СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочих программ и тематическое планирование . Окружающий мир 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 4 класс»

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс


№№

Тема учебного занятия

Практ.работа

Экскурсии

Виды деятельности учащихся

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома

ПР№1 Моделирование строения солнечной системы

ПР №1


Знакомиться с учебником и учебными пособиями;

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы;

Извлекать из текста учебника цифровые данные о солнце;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Различать планеты и их спутники;

Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

Работать в паре с терминологическим словариком;

Определять направление на север по Полярной звезде;

Сравнивать глобус и карту полушарий;

Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

Извлекать информацию из дополнительной литературы, Интернета , готовить сообщения;

Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;

Обсуждать роль бытовых предметов для понимания прошлого;

Определять на ленте времени век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях ;

Рассказывать о мире с точки зрения эколога;

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия и читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия

2

Планеты Солнечной системы

ПР №2 Моделирование движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

ПР №2


3

Звездное небо- Великая книга Природы

ПР №3 Моделирование созвездий

ПР №3


4

Мир глазами географа

ПР №4 Работа с картами

ПР №4


5

Мир глазами историка

Экскурсия №1 в краеведческий музей (исторический отдел)


№1

6

Когда и где?



7

Мир глазами эколога



8-9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Виртуальная экскурсия №2 «Всемирное природное и культурное наследие»


№2

Раздел « Природа России» (10 ч)

10

Равнины и горы России

Пр № 5 Работа с картой

Пр №5


Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её;

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты , рассказывать о них по карте;

Извлекать информацию из дополнительной литературы, Интернета , готовить сообщения;

Различать холмистые и плоские равнины;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

Различать моря Северного Ледовитого , Тихого , Атлантического океанов;

Готовить сочинения на тему урока;

Работать в паре: определять по карте природные зоны России;

Находить на карте природных зон области высотной поясности;

Находить и показывать арктических пустынь ;

Выявлять взаимосвязь природных особенностей арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами;

Характеризовать зону арктических пустынь по плану;

Извлекать информацию из дополнительной литературы, Интернета , готовить сообщения;

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни;

Описывать тундру по фотографии;

Работать в паре: знакомиться по рисунку с животными тундры, моделировать цепи питания;

Характеризовать зону тундры по плану;

Находить и показывать на карте зону тайги , зону смешанных и широколиственных лесов , рассказывать о них по карте;

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон , сравнивать природу тундры и лесных; Моделировать цепи питания; Работать в паре: с помощью схемы

и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

Характеризовать лесные зоны по плану;

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры ;

Находить и показывать на карте зону степи ,рассказывать о ней по карте;

Характеризовать зону степей по плану; Обсуждать экологические проблемы степей и пути их решения;

Сравнивать общий вид степи и пустыни; Находить и показывать на карте зону субтропиков;

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; Работать с терминологическим словариком;

Характеризовать зону субтропиков по плану

11

Моря, озёра и реки России Пр №6 Работа с физической картой

Пр № 6


12

Природные зоны России

Пр № 7 Работа с картой природных зон

Пр № 7


13

Зона арктических пустынь Пр №8 Работа с картой природных зон

Пр № 8


14

Тундра

Пр №9 Работа с картой природных зон

Изготовление макета участка тундры

Пр №9


15

Леса России

Пр№10 Работа с картой природных зон



16

Лес и человек

Виртуальная экскурсия в национальный парк «Лосиный остров»


№3

17

Зона степей

Пр№11 Работа с картой природных зон

Виртуальная экскурсия в степные заповедники

Пр №11

№4

18

Пустыни

Пр №12 Работа с картой природных зон. Изготовление макета участка пустыни

Пр№12


19

У Чёрного моря

Пр № 13 Работа с картой природных зон

Пр №13


Раздел «Родной край-часть большой страны» (15 ч)

20

Наш край

Пр № 14 Работа с политико-административной картой

Пр №14


Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её;

Характеризовать родной край по плану;

Обсуждать меры по охране поверхности своего края;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Работать в группе: описывать одну из рек по плану;

Моделировать значение водных богатств в жизни людей;

Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе;

Находить на физической карте условные обозначения полезных ископаемых;

Сравнивать изученные полезные ископаемые;

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

Работать в паре: доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле;

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

Моделировать цепи питания;

Характеризовать лесное сообщество региона по плану;

Работать со взрослыми :наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии, рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях;

Моделирование цепи питания на лугу;

Характеризовать луговое сообщество;

Сравнивать природные особенности леса и луга;

Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма моделировать цепи питания;

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

Наблюдать объекты и явления природы;

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

Фиксировать результаты наблюдений; Сравнивать результаты наблюдений;

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

Работать в группе: готовить сообщения , представлять их классу;

Различать сорта культурных растений;

Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду ;

Работать в группе: готовить сообщения, представлять их классу;

Различать породы домашних животных ;

Выполнять тесты с выбором ответа;

Оценивать правильность-неправильность предложенных ответов;

Адекватно оценивать свои знания;

Извлекать информацию из дополнительной литературы, Интернета , готовить сообщения;

Интервьюировать старших членов семьи , других взрослых

21

Поверхность нашего края Пр №15 Изготовление макета участка поверхности родного края

Пр №15


22

Водные богатства своего края



23

Наши подземные богатства Пр №16 Определение полезного ископаемого, изучение его свойств

