СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа медиков и педагогов по охране зрения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация совместной коррекционно-оздоровительной работы медиков и педагогов по охране развитию зрения и зрительного восприятия, профилактическе мероприятия, предотвращающие прогрессирование функциональных нарушений зрения

Просмотр содержимого документа
«Работа медиков и педагогов по охране зрения»



Организация совместной коррекционно-оздоровительной работы медиков и педагогов по охране развитию зрения и зрительного восприятия

Образовательный процесс в современной школе предъявляет повышенные требования к органу зрения. Все чаще и чаще "расплатой" за качественное среднее образование становится ухудшение зрения детей и подростков. Так, по данным Всероссийской диспансеризации детского населения глазная патология вышла на второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Поэтому в настоящее время большое значение имеет совместная работа медицинского персонала и педагогов по охране зрения детей.

В школе –интернат в течении учебного года учащиеся с нарушениями зрения получают лечение. В учебных помещениях созданы благоприятные офтальмо-гигиенические условия. Соблюдается необходимый световой режим от 1000 до 1500 лк. Кабинеты оборудованы тренажерами, предназначенными для занятий по укреплению мышц глаз. В процессе обучения, воспитания и в коррекционной работе используется оригинальный дидактический материал, специальные средства наглядности и оптические средства коррекции зрения (СанПиН 2.4.2.576-96, утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96 №49).

Важный раздел работы - это профилактика зрительных нарушений учащихся. Большую помощь в этом оказывают педагоги. Врач организует, а учителя проводят гимнастику для глаз на уроках, используют элемент пересаживания детей в соответствии со зрительными функциями, раздают детям глазные тренажеры для использования их на уроках. Санитарно-просветительная работа проводится непосредственно в школе. До каждого родителя доносится информация о зрительных нарушениях его ребенка и рекомендации врача-офтальмолога. Только совместными усилиями медиков, педагогов и родителей можно достичь успехов в профилактике зрительных нарушений у учащихся группы риска и профилактике осложнений у детей, уже имеющих зрительные нарушения.

Школьная программа обширна и сложна. Ребенку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. После уроков, вопреки рекомендации врачей, дети не гуляют на свежем воздухе, а проводят все свое свободное время у телевизора или компьютера. Телевизионные передачи должны быть регламентированы, так как являются дополнительной нагрузкой для зрения и центральной нервной системы. После 60 минут непрерывного просмотра телевизора у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения и общее утомление. Признаки утомления выражаются в частой смене положения тела, потягивании, отвлекаемости. Степень зрительного напряжения зависит так же от условий просмотра телепередач. При этом прежде всего имеет значение расстояние от глаз до экрана, оно не должно быть меньше 2 м для слабовидящих! При уменьшении этого расстояния возникает чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаза. Комната должна быть освещена, но свет от лампы не должен попадать в поле зрения и отражаться на экране. При назначении очков для дали, просмотр телепередач только в очках. Каждые 20 минут и во время рекламных пауз давать отдых глазам (посидеть с закрытыми глазами, подойти к окну и посмотреть вдаль). Детям дошкольного и младшего школьного возраста следует смотреть только дневные передачи и не более 2-3 раз в неделю. Ребенок до 2-х лет вообще не должен смотреть телевизор.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего зрения - это прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Например, для учащихся младших классов рекомендуется включать в занятия физической культурой специальные упражнения (2-3) для глаз, например, такие: при исходной позиции ноги на ширине плеч, руки в стороны, круговые движения руками вперед и назад. В это время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза. Второе упражнение такое. Исходная позиция: сидя на стуле, скамейке, зажмурить и открыть глаза. Выполняется в среднем темпе, повторить 3-4 раза.
Каждый учащийся уже в начальной школе должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Кроме того, в начальной школе ребенок должен знать, что надо:

▪ заниматься при достаточном и правильном освещении;

▪ соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач;

▪ выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых .

К сожалению, есть семьи, где этим нормам не уделяется внимание или даже поощряется, когда дети подолгу смотрят телевизор, дети заняты, и не мешают взрослым.

Рассматриваемый вопрос, как никакой другой, требует единства требований к детям со стороны школы и семьи. Родителям надо помнить самим, и объяснить детям, что длительный просмотр телепередач приводит к утомлению нервной системы, зрения, отнимает время от прогулок, двигательной активности.

Дети должны знать, как сохранить хорошее зрение, для этого родители и учителя должны проводить целенаправленную воспитательную работу, по охране зрения.

В 1 классе для охраны зрения необходимо, прежде всего, воспитание правильной посадки во время занятий . Для уменьшения нагрузки рекомендуется делать перерывы во время зрительной работы. Очень хорошо если у вас есть возможность посмотреть вдаль. Переключение зрения с близкого предмета на далекий дает отдых глазам.

Учеными замечено, что у жителей сельской местности зрение лучше, чем у горожан это связано с тем, что в сельской местности больше простора для глаз, а глаз горожанина постоянно «натыкается» на стены. К тому же для глаз вредны геометрически правильные формы и полезны всевозможные «завитушки», на них глаз отдыхает.

Все эти рекомендации надо учесть и при оформлении комнаты и рабочего места школьника .

Школьникам младших классов необходимо рассказать о том, что при помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предметов. Что глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться, выполнять различную работу. Как человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Для примера завяжите глаза ребенку, и пусть он попробует без помощи зрения сделать простейшие действия, например, сходить на кухню налить воды. Ребенок должен в полной мере осознать необходимость заботы о сохранении зрении и сознательно выполнять правила, для того чтобы сберечь зрение: заниматься при достаточном освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика для глаз.

Говоря об уходе за глазами необходимо рассказать ребенку, что при утреннем умывании следует промывать и глаза, но нельзя тереть и трогать глаза руками.

Родители должны помнить, что к концу учебного года острота зрения у школьника несколько снижается. Чтобы компенсировать ухудшение зрения желательно провести летние каникулы активно, на свежем воздухе в лагере или на даче где нет компьютеров и телевизора, но много простора и свежего воздуха.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у учащихся. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при выполнении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом. Медицинский персонал образовательных учреждений должен давать учащимся, педагогам и родителям правильные рекомендации по организации зрительного режима в школьное и внешкольное время.

Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных вне учебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни. когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день.

Одним из основных требований профилактики нарушений зрения является проведение систематических диспансерных осмотров учащихся врачом офтальмологом не реже одного раза в год.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует относить:

  • использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

  • соблюдение санитарно – гигиенических условий обучения;

  • чередование занятий учащихся с отдыхом;

  • проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома;

  • контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

  • организацию рационального питания и витаминизации

Проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у учащихся должны заниматься не только врачи – офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.

Дети должны знать, как сохранить хорошее зрение для этого родители и учителя должны проводить целенаправленную воспитательную работу, по охране зрения.

Родители должны помнить, что к концу учебного года острота зрения у школьника несколько снижается. Чтобы компенсировать ухудшение зрения желательно провести летние каникулы активно, на свежем воздухе в лагере или на даче где нет компьютеров и телевизора, но много простора и свежего воздуха.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!