СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по теме "Морфологические нормы имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист содержит материал для изучения и закрепления употребления имён существительных.  Можно использовать для подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по теме "Морфологические нормы имени существительного"»

Русский язык.10 класс. Рабочий лист по теме: Морфологические нормы.

  1. Изучите таблицу «Морфологические нормы употребления имён существительных».

Именительный падеж множественного числа

-А, -Я

-Ы, -И

Учитывай значение слов!

Борт - борта´

Ве´ксель - векселя´

Ве´нзель – вензеля´

Во´рох – вороха´

Дире´ктор – директора´

Инспе´ктор – инспектора´

Ка´тер – катера´

Ки´тель – кителя´

Ку´зов – кузова´

Ху´тор – хутора´

Флю´гер - флюгера´ Профе´ссор – профессора´

Те´нор – тенора´

Фе´льдшер – фельдшера´

Шу´лер – шулера´

Шта´бель – штабеля´

Ште´мпель - штемпеля´

Бухга´лтеры

Во´зрасты

Гри´фели

Гру´нты

Диспе´тчеры

Догово´ры

Дра´йверы

Инжене´ры

Констру´кторы

Ле´кторы

Ли´фты

Пле´йеры

По´рты

Пригово´ры

При´нтеры

Проже´кторы

Реда´кторы

Ре´кторы

Сви´теры

Се´кторы

Скла´ды

Сле´сари Сна´йперы

То´рты

Тре´неры

Фло´ты

Фро´нты

Шофёры

Шта´бы

Шту´рманы

адреса´ новосёлов


средние века´

мои года´

коле´на водосточной трубы

танковые корпуса´

рода´ войск


образа´ святых

учителя′ школьные

поздравительные а´дресы

на ве´ки вечные

го´ды войны больные коле´ни



ко´рпусы часов

древние роды´

ро´ды и виды в классификации

литературные о′бразы

великие учи′тели человечесва

Родительный падеж множественного числа (много чего?)

мужской род

ОВ (ЕВ) - нулевое

женский род


средний род

сущ. только множеств.числа

Армяне - армян

Грузины - грузин

Цыгане - цыган

Якуты - якутов

Узбеки - узбеков

Граммы - граммов

Килограммы - килограммов

Помидоры - помидоров

Носки - носков

Чулки - чулок

Сапоги - сапог и др

Басня - басен

Вафля - вафель

Бегунья - бегуний

Эскадрилья - эскадрилий

Мощность - мОщностей

Скатерть - скАтертей

ТУфля - тУфель

Яблоня - яблонь и др.

Блюдце - блюдец

Одеяльца - одеялец

Полотенца - полотенец

Яблоко - яблок

Побережье - побережий

Зеркальце - зеркалец

Зеркало - зеркал

Ружьё - ружей и др

Будни - будней

Ясли - Яслей

Шорты - шорт

Макароны - макарон

Мускулы - мускулов

Выборы - вЫборов

Джинсы - джинсов

Заморозки - заморозков и др.



Род имён существительных несклоняемых

Неодушевлённые в основном среднего рода

(искл.: кофе – м.р.)

Одушевлённые.

-Названия животных – м.р., если нет указания на самку. У некоторых род определяем по русскому названию: цеце – муха (ж.р.), иваси – селёдка (ж.р.)

-Сущ., которые обозначают человека мужского пола, - м.р., женского – ж.р.

Географические названия.

Род определяем по тому слову, которое обозначено названием.

Сложносокращённые существительные.

Род определяем по главному слову в данном сокращении, если аббревиатура состоит из букв. Если из звуков – относим к определённому роду по традиции

Род некоторых существ.помним:

Тюль – м.р.

Шампунь –м.р.

Мозоль – ж.р.

Манжета – ж.р.

Туфля – ж.р.

Бакенбарда – ж.р.


Кашне

Кашпо

Кино

Бра

Какао

кафе

Конферансье – м.р. (или ж.р.)

