложенных предложений )

Сегодня я узнал…

Мы (Я) научились…                          

Урок дал мне для жизни…

Урок вызвал уважение к..

Я горжусь тем, что..

Я задумался…

Было интересно…

Было  трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я хотел бы еще узнать

Д/з п. 10, текст Конституции


Дискуссия «Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?» ( Аргументы «за» или «против» )




Задание № 5 Прочитайте текст и выполните задания 1-5

3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Центральным в конституционном праве является институт прав и свобод человека и гражданина. Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — это универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека отражают общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Они составляют правовой статус личности и защищают от посягательств важнейшие ценности демократического общества: жизнь, достоинство, свободу человека, частную собственность и многое другое.

Обычно две категории прав — человека и гражданина употребляются вместе, однако их смысл разнится и содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина из позитивного, хотя и те, и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданству). Например, право на жизнь закрепляется за всеми людьми независимо от гражданства, а право избирать и быть избранным в высшие органы государственной власти имеют только граждане страны.

Создатели Конституции РФ с максимальной степенью восприняли международные правовые стандарты о правах и свободах человека: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Классифицировать права и свободы человека и гражданина можно по различным критериям. По субъективному составу выделяют индивидуальные и коллективные права. Суть первой группы прав — в том, что осущест­вляются и защищаются они индивидуально (неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.), второй — в коллегиальности подхода (право на забастовку, право петиций и др,).

По способу конституционного форму­лирования выделяют позитивный и негативный способы изложения прав и свобод. Примером позитивного способа может служить любое право, на­чинающееся словами: «каждый имеет право...», негативного — «никто не вправе...». Однако наиболее распространенной классификацией являет­ся выделение групп прав и свобод в соответствии с их содержанием. По со­держанию права и свободы подразделяют на 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические; 4) культурные.

  1. Найдите три определения термина «права человека», указанные автором.

  2. Почему автор утверждает, что понятия «права человека» и «права гражданина» не тождественны? Назовите главное отличие прав че­ловека от прав гражданина?

  3. Какие документы международного права в области прав человека были взяты за основу при составлении Конституции РФ? Найдите в документе предложение, отвечающее на этот вопрос.

  4. По каким критериям классифицируются права человека и граждани­на? Назовите основные группы прав. Приведите по одному примеру к группе прав последней классификации.

  5. К сожалению, в современном обществе права и свободы человека на­рушаются. Приведите три наиболее распространенных способа их на­рушения. К каждому из них предложите свой способ борьбы с данным нарушением.

Способы на­рушения прав

Способы борьбы































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!