Пояснительная записка
Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Программы средних и основный общих образовательных учреждений. Трудовое обучение. 10-11 класс. Технология 5-11 класс/ под редакцией Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л.: Просвещение , 2010
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Технология. 10-11класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ под. ред В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2013.
Общая характеристика предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.
Основное предназначение учебного предмета«Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающихи безотходныхтехнологийв сферахпроизводства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда — включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура — знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна — знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура — знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура — знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений — знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома — знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура — знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура — знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.
В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:
— находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
— выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;
— создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
— выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;
— оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;
— ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.
Цель учебного предмета
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи учебного предмета
Основными задачами образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне являются:
а) продолжение формирования культуры труда школьника;
б) развитие системы технологических знаний и трудовых умений;
в) воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
г) уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Место предмета «ТЕХНОЛОГИЯ» в учебном плане
Базисный учебный план на этапе среднего образования включает: в 10-11 классе по 34 ч в год, из расчета 1 ч в неделю.
УМК.
Технология. Базовый уровень. 10-11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ под. ред В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2013.
Требования к результатам обучения и освоение содержания учебного предмета
«ТЕХНОЛОГИЯ»
выпускников средней полной школы
(базовый уровень)
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.
Формы и средства контроля
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Контроль уровня подготовки учащихся
Текущий контроль. Проводится систематически с целью установления правильности понимания обучающимися учебного материала и уровня овладения им. Проводится виде контрольных вопросов перед каждой темой при повторении пройденного материала, выполнения «тестов».
Итоговый контроль. Данный вид контроля проводится при выполнении и защите творческого проекта.
Содержание программы
10 класс
Осенние работы на пришкольном участке (6 часов)
Технологии в современном мире (9 часов)
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.
Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.
Возрастание роли информационных технологий.
Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.
Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.
Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.
Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.
Электронная коммерция в системе Интернет.
Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.
Технологии проектирования изделий (7 часов)
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Методы решения творческих задач (7 часов)
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.
Весенние работы на пришкольном участке (5 часов)
11 класс
Осенние работы на пришкольном участке (6 часов)
Профессиональное самоопределение и карьера (16 часов)
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Методы решения творческих задач (5 часов)
Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Весенние работы на пришкольном участке (7 часов)
Учебный план.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
10 кл | 11 кл |
1 | Осенние работы на пришкольном участке | 6 | 6 |
2 | Технологии в современном мире | 9 | - |
3 | Методы решения творческих задач | 7 | 5 |
4 | Технология проектирования изделий | 7 | - |
5 | Профессиональное самоопределение и карьера | - | 16 |
6 | Весенние работы на пришкольном участке | 5 | 7 |
| Итого: | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
10 КЛАСС
№ урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Тема урока | Домашнее задание |
Осенние работы на пришкольном участке (6 часов) |
1-6 | | | Осенние работы на пришкольном участке | |
Технологии в современном мире (9 часов) |
7 | | | Технология как часть общечеловеческой культуры Технологическая культура: её сущность и содержание | Стр. 6-8 |
8 | | | Технологии индустриального производства. Решение интуативных задач. | Стр.8-16 |
9 | | | Технологии агропромышленного производства | Стр.16-33 |
10 | | | Технологии сервиса и социальной сферы | Стр. 33-57 |
11 | | | Современные перспективные технологии. | Стр.57-66 |
12 | | | Инновационная деятельность предприятия | Стр.66-70 |
13 | | | Производство и окружающая среда. Человек и окружающая среда | Стр.70-73 |
14 | | | Источники загрязнения окружающей среды. | Стр.73-76 |
15 | | | Природоохранные технологии | Стр.76-81 |
Технология проектирования изделий (7 часов) |
16 | | | Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Стадии проектирования. | Стр.123-125 |
17 | | | Проектная документация. Решение практических задач. | Стр.125-127 |
18 | | | Экспериментальные исследования в проектировании. Решение творческих задач | Стр.127-129 |
19 | | | Цель проектирования и источники информации | Стр.130-133 |
20 | | | Определение потребительских качеств объекта труда. Решение практических задач | Стр.134-136 |
21 | | | Требования, предъявляемые к объекту труда | Стр.136-139 |
22 | | | Нормативная документация. Виды документации, используемой при проектировании | Стр.139-145 |
Методы решения творческих задач (7 часов) |
23 | | | Понятие творчества и виды творческой деятельности. | Стр.87-90 |
24 | | | Творческая активность личности | Стр.90-93 |
25 | | | Эвристические приёмы | Стр.93-97 |
26 | | | Мозговой штурм | Стр.97-103 |
27 | | | Морфологический анализ | Стр.103-105 |
28 | | | Интуитивные методы поиска решений | Стр.105-107 |
29 | | | Алгоритмические методы поиска решений | Стр.107-109 |
Весенние работы на пришкольном участке (5 часов) |
30-34 | | | Весенние работы на пришкольном участке | |
Календарно-тематическое планирование
11 КЛАСС
№ урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Тема урока | Домашнее задание |
Осенние работы на пришкольном участке (6 часов) |
1-6 | | | Осенние работы на пришкольном участке | |
|
Профессиональное самоопределение и карьера (16 часов) |
7 | | | Сферы профессиональной деятельности. | Стр.146-150 |
8 | | | Формы собственности. Анализ форм разделения труда в организации | Стр.150-154 |
9 | | | Формы разделения труда. Основные виды рабочих профессий. Составление схемы структуры предприятия | Стр.154-158 |
10 | | | Нормирование труда. Методика установления и пересмотра норм | Стр.158-162 |
11 | | | Оплата труда. Повременная оплата, сдельная, аккордно-премиальная. Сопоставление достоинств и недостатков | Стр.162-164 |
12 | | | Защита интеллектуальной собственности. Понятие об искусственной системе. Технические открытия | Стр.164-166 |
13 | | | Человек, среда, машины. Инженерная психология | Стр.166-170 |
14 | | | Решение научно-технических проблем в современном мире. Интеллектуальная собственность | Стр.170-174 |
15 | | | Патент. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания | Стр.174-177 |
16 | | | Товарные знаки. Правила регистрации | Стр.177-180 |
17 | | | Презентация результатов проектной деятельности | Стр.181-185 |
18 | | | Профессиональное самоопределение и карьера. Рынок труда | Стр.185-189 |
19 | | | Виды и формы получения профессионального образования | Стр.189-193 |
20 | | | Планирование профессиональной карьеры | Стр.193-195 |
21 | | | Формы самопрезентации. Содержание резюме. | Стр.195-199 |
22 | | | Принятие решений о профессиональном выборе. Виды вузов. | Стр.200-214 |
Методы решения творческих задач (5 часов) |
23 | | | Творческая проектная деятельность. Выбор проекта | Стр.109-113 |
24 | | | Технология изготовления. Экономические расчёты | Стр.113-116 |
25 | | | Работа над проектом. Описание работы | Стр.116-117 |
26 | | | Работа над проектом. Технологическая карта | Стр.117-119 |
27 | | | Законы художественного конструирования. Подбор материала, инструментов. Выполнение изделия | Стр.119-123 |
Весенние работы на пришкольном участке (7 часов) |
28-34 | | | Весенние работы на пришкольном участке | |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
1. Программы средних и основный общих образовательных учреждений. Трудовое обучение. 10-11 класс. Технология 5-11 класс/ под редакцией Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л.: Просвещение , 2010
2. Технология. 10-11класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ под. ред В.Д.Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2013
3. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.
4. Технология .Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.
5. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева