СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа логопеда над пересказом.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное сообщение поможет логопедам в подборе материалов и методов работ над пересказом с детьми с нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Работа логопеда над пересказом.»

Работа логопеда над пересказом.

Ученики с общим недоразвитием речи, владея бытовой и диалогической речью, затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, что обусловлено несформированностью их внутренней речи. Дети не умеют делать сообщение на заданную тему, не знают, о чем следует рассказать, какие слова в нем употреблять.

Несформированность связной речи является серьёзным препятствием для успешного обучения детей в школе.

Работа над связной речью начинается с того, что логопед предлагает ученикам прослушать небольшие по объёму и простые по содержанию тексты. Затем к каждому предложению последовательно задает вопросы. Ученики отвечают на вопросы полным предложением, а потом, опираясь на эти вопросы, пересказывают текст целиком. Таким образом осуществляется переход от речи на уровне предложения к связной речи на уровне текста. Постепенно количество вопросов уменьшается, они становятся более общими, что способствует развитию у детей внутренней речи, так как, отвечая на вопросы, ребенок должен проделать определенную мыслительную работу, подготовить свой ответ.

Учитывая особенности речевого развития детей :-летнего возраста, большая часть работы над формированием связной речи строится на пересказе сначала повествовательных текстов, затем описательных и комбинированных (описательно-повествовательных) рассказов.

Начиная работу с повествовательными рассказами, учим детей последовательно передавать содержание рассказов. С этой целью подбираем рассказы с четко выраженными причинно-следственными связями. Формируя у детей умение находить причинно-следственные связи в рассказе, мы развиваем логическое мышление.

Продолжаем работу над развитием логического мышления с помощью текстов, в которых четко выражена временная последовательность событий.

Затем в работу включаются тексты описательного характера, что способствует развитию у детей образного мышления.

Обучив детей умению последовательно пересказывать текст, опираясь на причинно-следственные и временные связи, последовательно описывать предметы, опираясь на образ, переходим к рассказам описательно-повествовательного характера.

Продолжить работу над связной речью логопед может и на втором году коррекционной работы.








ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ВОПРОСЫ

Работа над последовательным пересказом с опорой на вопросы строится следующим образом. Логопед читает текст рассказа один раз и проводит словарную работу. После этого задает вопросы по тексту, требуя ответа полным предложением. Затем дети пересказывают текст, как запомнили.

Задавая ученикам вопросы, логопед стремится к тому, чтобы на поставленные вопросы ответили все дети. Более сильные ученики могут дополнить ответ товарищи, а более слабые повторяют предыдущий ответ. Затем 2-3 ученика пересказывают рассказ целиком, остальные слушают, дополняют и оценивают их рассказ (Рассказал по порядку, ничего не пропустил, правильно строил предложения и т.д.)



Муравей

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.


В о п р о с ы:

Что нашел муравей? Что сделали муравьи?

Чего не мог сделать муравей один? Почему им было легко?

Кого позвал на помощь муравей? Всегда ли вы помогаете друг дру-

гу?



Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Логопед читает рассказ один раз, проводит словарную работу. Затем, задавая вопросы, выясняет причинно-следственные связи. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, логопед выставляет картинки с изображением персонажей рассказа. Опираясь на картинки, ученики пересказывают рассказ по цепочке. В заключение рассказ повторяют целиком один из учеников, а остальные слушают. После этого ученики дополняют и оценивают его пересказ. Логопед следит за тем, чтобы ученики пересказывали как можно ближе к тексту и использовали слова, над которыми была проведена словарная работа.

Для закрепления материала логопед может предложить ученикам дома нарисовать персонажей рассказа и повторить его родителям.

Такой вид работы развивает у детей логическое мышление и способность к опосредованному запоминанию.





Рассказ «Как медведь себя сам напугал»

П е р е ч е н ь к а р т и н о к:

Медведь, ветка, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.

Методические рекомендации. После чтения текста и выяснения причинно-следственных связей логопед предлагает одному ученику рассказать про медведя, другому про белку, третьему про зайца и т.д.



Вошел в темный лес медведь. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась резкого хруста белочка на дереве, вздрогнула, выронила из лапок шишку. Упала шишка и угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Налетел на куст, выпугнул из-под куста сороку. Выпорхнула сорока и подняла крик на весь лес. Услышали лоси, испугались и помчались по кустам, не разбирая дороги.

Остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают… Страшно в лесу! 2Не уйти ли подобру-поздорову»,- подумал и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.


(По Н.Сладкову)


Слова для объяснения: Хрустнула, угодила, выпугнул, выпорхнула, насторожил уши, подобру-поздорову, дал стрекача, не разбирая дороги.


