Организация работы в образовательном учреждении по профилактике
экстремизма, как и любая профилактическая работа в школе, должна начи-
наться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое
исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса учащихся,
родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы,
ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех
участников образовательного сообщества по данной теме и т.п.
Следующим этапом организации профилактической работы в школе яв-
ляется планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами по
трем направлениям:
Информационно-просветительская деятельность – деятельность, на-
правленная на пропаганду знаний социального и психологического характера
среди всех участников образовательного процесса.
Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в
режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к
совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Альтернативная деятельность – деятельность, организованная в сво-
бодное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности
всех участников образовательного процесса и не упоминает впрямую данное
социальное явление.
Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне меро-
приятия позволяют:
- укоренить в школе дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнацио-
нальной розни;
- выработать умения решать конфликты ненасильственным путем;
- выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, незави-
симо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности,
вкусов и интересов;
- воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений,
так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, про-
тивостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;
- воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных
обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни,
особенностей разных народов.
Таким образом, данные мероприятия помогут в определенной степени
снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство
в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно образова-
тельные учреждения будут строить профилактическую работу, во многом за-
висит будущее России.
На заключительном этапе организации профилактической работы в
школе осуществляется мониторинг эффективности, как самих мероприятий,
так и результатов профилактической деятельности с целью внесения необхо-
димых коррективов в планирование работы на следующий период.
Условиями эффективной профилактики в образовательном учреждении
являются: организация ранней профилактики, ее системность и целенаправ-
ленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к
проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность про-
цесса профилактической деятельности; направленность на всех участников
образовательного процесса.
В современных условиях наиболее эффективным является использова-
ние интерактивных методов обучения – например, модели открытого обсуж-
дения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать кон-
фликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры,
диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары-
практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование,
конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.
Таким образом, с целью эффективной профилактики экстремизма необ-
ходимо использовать самые разнообразные формы учебных и игровых заня-
тий, которые предполагают создание условий для:
- формирования ориентации детей на ценности ненасилия, толерантно-
сти, справедливости, законности как нравственную основу поведения в соци-
альных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
- развития критического мышления, навыков групповой работы, фор-
мирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить
компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуника-
тивных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
- формирования системы нравственных ценностей на основе распро-
странения этнокультурных традиций всех участников образовательного про-
цесса;
- формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся по выработке у
них адекватной самооценки.
В основу педагогической деятельности учителя должно быть положено жи-
вое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверитель-
ные, неформальные отношения с учащимися – это путь к доброжелательному
взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и учи-
тель, и ученик являются субъектами конструктивной деятельности.