СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабояая программа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе с учетом авторской  программы     «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина,   учебника Перышкин А.В Физика 8.- М.: Дрофа.  

            Этот курс является базовым, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений  всеми  учащимися, независимо от их будущей профессии.   

Просмотр содержимого документа
«Рабояая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»






Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от______



УТВЕРЖДЕНО:

Приказом МБОУ «СОШ №23»

№____от________






Рабочая программа

по физике

8 класс









Учителя физики

Кузовковой

Светланы Михайловны













2018


Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе ООП ООО МБОУ «СОШ № 23» и с учетом авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, учебника Перышкин А.В Физика 8.- М.: Дрофа.

Этот курс является базовым, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений всеми учащимися, независимо от их будущей профессии. Лабораторные работа по теме «Сборка электромагнита и испытание его действий» заменены на экспериментальные задачи из-за отсутствия соответствующего оборудования в нужном количестве.

Данный курс физики должен обеспечить общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:

  • Создание познавательной мотивации у учащихся 8 класса для изучения предмета;

  • Формирование предметных знаний, умений и навыков (расчетных и экспериментальных), на которые недостаточно времени при изучении курса физики основной школы;

  • Интегрирование знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Физика»;

  • Развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей школьников.

Задачи:

  • Прививать учащимся навыки работы в физической лаборатории, соблюдать правила безопасного обращения с источниками тока при работе в физ. Лаборатории и повседневной жизни;

  • Научить решать задачи по алгоритму;

  • Научить работать со справочным материалом;

  • Научить пользоваться табличным материалом;

  • Дать школьникам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

  • Сформировать у учащихся представление о физической картине мира.

  • Применять полученные знания и умения для решения практических задач, общего развития и перспективы

Программа рассчитана на 66 часов.

Используемые

технологии: проблемное обучение, дифференцированное, групповые технологии;

методы: словесной наглядной передачи информации, методы стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля;

типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Контрольные и лабораторные работ:


Тема

К.р

Л.р


Диагностическая контрольная работа

+



Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества

+



Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры


+


Измерение удельной теплоемкости твердого тела


+


Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках


+


Измерение напряжения на ее различных участках


+


Регулировка силы тока реостатом


+


Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра


+


Измерение работы и мощности электрического тока


+


Электрический ток

+



Сборка электромагнита и испытание его действий


+


Изучение электрического двигателя постоянного тока


+


Измерение фокусного расстояния линзы и получение с ее помощью изображений


+


Итоговая контрольная работа

+



Основное содержание

Содержание курса физики 8 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса физики предоставлено следующими укрупненными модулями.

Тепловые явления (23 часа )

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Виды теплопередачи. Сравнение видов теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты при нагревания (охлаждении). Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». Лабораторная работа№2 «Измерение удельной теплоемкости вещества». Энергия топлива. Закон сохранения энергии. Решение задач «Энергия топлива». К/Р «Теплопередача. Количество теплоты».


Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические явления (26 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Проводники и непроводники. Делимость электрического заряда. Электрон Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.

Электрический ток. Источники тока. Электрический ток в металлах. Действия эл. тока. Электрическая цепь. Направление тока. Сила тока. Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» Напряжение. Вольтметр. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на ее различных участках» Электрическое сопротивление проводников. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №5«Регулировка силы тока реостатом». Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в электрической лампе». Нагревание проводников током. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ

Электромагнитные явления. (4ч.)

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Магнитные линии. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий». Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока.

Световые явления (9 ч.)

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Построение изображения в линзе. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.

Повторение изученного материала (4ч.)

Решение задач. Итоговая контрольная работа. Экскурсия.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.

  • Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.



Уметь:


  • Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)

  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни







Календарно-тематическое планирование учебного материала

по физике в 8 классе


урока

пп/ в теме

§ Тема урока

Дата

по плану

Дата фактич.

Примечание





1.1

1.Тепловые явления (23 часа)


Инструкция по технике безопасности в кабинете физики. Тепловые явления




01.09.


Аналитическая деятельность

  • Пояснять физический смысл формулы – работа в термодинамике, количество теплоты при нагревании и охлаждении; плавлении, парообразовании и конденсации

  • знать смысл понятия: «удельная теплоемкость»;

  • понимать и объяснять З С Э в тепловых процессах;

Практическая деятельность

  • применять уравнение теплового баланса в решении задач.

  • применять формулы для расчета количества теплоты при нагревании и охлаждении;

  • решать задачи на уравнение теплового баланса;

  • использовать измерительные приборы для расчета количества теплоты;

  • представлять результаты в виде таблиц и делать выводы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов. Характеризовать понятие теплового движения, виды теплообмена (Н).

  • Применять первый закон термодинамики в простейших ситуациях (П).

  • Характеризовать понятие абсолютного нуля температур (М).

  • Характеризовать внутреннее строение типичных звёзд (М).