Пр №16


24

Земля -кормилица

Пр №17 Изготовление макета разреза почвы

Пр №17


25

Жизнь леса

Экскурсия №5 в краеведческий музей (природоведческий отдел)


№5

26

Жизнь луга

Пр №18 Составление памятки «Как вести себя на лугу»



27

Жизнь в пресных водах



28-30

Экскурсии в природные сообщества (3 ч)


№ 6, 7, 8

31

Растениеводство в нашем крае

Пр №19 Определение полевых культур в гербарии

Пр №19


32

Животноводство в нашем краю



33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие



34

Презентация проектов (по выбору)



Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч )

35

Начало истории человечества



Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её; Обсуждать роль огня и приручения животных ; Понимать роль археологии в изучении первобытного общества ; Работать с терминологическим словариком ; Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего Мира ; Находить на карте месторасположение древних государств; Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества; Работать с терминологическим словариком ; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её ; Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; Понимать важность книгопечатания ;Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её ; Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий ; Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время ; Выполнять задания из электронного приложения к учебнику ; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке ; Определять по «ленте времени» начало Новейшего времени ; Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях 20-21 веков; Выполнять задания из электронного приложения к учебнику ;Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

Мир древности: далёкий и близкий

Пр №20 Работа с картой Древнего мира

Пр№20


37

Средние века: время рыцарей и замков

Пр №21 с картой Древнего мира



38

Новое время: встреча Европы и Америки



39

Новейшее время: история продолжается сегодня



Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

40

Жизнь древних славян

Пр №22 Моделирование древнеславянское жилище

Пр №22


Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её. Анализировать карту расселения древних славян . Характеризовать верования древних славян .Составлять план рассказа на материале учебника. Характеризовать систему государственной власти в 9-11 веках в Древней Руси.

Отмечать на « ленте времени» дату Крещения Руси. Работать с терминологическим словариком.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Выявлять роль летописей для изучения истории России . Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь . Рассказывать о монгольском нашествии по плану. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими немецкими захватчиками .Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы . Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск .Составлять план рассказа о Куликовской битве . Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Рассказывать о поединках богатырей. Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига . Обсуждать как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников . Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции . Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы . Рассказывать о реформах Петра на основе материала учебника . Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга . Извлекать информацию из дополнительной литературы, Интернета , готовить сообщения о Петре Великом .Составлять план рассказа о Ломоносове.

Обсуждать .какие заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры .Извлекать из интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова Сравнивать положение разных слоёв российского общества Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачева Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В.Суворове . Извлекать из интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке. На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года ,обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной . Извлекать из интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе . Работать с историческими картами , находить на карте Транссибирскую магистраль . Сопоставлять исторические источники . Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах . Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций . Составлять план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану . Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с ученым, каким он видит наступивший век . Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны Сравнивать гербы и тексты России и СССР . В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают .Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану, выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город в Победу ,встречаться с ветеранами войны, прослушивать военные песни, готовить праздник ко Дню Победы .Обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Интервьюировать старших членов семьи о том. как они запомнили день 12 апреля 1961 года Прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина . Извлекать из интернета сведения об освоении космоса. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

Во времена Древней Руси Пр№23 Работа с картой Древней Руси

Пр №23


42

Страна городов



43

Из книжной сокровищности Древней Руси



44

Трудные времена на Русской земле

Пр №24 с картой Древней Руси

Пр.№ 24


45

Русь расправляет крылья Пр№25 с картой Древней Руси

Пр. № 25


46

Куликовская битва



47

Иван Третий



48

Мастера печатных дел



49

Патриоты России



50

Пётр Великий



51

Михаил Васильевич Ломоносов



52

Екатерина Великая



53

Отечественная война 1812 года



54

Страницы истории 19 века

Пр №26 Работа с историческими картами

Пр№26


55

Россия вступает в 20 век



56

Страницы истории 1920-1930-х годов

Пр №27 Работа по карте СССР

Экскурсия №9 по городу (внеурочная)

Пр№27

№9

57-58

Великая война и великая Победа (2 ч)



59

Страна, открывшая путь в космос



Раздел «Современная Россия» (9 ч)

60

Основной Закон России и права человека

Пр№28 Работа с политико-административной картой

Пр№28


Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её.

находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, области, города;

анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка обсуждать как права одного человека соотносятся с правами других людей ; готовить проекты «Декларации прав»( учащихся класса, семьи и т.д.) Работать с электронным пособием. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь . Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации , моделировать деятельность депутата , знакомиться с гербом России, Государственным флагом России . Выучить текст гимна России . Обсуждать , зачем государству нужны символы . Моделировать символы своего класса, семьи ; различать праздники государственные, профессиональные. церковные. народные, семейные ; Рассказывать о своих любимых праздниках;

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников ; знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами. народами России Анализировать и сравнивать гербы городов России. Выяснять их символику , готовить сообщения о регионах, городах, народах России. Выполнять тесты с выбором ответа . Оценивать правильность-неправильность предложенных ответов .Адекватно оценивать свои знания .Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета .Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых , готовить иллюстрации для презентации проектов, готовить тексты сообщений выступлений , выступать с сообщениями в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

61

Мы - граждане России



62

Славные символы России



63

Такие разные праздники



64-66

Путешествие по России (3 ч)

Виртуальная экскурсия в российские города


№10

67

Проверим себя и оценим свои достижение за год



68

Презентация проектов ( по выбору)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!