Все ли готовы к уроку? У всех ли есть тетради, учебники?
1. Предлагаю Вам погрузиться в эпоху XV-XVII веков. И вспомнить содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», ответив на короткие вопросы? (Блиц опрос).
2. Наша работа над повестью подходит к концу. Сегодня один из заключительных уроков. Перед тем, как мы назовем тему урока, я пред-лагаю Вам послушать стихотворение К.Симонова. (Читает ученик + фильм).
3. СЛАЙД 1. Итак, сегодня мы с вами вспомним … Тараса, главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое произведение. Взгляните, пожалуйста, на экран – перед вами слова из повести: «Да разве найдутся такие огни и такая сила на свете, которая бы пересилила русскую силу!». О ком эти слова? (о Тарасе Бульбе). Эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Конечно, неслу-чайно Н.В. Гоголь назвал свое произведение именно этим именем, сегодня нам предстоит подумать, почему именно этому казакУ отведена в произведении главная роль. Откройте тетради, запишите, дату и тему урока «Тарас Буль-ба - …». А кто он, Тарас Бульба? - … определение этому литературному герою мы запишем в конце урока, когда проведем исследование.
4. Давайте все вместе подумаем, а какие задачи мы должны решить сегодня, чтобы определить, каким героем является Тарас Бульба.
Выявить основные эпизоды, где проявляет себя герой.
Найти черты, присущие казачеству, в образе Тараса Бульбы.
5. СЛАЙД 2-9. Перед тем как начать работу, давайте вспомним, ту среду, в которой жил наш герой, обычаи и традиции запорожских казакОв.
6. Какие элементы текста помогают нам создать образ героя?
Портрет, речевая хар-ка, авторская хар-ка и, конечно, поступки героя.
Мы выделили самые важные эпизоды, для характер-ки главного героя. Назовите.
Вы дома провели исследование эпизодов, из уже названных нами, и нужно будет на основе текста выявить, какие черты характера проявляет Тарас Бульба?
Приезд сыновей.(С.__).Отец, горячо любящий своих сыновей, гордящийся ими.
2. Запорожская Сечь. (С.__). Отражает национальные особенности русской души.
3. Выборы нового кошевого и приготовление к походу. (С.___). Этот эпизод хар-зует Тараса как человека хитрого и упрямого. Кошевой не хотел войны, так как обещал султану мир. А Бульба умеет вести свою игру, знает слабину братьев казакОв, он рвется в бой и добивается переизбрание кошевого, которым стал его старый товарищ. Казаки решили идти на Польшу, отомстить за зло и посрамление казачьей веры и славы, набрать добычи и прославиться.
4.Тарас во главе казацкого войска под городом Дубно. (С.___). Именно под Дубно особенно ярко проявились такие качества Тараса, как мужество, решительность, верность товарищам (накануне боя он произносит перед боем свою знаменитую речь о товариществе (читать), произносит не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриоти-ческих чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела).
5.Смерть Андрия. (С.___). Эта решительность и беспощадность к предателям проявились здесь же, когда по просьбе Тараса Андрия заманивают в ловушку и он оказывается перед отцом. Непримиримость Тараса, его ненависть к предателям выражены в его фразе, обращённой к Андрию: Какой? - "Я тебя породил, я тебя и убью" и в последующем сыноубийстве.
А чтобы вы смогли сказать Андрию, чтобы остановить его? А Тарасу?
6. На месте казни Остапа. (С.___). Несмотря на глубокую печаль в Тарасе ощуща-ются прежняя сила и мужество, прежнее умение рассчитывать свои силы и возможности. Именно поэтому он решает во что бы то ни стало узнать о судьбе Остапа и оказывается во вражеском стане как раз тогда, когда исполняется страшная казнь запорожцев и Остапа, именно поэтому он не может не откликну-ться на муки сына, не может хотя бы морально не поддержать его и других приго-ворённых к смерти казаков в трудные для них последние минуты жизни. КАК?
7. Месть Тараса. (Стр.____). Мужество и отвага, приправленные чувством мести за погубленного Остапа, за погибших в бою и казнённых товарищей, ведут его в новые битвы с врагами.
8. Героическая смерть Тараса. (С.____).Почему попал в плен? Даже в последние минуты своей жизни схваченный врагами и привязанный к дереву, под которым разложили враги костёр, старый Тарас, ноги которого уже лизало пламя, не думает о себе, о своих муках – он хочет указать своим товарищам путь к спасению, путь, который виден ему с высоты, но не виден казакам, и, погибая, успевает спасти своих друзей и соратников. Такое мужество, такая верность родной стране, боевым товарищам вызывают искреннее уважение.
Называем основные черты характера Тараса Бульбы:
7. СЛАЙД 11. Так кто же он, Тарас Бульба, если для него характерны:
Непреклонность и сила воли, переходящая порой в упрямство. Прямота суровость и широта натуры. Любовь к широкой и вольной жизни, любовь к родной степи.
Чувство дружбы и товарищества, боевой опыт. Глубокая вера в силу войска.
Беззаветная храбрость и героизм. Любовь к родине и ненависть к врагу.
8. СЛАЙД 12. Дописываем тему урока на основании сделанных выводов.
СЛАЙД 13. И записываем вывод по уроку в тетрадь.
9. СЛАЙД 14. Картина Репина
10. Рефлексия. А зачем же нам, живущим в 21 веке, знать о тех древних событиях, о жизни запорожских казаков?
11. Вывод по уроку. Жизнь Тараса Бульбы - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
12. Марш запорожских казаков.
ИТОГИ урока.
Д/З.