СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа МО района по истории и обществознанию в 2024-2025 уч. году: планы на год, итоги ЕГЭ.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Работа МО района по истории и обществознанию в 2024-2025 уч. году: планы на год, итоги ЕГЭ"  содержит материалы по изменениям в сфере образования с 1 сентября 2025 года; итогам проведения ЕГЭ по истории и обществознанию в Хабаровском крае и рекомендации по выполнению наиболее трудных для обучающихся заданй ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Работа МО района по истории и обществознанию в 2024-2025 уч. году: планы на год, итоги ЕГЭ.»

Работа МО района по истории и обществознанию в 2024-2025 уч. году: планы на год, итоги егэ

Работа МО района по истории и обществознанию в 2024-2025 уч. году: планы на год, итоги егэ

Изменения в сфере образования с 1 сентября 2025 года   Обществознание Учебную дисциплину «Обществознание» исключат из программы 6–8-х классов с 1 сентября 2025 года, оставив один урок в неделю в 9-м классе в соответствии с приказом Минпросвещения РФ № 171 от 19.03. 2020 г. (пункт 151.2.6). Это значит, что ребята, которые пойдут в шестой класс в 2025/2026 учебном году, обществознание начнут изучать в 9 классе. В 10-м классе на обществознание также будет отводиться один час в неделю. Программу 11-го класса оставили без изменений — два урока в неделю. Шестиклассники, которые приступили к изучению обществознания в 2024/2025 учебном году, продолжат его изучать по 11 класс.

Изменения в сфере образования с 1 сентября 2025 года

  •  
  • Обществознание
  • Учебную дисциплину «Обществознание» исключат из программы 6–8-х классов с 1 сентября 2025 года, оставив один урок в неделю в 9-м классе в соответствии с приказом Минпросвещения РФ № 171 от 19.03. 2020 г. (пункт 151.2.6). Это значит, что ребята, которые пойдут в шестой класс в 2025/2026 учебном году, обществознание начнут изучать в 9 классе.
  • В 10-м классе на обществознание также будет отводиться один час в неделю. Программу 11-го класса оставили без изменений — два урока в неделю.
  • Шестиклассники, которые приступили к изучению обществознания в 2024/2025 учебном году, продолжат его изучать по 11 класс.
Изменения в сфере образования с 1 сентября 2025 года   История с 1 сентября 2025 года Число уроков истории в 5–8-х классах увеличат с двух до трех в неделю. «Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, — 476 , в 5–8-х классах — по три часа в неделю, в 9-м классе — по два часа в неделю», — говорится в проекте. Сейчас, согласно действующей федеральной программе, в 5–9-х классах на историю должно отводиться 340 часов: по два часа в неделю при 34 учебных неделях. Согласно документу, увеличение часов произойдет , в частности, за счет появления в 5–7-х классах модуля «История нашего края». В 5-х классах на него предлагается отводить 34 часа, в 6–7-х — по 17 часов. В 8-м классе планируется увеличить число часов, отведенных на изучение всеобщей истории, с 23 до 34, истории России — с 45 до 68.

Изменения в сфере образования с 1 сентября 2025 года

  •  
  • История
  • с 1 сентября 2025 года Число уроков истории в 5–8-х классах увеличат с двух до трех в неделю.
  • «Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, — 476 , в 5–8-х классах — по три часа в неделю, в 9-м классе — по два часа в неделю», — говорится в проекте.
  • Сейчас, согласно действующей федеральной программе, в 5–9-х классах на историю должно отводиться 340 часов: по два часа в неделю при 34 учебных неделях.
  • Согласно документу, увеличение часов произойдет , в частности, за счет появления в 5–7-х классах модуля «История нашего края». В 5-х классах на него предлагается отводить 34 часа, в 6–7-х — по 17 часов.
  • В 8-м классе планируется увеличить число часов, отведенных на изучение всеобщей истории, с 23 до 34, истории России — с 45 до 68.
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД   Всероссийская олимпиада школьников 5-11 классы (школьный этап) экономика, право, обществознание, история     Сентябрь-октябрь Всероссийская олимпиада школьников 7-11 классы (муниципальный этап) экономика, право, обществознание, история    Ноябрь-декабрь Городская неделя предпринимательства    Ноябрь Городской конкурс «Я – гражданин России»     Январь-апрель  Городской конкурс по основам потребительских знаний и предпринимательской деятельности  Январь-март Обучающие мероприятия для руководителей команд-участников городского турнира «Дебаты»    Октябрь 2024-февраль 2025 Городской турнир «Дебатов» среди обучающихся 7-11 классов    Февраль-март Городской конкурс, посвященный Дню местного самоуправления  Март-апрель

