Ревизор – наша проснувшаяся совесть
Рабочий лист
В ходе проведения урока в музее, посвящённом жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя, вам предлагается детально ознакомиться с комнатой, в которой пьеса «Ревизор» читалась автором, с ее постановкой в театре; понять, как восприняла ее публика и какую ценность она несла, увидеть первых исполнителей главных ролей Городничего и Хлестакова.
По итогам работы в группе, а также прослушав звуковую инсталляцию в зале «Ревизор», вам предстоит написать на одну из выбранных тем сочинение-рассуждение «Ревизор – наша проснувшаяся совесть» или «Смех в комедии «Ревизор».
Памятник Н.В. Гоголю (во дворе Дома-музея Н.В. Гоголя)
Задание № 1
1. Проследуйте к памятнику Н.В. Гоголю, установленному в год празднования столетия со дня его рождения в 1909 году, работы скульптора Н. Андреева. Рассмотрите его и определите особенности скульптурного образа писателя.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Правда ли, что скульптор Н. Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса? (Н. Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, опустошенным до отчаяния).
2. Рассмотрите барельефы и соотнесите их с названиями произведений Н.В. Гоголя. Отметьте, все ли герои пьесы «Ревизор» изображены на барельефе?
«Ревизор» – А | «Мертвые души» – В | «Вечера на хуторе близ Диканьки» – Г | «Петербургские повести» – Б |
____________________________________________________________________
Зал «Ревизор»
Задание 2
1. История создания пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» начинается в 1830-х гг.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего».
(Н.В. Гоголь «Авторская исповедь»).
2. Укажите жанр, к которому относится пьеса «Ревизор». (комедия)
____________________________________________________________________
3. Определите и выделите в тексте высказывания предложение, раскрывающее авторский замысел.
4. Найдите в зале портрет и запишите имя знаменитого писателя, который подсказал Н.В. Гоголю идею сюжета для пьесы «Ревизор». (А.С. Пушкин)
____________________________________________________________________
Задание 3
1. Узнайте, в каком году была написана комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», используя первое издание комедии. (1836 год)
____________________________________________________________________
2. Соотнесите те средства выразительности, которые автор использует в данном жанре, с примерами из текста «Ревизора».
Средства выразительности | Примеры из текста «Ревизора» |
-
олицетворение | А) «скверный город» |
-
аллитерация | Б) «Он-то ее сделал от доброго сердца» |
-
метафора | В) «Он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому» |
-
фразеологизмы | Г) «Вы этакими пустыми речами только мешаете мне» |
-
ассонанс | Д) «Держиморда», «Ляпкин-Тяпкин», «Хлестаков» |
-
гипербола | Е) «Суп в кастрюльке прямо приехал из Парижа» |
-
сравнение | Ж) «Экие косолапые медведи стучат сапогами» |
-
эпитеты | З) «…Как прохожу через департамент – просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист» |
-
говорящие фамилии | И) «…Графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели» |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) | 7) | 8) | 9) |
Задание 4
1. Прочитайте описания действующих лиц из пьесы «Ревизор» и запишите соответствующие имена героев, используя фарфоровые миниатюры, представленные в экспозиции.
Описание | Герой |
А) Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде. | Хлестаков |
Б) Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. | Добчинский и Бобчинский |
В) Постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. | Городничий |
Г) Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. | Анна Андреевна |
Д) Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук. | Осип |
Е) Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки и потому каждому слову своему дает вес. | Ляпкин-Тяпкин |
2. Выделите в таблице героев, которые представлены в экспозиции. (А, Б, В)
Задание 5
1. Внимательно рассмотрите миниатюру Хлестакова, сравните с «Замечаниями для господ актеров» и сделайте вывод, почему никто из действующих лиц вовремя не понял, что Хлестаков не ревизор. Аргументируйте свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 6
1. Прочитайте отрывки из текста пьесы.
Городничий: Я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам.
Городничий: Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернатор! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...
2. Выделите главные качества городничего, опираясь на цитаты? (жадный, вороватый чиновник; взяточник, чего не стыдится; ведет себя неправильно, но ничего не может и не хочет менять; скупой)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
1. Найдите в зале скульптурную композицию, где изображена сцена из пьесы «Ревизор». Используя текст произведения, выберите из предложенных ниже цитат подходящую.
-
С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал.
-
Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда‑нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем.
-
Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит.
2. Как называется момент наивысшего напряжения сюжета в пьесе?
1) завязка;
2) кульминация;
3) развязка;
4) эпилог.
Задание 8
1. Посмотрите на фотографию К.А. Фишера, известного профессионального фотографа Императорских московских театров, и определите, какой фрагмент из пьесы Н.В. Гоголя изображен на ней. Выберите вариант ответа:
1) на приеме у городничего;
2) немая сцена;
3) приезд Хлестакова;
4) сцена сватовства дочери городничего.
