Русский язык.10 класс. Рабочий лист по теме: Морфологические нормы. |
-
Изучите таблицу «Морфологические нормы употребления имён числительных и местоимений».
Имя числительное |
Количественные (сколько?) При склонении изменяется каждое слово и каждый корень. Трёхсот пятидесяти четырёх Тремястами пятьюдесятью четырьмя О трёхстах пятидесяти четырёх | Порядковые (какой по счёту?Который?) При склонении изменяется только последнее слово. Триста пятьдесят четвёртого Триста пятьдесят четвёртым О триста пятьдесят четвёртом… | Собирательные употребляются с сущ., которые обозначают -лиц мужского пола, -детёнышей животных, -парные предметы, И с местоимениямиТрое друзей Четверо котят Двое брюк Нас семеро | Оба, обе, полтора, полтораста Оба – с сущ. М.р. Обе – сущ. Ж.р. На обеих стенах В обоих ящиках |
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Родит.п: перед седьмым мая | После слов праздник, дата, день порядковое числительное ставится в Им.п: к празднику Первое мая |
Склонение числительных
Им.п, Вин.п | сорок | девяносто | сто | Числительные 40, 9, 100 имеют только две формы |
Р, Д, Т, П п | сорока | девяноста | ста |
Им.п, Вин.п | полтораста | полтора (м. ср.р) | полторы (ж.р) | Числительные 1,5 и 150 имеют только две формы |
Р, Д, Т, П п | полуторста | полутора | полутора |
Падеж | Сложные числительные | Дробные |
от 50 до 80 | 200, 300, 400 | от 500 до 900 | Числитель=как количест.ч знаменатель= прилагател. множественного числа |
И | пятьдесят | двести | девятьсот | три восьмых |
Р | пятИдесятИ | двуХсот | девятИсот | трёх восьмых |
Д | пятИдесятИ | двуМстАМ | девятИстАМ | трём восьмым |
В | пятьдесят | двести | девятьсот | три восьмых |
Т | пятьЮдесятьЮ | двумЯстАМИ | девятЮстАМИ | тремя восьмыми |
П | о пятИдесятИ | о двуХстАХ | о девятИстАХ | о трёх восьмых |
Падеж | Составные числительные | Собирательные | Оба, Обе |
Количественное | Порядковое |
И | тысяча шестьсот двенадцать | тысяча девятьсот пятый | двое | оба, обе |
Р | тысячи шестисот двенадцати | тысяча девятьсот пятого | двоих(-ых) | обоих обеих |
Д | тысяче шестистам двенадцати | тысяча девятьсот пятому | двоим | обоим обеим |
В | тысячу шестьсот двенадцать | тысяча девятьсот пятый | двое (-их) | оба, обе |
Т | тысячей шестьюстами двенадцатью | тысяча девятьсот пятым | двоими(-ыми) | обоими обеими |
П | о тысяче шестистах двенадцати | о тысяча девятьсот пятом | о двоих (-ых) | обоих обеих |
-
Просклоняйте данные имена числительные.Сто сорок дней, семьдесят рублей, двести книг, восемьсот жителей.
-
Запишите слова в указанных формах.Девяносто деревьев (П.п), шестьдесят соток земли (Тв.п), пятьсот килограммов (Р.п), полтора рубля (Д.п), три тысячи второй ученик (В.п), оба учителя (Р.п), купол храма (Им.п, мн.ч), чистые носки (Р.п, мн.ч).
