Рабочий лист по теме буквы о/ё после шипящих и ц в разных частях речи и разных морфемах
9 класс (подготовка к ОГЭ)
1. Вставьте пропущенные буквы в корне (о/ё), выделите морфему, поставьте ударение.
Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар, спелый ж_лудь, длинная беч_вка, завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн, ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать, ч_порный вельможа, тихий ш_рох, спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.
2. Замените одним словом следующие словосочетания и запишите эти слова, выделите морфему, поставьте ударение.
Образец: игрушка из плюша – плюшевая игрушка.
Вода из ключа –
Перчатки из замши –
Варенье из груши –
Платье из ситца –
Мешок из холста –
Шалаш из камыша –
Наряд из парчи –
Рукавицы из ежа –
Маленький пирог –
Детеныш медведя-
3. Прочитайте текст, определите его тему и тип речи. Найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.
Я всей душ.. привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзаж...
Я восхищаюсь и первым ландыш.., и маленьким стриж.., и носатым грач.., который ходит вдоль дорог.
По пшеничному полю прохожу я узкою меж.. и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнц.., пробежит луч.. по полям, раскрасит их.
Вот длинной верениц.. тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свеч... У озера построен шалаш. Рядом с шалаш.. стоят клены. Любуешься каждым деревц... Наклоняешься над ключ.. и пьёшь ледяную воду.
Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубеж.. ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердц...
4. «Четвертое лишнее» Выпишите нужную строку.
1. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё ) после шипящих:
1) лучОм – в окончании существительного, под ударением
2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под ударением
3) тушЁнка – в суффиксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном
4) вооружЁнный – в суффиксе причастия
2. В какой строке во всех словах пишется О?
1) вооруж…нный, напереч…т, ж…сткий, свеч…й
2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м
3) борщ..вый, лапш..й, ш…в, гребеш..к
4) ещ…, ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка
3. В какой строке во всех словах пишется Ё?
1) пш….нка, теч..т, ож…г 1степени, ч…рствый
2) девч…нка, маж…р, смеш…н, щ….лочь
3) круч..ный, волч..нок, ж…лудь, туш..ный
4) береж….шь, щ….голь, поч…тный, ретуш…вка
4. В какой строке во всех словах пишется О?
1) ш…пот, пч…лы, изж…га, свеж…
2) камыш…вый, горяч…, врач…м, расч…т
3) ш…в, ш…рох, ш…ры, ч...тный
4) крыж..вник, обж..ра, ч..каться,, трущ…ба
5. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
6. Задание: вставьте пропущенные буквы (о/ё), запишите только буквы.
1. Дикие пч..лы;
2. Прож..г тряпку
3. Талантливый стаж..р
4. Сильный ож..г
5. Печ..т пирог
6. Хорош.. отдохнул
7. Потухшей свеч..й
8. Больш..й дом
9. Размеж..вывать
10. Вчерашняя ноч..вка
11. Ж..лтый утёнок
12. Просч..т в решении
13. Резиновым мяч..м
14. Тяж..лая ноша
15. Ч..порный англичанин
16. Хитрый ч..рт
17. Поч..тная грамота
18. Ч..тные числа
19. Плюшевый медвеж..нок