(Действующие лица образуют «окаменевшую группу» и, по авторскому замыслу, «почти полторы минуты» должны неподвижно стоять перед зрителем в самых нелепых позах: «в виде столпа, с распростертыми руками и закинутою назад головой», в виде «вопросительного знака, обращенного к зрителям», «разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами»)
Задание 9
1. Найдите представленный в зале рисунок П.А. Каратыгина, соответствующий описанию: «Невысокого роста, блондин, с тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное».
Укажите, когда был сделал этот рисунок
___________________________________________________________________.
Каким, на ваш взгляд, здесь изображен писатель
________________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Рисунок «Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре». Изображен живой, не позирующий Гоголь. Гоголь здесь такой, каким он был в реальной жизни).
Задание 10
1. Вы находитесь в зале, в котором, 5 ноября 1851 года, состоялось публичное чтение Н.В. Гоголем пьесы «Ревизор» в кругу писателей и актеров. Найдите экспонат, подтверждающий данное событие. (Офорт «Н.В. Гоголь читает «Ревизора», висит на стене справа от входа)
____________________________________________________________________
2. Перечислите особенности оформления внутреннего убранства зала. Подтвердите с помощью примеров из экспозиции. (посвящена театру).
________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
3. Найдите в зале колокольчик и объясните его предназначение. ____________________________________________________________________
Задание 11
Заполните пропуски в предложениях. При ответе используйте представленные в экспозиции предметы и дополнительную информацию.
19 апреля 1836 года в Александринском ___________________театре состоялась премьера «Ревизора». Первым исполнителем Городничего был Сосновский __________________. Он сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Н.О. Дюр – первый исполнитель роли Хлестакова _________________. «Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков ________________ (имя героя)» (Н.В. Гоголь). 25 мая 1836 года в Малом театре состоялось первое представление «Ревизора» в Москве ________________. Роль Городничего исполнял прославленный русский актер Щепкин __________________. «Вы должны взять роль городничего, иначе она без вас пропадет!» (Н.В. Гоголь). Хлестакова играл известный автор водевилей и в общем посредственный актер Ленский ______________________. У него Хлестаков предстал традиционным водевильным плутом, морочившим головы всем, с кем он соприкасался.
Задание 12
1. На петербургской премьере присутствовал сам император. Найдите портрет монарха и укажите его имя. (Николай I)
____________________________________________________________________
2. По воспоминаниям современников известно, что император от души смеялся и, выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!». Предположите, почему он так говорил?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 13
1. Прочитайте отрывок из письма Н.В. Гоголя: «“Ревизор” сыгран – и у меня на душе так смутно, так странно... Главная роль пропала; так я и думал. ...Неужели не видно из самой роли, что такое Хлестаков? ...Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит».
2. Предположите, почему Гоголь так характеризует «ревизора» пьесы: «Есть ещё трудней роль во всей пьесе – роль Хлестакова»? Обоснуйте свой ответ, опираясь на дополнительный материал (В описании урока в папке «Материалы для ученика» отрывок текста из пьесы «Ревизор»).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подумайте, какие черты Хлестакова можно сегодня встретить в современном социуме.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №14
1. В 1851 году при чтении пьесы, по воспоминаниям И.С. Тургенева «далеко не все актеры, участвовавшие в «Ревизоре», явились на приглашение Гоголя; им показалось обидным, что их словно хотят учить! Ни одной актрисы также не приехало. Сколько я мог заметить, Гоголя огорчил этот неохотный и слабый отзыв на его предложение...».
2. С какой целью Н.В. Гоголь желал сделать «предуведомления актерам». Выберите вариант/ты ответа:
А) «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой им роли». (Источник: «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”» Н.В. Гоголь).
Б) «Половина публики приняла пьесу даже с участием; другая половина, как водится, ее бранила – по причинам, однако ж, не относящимся к искусству». (Источник: Отрывок из письма Н.В. Гоголя, 1836 г., 25 мая).
В) Читал Гоголь превосходно... Я слушал его тогда в первый – и в последний раз. Я только тут понял, как вообще неверно, поверхностно, с каким желанием только поскорей насмешить – обыкновенно разыгрывается на сцене “Ревизор”». (Источник: Воспоминания И.С. Тургенева)
Задание 15
Известно, что спустя 6 лет после премьеры в издании «Ревизора» 1842 г. появляется эпиграф – «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь решил дополнить текст своей комедии этой народной мудростью.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Итоговое задание.
Прослушайте звуковую инсталляцию и напишите сочинение-рассуждение, выбрав одну из предложенных ниже тем. Аргументируйте свои суждения, опираясь на слова Н.В. Гоголя и текст пьесы «Ревизор». Объем сочинения – не менее 100 слов.
«Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть?»
«Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть… (Н.В. Гоголь)
«Смех в комедии «Ревизор»
«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо – был смех»; «Чему смеетесь? Над собою смеетесь! Эх, вы!»; «Сквозь смех ... читатель услышал грусть».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________