Протеже – м.р. (или ж.р.)

Сэр – м.р.

Мосье – м.р.

Мадам – ж.р.

Какаду – м.р.

Кенгуру – м.р.

Шимпанзе – м.р.

Сочи – город (м.р.)

Онтарио – озеро (ср.р.)

Миссури – река (ж.р.)

Гоби – пустыня (ж.р.)

Гоби – плоскогорье (ср.р.)

Токио – город (м.р.)

МГУ объявил набор (университет – м.р.)

ООН запретила… (организация – ж.р.)

Вуз – м.р. (из звуков)

Профессии. Большинство названий м.р.

Если речь о женщине, глагол в ж.р., а прилага-тельное остаётся в мужском:

Молодой врач Петрова прошла стажировку.



  1. Допишите формы Именительного падежа множественного числа. Поставьте в них ударение. Директор - __________, торт- ______, режиссёр - _________, паспорт- _________, купол- ______, офицер - ___________, округ- ______,сторож- ___________, инженер -_________, борт- ________.



  1. Допишите формы Родительного падежа множественного числа. Поставьте в них ударение. Армяне _________, гектары _________, тунгусы ________, граммы_______, места _______, кисти______, должности____________, браслеты _______, носки________, плети________, джинсы_________, скатерти________, абрикосы________, богини______, ананасы________, полотенца__________.

  2. Согласуйте в роде с выделенными именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Вчерашн___подмастерье сегодня (стать) настоящим специалистом. Известный актёр дал коротк__ интервью. Необычн__бра (создавать) ощущение праздника. Белоснежн_ тюль решили повесить в зале. Артисты совершили последн_ в этом сезоне турне. Обвиняемый предъявил стопроцентн__ алиби. Авторитетн_ жюри ( просмотреть) предъявленную программу. Огромн_ возище с сеном (застрять) на просёлочной дороге. ООН (выступить) с предложением о заключении мира. Задумчив_ пони и шустр _ шимпанзе больше всего понравились посетителям зоопарка. На окна лучше повесить красочн_ жалюзи. Мой братишка – неисправим_ сладкоежка.



  1. Определите родовую принадлежность имён существительных. Установите соответствие. 1) староста 2) инкогнито 3) пани 4) денди 5) иваси 6) РФ 7) малютка 8) судья 9) кенгуру 10) Сочи 11) турне 12) сладкоежка 13) ваниль 14) коллега 15) НТВ 16) харчо 17) тюль 18) КВН А: мужской род Б: женский род В: средний род Г: общий род



  1. Тест. 1) Укажите пример с ошибкой в употреблении слова. 1) грандиозный домина 2) голосистая скворушка 3) необыкновенная силища 4) лёгкое пёрышко 2) Укажите пример с ошибкой в употреблении слова. 1) старый табель 2) концертный рояль 3) сухой мозоль 4) прозрачный тюль 3) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) исторические образы 2) пышные хлебы 3) сыны Отечества 4) ременные поводы 4) Укажите пример с ошибкой в образовании слова. 1) налить чаю 2) горсть изюму 3) цена сахару 4) совсем нет проку 5) Укажите пример с ошибкой в образовании формы существительного.

1) качественный принтеры 2) шерстяные свитеры 3) дорогие плейеры 4) российские паспорты 6) Укажите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) килограмм яблок 2) язык болгар 3) сто гектар 4) взвод солдат

7) Укажите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) уборка яслей 2) стирка скатертей 3) сушка простыней 4) ремонт петлей 8) Укажите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) рецепт солений 2) вкус вафлей 3) запах оладий 4) разнообразие кушаний

9) Укажите пример, в котором не нарушены нормы формообразования. 1) упаковка клипс 2) производство макарон 3) заготовка консерв 4) реклама чипс

10) Укажите пример, в котором не нарушены нормы формообразования. 1) пара носок 2) пара джинс 3) пара гольф 4) пара чулок

11) Укажите пример, в котором не нарушены нормы формообразования. 1) стук копытцев 2) изготовление одеяльцев 3) плетение кружевцев 4) использование зеркальцев



Ответы:

  1. Допишите формы Именительного падежа множественного числа. Поставьте в них ударение. Директор -директорА торт- тОрты, режиссёр - режиссёры, паспорт- паспортА, купол- куполА, офицер - офицерЫ, округ- округА, сторож- сторожА, инженер -инженЕры, борт- бортА.



