Рабочий лист как средство формирования учебных
умений и навыков у обучающихся с ТНР.
С каждым годом в школах растет количество детей с различными нарушениями здоровья. Дети с ОВЗ учатся в общеобразовательных классах, и им приходится прикладывать много усилий, чтобы усвоить учебный материал, и, поэтому, в силу своих особенностей, они быстро устают и отвлекаются на уроке.
В процессе работы с обучающимися с ТНР, стало понятно, что, кроме «Азбуки», таким детям нужно дополнительное пособие по обучению грамоте, которое поможет сделать урок более интересным и продуктивным для них. Важно, чтобы это пособие было понятно и интересно детям с ТНР.
В этом могут помочь рабочие листы, которые позволяют организовать продуктивную работу обучающихся с разным уровнем подготовки, активизировать их на любом этапе урока, стать хорошим средством получения обратной связи.
В отличие от различных рабочих тетрадей, рабочие листы создаются учителем на основе собственных методических идей и предназначаются для конкретных обучающихся для работы на уроке. Такие рабочие листы не перегружены теоретическим материалом, обеспечивают разнообразную и эффективную организацию работы с материалом урока и значительно экономят время урока. Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно-познавательной деятельности ученика. Поскольку рабочий лист создается учителем, он может иметь разнообразную структуру. Но можно выделить определенные блоки — практический блок, который включает разноуровневые задания, направленные на освоение новых знаний, может быть блок с готовой информацией, которую необходимо будет структурировать, классифицировать, проанализировать и пр. Ученику могут быть предложены задания для поиска новых знаний и выводов. Заключительный блок включает в себя различные контролирующие задания. Рабочий лист используют многие учителя на разных учебных предметах, но большинство готовых рабочих листов из интернета направлены на отработку определенного навыка.
При работе с детьми с ТНР важно показать, что учеба - это увлекательно, что усилия, которые приложит ребенок, позволят ему испытать радость от собственных успехов. Поэтому рабочие листы, которые предлагаю использовать для работы с такими детьми, должны прежде всего научить ребенка работать с информацией: находить необходимую информацию, проверять факты, анализировать, обобщать. Целью использования предлагаемых мною рабочих листов в работе с обучающимися с ТНР является создание условий не для заучивания конкретного учебного материала, а для осознанного получения новых знаний или закрепления полученных. Существующие в свободном доступе рабочие листы не учитывают специфику обучения таких детей. Поэтому актуальность предлагаемых рабочих листов для обучающихся с ТНР заключается в том, что рабочие листы, которые предлагаются в данной работе, предназначены для работы с детьми с ТНР и включают такие задания, как:
- упражнения для коррекции дислексии и дисграфии.
Задания должны помочь ученику усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О" напоминает обруч, “Ж" – жука, “С" – полумесяц.
Например, задание на различение парных согласных:
Задание: подчеркни буквы, которыми различаются слова.
БАЛКА- ПАЛКА БОЧКА- ПОЧКА
ПОКА-БОКА БАШНЯ-ПАШНЯ
ЗАБОР-ЗАПОР БАБА-ПАПА
- образцы или схемы-подсказки для выполнения задания.
гласные ударные и безударные согласные звуки (звонкие-глухие, твердые-мягкие)
Например, при составлении звуковых моделей слов (схем) используется подсказка «звуковые человечки».
- задания для развития мелкой пальцевой моторики.
Например, ребенку нужно вырезать картинку с дополнительного листа и наклеить на указанное место в рабочем листе; дорисовать или раскрасить рисунок, выполнив определенное условие и т.п.
Задание: заштрихуй. Найди и раскрась букву А.
- выбор «уровня сложности» заданий рабочего листа (после изучения первых пяти согласных букв).
Например, в «легком» варианте даны подсказки для выполнения работы: показано черточками количество слогов и указано место гласной буквы, которая обозначает 2 звука. В «сложном» варианте эти подсказки отсутствуют.
Задание: определи, сколько букв и звуков в словах. Запиши название картинок, поставь ударение. Раздели слова на слоги.
_____________________ __________________
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( )( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( )
____ ____ ____ ____ ____ ____
Букв____ Звуков ______ Букв____ Звуков______
Алгоритм создания рабочего листа.
1. Определение темы и целей урока.
2. Подбор материала с учетом потребностей детей с ТНР (задания, схемы, развивающие и творческие задания).
3. Формулировка вопросы и задания с учетом особенностей детей с ТНР.
4. Моделирование рабочего листа (расположение материала на листе).
5. Оформление материала (проверка шрифта, строчки, читаемость и визуальное восприятие).
6. Выполнение всех заданий в темпе среднего ученика (определение времени, проверка связности заданий).
7. Продумывание рефлексии по окончании работы.
Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику с ТНР разобраться в композиции урока, увидеть от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, обучающемуся с ТНР легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился". Это особенно важно для детей с ТНР, т к у них слабо развита рефлексия.
Такие рабочие листы активизируют работу детей с ТНР, учеба ими воспринимается не как скучное задание из учебника, а скорее, как игра. Благодаря тому, что весь материал находится перед учеником, он не отвлекается на поиск заданий в учебнике. С применением рабочих листов уроки станут эффективнее.
Приемы, которые можно использовать в создании рабочего листа.
-Горизонтальный формат в две колонки
Цель: -возможность разместить больше заданий;
- тематически разграничить материал (слева уже изученное, справа новые знания).
-Клеточки
Цель: - опора для составления схем слов и предложений;
- «печатанье» слов.
-Рисунки и раскраски
Цель: -привлечение внимания;
-закрепление «образа» буквы;
-развитие внимания.
Задание: найти и раскрасить букву Б.
Многие сталкиваются с проблемой: подвинул картинку и текст съехал на листе - чтобы этого не происходило, надо: выбирать картинку, на вкладке «формат рисунка» выберите «обтекание текстом» = «По контуру» (можно попробовать вариант «перед текстом» или «за текстом»). Это позволит свободно перемещать изображения по листу, не смещая при этом текст.
-Текстовые поля
Цель: -размещение текста упражнений и заданий;
-акцентирование внимания на правилах.
Текст заданий удобно размещать в текстовых полях. Форматирование как у картинки (по контуру, без заливки). С помощью таких блоков задания легко менять местами, проще регулировать ширину блока. Так же с помощью такого приема проще «вписать» задание в клеточки.
- Сайты, на которых можно найти готовые задания или создать свои:
https://worksheets.ru/catalog/
https://chikipooki.com/ru,
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/
Преимущества рабочего листа для учителя.
- возможность оценить, как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы;
- возможность проследить личностный рост каждого ребёнка.
При закреплении темы и обобщении рабочие листы могут содержать задания, которые помогут проверить, как усвоили обучающиеся с ТНР основные понятия, изученные на уроках.
Очевидно, что современный урок должен быть интересным, привлекательным и содержательным для обучающихся с разными способностями. Задача учителя и состоит в том, чтобы правильно организовать учебный процесс на уроке, создать для учеников такие условия практического овладения материалом, которые позволили бы каждому из них проявить активность, творчество, познавательный интерес с учетом их способностей и уровня обученности.