  • Характеризовать понятие теплового движения, виды теплообмена (Н).

  • Применять первый закон термодинамики в простейших ситуациях (П).

  • Характеризовать понятие абсолютного нуля температур (М).

Характеризовать внутреннее строение типичных звёзд (М

2.2

Внутренняя энергия и способы её изменения.

05.09


3.3


Виды теплопередачи.

8.09


4.4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

12.09


5.5

Входная контрольная работа

15.09


6.6

Расчет количества теплоты при нагревании(охлаждении) тела.

19.09


7.7

Решение задач на применение формулы расчета кол-ва теплоты.

22.09


8.8

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

26.09


9.9

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

29.09


10.10

Энергия топлива. Закон сохранения энергии.

3.10


11.11

Решение задач «Энергия топлива».

6.10


12.12

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

10.10


13.13

Удельная теплота плавления.

13.10


Аналитическая деятельность

  • Понимать и объяснять смысл понятий:«температура плавления», «температура кристаллизации», «удельная теплота парообразования и конденсации»;

  • знать формулы расчета количества теплоты при плавлении, парообразовании вещества;

  • применять полученные знания при решении расчетных и графических задач для тепловых процессов;

  • анализировать, работать с дополнительным справочным материалом;

  • понимать физический смысл понятия КПД.

  • Характеризовать понятие теплового движения, виды теплообмена (Н).

  • Характеризовать понятие абсолютного нуля температур (М).

  • Объяснять процесс горения топлива как пример химической реакции окисления (Н).

  • Объяснять с научной точки зрения принципиальную схему работы тепловых двигателей и экологических проблемах, обусловленных их применением (П).

  • Характеризовать процессы нагревания и охлаждения веществ (Н).

  • Характеризовать тепловые процессы, связанные с изменением агрегатного состояния вещества (Н).

  • Объяснять влияние процессов, связанных с изменением агрегатного состояния воды, на климат (М).

  • Использовать обобщенные планы построения ответов для описания величин, характеризующих тепловые процессы (П).

Практическая деятельность

  • Уметь анализировать, применять полученные знания при решении задач;

  • работать с дополнительным материалом;

  • решать графические задачи на тепловые процессы;

  • решать задачи на применение уравнения теплового процесса

  • Применять первый закон термодинамики в простейших ситуациях (П).

  • Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

  • Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

Разрешать учебные проблемы, возникающие при анализе процессов плавления и кристаллизации, испарения и парообразования (П).

14.14

Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты плавления.

17.10


15.15

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

20.10



16.16

Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации).

24.10


17.17


Кипение. Удельная теплота парообразования.

27.10


18.18


Влажность воздуха и способы её определения.

7.11


19.19

Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования.

10.11


20.20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

14.11


21.21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

17.11


22.22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

21.11


23.23

Контрольная работа «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

24.11




24.1


.Электрические и магнитные явления

(26ч.)

Электризация тел. Два рода зарядов.



28.11


  • Аналитическая деятельность

  • Понимать физический смысл понятий: «электрический ток», «источник тока», «мощность тока», «работа тока»;

  • Смысл величин: «сила тока», «напряжение», «сопротивление», «внутреннее сопротивление»;

  • Знать законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Ома,

  • Знать и понимать формулы расчета работы , мощности электрического тока, закона Джоуля Ленца.

  • Объяснять взаимодействие электрических зарядов на основе понятия электрического поля (Н).

  • Объяснять электрические свойства проводников и изоляторов на основе особенностей их внутреннего строения (П).

  • Объяснять зависимость свойств конденсатора от его геометрических размеров и свойств диэлектрика (М).

  • Характеризовать понятие электрический ток и электрическая цепь (Н).

  • Использовать обобщённые планы построения ответов для описания величин, характеризующих явление электрического тока (П).

  • Объяснять взаимосвязь физических величин, характеризующих электрическую цепь (П).

Сравнивать электроизмерительные приборы и обнаруживать их сходство и отличия (П).

  • Характеризовать зависимость электрического сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества проводника (Н).

  • Различать на схемах электрических цепей и непосредственно в самих электрических цепях последовательное и параллельное соединения элементов цепи (Н).

  • Сравнивать различные способы соединения элементов электрических цепей (П).

  • Характеризовать понятия работы и мощности тока (Н).

  • Характеризовать понятие электрический ток и процессы, сопровождающие его прохождение в различных средах (металле, вакууме, электролитах, газах, полупроводниках) (Н).

  • Объяснять принцип действия электротехнических приборов и устройств, использующих явление тока в различных средах (П).

Практическая деятельность

  • Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

  • Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

  • Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

  • Использовать знания физики для расчёта простейших электронагревательных приборов (П).

  • Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

25.2

Проводники и непроводники. Электрическое поле.

1.12


26.3


Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения заряда.