-
Тест. 1) Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования? 1) пятьюдесятью тремя 2) шестидесяти четырёх 3) тридцати восьми 4) семидесятью двумя
2)Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования? 1)четырьмястами2) девятисот 3) двухстам 4) о шестистах3) Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования? 1) ста двадцати 2) девяносто девяти3) восемьюдесятью4) сорока четырёх
4)Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования.1)в тысяча девятьсот сорок пятом году 2) в двух тысячи двенадцатом году 3) в две тысячи восьмом году 4) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году
5) В каком случае неправильно образована форма числительного? 1) полтораста книгами 2) полторы недели 3) о полутора годах 4) полтора литра 6) В каком случае нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 1) просмотреть четыре слайда 2) поймать тридцать три бабочки 3) вызвать двадцать двух учеников 4) посетить три концерта
7) В каком случае не нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 1) три с четвертью стакана 2) пять целых три десятых секунд 3) двадцать пять с половиной гектара 4) семь целых три пятых килограммов
8)В каком случае нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 1) трое друзей 2) двое малюток 3) четверо подруг 4) их пятеро
9)Укажите пример с ошибкой. 1) обеих девушек 2) оба пляжа 3) обоими ножницами 4) обоим друзьям
10)В каком случае нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 1) поговорить с двоими студентками 2) семеро смелых 3) с обеими девочками 4) пятеро суток
Употребление форм местоимений
1.После предлогов без, в, возле, для, до, к ,из и др к личным местоимениям он, она, оно, они в косвенных падежах добавляется Н: близ него, мимо них
2.После предлогов благодаря, вопреки, вследствие, согласно, навстречу и др к личным местоимениям он, она, оно, они в косвенных падежах буква Н не добавляется: вне их
3. После глаголов, обозначающих чувства и переживания, личные местоимения 1-го и 2-го лица употребляются с предлогом ПО в Предл.п: тоскуют по вас, скучают по нас
4. Нормативна форма Род.пу неё, от неё; Дат. и Предл. к ней, в ней, Тв.п – с ней , с нею, за ней (за нею).
5. Местоимение КТО употребляется с глаголом только в форме единственного числа: Те, кто опоздал, не будут допущены к экзаменам.
6. Не употребляйте просторечные формы: ИХ ( не ихних), ЧЕГО (не чё), ШТО (не шо), У НЕЁ (не у ней), ЕГО ( не евонный).
-
Перепишите предложения, поставив в нужную форму все местоимения и имена числительные. Счёт у (она) пополнился ещё (386000) рублями. К (они) присоединились около (275) городов. (Сколько) свободных мест из (60) мы не обнаружили в зрительном зале? (Их) письма датированы (1935) годом.
-
Укажите примеры, в котором нарушены нормы формообразования. 1) без него 2) внутри них 3) около неё 4) впереди нас 5) к нему 6) перед нами 7) сзади них 8) наподобие неё 9) напротив их 10) вне её 11) умнее его 12) со стороны их
-
Выберите правильную форму местоимения.1) был увлечён ею - был увлечён ей 2) в гостях у неё – в гостях у ней 3) среди их – среди них 4) у него – у его 5) их дом – ихний дом 6) ихняя комната – их комната 7) не хватает скольких книг – не хватает сколько книг 8) не хватает скольких учеников – не хватает сколько учеников
Ответы:
-
Просклоняйте данные имена числительные.
Им | сто сорок дней | семьдесят рублей | двести книг | восемьсот жителей |
Р.п | ста сорока дней | семидесяти рублей | двухсот книг | восьмисот жителей |
Д | ста сорока дням | семидесяти рублям | двумстам книгам | восьмистамжителям |
В | сто сорок дней | семьдесят рублей | двести книг | восемьсот жителей |
Тв | ста сорока днями | семьюдесятью рублями | двумястами книгами | восемьюстами жителями |
П.п | о ста сорока днях | о семидесяти рублях | о двухстах книгах | восьмистахжителях |
2. Запишите слова в указанных формах. В девяноста деревьях, шестьюдесятью сотками земли, пятисот килограммов, полутора рублям, три тысячи второго ученика, обоих учителей, купол храмов, чистых носков.
-
Тест. 1) Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования? 4) семидесятью двумя
2)Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования? 3) двухстам
3) Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования? 2) девяносто девяти
4)Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования.2) в двух тысячи двенадцатом году
5) В каком случае неправильно образована форма числительного? 1) полтораста книгами
6) В каком случае нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 3) вызвать двадцать двух учеников
7) В каком случае не нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 1) три с четвертью стакана
8)В каком случае нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 3) четверо подруг
9)Укажите пример с ошибкой. 3) обоими ножницами
10)В каком случае нарушены нормы сочетаемости числительного с существительным. 1) поговорить с двоими студентками
-
Перепишите предложения, поставив в нужную форму все местоимения и имена числительные. Счёт у неё пополнился ещё тремястами восьмьюдесятью шестью тысячами рублями. К ним присоединились около двухсот семидесяти пяти городов. Сколько свободных мест из шестидесяти мы не обнаружили в зрительном зале? Их письма датированы тысяча девятьсот тридцать пятым годом.
-
Укажите примеры, в котором нарушены нормы формообразования. 2) внутри них 8) наподобие неё 9) напротив ихВыберите правильную форму местоимения. 1) был увлечён ею 2) в гостях у неё 3) среди них 4) у него 5) их дом 6) их комната 7) не хватает сколько книг 8) не хватает скольких учеников