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

  •  

Всероссийская олимпиада школьников 5-11 классы (школьный этап) экономика, право, обществознание, история  

  •  

Сентябрь-октябрь

Всероссийская олимпиада школьников 7-11 классы (муниципальный этап) экономика, право, обществознание, история 

  •  

Ноябрь-декабрь

Городская неделя предпринимательства 

  •  

Ноябрь

Городской конкурс «Я – гражданин России»

  •  
  •  

Январь-апрель 

Городской конкурс по основам потребительских знаний и предпринимательской деятельности 

Январь-март

Обучающие мероприятия для руководителей команд-участников городского турнира «Дебаты» 

  •  

Октябрь 2024-февраль 2025

Городской турнир «Дебатов» среди обучающихся 7-11 классов 

  •  

Февраль-март

Городской конкурс, посвященный Дню местного самоуправления 

Март-апрель

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД   Конкурс профессионального мастерства «Педагогический звездопад – 2025» (номинация «Лучший учитель года»)     Февраль-март     XV городская междисциплинарная научно-практическая конференция «Шаг в науку» (направление «История в вопросах и ответах», «Человек в социальном измерении», «Экономика сегодня»): школьный и муниципальный этапы Февраль Семинар «Единый государственный учебник по истории для 10-11 классов (базовый уровень): опыт использования в 2023/2024 и перспективы реализации в 2024/2025 учебном году» МБОУ СОШ № 30     Март-апрель Использование ЦОР в профессиональной деятельности педагогов     В течение года Консультации с руководителями МО   В течение года

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

  •  

Конкурс профессионального мастерства «Педагогический звездопад – 2025» (номинация «Лучший учитель года»)

  •  
  •  

Февраль-март

 

  •  

XV городская междисциплинарная научно-практическая конференция «Шаг в науку» (направление «История в вопросах и ответах», «Человек в социальном измерении», «Экономика сегодня»): школьный и муниципальный этапы

Февраль

Семинар «Единый государственный учебник по истории для 10-11 классов (базовый уровень): опыт использования в 2023/2024 и перспективы реализации в 2024/2025 учебном году»

МБОУ СОШ № 30

 

 

Март-апрель

Использование ЦОР в профессиональной деятельности педагогов

  •  

 

В течение года

Консультации с руководителями МО

 

В течение года

Основные количественные характеристики1 экзаменационной кампании ГИА-11 в 2024 году в субъекте Российской Федерации КГКУ РЦОКО rcoko27.ru Обществознание: https://rcoko27.ru/files/uploads/sao/2024/SAO-11_12_Soc_2024.pdf История: https://rcoko27.ru/files/uploads/sao/2024/SAO-11_07_Hist_2024.pdf

Основные количественные характеристики1 экзаменационной кампании ГИА-11 в 2024 году в субъекте Российской Федерации

КГКУ РЦОКО

rcoko27.ru

Обществознание: https://rcoko27.ru/files/uploads/sao/2024/SAO-11_12_Soc_2024.pdf

История: https://rcoko27.ru/files/uploads/sao/2024/SAO-11_07_Hist_2024.pdf

1. Количество участников экзаменационной кампании основного периода проведения ЕГЭ в 2024 году в субъекте Российской Федерации История 730 Обществознание 2446 Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за 3 года) 99,92% - это выпускники текущего года 2022 г. чел. /% от общего числа участников 2023 г. 2024 г. чел. /% от общего числа участников 2771 / 48,67 чел. /% от общего числа участников 2790 / 49,92 2448 / 48,38

1. Количество участников экзаменационной кампании основного периода проведения ЕГЭ в 2024 году в субъекте Российской Федерации

  • История 730
  • Обществознание 2446
  • Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за 3 года)
  • 99,92% - это выпускники текущего года

2022 г.

