Рабочий лист 5 по русскому языку (12.05. – 15.05.)
Тема «Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза»
Повторяем пройденное.
Просмотрите снова параграфы 58-62. Проверьте себя по вопросам:
- какая часть речи называется союзом?
- какова роль союза в предложении?
- какие бывают союзы?
- чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных?
- на какие группы делятся сочинительные союзы? Перечислите союзы каждой группы.
- какие пунктуационные правила «подсказывает» таблица на с.153?
1.2. Установите связь со своим одноклассником, задайте ему вопросы и попросите выслушать ваши ответы. Получилось?
1.3. Повышенный уровень сложности (задание ПО ВЫБОРУ)
А это задание для тех, кто хочет знать больше, т.е. дополнительное на «отлично». Найдите на ютьюбе видеоролик «Видеотьютор по русскому языку: союз как часть речи в русском языке»
( https://www.youtube.com/watch?v=FZjQaOQVZ9U союз как часть речи). Он длится 9 минут 40 секунд. Внимательно просмотрите его, прослушав и поняв информацию. (Помните, как мы это делали? Слушая/читая, мы мысленно оцениваем предложенный текст: это я знаю, это новое, а это непонятно и вызывает вопросы.) Если вопросы возникли, постарайтесь их сформулировать, опираясь на свои знания, и задать мне. Если вопросов нет, ответьте письменно на следующие:
- В чём «главный секрет» служебных частей речи? Какой грамматический разбор предлога, союза, частицы нельзя выполнить? Почему?
- Почему союзы не связаны с грамматическими признаками слов в отличие от предлогов?
- Что связывают союзы? С каким разделом языкознания они связаны?
- Как образованы производные союзы? От какой части речи образован союз ХОТЯ?
- На какие подгруппы делятся составные союзы?
- Могут ли подчинительные союзы связывать компоненты простого предложения? В каких случаях? Приведите примеры.
Изучаем новую тему «Подчинительные союзы»
2.1. Прочитайте параграф 63 «Подчинительные союзы».
2.2. Заполните примерами таблицу, перенеся её в тетрадь, пользуясь материалом параграфа. Ваша задача – запомнить как можно больше подчинительных союзов, чтобы их узнавать.
Группы подчинительных союзов | Союзы | Пример сложного предложение с одним из союзов (найти или придумать) |
ПРИЧИННЫЕ | | |
ЦЕЛЕВЫЕ | | |
ВРЕМЕННЫЕ | | |
УСЛОВНЫЕ | | |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ | | |
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ | | |
2.3. Если не всё понятно или хочется узнать больше, можно обратиться к информационным ресурсам, например, к сайту https://www.youtube.com/, вбив в поисковую строку: https://www.youtube.com/watch?v=nDdJ-RXuTUE подчинительные союзы. Просмотрите ролик, сопоставьте информацию с той, которая дана в учебнике.
3 . Выполните в тетради упр.378 (Задание основное по образцу + грамматические разборы 2,2с слова ПОДВ..ЗАЛИ (1-ое предложение), разбор 3 слова ВСЮДУ (5-ое предложение).
4. Знакомимся с морфологическим разбором союза.
4.1. Изучите параграф 64 «Морфологический разбор союза» .
Посмотрите видеоролик на ютьюбе: https://www.youtube.com/watch?v=9MTd239HcPw&t=10s морф.разбор союза
4.2. Выполните морфологический разбор союзов из упр.382 (ТОЛЬКО разбор по образцу на с.157).
Пишите разборчиво, аккуратно. Оцените свою работу. Если возникнут затруднения, сформулируйте вопросы, отправьте учителю: [email protected]
5. Дедлайн 15 мая.