Рабочий лист по теме "Функционально-смысловые типы речи". Практикум
Цель: Закрепить знания о функционально-смысловых типах речи (описание, повествование, рассуждение), научиться определять их в текстах и создавать собственные тексты разных типов.
Теоретическая справка (кратко):
Описание: Представляет собой изображение предмета, явления, человека путем перечисления его признаков, свойств, качеств. Отвечает на вопрос "Какой?". Часто используются прилагательные, наречия, существительные с оценочным значением.
Повествование: Рассказывает о событиях, происходящих в определенной последовательности. Отвечает на вопрос "Что произошло?". Используются глаголы, указывающие на действия и движение.
Рассуждение: Представляет собой цепочку логических умозаключений, доказывающих или опровергающих определенную мысль. Отвечает на вопрос "Почему?". Используются вводные слова, союзы, указывающие на причинно-следственные связи.
Задание 1. Определите функционально-смысловой тип речи в каждом отрывке. Аргументируйте свой ответ.
"На небе ни облачка. Яркое солнце заливает все вокруг своим теплом. Золотистые поля тянутся до самого горизонта. Тишина, нарушаемая лишь пением птиц, создает ощущение покоя и умиротворения."
Тип речи: _
Аргументация: _
"Вчера я проснулся рано утром. Вскочил с кровати и побежал на кухню. Мама уже приготовила вкусный завтрак, и мы вместе поели. После завтрака я пошел в школу."
Тип речи: _
Аргументация: _
"Читать книги необходимо, потому что они расширяют кругозор. Узнавая что-то новое, мы становимся более эрудированными и интересными собеседниками. Кроме того, чтение развивает воображение и помогает нам лучше понимать окружающий мир."
Тип речи: _
Аргументация: _
"Комната была небольшой, но уютной. Стены оклеены светлыми обоями с цветочным узором. В углу стоял старинный комод, украшенный резными ручками. На подоконнике красовались горшки с цветущими фиалками."
Тип речи: _
Аргументация: _
"Сначала нужно тщательно вымыть картофель. Затем очистить его от кожуры. После этого нарежьте картофель кубиками и обжарьте на сковороде до золотистой корочки."
Тип речи: _
Аргументация: _ (Подсказка: хотя в данном отрывке описывается последовательность действий, он относится к особому виду повествования, который больше тяготеет к описанию процесса)
Задание 2. Прочитайте текст и определите, какие функционально-смысловые типы речи в нем сочетаются. Выпишите примеры, иллюстрирующие каждый тип.
"Солнце клонилось к закату. (1) Огромный, багряный шар медленно погружался за горизонт, окрашивая небо в оттенки розового и оранжевого. (2) В этот момент я вспомнил рассказ деда о том, как он в детстве любил наблюдать за закатами на этом самом месте. (3) Он говорил, что закат - это символ окончания дня, но и символ надежды на новый день, на новые возможности. (4) Наверное, он был прав. (5) Каждый закат напоминает нам о том, что жизнь продолжается, и что завтра обязательно наступит новый день."
Задание 3. Напишите небольшие тексты (5-7 предложений) на заданные темы в указанных функционально-смысловых типах речи.
Тема: Осенний лес
Тема: Интересный случай на улице
Тема: Зачем нужно учиться
Задание 4. (Повышенный уровень). Преобразуйте один и тот же эпизод (например, "Утро") в три разных функционально-смысловых типах речи.
Критерии оценивания:
Правильное определение функционально-смысловых типов речи.
Аргументированность ответов.
Грамотность и стилистическая выдержанность написанных текстов.
Соответствие текста заданному типу речи.
Разнообразие лексики и грамматических конструкций.
Удачи!