чел. /% от общего числа участников

2023 г.

2024 г.

чел. /% от общего числа участников

2771 / 48,67

чел. /% от общего числа участников

2790 / 49,92

2448 / 48,38

Перечень ОО Хабаровского края, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету

Перечень ОО Хабаровского края, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету

Перечень ОО Хабаровского края, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету

Перечень ОО Хабаровского края, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету

ВЫВОДЫ Произошло повышение на 1,89 среднего балла за выполнение работы ЕГЭ по обществознанию, который составил 55,72 (53,3 – результат в 2023 году). Следует отметить сокращение числа выпускников (на 7,13 %) не преодолевших минимальный порог – 18,07% в 2024 году ( 25,2% в 2023 году). Произошло увеличение доли выпускников набравших баллы от 61 до 80 и от 81 до 99, что несомненно свидетельствует о повышении уровня подготовки наряду с снижением доли не преодолевших минимального порога. Однако произошло увеличение доли набравших от минимального балла до 60, что является негативной тенденцией. 100 баллов: два участника в 2024 году - один из г. Хабаровска (МБОУ СОШ №32) и один из города Комсомольска-на-Амуре.

ВЫВОДЫ

  • Произошло повышение на 1,89 среднего балла за выполнение работы ЕГЭ по обществознанию, который составил 55,72 (53,3 – результат в 2023 году).
  • Следует отметить сокращение числа выпускников (на 7,13 %) не преодолевших минимальный порог – 18,07% в 2024 году ( 25,2% в 2023 году).
  • Произошло увеличение доли выпускников набравших баллы от 61 до 80 и от 81 до 99, что несомненно свидетельствует о повышении уровня подготовки наряду с снижением доли не преодолевших минимального порога.
  • Однако произошло увеличение доли набравших от минимального балла до 60, что является негативной тенденцией.
  • 100 баллов: два участника в 2024 году - один из г. Хабаровска (МБОУ СОШ №32) и один из города Комсомольска-на-Амуре.
Краткая характеристика КИМ по учебному предмету Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, с аналогичной формой и сбалансированные по уровню сложности. Количество заданий по сравнению с 2023 годом не изменилось. В 2024 году скорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания задания 24.

Краткая характеристика КИМ по учебному предмету

  • Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, с аналогичной формой и сбалансированные по уровню сложности. Количество заданий по сравнению с 2023 годом не изменилось. В 2024 году скорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания задания 24.
Анализ выполнения заданий КИМ

Анализ выполнения заданий КИМ

Линии заданий с наименьшими процентами выполнения: задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15) - Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев задание 19 – 3,17% (13,96% 2023г.), задание 20 -2,79% 12,44% 2023г.). (не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)

Линии заданий с наименьшими процентами выполнения: задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15)

  • - Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев задание 19 – 3,17% (13,96% 2023г.), задание 20 -2,79% 12,44% 2023г.).

(не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)

Линии заданий с наименьшими процентами выполнения: задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15) Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений задание 24 К1 – 2,71% (5,82% в 2023г.), задание 24 К2 – 0,23% (1,21% в 2023г.), задание 25 К1 2,83% (4,25% в 2023г.), К2 14,71% (13,42% в 2023 г.), К3 4,3% (2,1% в 2023г.). (не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)

Линии заданий с наименьшими процентами выполнения: задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15)

  • Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений задание 24 К1 – 2,71% (5,82% в 2023г.), задание 24 К2 – 0,23% (1,21% в 2023г.), задание 25 К1 2,83% (4,25% в 2023г.), К2 14,71% (13,42% в 2023 г.), К3 4,3% (2,1% в 2023г.).

