СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа классного руководителя по профилактике экстремизма, национализма и конфликтов на расовой почве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы в образовательном учреждении по профилактике

экстремизма, как и любая профилактическая работа в школе, должна начи-

наться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое

исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса учащихся,

родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы,

ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех

участников образовательного сообщества по данной теме и т.п.

Следующим этапом организации профилактической работы в школе яв-

ляется планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами по

трем направлениям:

Информационно-просветительская деятельность – деятельность, на-

правленная на пропаганду знаний социального и психологического характера

среди всех участников образовательного процесса.

Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в

режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к

совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Альтернативная деятельность – деятельность, организованная в сво-

бодное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности

всех участников образовательного процесса и не упоминает впрямую данное

социальное явление.

Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне меро-

приятия позволяют:

  • укоренить в школе дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнацио-

нальной розни;

  • выработать умения решать конфликты ненасильственным путем;
  • выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, незави-

симо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности,

вкусов и интересов;

  • воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений,

так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, про-

тивостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;

  • воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных

обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни,

особенностей разных народов.

Таким образом, данные мероприятия помогут в определенной степени

снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство

в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно образова-

тельные учреждения будут строить профилактическую работу, во многом за-

висит будущее России.

На заключительном этапе организации профилактической работы в

школе осуществляется мониторинг эффективности, как самих мероприятий,

так и результатов профилактической деятельности с целью внесения необхо-

димых коррективов в планирование работы на следующий период.

Условиями эффективной профилактики в образовательном учреждении

являются: организация ранней профилактики, ее системность и целенаправ-

ленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к

проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность про-

цесса профилактической деятельности; направленность на всех участников

образовательного процесса.

В современных условиях наиболее эффективным является использова-

ние интерактивных методов обучения – например, модели открытого обсуж-

дения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать кон-

фликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры,

диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары-

практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование,

конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.

Таким образом, с целью эффективной профилактики экстремизма необ-

ходимо использовать самые разнообразные формы учебных и игровых заня-

тий, которые предполагают создание условий для:

  • формирования ориентации детей на ценности ненасилия, толерантно-

сти, справедливости, законности как нравственную основу поведения в соци-

альных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;

  • развития критического мышления, навыков групповой работы, фор-

мирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить

компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуника-

тивных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;

  • формирования системы нравственных ценностей на основе распро-

странения этнокультурных традиций всех участников образовательного про-

цесса;

  • формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся по выработке у

них адекватной самооценки.

В основу педагогической деятельности учителя должно быть положено жи-

вое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверитель-

ные, неформальные отношения с учащимися – это путь к доброжелательному

взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и учи-

тель, и ученик являются субъектами конструктивной деятельности.