В о п р о с ы:

Почему медведь дал стрекача? Почему испугался заяц?

Почему испугались лоси? Почему испугалась белочка?

Почему испугалась сорока? Почему медведь сам себя напугал?





ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ


Для работы над пересказом текста описательного характера логопеду потребуются различные наглядные пособия: контурное изображение предмета и отдельные его части.

Пересказывая текст описательного характера, дети должны опираться не на изображение всего предмета в целом, а рассматривать отдельные его детали, постепенно составляя его целостный образ. Раскрашенные отдельные детали контурно изображенного предмета представляют собой по сути картинный план описания предмета.

Вначале логопед читает ученикам рассказ описательного характера, затем выставляет контурное изображение этого предмета и раскрашенные изображения его отдельных частей. Затем последовательно указывает на части, спрашивая: какой? Какая? Какие? Описанная часть прикрепляется на соответствующее место контурного изображения. После описания всех частей предмета логопед спрашивает детей, про что они будут рассказывать сначала, про что потом и т.д. Такой методический прием формирует у учеников умение планировать предстоящий пересказ. В заключение ученики полностью описывают данный предмет.




Послушайте рассказ. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ.

О б о р у д о в а н и е: Контурное изображение собаки; Раскрашенные изображения ушей, туловища, хвоста этой собаки: полностью раскрашенное изображение этой же собаки.


Собака Кнопка.

Это собака, её зовут Кнопка. Она рыженькая с белой грудкой. Шерсть у неё пушистая и лохматая. Ушки у неё длинные, висячие и тоже лохматые. Хвостик у Кнопки маленький и пушистый.


В о п р о с ы:

Как зовут собаку? Какие у неё ушки?

Какого она цвета? Какой у нее хвостик?

Какая у нее шерсть?




ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТОВ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА


Логопед читает рассказ по частям. Прочитав часть, спрашивает, о ком или о чем говорится в этой части. После ответа детей выставляет предметную картинку и просит описать названный предмет. Затем читается следующая часть рассказа и проводится такая же работа. После чтения всех частей рассказа и описания действующих лиц (или предметов) ученики повторяют, о чем или о ком они рассказывали сначала, о чем или о ком затем и т.д. Вслед за этим логопед убирает предметные картинки и выставляет одну сюжетную картинку, на которой изображены все действующие лица (или предметы), читает рассказ целиком. Ученики пересказывают текст по цепочке (по частям или целиком)




Прослушайте рассказ. Рассмотрите картинки. Перескажите рассказ.


П е р е ч е н ь к а р т и н о к: Собака, щенки, конура; сюжетная картина, изображающая ту же собаку со щенками, сидящую у конуры.



Собака Белка

Колхозный сад сторожит собака Белка. Она рыжая, с белыми пятнами. Ушки у Белки остренькие, торчком. Хвост пушистый. Глаза у Белки большие и добрые, зато зубы острые.

У Белки есть маленькие щенки. Один щенок похож на маму. Он тоже рыженький, с белыми пятнами и беленьким хвостиком. А второй щенок весь рыжий.

Белка и щенки живут в конуре. Конура большая и теплая. Всем удобно.




ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ С ОПОРОЙ НА СЕРИЮ КАРТИНОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ


Для работы над данным видом пересказов логопеду потребуются серии сюжетных картинок.

Логопед ставит серию сюжетных картинок и предлагает ученикам рассмотреть их. Затем читает рассказ. Дети слушают его и глядят на картинки. После чтения логопед читает текст по предложениям и просит детей повторить слова, обозначающие действие, логопед просит повторить подряд эти слова, опираясь на сюжетные картинки. После этого, опираясь на эти выделенные слова, как на план, ученики пересказывают текст полностью.


Послушайте рассказ. Назовите в каждом предложении слова, обозначающие действие. Перескажите рассказ по картинкам и названным словам, обозначающим действие.


О б о р у д о в а н и е: Серия сюжетных картинок: 1) вдали идет папа, девочка бежит ему навстречу; 2) девочка спотыкается о пенек; 3) девочка упала и плачет; 4) папа подбегает к девочке; 5) папа успокаивает девочку.



Маша увидела папу. Она побежала ему навстречу. Маша не заметила пенек и споткнулась. Она упала и сильно ушибла коленку. Маше больно, она плачет. Папа подбежал к Маше и успокоил её.




УСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ


Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите полученный рассказ.


В каком классе ты учишься?

Как ты учишься?

Как зовут твою учительницу?

Как зовут твоего воспитателя?

Какие предметы тебе больше нравятся?

Как ты готовишь домашнее задание? (Самостоятельно или с помощью старших?)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!