(не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)

Успешно усвоенные / освоенные умения, навыки, виды деятельности. Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, средний процент выполнения задание 2 (повышенного уровня сложности) – 56,79% (56,85% в 2023г.), задание 8 (базовый уровень) – 65,38% (50,27% 2023г.). Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа (таблица, диаграмма) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Задание 4 – 57,13% (65,5% в 2023г.), задание 9 (базовый уровень) – 88,91% (76,91% в 2023г.), задание 16 (повышенный уровень) – 59,95% (29,66% в 2023г.), задание 17 (базовый уровень) – 72,06% (76,17% в 2023г.). (не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)

Успешно усвоенные / освоенные умения, навыки, виды деятельности.

  • Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, средний процент выполнения задание 2 (повышенного уровня сложности) – 56,79% (56,85% в 2023г.), задание 8 (базовый уровень) – 65,38% (50,27% 2023г.).
  • Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа (таблица, диаграмма) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Задание 4 – 57,13% (65,5% в 2023г.), задание 9 (базовый уровень) – 88,91% (76,91% в 2023г.), задание 16 (повышенный уровень) – 59,95% (29,66% в 2023г.), задание 17 (базовый уровень) – 72,06% (76,17% в 2023г.).

(не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)

Затруднения по темам Участники экзамена с результатами 61–80 т.б. показали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса. Все задания базового и повышенного уровней части 1 и части 2 выполняются, как правило, на высокий балл диапазон выполнения от 47,42% до 97,88%. Менее освоенной темой остаётся «Экономические функции государства», «Заработная плата и стимулирование труда», «Познавательная деятельность», «Типы рыночных структур», «Организационно-правовые формы предприятий».

Затруднения по темам

  • Участники экзамена с результатами 61–80 т.б. показали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса. Все задания базового и повышенного уровней части 1 и части 2 выполняются, как правило, на высокий балл диапазон выполнения от 47,42% до 97,88%.
  • Менее освоенной темой остаётся «Экономические функции государства», «Заработная плата и стимулирование труда», «Познавательная деятельность», «Типы рыночных структур», «Организационно-правовые формы предприятий».
участники ЕГЭ с результатами 81–100 т.б. Высокобалльники демонстрируют знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. Эта группа успешно выполняет задание базового, повышенного и высокого уровня сложности, диапазон максимального балла в 2024 году: задания базового уровня сложности диапазон от 78,96% до 99,39%; задания повышенного уровня сложности диапазон от 88,41% до 98,17% задания высокого уровня сложности диапазон от 61,18% до 95,73% . Надо отметить, что и в группе с хорошей подготовкой встречаются выпускники, которые не дают полного правильного ответа на задания высокого уровня сложности, потому что не смогли четко уяснить сущность требований, в которых указаны оцениваемые элементы ответа. Наибольшие затруднения вызвало задание 24 критерий 1- в котором, требовалось составить сложный план по теме, содержащий не менее трех обязательных для раскрытия темы по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Задание изменилось в 2024 году вместо двух обязательных по критериям пунктов, потребовалось три.

участники ЕГЭ с результатами 81–100 т.б.

  • Высокобалльники демонстрируют знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. Эта группа успешно выполняет задание базового, повышенного и высокого уровня сложности, диапазон максимального балла в 2024 году:
  • задания базового уровня сложности диапазон от 78,96% до 99,39%;
  • задания повышенного уровня сложности диапазон от 88,41% до 98,17%
  • задания высокого уровня сложности диапазон от 61,18% до 95,73% .
  • Надо отметить, что и в группе с хорошей подготовкой встречаются выпускники, которые не дают полного правильного ответа на задания высокого уровня сложности, потому что не смогли четко уяснить сущность требований, в которых указаны оцениваемые элементы ответа. Наибольшие затруднения вызвало задание 24 критерий 1- в котором, требовалось составить сложный план по теме, содержащий не менее трех обязательных для раскрытия темы по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Задание изменилось в 2024 году вместо двух обязательных по критериям пунктов, потребовалось три.
СТАТИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ.

СТАТИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ.

