СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по теме "Функционально-смысловые типы речи". Практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист по теме "Функционально-смысловые типы речи". Практикум

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по теме "Функционально-смысловые типы речи". Практикум»

Рабочий лист по теме "Функционально-смысловые типы речи". Практикум

Цель: Закрепить знания о функционально-смысловых типах речи (описание, повествование, рассуждение), научиться определять их в текстах и создавать собственные тексты разных типов.

Теоретическая справка (кратко):

  • Описание: Представляет собой изображение предмета, явления, человека путем перечисления его признаков, свойств, качеств. Отвечает на вопрос "Какой?". Часто используются прилагательные, наречия, существительные с оценочным значением.

  • Повествование: Рассказывает о событиях, происходящих в определенной последовательности. Отвечает на вопрос "Что произошло?". Используются глаголы, указывающие на действия и движение.

  • Рассуждение: Представляет собой цепочку логических умозаключений, доказывающих или опровергающих определенную мысль. Отвечает на вопрос "Почему?". Используются вводные слова, союзы, указывающие на причинно-следственные связи.

Задание 1. Определите функционально-смысловой тип речи в каждом отрывке. Аргументируйте свой ответ.

  1. "На небе ни облачка. Яркое солнце заливает все вокруг своим теплом. Золотистые поля тянутся до самого горизонта. Тишина, нарушаемая лишь пением птиц, создает ощущение покоя и умиротворения."

    • Тип речи: _

    • Аргументация: _

  2. "Вчера я проснулся рано утром. Вскочил с кровати и побежал на кухню. Мама уже приготовила вкусный завтрак, и мы вместе поели. После завтрака я пошел в школу."

    • Тип речи: _

    • Аргументация: _

  3. "Читать книги необходимо, потому что они расширяют кругозор. Узнавая что-то новое, мы становимся более эрудированными и интересными собеседниками. Кроме того, чтение развивает воображение и помогает нам лучше понимать окружающий мир."

    • Тип речи: _

    • Аргументация: _

  4. "Комната была небольшой, но уютной. Стены оклеены светлыми обоями с цветочным узором. В углу стоял старинный комод, украшенный резными ручками. На подоконнике красовались горшки с цветущими фиалками."

    • Тип речи: _

    • Аргументация: _

  5. "Сначала нужно тщательно вымыть картофель. Затем очистить его от кожуры. После этого нарежьте картофель кубиками и обжарьте на сковороде до золотистой корочки."

    • Тип речи: _

    • Аргументация: _ (Подсказка: хотя в данном отрывке описывается последовательность действий, он относится к особому виду повествования, который больше тяготеет к описанию процесса)

Задание 2. Прочитайте текст и определите, какие функционально-смысловые типы речи в нем сочетаются. Выпишите примеры, иллюстрирующие каждый тип.

"Солнце клонилось к закату. (1) Огромный, багряный шар медленно погружался за горизонт, окрашивая небо в оттенки розового и оранжевого. (2) В этот момент я вспомнил рассказ деда о том, как он в детстве любил наблюдать за закатами на этом самом месте. (3) Он говорил, что закат - это символ окончания дня, но и символ надежды на новый день, на новые возможности. (4) Наверное, он был прав. (5) Каждый закат напоминает нам о том, что жизнь продолжается, и что завтра обязательно наступит новый день."

  • Описание: (Пример: )

  • Повествование: (Пример: )

  • Рассуждение: (Пример: )

Задание 3. Напишите небольшие тексты (5-7 предложений) на заданные темы в указанных функционально-смысловых типах речи.

  • Тема: Осенний лес

    • Тип речи: Описание

  • Тема: Интересный случай на улице

    • Тип речи: Повествование

  • Тема: Зачем нужно учиться

    • Тип речи: Рассуждение

Задание 4. (Повышенный уровень). Преобразуйте один и тот же эпизод (например, "Утро") в три разных функционально-смысловых типах речи.

  • Описание:

  • Повествование:

  • Рассуждение: (Почему утро – лучшее/худшее время суток)

Критерии оценивания:

  • Правильное определение функционально-смысловых типов речи.

  • Аргументированность ответов.

  • Грамотность и стилистическая выдержанность написанных текстов.

  • Соответствие текста заданному типу речи.

  • Разнообразие лексики и грамматических конструкций.

Удачи!