СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения об авторской программе

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» соответствует авторской программе: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, О.А. Коблова, Т.А. Мухина Изобразительное искусство. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение, 2015.

Сведения об используемом учебнике

Данная  Рабочая программа ориентирована на учебник: Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник». 4 класс (под редакцией Б.М. Неменского) М.: Просвещение, 2012 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ.Б.УТИЖЕВА с.п.ЗАРАГИЖ

Черекского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:

На заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МОУ СОШ №2.с.п..Зарагиж _ ____________/Пшибиева Р.Т./ _______________/АфауноваА.Р./

«___» ____________2016г «___» ____________2016г

Руководитель МО от «___» ____________2016г





Рабочая программа

по изобразительному искусству в 4 классе



Разработчик: Бегиева Анета Валерьевна, учитель ИЗО, 1 категория



















2016-2017 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения об авторской программе

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» соответствует авторской программе: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, О.А. Коблова, Т.А. Мухина Изобразительное искусство. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение, 2015.

Сведения об используемом учебнике

Данная Рабочая программа ориентирована на учебник:
Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник». 4 класс (под редакцией Б.М. Неменского) М.: Просвещение, 2012 г.



Общая характеристика предмета.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный, конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусств, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства, понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.



Результаты изучения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета)

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
* чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
*уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
* понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
*сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
* сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
* развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
*овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
*умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
*умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
*освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
*формирование умения понимать причину успеха \ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
* овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
*использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
*умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
*умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
* осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

*знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
* знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
* понимание образной природы искусства;
* эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
художественную культуру;
*изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
* умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
* способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
* умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Содержание учебного предмета.

Каждый народ — художник. (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли.)

4 класс (34 ч)

Истоки родного искусства (8 ч)

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево, как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли (7 ч)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города – крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.) Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Родной угол.
Древние соборы.
Города русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник (11 ч)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам, способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыни.
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).


Искусство объединяет народы (8 ч)

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).




Календарно-тематическое планирование ИЗО

уро
ка

Дата

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Характеристика видов деятельности учащихся

Формы контроля

Оснащение урока

По

пла
ну

Фактически


Предметные

ууд

Метапредметные

ууд (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Личностные

ууд




Истоки родного края (8ч)


1



Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художествен
ные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художествен
ной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУД: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

формирование положительного отношения к учению







Характеризовать
красоту природы
родного края.

Характеризовать
особенности
красоты природы
разных
климатических зон.

Изображать
характерные
особенности
пейзажа родной
природы.

Использовать
выразительные
средства живописи
для создания
образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.



Индивидуальная самостоя
тельная работа




Презента
ция природы, мелки, гуашь, бумага

2



Красота разных времён года.


Уметь использовать различные художествен
ные материалы.

Регулятивные УУД: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека





Индивидуальная самостоя
тельная работа


Презента
ция

3



Деревня – деревянный мир.

Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Знать о правилах школьной жизни, осознанно при­менять их на уроках изобразительного искусства, обосновы­вать их существование и пользу для ученика

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Презента
ция «Деревян
ное зодчество», бумага, клей, ножницы, пластилин

4



Образ традиционного русского дома– избы.

Уметь анализировать,создавать панно, живописные работы.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУДумение поиска и выделения нужной информации; Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;


Творче
ская коллективная работа (с объединением индивидуально сделан
ных деталей.)

Гуашь, бумага, клей, ножницы

5



Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников.

Знать основные элементы изображения человека в движении.

Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Регулятивные УУД: корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

формирование положительного отношения к учению;

Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Индивидуальная самостоя
тельная работа.

Презента
ция «Русский народный костюм», Гуашь, бумага, клей, ножницы

6



Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД:

сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства Коммуникативные УУД: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Знать о правилах школьной жизни, осознанно при­менять их на уроках изобразительного искусства, обосновы­вать их существование и пользу для ученика

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Презента
ция

7




Народные праздники. Образ народного праздника в изобразительном искусстве.

Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты.

Регулятивные УУД: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД: принимать и сохранять цель деятельности коллек­тива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности.

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии,

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции

Коллективная творче
ская работа. (возмож
но создание индивидуальных компози
ционных работ)

Гуашь, бумага, клей, ножницы, презента
ция «Народные гуляния»

8.



Праздник – народный образ радости и счастливой жизни.

Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУД: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;


Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции



Выставка творче
ских работ.

Презента
ция


Древние города нашей земли (7 ч)

9



Родной угол. Образ древнего русского города.

Знать закономерно
сти линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, как выразительные средства аппликации.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.

владение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Бумага, пластилин гуашь, клей, ножницы, иллюстра
ции крепостей

10



Древние соборы.

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерно
сти фронталь
ной и угловой перспективы.

Регулятивные УУД: определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные УУД осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

формирование положительного отношения к учению;

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Бумага, клей, ножницы, презента
ция «Древние соборы Руси».

11



Города Русской земли.

Уметь применять основные средства художествен
ной выразитель
ности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художествен
ные материалы.

Регулятивные УУД: определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Познавательные УУД: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

Коллек
тивная работа

Тушь, перо, бумага, презента
ция по картинам Васнецова

12



Древнерусские воины – защитники.

Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

Уметь изображать человека.

Регулятивные УУД: составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач.

Познавательные УУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий. Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.

владение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Гуашь, бумага, презента
ции картин И. Билибина, В. Васнецова.

13



Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерно
сти линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, как выразительные средства в аппликации.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

Индивидуальная самостоя
тельная работа

гуашь, кисти, бумага или мелки, презента
ция «Древних городов Руси»

14



Узорочье теремов.

Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежно
сть к тому или иному жанру искусства.

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативные УУД: принимать активное участие в работе в паре и в груп­пе с одноклассниками: определять общие цели работы, на­мечать способы их достижения, распределять роли в со­вместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Презента
ция «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага.

15



Пир в теремных палатах. (обобщение темы)

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;


Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания обшей композиции.

Выставка работ

Презента
ция «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы


Каждый народ художник (11 ч)

16



Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Знать основные признаки японской культуры.

Уметь передавать характерные черты японского рисунка.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Индивидуальная работа

Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть, презента
ция.

17



Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Коллек
тивная работа

большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

18



Народы гор и степей.

Уметь анализировать,создавать панно, живописные работы.

Регулятивные УУД: определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Презента
ция, большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

19



Орнамент и его значение.

.

Уметь анализировать,создавать панно, живописные работы.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУД: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.

формирование положительного отношения к учению;

Индивидуальная самостоя
тельная работа

Презента
ция

20



Города в пустыне.

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей.

Регулятивные УУД: определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Знать о правилах школьной жизни, осознанно при­менять их на уроках изобразительного искусства, обосновы­вать их существование и пользу для ученика

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего средне - азиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

Работа в парах

Презента
ция

21



Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Знать основные признаки древнегре
ческой культуры.

Уметь передавать конструктивно строение.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труд.
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников

Индивидуальная работа

Презента
ция скульптур Древней Греции, гуашь, бумага

22



Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

.

Регулятивные УУД: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: принимать и сохранять цель деятельности коллек­тива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности.

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Индивидуальная работа

Презента
ция храмов Древней Греции, бумага, ножницы, клей, гуашь, пластилин

23



Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Регулятивные УУД: определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

формирование положительного отношения к учению;

Коллек
тивная работа

Ножницы, клей, бумага, гуашь, пластилин.

24



Европейские города Средневековья.

Уметь применять основные средства художествен
ной выразитель
ности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Регулятивные УУД : умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.

осмыслять собственные интересы и соотно­сить их с интересами других детей; формировать интерес к новому предмету;

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Коллек
тивная поэтапная работа

Презента
ция

25



Средневековые готические костюмы.

Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Коллек
тивная поэтапная работа

Презента
ция

26



Многообразие художественных культур в мире. Выставка работ.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.

Регулятивные УУД : умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД:

умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения договариваться, находить общее решение.

Знать о правилах школьной жизни, осознанно при­менять их на уроках изобразительного искусства, обосновы­вать их существование и пользу для ученика

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Выставка работ.

Беседа «Каждый народ – художник»

Работы
учащихся


Искусство объединяет народы (8 ч)

27



Материнство.

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни

Фронтальная беседа

Презента
ция


28



Мудрость старости.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Регулятивные УУД:организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и одноклассниками.


овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)

Самостоятельная работа

Презента
ция.

Материалы для работы

29



Сопереживание.

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Регулятивные УУД: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД : формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

формирование положительного отношения к учению;

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия.

Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Самостоятельная работа

Презента
ция. Материалы для работы

30



Герои – защитники.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

Самостоятельная работа


Презента
ция. Материалы для работы

31



Героическая тема в искусстве разных народов.

.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Регулятивные УУД: корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Самостоятельная работа

Презента
ция. Материалы для работы

32



Юность и надежды.

Уметь применять основные средства художествен
ной выразительно
сти в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

.Познавательные УУД:
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства. Коммуникативные УУД: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.


осмыслять собственные интересы и соотно­сить их с интересами других детей; формировать интерес к новому предмету;

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.


Самостоятельная работа




Презента
ция.

Материалы для работы

33



Роль искусства в жизни человека.

Регулятивные УУД: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

Познавательные УУД: умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД:
принимать и сохранять цель деятельности коллек­тива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности.

формирование положительного отношения к учению;

Самостоятельная работа

Презента
ция.

Материалы для работы

34



Искусство народов мира. (обобщение темы)
Выставка творческих работ.

Уметь применять основные средства художествен
ной выразитель
ности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Регулятивные УУД: организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД: умение поиска и выделения нужной информации
Коммуникативные УУД : умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

Итоговая выставка работ.

Взаимо
оценка.

Работы учащихся



Учебно- методическое обеспечение.



1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /[ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, О.А. Коблова, Т.А. Мухина]; под редакцией Б.М. Неменского. – 5-е издание- М.: «Просвещение», 2015

2. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 класса начальной школы/под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

3. Изобразительное искусство: методическое пособие. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под редакцией Б.М. Неменского. – М, : Просвещение, 2010.

Медиаресурсы
Презентации на CD и DVD дисках.