Рабочий лист «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина: «Моцарт и Сальери» 9 класс
1. В каком году и где написано произведение? ____________________________________
2. Назовите одним словом главную тему трагедии: ______________________
3. Что сближает Моцарта и Сальери, а что их разъединяет?_______________________________________________
4. Кто произносит впервые фразу: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?_______________________
Как вы понимаете эти слова? ________________________________________________________________________
ИССЛЕДУЕМ ФАКТЫ: мог ли на самом деле Сальери отравить Моцарта?
5. Чем заканчивается маленькая трагедия? ____________________________________________________________
По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.
Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — не только сын Моцарта Франц Ксавер, но и такие гении как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и Ференц Лист и множество других известнейших музыкантов XIX века.
Антонио Сальери (18 августа 1750, Леньяго, Венецианская республика — 7 мая 1825, Вена) — итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог.
Во́льфганг Амадéй Мо́царт ( 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — выдающийся австрийский композитор и музыкант-виртуоз.
Сделаем вывод: мог ли Сальери отравить Моцарта? ________________________Докажите свою точку зрения:
1. _______________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________________________
Едва ли не с момента своего прибытия в Вену Сальери пользовался неизменной благосклонностью и покровительством императора, с 1788 года занимал пост, о котором любой венский музыкант мог только мечтать: ремесло сочинителя музыки считалось в Вене не самым почётным — императрица Мария Терезия называла композиторов «бесполезными людьми», — в то время как должность придворного капельмейстера, помимо высокого жалования и постоянных заказов, обеспечивала определённое положение в обществе]. Композиторы того времени, утверждает австрийский музыковед Л. Кантнер, боролись в первую очередь за своё положение. Крупнейший современный моцартовед Рудольф Ангермюллер считает, что их социальное положение, как и положение в музыкальном мире, было слишком неравным: не только зависть Сальери к Моцарту, но даже простое соперничество между ними маловероятно.
У Моцарта между тем были причины завидовать Сальери: знал он или не знал о своём «бессмертном гении», но думал о преходящем — на протяжении многих лет безуспешно искал должности при разных европейских дворах, в письмах к отцу из Вены постоянно жаловался на невнимание императора.
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В. А. Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина.
В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе.