Рабочий лист обучающегося 9 класса________________________________________________
Задание 1. Составьте кластер по положению щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
Задание 2.Выполни тест.
1. Выберите два высказывания, в которых говорится о калии как о химическом элементе.
1) Воспламенившийся калий тушат содой или поваренной солью.
2) Калий используют как катализатор при производстве некоторых видов синтетического каучука.
3) При недостатке калия семена теряют всхожесть.
4) Инертный газ — единственная безопасная для калия среда.
5) Калий содержится в крови и цитоплазме клеток._________________________
2. На рисунке изображена схема распределения электронов по электронным слоям атома некоторого химического элемента.
Запишите номер периода (X) и номер группы (Y), в которой данный химический элемент расположен в Периодической системе Д.И. Менделеева. (Для записи ответа используйте арабские цифры.)_____________
3. Расположите химические элементы
1) кальций 2) калий 3) бериллий
в порядке увеличения радиусов их атомов.
Запишите номера элементов в соответствующем порядке.____________________
4. Из предложенного перечня выберите два вещества с металлической связью.
1) СО2
2) ВаCl2
3) Na
4) Li
5) N2O
Запишите номера выбранных ответов._____________________________
5. Какие два утверждения верны для характеристики как углерода, так и натрия?
1) Электроны в атоме расположены на трёх электронных слоях.
2) Соответствующее простое вещество является металлом.
3) Химический элемент образует амфотерный оксид.
4) Значение электроотрицательности меньше, чем у кислорода.
5) Химический элемент образует соединения как с кислородом, так и с водородом.
Запишите номера выбранных ответов.____________________________
Задание 3.Этап.1 Составьте уравнения реакций.
Шпаргалка
Основный оксид +кислотный оксид=соль
Основный оксид +амфотерный оксид=соль (при сплавлении-двойная)
Основный оксид +амфотерный оксид + вода=комплексная соль
Основный оксид +кислота=соль + вода
Основный оксид +вода=щелочь
Основный оксид +амфотерный гидроксид=соль(при сплавлении –двойная) +вода
Основный оксид + вода + амфотерный гидроксид=комплексная соль
Na2O + H2O →
Na2O + CO2 →
Na2O + H2SO4 →
Na2O + ZnO →
Na2O + ZnO+H2O →
Na2O + Zn(OH)2 →
Na2O + Zn(OН)2+H2O →
ВЫВОД: оксиды ЩМ способны реагировать с ______________________________________
_________________________________________________________________________________
Задание 3.Этап 2. Дан раствор гидроксида натрия, а также набор следующих реактивов: оксид меди (II), серная кислота, растворы сульфата меди (II), фенолфталеина, сульфата натрия. Возможно использование индикаторной бумаги.
Используя только вещества из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства гидроксида натрия, и укажите признаки их протекания(наличие /отсутствие запаха у газа ,цвет осадка или раствора).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шпаргалка
Щелочь +кислотный оксид=соль+ вода
Щелочь +амфотерный оксид=соль (при сплавлении-двойная) + вода
Щелочь + амфотерный оксид + вода=комплексная соль
Щелочь + кислота=соль + вода
Щелочь +соль (р)=новое основание+ новая соль( газ или осадок)
Щелочь +амфотерный гидроксид=соль (при сплавлении-двойная) + вода
Щелочь + амфотерный гидроксид =комплексная соль
Составьте уравнения реакций гидроксида натрия с оксидами и гидроксидами при нагревании и в растворах.
NaОН + CO2→
NaОНтв. + ZnO →
NaОНр. + ZnO + H2O →
NaОНтв. + Al(OH)3→
NaOH+ Al(OH)3→
ВЫВОД: гидроксиды ЩМ способны реагировать с _____________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 3. Этап 3.Заполните таблицу, пользуясь слайдами презентации и учебником стр. 157-158 ,выпишите применение солей Щ.М.
Формула соли | Название | Применение |
систематическое | техническое |
NaHCO3 | | | |
K2CO3 | | | |
NaCl | | | |
Na2SO4 ∙ 10 H2O | | | |
Na2CO3 ∙ 10 H2O | | | |
Задание 4.
1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие два из перечисленных веществ вступают в реакцию с оксидом натрия?
1) N2 2) SO2
3) KOH 4) H2S 5) NaNO3
Запишите номера выбранных ответов._________________________
2. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом(-ами) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) Na2O и H2O
Б) Na и H2O
В) LiOH и SO3
ПРОДУКТ(Ы) ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) NaOH
2) Li2SO4 и H2O
3) NaOH и H2
4) Li2SO4 и H2
5) Li2SO3 и H2O
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В
____________
3. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО
А) C
Б) CO2
В) NaOH
РЕАГЕНТЫ
1) KOH, CaO
2) CO2, H2S
3) HNO3, Ca(OH)2
4) O2, Fe2O3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В
____________
4. Из предложенного перечня выберите две пары веществ, между которыми протекает реакция обмена.
1) хлорид аммония и нитрат серебра
2) оксид серы(IV) и кислород
3) гидроксид калия и азотная кислота
4) алюминий и гидроксид натрия
5) оксид углерода(IV) и вода
Запишите номера выбранных ответов.____________________
5.Из перечисленных суждений о правилах работы с веществами в лаборатории и быту выберите верное(-ые) суждение(-я).
1) Все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.
2) При получении кислорода термическим разложением перманганата калия необходимо использовать защитные очки.
3) Все препараты бытовой химии рекомендуется хранить в холодильнике.
4) Выпаривание является методом разделения однородных смесей.
Запишите в поле ответа номер(а) верного(-ых) суждения(-й)._______________________
6. Когда человека мучает изжога, он пользуется раствором питьевой соды. Вычислить массу соды, требуемой для нейтрализации 1,02г соляной кислоты, вызвавшей повышенную кислотность желудка.