14
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Омутинская средняя общеобразовательная школа №1
Районная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Исследовательская работа:
«Зачем мыть руки?»
Выполнила: БрюхановаСофия
Ученица 4 «А» класса
Руководитель: Беккер Вера
Адамовна
с. Омутинское
2017 г.
Содержание
Введение. ………………………………………………………………..……….. …...3
Основная часть……………………………………………………………..4 - 7
Практическая часть………………………………………………………...7 - 9
Заключение……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………..12 - 14
Введение.
С самого раннего детства я, как и другие дети, постоянно слышу одну и ту же фразу: «Вымой руки!». Её говорят мои родители, говорила воспитательница в детском саду, а позже и учителя в школе. Я – прислушиваюсь к родителям и поэтому мытьё рук стало моей полезной привычкой.
Но, обращая внимание на своих сверстников, на людей в общественных местах, я стала замечать, что дети, а иногда и взрослые, моют руки с неохотой или не моют их совсем.
Тогда я задумалась, так ли важно на самом деле мыть руки. Так родилась тема моего проекта «Зачем мыть руки?»
Приступив к работе над проектом, я выдвинула гипотезу о том, что знание и соблюдение правил гигиены рук необходимы для сохранения
здоровья.
Цель моего проекта: подтвердить или опровергнуть гипотезу.
В ходе работы над проектом я поставила следующие задачи:
изучить литературу по теме проекта
провести исследование о гигиене рук школьников
поделиться информацией с одноклассниками
Методы работы:
наблюдение и эксперимент;
анкетирование одноклассников;
сопоставление результатов исследований;
Предполагаемые результаты:
я узнаю, зачем человек моет руки;
я буду знать, как правильно мыть руки;
Основная часть.
Свое исследование я начала с беседы со своей мамой. Я ей задавала очень много вопросов по теме«Зачем мыть руки» и получила исчерпывающие ответы. Мама рассказала, что на руках у нас обитает огромное количество мелких организмов – бактерий. Многие из них вызывают различные болезни.
Чтобы узнать, что такое бактерии, какие болезни могут вызывать, и какие бактерии обитают на руках человека, я решила обратиться кнаучным источникам.
Бактерии - это самые простые, наиболее мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на земле более 2 млрд. лет. Бактерии настолько отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий. Они обитают в воде, почве, воздухе, внутри и на поверхности тел животных и растений и людей.
Изучением бактерий занимается раздел микробиологии -бактериология. Бактерии наряду были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад.
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».
Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. Подавляющее большинство бактерий одноклеточны. По форме клеток они могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, клостридии), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).
Размеры бактерий в среднем составляют 0,5-5 мкм. Бактерии гораздо мельче клеток многоклеточных растений и животных. Толщина их обычно составляет 0,5–2,0 мкм, а длина – 1,0–8,0 мкм. Разглядеть некоторые формы едва позволяет разрешающая способность стандартных световых микроскопов (примерно 0,3 мкм), но известны и виды длиной более 10 мкм и шириной, также выходящей за указанные рамки, а ряд очень тонких бактерий может превышать в длину 50 мкм. На поверхности, соответствующей поставленной карандашом точке, уместится четверть миллиона средних по величине бактерий.
Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливаются органические вещества. Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с температурой выше 90 С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно коррелирует с запыленностью воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее, они встречаются даже в воздухе на высоте 8 км.
В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий пятисот видов. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.
Во рту человека около 40 000 бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.
В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.
Полезные функции лактобактерий впервые заметил русский ученый Илья Ильич Мечников. Идея использовать кисломолочные продукты для нормализации биохимических процессов в кишечнике и питания организма в целом, принадлежит ему.
Но существуют и другие - болезнетворные, или патогенные, бактерии. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш, брюшной тиф, дизентерия, холера и др.). Болезнетворные бактерии подстерегают человека повсюду. Поэтому надо обязательно соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после прогулки, а также после посещения туалета.
Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка. При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий. На этом основано консервирование продуктов питания. Для уничтожения бактерий и сохранения продуктов применяется метод пастеризации—нагревание до 65°С в течение 10—20 мин и метод стерилизации — кипячение. Высокая температура вызывает гибель всех бактериальных клеток. Помимо этого в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве для дезинфекции, т. е. для уничтожения патогенных бактерий, используются йод, перекись водорода, борная кислота, марганцовокислый калий, спирт, формалин и другие неорганические и органические вещества.
Роль бактерий в биосфере велика. Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ и др.) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого была бы невозможна жизнь на Земле. Бактерии вместе с грибами и лишайниками разрушают горные породы, участвуя тем самым в начальных стадиях почвообразовательных процессов.
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества — антибиотики, витамины, аминокислоты. Наконец, бактерии являются объектом для исследований в области генетики, биохимии, биофизики, космической биологии и др.
Изучив различные источники, я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу моего проекта о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.
Я нашла, что на сегодняшний день известна масса инфекционных заболеваний, которые передаются через грязные руки. Многие из них так и называются «болезнями грязных рук». Это дизентерия, сальмонеллёз, шигелёз, вирусный гепатит, глистные заболевания, и даже вирус гриппа тоже может передаваться через грязные руки.
Обратившиськ ресурсам Интернета. Обратившись к этим источникам, я нашла много интересного и полезного по теме.Оказывается, в древности и в средние века обычай мыть руки после приема пищи, был широко распространен, потому что столовые приборы в обиходе отсутствовали.
В высшем английском обществе до XIX века считалось хорошим тоном подавать после еды одновременно с десертом «вазы для ополаскивания пальцев». Такой обычай был принят и в исламском мире.
На сегодняшний день мытье рук занимает одно из ведущих мест в нашей повседневной гигиене.
Кроме этого, я узнала, что существует Всемирный день мытья рук, который впервые прошёл 15 октября 2008 года в рамках провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН Года санитарии.
Эксперты ООН не раз заявляли, что привычка мыть руки, хоть и считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Именно поэтому было принято решение выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей мыть руки.
По данным ООН, ежедневно от диареи, заболевания, которое еще называют «болезнью грязных рук», умирают пять тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли руки с мылом перед едой и после посещения туалета.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/, диарея является второй по значимости причиной смерти малышей в возрасте до пяти лет - ежегодно от нее умирает 1,5 млн. детей. Среди азиатских стран эксперты отмечают особенно плачевные условия соблюдения гигиены в Индии, Бангладеш и Афганистане.
Нерегулярным мытьём рук могут быть вызваны также такие заболевания, как холера, пневмония, гепатит, грипп и обычная простуда. Если человек забывает вымыть руки или делает это недостаточно часто, то он может инфицировать себя бактериями, когда касается глаз, носа или рта, или же распространить эти бактерии на других людей, касаясь их или поверхностей, до которых они тоже дотрагиваются.
Именно поэтому специалисты советуют не забывать тщательно мыть руки с мылом в ряде случаев - перед приёмом пищи, кормлением пациента, работой с продуктами питания, после посещения туалета, перед и после ухода за пациентами, после контакта с животными и отходами от животных, после контакта с мусором, а также при любом загрязнении рук.
При этом важно не только взрослому человеку не забывать о важности гигиены, но и приучить детей всегда помнить о необходимости правильно и часто мыть руки. Чтобы мытье рук вошло у детей в привычку, необходимо учить их на собственном примере делать эту простую, но жизненно необходимую процедуру.
Даже сегодня, в век высоких технологий, банальная на первый взгляд привычка регулярно мыть руки с мылом, является одним из лучших способов избежать целого ряда опасных заболеваний и тем самым сохранить свое здоровье.
Изучив различные источники, я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу моего проекта о том, что знание и соблюдение правил гигиены рук необходимы для сохранения здоровья. Простая и очень полезная привычка мыть руки помогает защитить организм от различных, порою очень тяжёлых заболеваний.
Практическая часть
После того, как я познакомилась с информацией о мытье и гигиене рук, я вместе с классным руководителем, составила анкету. Были опрошены 21 учащихся 4А класса нашейшколы.
