Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Нарицательные и собственные имена существительные" 5 класс»
Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов
выделить один – единственный… тут мы оставляем слово
………………………………………………………….. в стороне
и пускаем в ход ……..……………………………………………..
Л. Успенский
Упражнение 1. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра(с,з)положено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает значительную ч(а,я)сть те(рр,р)итории в двух ч(а,я)стях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии. (Р,р)оссия омывает(ь,-)ся водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого. Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – всё это наша (Р,р)одина! (М. Громов).
Найдите в данном тексте собственные имена существительные. Какое родовое понятие их объединяет? Подберите синонимы к слову «Россия», которы также будут писаться с заглавной буквы.
Упражнение 2. Соедините понятия и названия.
Историческое событие | «Зимнее утро» |
Басня | Бородинское сражение |
Стихотворение | «Волк на псарне» |
Журнал | «Красное сормово» |
Картина | «Мурзилка» |
Фабрика | «Февральская лазурь» |
Запомни!!! Названия книг, журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, музыкальных произведений, заводов, фабрик, кораблей и др. не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки.
Упражнение 3. Начертите такую же таблицу как ниже в тетради и исправьте допущенные ошибки.
Профессия | Имя | Отчество | Фамилия |
Поэт | Иван | Сергеевич | Толстой |
Писатель | Александр | Андреевич | Крылов |
Баснописец | Лев | Алексеевич | Гагарин |
Космонавт | Юрий | Николаевич | Пушкин |
Упражнение 4. Слова квартира, Енисей, гитара, (В,в)ера, Африка, (М,м)осквич, космонавт, бинокль, (З,з)орька, Волга распределите в таблицу.
Нарицательные | Собственные | И нариц./ и собств. |
| | |