  1. Допишите формы Родительного падежа множественного числа. Поставьте в них ударение. Армяне - армян, гектары -гектаров, тунгусы - тунгусов, граммы- граммов, места - мест, кисти- кистЕй, должности- должностЕй, браслеты - браслетов, носки- носков, плети- плетЁй, джинсы- джинсов, скатерти- скатертЕй, абрикосы- абрикосов, богини- богинь, ананасы- ананасов, полотенца- полотенец.

  2. Согласуйте в роде с выделенными именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Вчерашний подмастерье сегодня стал настоящим специалистом. Известный актёр дал короткое интервью. Необычное бра создавало ощущение праздника. Белоснежный тюль решили повесить в зале. Артисты совершили последнее в этом сезоне турне. Обвиняемый предъявил стопроцентное алиби. Авторитетное жюри просмотрело предъявленную программу. Огромный возище с сеном застрял на просёлочной дороге. ООН выступила с предложением о заключении мира. Задумчивый пони и шустрый шимпанзе больше всего понравились посетителям зоопарка. На окна лучше повесить красочное или ые жалюзи. Мой братишка – неисправимый сладкоежка.



  1. Определите родовую принадлежность имён существительных. Установите соответствие. 1) староста 2) инкогнито 3) пани 4) денди 5) иваси 6) РФ 7) малютка 8) судья 9) кенгуру 10) Сочи 11) турне 12) сладкоежка 13) ваниль 14) коллега 15) НТВ 16) харчо 17) тюль 18) КВН А: мужской род Б: женский род В: средний род Г: общий род 1А, 2Г, 3Б, 4А, 5Б, 6Б, 7Г, 8А, 9А, 10А, 11В, 12Г, 13Б, 14Г, 15А, 16В, 17А, 18А.



  1. Тест. 1) Укажите пример с ошибкой в употреблении слова. 1) грандиозный домина 2) голосистая скворушка 3) необыкновенная силища 4) лёгкое пёрышко 2) Укажите пример с ошибкой в употреблении слова. 1) старый табель 2) концертный рояль 3) сухой мозоль 4) прозрачный тюль 3) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) исторические образы 2) пышные хлебы 3) сыны Отечества 4) ременные поводы 4) Укажите пример с ошибкой в образовании слова. 1) налить чаю 2) горсть изюму 3) цена сахару 4) совсем нет проку 5) Укажите пример с ошибкой в образовании формы существительного.

1) качественный принтеры 2) шерстяные свитеры 3) дорогие плейеры 4) российские паспорты 6) Укажите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) килограмм яблок 2) язык болгар 3) сто гектар 4) взвод солдат

7) Укажите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) уборка яслей 2) стирка скатертей 3) сушка простыней 4) ремонт петлей 8) Укажите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) рецепт солений 2) вкус вафлей 3) запах оладий 4) разнообразие кушаний

9) Укажите пример, в котором не нарушены нормы формообразования. 1) упаковка клипс 2) производство макарон 3) заготовка консерв 4) реклама чипс

10) Укажите пример, в котором не нарушены нормы формообразования. 1) пара носок 2) пара джинс 3) пара гольф 4) пара чулок

11) Укажите пример, в котором не нарушены нормы формообразования. 1) стук копытцев 2) изготовление одеяльцев 3) плетение кружевцев 4) использование зеркальцев




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!