В анкету были включены вопросы о том, как часто дети моют руки, знают ли они о том, чем лучше мыть руки и чем лучше вытирать их после мытья (Приложение 1).
Проанализировав результаты анкетирования, я узнала, что всегда моют руки:
перед едой – 15 человек из 21;
после прогулки – 12 человек из 21;
после посещения туалета – 15 человек из 21;
после общения с домашними животными – 10 человека из 21.
Очень радует, что многие ребята всегда моют руки в разных ситуациях. Но в то же время не все ребята понимают важность этого процесса.
На вопросы о том, чем лучше мыть руки и чем их вытирать были получены следующие данные:
15 человек считают, что лучше мыть руки жидким мылом;
19 человек думают, что лучше вытирать руки тканевым полотенцем.
Но, изучив этот вопрос, я могу сказать, что эти ребята заблуждаются. Лучше мыть руки жидким мылом, а вытирать их одноразовым бумажным полотенцем, так как на обычном мыле и тканевых полотенцах остаются бактерии, которые очень быстро размножаются во влажной среде. Я хочу сказать, что в нашей школе созданы хорошие условия для правильного мытья рук.
19 учеников из 21 опрошенных считают, что они умеют правильно мыть руки. Хотя я думаю, что некоторые ребята заблуждаются и в этом. Ведь я тоже так считала, пока не посмотрела правила мытья. Кроме этого, очень часто я наблюдаю в школьной столовой и в туалете, что многие ребята не моют руки вообще или моют их не тщательно, часто просто подставив на несколько секунд под струю воды.
Больше всего меня порадовало, что почти всем ребятам (17 человек) было бы интересно познакомиться с буклетом, в котором была бы представлена информация о мытье рук (Приложение 2).
Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливается огромное количество микробов, мы с мамой решили провести мини исследования. Мы взялидва куска черного хлеба, пакет с пластиковой застежкой-молнией для каждого кусочка хлеба, щипцы, емкость с пульверизатором для полива водой.Подготовив все необходимое, мы приступили к эксперименту. Используя щипцы достали кусок хлеба из обертки и аккуратно поместили в пакет «Нетронутый».
Затем взяли другой кусок хлеба и хорошенько его потерли с обеих сторон. Этот хлеб положили в пакет с надписью «Тронутый». Прежде чем закрыть пакеты на застежку-молнию, мы сделали один или два пшика воды из пульверизатора. Закрыли пакеты и положили в кухонный шкаф. Проверяли пакеты каждый день. В каком из пакетов раньше вырастет больше плесени?
Через три дня мы обнаружили, что плесень выросла на обоих кусках хлеба, но скорее и в большем объеме она выросла на «Тронутом» куске хлеба (Приложение 3). Мы разобрались что микробы, которые не видны на руке становятся едой для плесени.
Мне стало интересно, есть ли на наших руках бактерии, которые относятся к условно-патогенной микрофлоре и которые могут нам нанести вред. А также насколько мои одноклассники и я соблюдают гигиену рук в школе. Для этого мы с мамой договорились с врачом бактериологической лаборатории об анализе смыва с наших рук до мытья и после.У троих ребят из нашего класса был взят материал для анализа.
Существуют специально разработанные и утвержденные методики, которыми руководствуются все лаборатории при сборе материалов для проведения.
Так, забор смывов производится с использованием специальных стерильных ватных тампонов, увлажненных специальной питательной средой и вмонтированных в пробирки. После взятия смывов тампоны погружают в питательную среду.Смывы с рук берутся следующим образом: сначала тампоном протираются ладони и пальцы рук (обеих, причем тампоном проводят не менее пяти раз), также протираются межпальцевые области, ногти и участки под ногтями. По такой методике у троих ребят из нашего класса был взят материал для анализа до мытья рук и после него.
Врач – лаборант через трое суток выдал нам результат, в котором условно-патогенная микрофлора не обнаружена в обоих случаях (Приложение 4). Можно сделать вывод, что ребята в школе следят за гигиеной своих рук.