Задание 1 выполнено участниками экзамена на уровне ожидаемого – 50,69 %, это понятийное задание базового уровня, требующее соотнесения видовых понятий с родовыми. В задании было необходимо из предложенного перечня терминов исключить два не относящихся к понятию «общественный регресс». 1) деградация; 2) возврат к более примитивным формам; 3) спад; 4) улучшение качественных характеристик; 5) подъём; 6) упадок культуры. Необходимо было найти две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и записать в таблицу цифры, под которыми они указаны. С этим заданием не справились 67,19% участников экзамена из 1 группы набравшей до 41 т.б. и 6,27% из 2 группы набравшей от минимального до 60 т.б. Были указаны не относящиеся к правильному ответу понятия деградация и спад , что свидетельствует о не достаточности знаний по данной теме.
  • Задание 1 выполнено участниками экзамена на уровне ожидаемого – 50,69 %, это понятийное задание базового уровня, требующее соотнесения видовых понятий с родовыми. В задании было необходимо из предложенного перечня терминов исключить два не относящихся к понятию «общественный регресс». 1) деградация; 2) возврат к более примитивным формам; 3) спад; 4) улучшение качественных характеристик; 5) подъём; 6) упадок культуры. Необходимо было найти две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и записать в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  • С этим заданием не справились 67,19% участников экзамена из 1 группы набравшей до 41 т.б. и 6,27% из 2 группы набравшей от минимального до 60 т.б.
  • Были указаны не относящиеся к правильному ответу понятия деградация и спад , что свидетельствует о не достаточности знаний по данной теме.
СТАТИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ  С РАЗВЕРНЫТЫМ ОТВЕТОМ. Задание 17. Основными ошибками были: неверный выбор предложения, отвечающего на вопрос, указание менее трех элементов при ответе на второй вопрос, а также переписывание излишне большого фрагмента текста. Задание 18. Группы 1 (не преодолевших минимальный балл) – 4,98%, группа 2 (набравшие от 42 до 60 т.б.) – 18,68%, группа 3 (набравшие от 61 до 80т.б.) – 47,42% не достигли уровня ожидаемой решаемости. Затруднения - в выделении именно основных признаков заработной платы как факторного дохода, при этом два из трех должны были быть из приведенного перечня (вариант 330). В большом количестве работ ответ на задание 18 отсутствовал или был не полным как и в прошлом году.

СТАТИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНЫТЫМ ОТВЕТОМ.

  • Задание 17. Основными ошибками были: неверный выбор предложения, отвечающего на вопрос, указание менее трех элементов при ответе на второй вопрос, а также переписывание излишне большого фрагмента текста.
  • Задание 18. Группы 1 (не преодолевших минимальный балл) – 4,98%, группа 2 (набравшие от 42 до 60 т.б.) – 18,68%, группа 3 (набравшие от 61 до 80т.б.) – 47,42% не достигли уровня ожидаемой решаемости. Затруднения - в выделении именно основных признаков заработной платы как факторного дохода, при этом два из трех должны были быть из приведенного перечня (вариант 330). В большом количестве работ ответ на задание 18 отсутствовал или был не полным как и в прошлом году.
Выводы об изменении успешности выполнения заданий разных лет по одной теме / проверяемому умению, виду деятельности

Выводы об изменении успешности выполнения заданий разных лет по одной теме / проверяемому умению, виду деятельности

Снижение результатов отмечается по заданиям: 4-79,02% (86,49% в 2023 г.), 5 – 58,13% (70,28% в 2023г.), 6– 51,78% (65,52% в 2023 г.), 11 – 58,25% (63,42% в 2023г.), 18 – 29,15% (30,15% в 2023 г.), 19 - 25,31% (44,96% в 2023 г.), 20 - 27,71% (37,23% в 2023 г.), 24 К1 - 15,38% (28,81% в 2023г.) К2 5,35% (8,8% в 2023 г.).