5.12


27.4

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

8.12



28.5

Конденсаторы. Решение качественных задач по теме «Электризация тел»

12.12

29.6


Электрический ток. Источники тока.

15.12


30.7

Электрический ток в металлах. Действия эл. тока.

19.12


31.8


Электрическая цепь.

22.12

32.9

Направление тока. Сила тока. Амперметр.

26.12


33.10


Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

29.12


34.11

Напряжение. Вольтметр.

12.01


35.12

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на ее различных участках»

16


36.13

Электрическое сопротивление проводников.

19


37.14

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома.

23


38.15

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулировка силы тока реостатом»

26


39.16

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

30


40.17

Решение задач на применение формулы силы тока, напряжения, эл. сопротивления.

2.02


41.18

Последовательное соединение проводников.

6


42.19

Параллельное соединение проводников.

9


43.20

Решение задач «Виды соединений проводников».

13


44.21

Работа и мощность тока.

16


45.22

Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в электрической лампе»

20


46.23

Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ

27


47.24


Решение задач по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля –Ленца»

2.03


48.25

Контрольная работа по теме «Электрический ток»

6



49.26

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами

9



50.1

Электромагнитные явления. (4ч.)

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

13


51.2


Магнитное поле тока. Магнитные линии.

16


  • Аналитическая деятельность

  • Объяснять взаимодействие электрических токов и движущихся заряженных частиц на основе понятия магнитного поля (Н).

  • Объяснять магнитные свойства ферромагнетиков на основе особенностей их внутреннего строения (П).

  • Характеризовать роль магнитного поля Земли для жизни на планете (М).

  • Понимать смысл величин: «магнитная индукция», «сила Ампера», «сила Лоренца»;

  • Знать и применять формулы силы Ампера, силы Лоренца;

  • Правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца.

  • Характеризовать приборы и устройства, в которых использовано действие магнитного поля на проводник с током (Н).

  • Характеризовать явление электромагнитной индукции (Н).

  • Характеризовать приборы и устройства, в которых использовано явление электромагнитной индукции (М).

Практическая деятельность

  • Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

  • Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Разрешать учебную проблему при анализе закона электромагнитной индукции (П).

52.3

Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий».

20


53.4

Действие магнитного поля на проводник с током Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

3.04


54.1


. Световые явления (9ч.)

Свет. Прямолинейное распространение света. Тень и полутень

6


55.2

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

10


56.3

Преломление света.


13


57.4

Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

17



  • Аналитическая деятельность

  • Знать закон преломления света, условия интерференции, дифракции;

  • Объяснять смысл понятий «фокусное расстояние», «оптическая сила», «оптическая ось», «фокальная плоскость», ход трех стандартных лучей;

  • Понимать законы геометрической оптики и уметь применять их при решении задач;

  • Объяснять смысл понятий: «аккомодация», «близорукость», «дальнозоркость», «угол зрения»;

  • знать и уметь использовать формулу тонкой линзы при решении задач.

  • Сравнивать различные диапазоны электромагнитного излучения и области их практического применения (П).

  • Характеризовать понятие световой луч и закон прямолинейного распространения света (Н).

  • Характеризовать различные диапазоны электромагнитного излучения (Н).

  • Объяснять явления солнечного и лунного затмений на основе закона прямолинейного распространения света (П).

  • Характеризовать понятие световой луч и закон прямолинейного распространения света (Н).

  • Объяснять явления солнечного и лунного затмений на основе закона прямолинейного распространения света (П).

  • Характеризовать закон преломления света (Н).

  • Выделять условия, при которых происходит полное отражение света (М).

  • Характеризовать оптические свойства линз (Н).

  • Практическая деятельность

  • применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни

  • Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчета погрешности измерений (П).

  • Применять на практике способ определения фокусного расстояния собирающей линзы (П).

58.5

Изображения, даваемые линзой.


20


59.6

Решение задач на построение изображения в линзе

24


60.7

Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния линзы и получение с ее помощью изображений»

27


61.8

Формула тонкой линзы. Решение задач на применение формулы тонкой линзы



4


62.9

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.


8


63.1

Повторение (4ч)

Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».

11


64.2


Решение задач по теме «Электрический ток»

15


65.3

Итоговая контрольная работа

18


66.4

Урок –экскурсия «Физика вокруг нас»

22




25




29






68.4

Экскурсия «Физика вокруг нас»













































Список литературы



Литература для учителя:


  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.

  2. Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
    Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.

  3. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.

  4. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.

  5. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.

  6. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.

  8. Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.

  9. Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..





Литература для учащихся:


  1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.  

  2. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003

  3. Марон А. Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие, -М.: Дрофа, 2004.


























Приложения



Критерии оценивания устного ответа.


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.


Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице



Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5



получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;




отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.


4


Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.


3


Грубые ошибки в исходных уравнениях.


2











Критерии оценивания лабораторной работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.



Критерии оценивания контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.













Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.







5