Проделав работу, я составила 3 основных правила мытья рук:
Для мытья рук лучше пользоваться жидким мылом. Перед его нанесением руки необходимо смочить теплой водой.
Затем тщательно тереть руки друг о друга в течение минимум 15 секунд, при этом нельзя забывать про тыльную сторону ладони, участки между пальцами и под ногтями. После этого мыло нужно тщательно смыть под проточной струей воды.
Высушить руки одноразовой бумажной салфеткой перед тем, как перекрыть воду, после чего использовать её для поворота вентиля — так бактерии, обитавшие на руках до мытья, не попадут на них снова.
Заключение
Работая над проектом, я узнала, что самое большое количество инфекций переносится именно через немытые руки. Поэтому гипотеза о том, что знание и соблюдение правил гигиены рук необходимы для сохранения
здоровья, полностью подтвердилась.
Руки мыть следует перед приемом пищи, после посещения туалета, поездки в транспорте, после физического контакта с нездоровыми людьми и животными (даже домашними).
Большинство людей даже не подозревают, что тот процесс, который они называют «мытье рук» таковым не является и не приносит никакой пользы. Где бы человек ни мыл руки – будь то общественное место или своя «родная» ванная – сценарий мытья рук один. Человек немытыми руками берется за кран, чтобы открыть его, непосредственно моет руки, а затем берется за грязный кран, чтобы закрыть его, тем самым, уничтожая смысл проделанного процесса, ведь вся грязь, оставленная на кране опять «перескочила» на руки. При этом человек находится в полной уверенности того, что смыл все бактерии со своих рук.
Для того чтобы руки были по-настоящему чистыми, их надо мыть правильно. Я считаю, что детей нужно учить этому с самого раннего возраста.
В своём буклете я постаралась наглядно и интересно познакомить учеников нашей школы с информацией, которую мне удалось узнать во время работы над проектом.
Кроме этого, для того, чтобы привлечь внимание детей к проблеме мытья рук, я создала ролик, который может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Прорезультатам проделанной работы можно сделать выводы:
моя гипотеза о том, что знание и соблюдение правил гигиены рук необходимы для сохранения здоровья подтвердилась;
я узнала, зачем человек моет руки и то, что мои одноклассники соблюдают гигиену рук;
теперь мне известно, как правильно мыть руки;
Список литературы:
1. Болезни «грязных рук» http://myangelok.ru/konsultaciyavrachei/boleznilgrjaznyh-rukr.html
2. Гаврилов Даниил. Болезни грязных рук. http://onua.com.ua/4540-omikrobax-5-foto.html 3. Горностай Анна.
3.Зачем мыть руки, или как спастись от бактерий http://sobesednik.ru/health/zachem-myt-ruki-ili-kak-spastis-ot-bakterii
4. http://cookup.ru/catering/microbe.html
5. Микробы под микроскопом.
6. Ковери Александра Эмилия МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕННЫХ РУК. http://sibac.info/index.php/200907-01-10-21-16/5799-2013-01-16-16-38-06
7. Чем опасны грязные руки? http://natur-mag.ru/maria/2010/07/chemopasny-gryaznye-ruki.html
Приложение 1.
Анкета
Ребята, постарайтесь честно ответить на вопросы анкеты!
Моешь ли ты руки:
| всегда | иногда | никогда |
перед едой | | | |
после прогулки | | | |
после посещения туалета | | | |
после общения с домашними животными | | | |
Как ты думаешь, чем лучше мыть руки?
о
бычным мылом
ж
идким мылом
Как ты думаешь, чем лучше вытирать руки?
т
каневым полотенцем
б
умажным полотенцем
Как ты думаешь, умеешь ли ты правильно мыть руки?
д
а
н
ет
Интересно ли было бы тебе познакомиться с буклетом, в котором представлена информация о мытье рук?
д
а
нет
Спасибо!
Приложение 2.
Результаты исследования:


Приложение 3.

Приложение 4.