Снижение результатов

  • отмечается по заданиям:
  • 4-79,02% (86,49% в 2023 г.),
  • 5 – 58,13% (70,28% в 2023г.),
  • 6– 51,78% (65,52% в 2023 г.),
  • 11 – 58,25% (63,42% в 2023г.),
  • 18 – 29,15% (30,15% в 2023 г.),
  • 19 - 25,31% (44,96% в 2023 г.),
  • 20 - 27,71% (37,23% в 2023 г.),
  • 24 К1 - 15,38% (28,81% в 2023г.) К2 5,35% (8,8% в 2023 г.).
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета на основе выявленных типичных затруднений и ошибок Начинать подготовку к ЕГЭ в образовательных организациях необходимо с информирования учеников о структуре КИМ, знакомить с спецификатором, кодификатором и системой оценивания. Научить правильно оформлять бланк ответов № 1 (включая замену ошибочных суждений). Предложить выпускникам алгоритм оформления заданий 2 части. Рекомендуем сделать шаблоны ответа, которые не позволят ученикам «потерять» элементы ответа.

Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета на основе выявленных типичных затруднений и ошибок

  • Начинать подготовку к ЕГЭ в образовательных организациях необходимо с информирования учеников о структуре КИМ, знакомить с спецификатором, кодификатором и системой оценивания.
  • Научить правильно оформлять бланк ответов № 1 (включая замену ошибочных суждений).
  • Предложить выпускникам алгоритм оформления заданий 2 части.
  • Рекомендуем сделать шаблоны ответа, которые не позволят ученикам «потерять» элементы ответа.
Например, для выполнения задания 21 (график по экономике) можно рекомендовать следующий шаблон: 1 Как изменилась равновесная цена… 2 Что могло вызвать изменение предложения// спроса? А. обстоятельство//фактор Б. влияние на спрос// предложение на рынке………….. (объяснение) 3. Если ………………………………. ТО А. Спрос // предложение ………………. Б. Равновесная цена ……………………….
  • Например, для выполнения задания 21 (график по экономике) можно рекомендовать следующий шаблон:
  • 1 Как изменилась равновесная цена…
  • 2 Что могло вызвать изменение предложения// спроса? А. обстоятельство//фактор Б. влияние на спрос// предложение на рынке………….. (объяснение)
  • 3. Если ………………………………. ТО
  • А. Спрос // предложение ………………. Б. Равновесная цена ……………………….
При отработке заданий 19 и 25.3 (примеры) ученики должны понимать, что: 1. Степень конкретизации примера должна быть максимальной, поскольку пример — это иллюстрация, то есть должен быть субъект, объект, действия, результат; 2. Есть разные модели задания: часто требуется назвать теоретическое положение, а потом проиллюстрировать его примером, иногда достаточно только примера. Если решаем задание первой модели, можно рекомендовать оформлять его в форме таблицы, где в 1 столбике пишем теорию, во втором – пример; 3. Если используются реальные факты, ученики должны быть уверены в их достоверности, а главное, это не должны быть эмоциональные утверждения, мифы или слухи. Это относится не только к материалам СМИ, но также и к историческим фактам; 4. В заданиях ,которые не содержат указания о соответствии примера современной ситуации в РФ, можно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство N, фирма X
  • При отработке заданий 19 и 25.3 (примеры) ученики должны понимать, что:
  • 1. Степень конкретизации примера должна быть максимальной, поскольку пример — это иллюстрация, то есть должен быть субъект, объект, действия, результат;
  • 2. Есть разные модели задания: часто требуется назвать теоретическое положение, а потом проиллюстрировать его примером, иногда достаточно только примера. Если решаем задание первой модели, можно рекомендовать оформлять его в форме таблицы, где в 1 столбике пишем теорию, во втором – пример;
  • 3. Если используются реальные факты, ученики должны быть уверены в их достоверности, а главное, это не должны быть эмоциональные утверждения, мифы или слухи. Это относится не только к материалам СМИ, но также и к историческим фактам;
  • 4. В заданиях ,которые не содержат указания о соответствии примера современной ситуации в РФ, можно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство N, фирма X
В заданиях, которые не содержат указания о соответствии примера современной ситуации в РФ, можно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство N, фирма X; При выполнении модели задания, которая предлагает проиллюстрировать примерами влияние, взаимосвязь, воздействие, можно использовать прием «Если – то – результат». Например, задание: «проиллюстрируйте примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий)». Ответ: 1) ЕСЛИ в государстве S будет существовать финансовая стабильность, ТО ЦБ снизит ставки по кредитам на развитие бизнеса и в РЕЗУЛЬТАТЕ ООО «Чайка», занимающееся производством моторных лодок, сможет взять кредит на покупку помещения под новый цех и за 3 года рассчитаться с кредитом из прибыли».
  • В заданиях, которые не содержат указания о соответствии примера современной ситуации в РФ, можно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство N, фирма X;
  • При выполнении модели задания, которая предлагает проиллюстрировать примерами влияние, взаимосвязь, воздействие, можно использовать прием «Если – то – результат».
  • Например, задание: «проиллюстрируйте примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий)». Ответ: 1) ЕСЛИ в государстве S будет существовать финансовая стабильность, ТО ЦБ снизит ставки по кредитам на развитие бизнеса и в РЕЗУЛЬТАТЕ ООО «Чайка», занимающееся производством моторных лодок, сможет взять кредит на покупку помещения под новый цех и за 3 года рассчитаться с кредитом из прибыли».
формы и методы работы с текстовой информацией: 1.Составление вопросов к тексту и ответы на них; 2.Комментированное, прерывистое чтение текста; 3.Аналитическое чтение текста (при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника с помощью специальных условных обозначений; 4.Деление текста на смысловые части, выделение ключевого слова; 5.Составление тезисного плана; 6.Составление сравнительных таблиц; 7.Подбор примеров из СМИ, различных источников, личного опыта, раскрывающих основные идеи текста; 8.Составление логической схемы, кластера; 9.Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст (сходно с заданиями ЕГЭ, где нужно анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или составить вопросы к данным таблицы, диаграммы); 10.Восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок); 11. Работа с незнакомыми словами, выражениями на предмет понимания их смысла; 12. Отбор примеров, фактов, которые могут быть полезны для выполнения других заданий (задание 25 К1).

