РАБОЧИЙ ЛИСТ
Сочинение-рассуждение «Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?» (с опорой на роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
Алгоритм работы
Выделите в теме сочинения ключевые слова.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Объясните, в каком значении вы будете употреблять в своём сочинении словосочетание «жизненный путь»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
слово «выбор»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Прочитайте значения слова «постоянный» в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С.А.Кузнецова:
1.Не прекращающийся, неизменный и одинаковый во всё время.
2.Всегдашний, обычный.
3.Рассчитанный на длительный срок, не временный.
Опираясь на данные определения, напишите, в каком значении слово «постоянный» употреблено в формулировке темы сочинения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Используя материал предыдущих заданий, сформулируйте тезис (тезисы), который (которые) вы будете доказывать в своём сочинении.
1) Жизненный путь – это постоянный выбор. Человек выбирает______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Жизненный путь – это постоянный выбор. Человек выбирает______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Жизненный путь – это постоянный выбор. Человек выбирает______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Человеку не приходится делать выбор на своем жизненном пути, потому что заранее предопределено _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Человеку не приходится делать выбор на своем жизненном пути, потому что заранее предопределено _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Человеку не приходится делать выбор на своем жизненном пути, потому что заранее предопределено _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7)Человеку приходится делать выбор постоянно.
Это проявляется в следующем: __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8)Человек делает выбор на своём жизненном пути, но лишь в особых ситуациях, таких как
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Распространите ваш тезис (тезисы), раскройте его подробнее. Можно использовать следующие риторические модели распространения тезиса.
«Целое – части» (выделите в вашем утверждении важные детали, части и раскройте их подробнее)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Род – вид» (если явление, которое вы рассматриваете в вашем утверждении, имеет разновидности, остановитесь подробнее на каждой из них)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пример» (приведите наглядные жизненные примеры, помогающие понять ваш тезис)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Причина – следствие» (приведите рассуждения о причинах, обусловивших вашу идейную позицию, и (или) о том, какие последствия может иметь сказанное вами)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Условие» (раскройте, при каких условиях ваше утверждение верно)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Сравнение, аналогия» (приведите пример иной, по сравнению с рассматриваемой вами, ситуации, когда ваш тезис будет верен)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Противоположность» (приведите размышления о том, как могут рассуждать ваши оппоненты, к чему могут привести подобные рассуждения)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Подберите материал из романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон», с его помощью докажите тезис (тезисы) (см. задание 4)
Герой совершает выбор | Герой живёт, не сталкиваясь с необходимостью выбора или отказывается от выбора |
Пример | Комментарий (анализ, интерпретация, связь с тезисом) | Пример | Комментарий (анализ, интерпретация, связь с тезисом) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
7. Напишите черновик сочинения, используя приведённый ниже алгоритм.
1.ВСТУПЛЕНИЕ (пояснение ключевых понятий темы).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕЗИС 1_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (с опорой на литературное произведение)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЗИС 2_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (с опорой на литературное произведение)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЗИС 3_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗВИТИЕ ТЕЗИСА ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (с опорой на литературное произведение)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ответ на вопрос, заданный в теме сочинения).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Отредактируйте написанный текст. Проверьте, встречаются ли в нём (не один раз) ключевые слова темы. Сформулируйте логические переходы между частями. Установите грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
9. Напишите в тетради для творческих работ окончательный вариант сочинения.