СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку "Особенности организации кольчатых червей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист подготовлен для обучающихся к уроку "Особенности организации кольчатых червей". Он используется на всех этапах урока, содержит информацию о домашнем задании. В рабочем листе имеется инструктивная карта для проведения лабораторной работы, дополнительная информация для выполнения заданий

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку "Особенности организации кольчатых червей"»

Рабочий лист

“Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место»

Ч. Дарвин

Вопрос к уроку

  • В чем заключается усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными?


Задание №1 Проверка полученных ранее знаний (3 минуты)

Базовый уровень

Повышенный уровень

Выбери верные суждения и выпиши в бланк ответов


  1. Все круглые черви – паразиты

  2. Круглые черви имеют двустороннюю симметрию тела

  3. Пищеварительная система круглых червей не содержит анального отверстия

  4. Полость тела круглых червей заполнена жидкостью

  5. У круглых червей имеется кровеносная система

  6. Круглые черви дышат всей поверхностью тела

  7. Круглые черви – гермафродиты

  8. Аскарида – паразит человека

  9. Цепни относятся к круглым червям

  10. Плоские и круглые черви относятся к одному типу

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ «да»











Ответ «нет»












1. Выпишите буквы, кодирующие признаки, характерные для круглых червей.

А. Гермафродиты.

Б. Раздельнополые животные.

В. Пищеварительная система имеет одно отверстие – рот.

Г. Пищеварительная система представляет собой трубку, которая заканчивается анальным отверстием.

Д. Между стенкой тела и внутренними органами располагается полость тела.

Е. Промежутки между органами заполнены паренхимой.

2. Выберите из предложенного списка несколько представителей круглых червей:

а) луковая нематода; в) дождевой червь;

б) острица; г) аскарида

3. У круглых червей:

а) лучевая симметрия и трёхслойное строение тела;

б) двусторонняя симметрия и трёхслойное строение тела;

в) лучевая симметрия и двухслойное строение тела;

г) двусторонняя симметрия и двухслойное строение тела

4. Круглые черви отличаются от плоских:

а) типом симметрии тела;

б) количеством слоёв клеток тела;

в) наличием анального отверстия в пищеварительной системе;

г) отсутствием паразитических форм

Ответы:

  1. 2 –

3 – 4 –

Критерии оценки:

0-3 ошибки – «4»

4-6 ошибок – «3»

7-10 ошибок -- «2»

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

Задание № 2. Изучение нового материала (10 мин.)


Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения и передвижения дождевого червя»


Цель работы. Установить характерные особенности внешнего строения дождевого червя и их соответствие условиям жизни в почве.

Вопросы и задания

  1. Рассмотрите дождевого червя и определите форму его тела. Что видно на теле?

  2. Измерьте длину тела.

  3. Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

  4. Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.

  5. Проведите наблюдения за передвижением дождевого червя. Для этого перенесите его в ванночку, а затем:

а) пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;

б) проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Рассмотрите в лупу.

  1. Для выяснения ориентировки дождевого червя во внешней среде проделайте следующее:

а) прикоснитесь препаровальной иглой к телу дождевого червя (что произошло?);

б) поднесите к переднему концу червя кусочек лука или смоченную в уксусе стеклянную палочку, не дотрагиваясь до его тела (что произошло?)

Какое явление происходит во всех проделанных вами опытах?

Ответьте на вопросы:

А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?





Б –Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?





В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок?





Д- Как реагирует червь на прикосновение?





Е- Как реагирует червь на резкий запах лука или уксуса – химическое воздействие ?





Ж- На рисунке подпишите указанные части тела червя: передний конец тела, задний конец тела, поясок.

Задание № 3. Заполните таблицу, используя учебник на стр. 125 – 127 и дополнительный материал (10 минут). По окончании выслушайте товарищей и, если требуется, внесите исправления и дополнения в таблицу


Характеристика

Тип Кольчатые черви

  1. Классы, представители

Класс

Класс

Класс

  1. Численность


  1. Среда обитания


  1. Симметрия тела


  1. Форма тела



  1. Полость тела



  1. Слои клеток (сколько?)


  1. Кожно-мускульный мешок


  1. Системы органов (перечислить)



  1. Нервная система


  1. Кровеносная система


  1. Дыхание


  1. Пищеварительная система


  1. Выделительная система


  1. Половая система, размножение






Дополнительный материал для заполнения таблицы

Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полость тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела с 7 по 13 сегменты. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Органов дыхания нет. Они дышат всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.


Вывод: какие черты организации отличают этот тип животных от ранее изученных? И можно ли сказать, что этот тип обладает более прогрессивными чертами?


Задание № 4. Познавательная задача

Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчатые ходы, куда они затаскивают различные органические остатки с поверхности. Питаются черви разлагающимися органическими веществами. Непереваренные остатки пищи, содержат в себе много измельченных земляных частиц и откладываются ими на поверхности земли. На одном гектаре земли может жить до 4 млн. дождевых червей. За сутки одно животное перерабатывает около 0,5 грамма почвы.

Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывается червями на 1 гектаре земли.






Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было нелегко…

  4. Я понял, что…

  5. Мне понравились задания…

  6. Я научился…

  7. Меня удивило…


Домашнее задание

  1. Стр. 154 – 157

  2. Задание 1 на стр. 157 (составить план рассказа о строении дождевого червя, используя текст и рисунки учебника).


На выбор:

1) подумайте, что бы вы изобразили на памятнике дождевому червю;

2) подготовить тесты по теме «Тип Кольчатые черви» (3-5 вопросов);

3) составить синквейн по теме «Тип Кольчатые черви»;

4) подготовить для одноклассников виртуальную экскурсию по Музею дождевого червя (2-3 мин.) http://wormsmuseum.narod.ru/



Мои биологические исследования

Это исследование может стать основой для написания исследовательской работы.

Задание на лето (выполняется по желанию)

  • В трехлитровую банку насыпьте промытого песка без примесей глины и песка

  • В банку поместите 5-10 дождевых червей и кормите их вареным картофелем, опавшими листьями, белым хлебом, смоченным в молоке (корм надо класть на поверхность песка)

  • Наблюдайте за образованием перегнойного слоя и через 1,5 – 2 месяца измерьте его толщину

  • Сделайте вывод о роли дождевых червей в образовании плодородного слоя почвы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!