формы и методы работы с текстовой информацией:

  • 1.Составление вопросов к тексту и ответы на них;
  • 2.Комментированное, прерывистое чтение текста;
  • 3.Аналитическое чтение текста (при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника с помощью специальных условных обозначений;
  • 4.Деление текста на смысловые части, выделение ключевого слова;
  • 5.Составление тезисного плана;
  • 6.Составление сравнительных таблиц;
  • 7.Подбор примеров из СМИ, различных источников, личного опыта, раскрывающих основные идеи текста;
  • 8.Составление логической схемы, кластера;
  • 9.Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст (сходно с заданиями ЕГЭ, где нужно анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или составить вопросы к данным таблицы, диаграммы); 10.Восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок);
  • 11. Работа с незнакомыми словами, выражениями на предмет понимания их смысла; 12. Отбор примеров, фактов, которые могут быть полезны для выполнения других заданий (задание 25 К1).
Для подготовки к выполнению 20 и 25 задания следует разобрать, чем положение, позиция, точка зрения или тезис отличается от аргумента. Тезис – кратко сформулированная мысль («Для демократического общества необходима многопартийность»), а аргумент – это доказательство тезиса. При написании аргумента необходимо учитывать следующие правила:  аргумент должен соответствовать тезису; не дублировать и перефразировать тезис; аргумент – это обобщение, а не пример; аргумент должен быть логические выстроен.
  • Для подготовки к выполнению 20 и 25 задания следует разобрать, чем положение, позиция, точка зрения или тезис отличается от аргумента.
  • Тезис – кратко сформулированная мысль («Для демократического общества необходима многопартийность»), а аргумент – это доказательство тезиса.
  • При написании аргумента необходимо учитывать следующие правила:
  • аргумент должен соответствовать тезису;
  • не дублировать и перефразировать тезис;
  • аргумент – это обобщение, а не пример;
  • аргумент должен быть логические выстроен.
Можно научить школьников перефразировать задание . Например, задание «обосновать необходимость многопартийности в демократическом государстве», можно перефразировать как «ПОЧЕМУ в демократическом государстве должна быть многопартийность».  или «подтвердите неэффективность командной экономики» можно перефразировать «КАКИЕ недостатки у командной экономики». Ответ становится более понятным и отвечая на такой вопрос можно установить функциональные и причинно - следственные связи. В данной модели также рекомендуется использовать прием «Если – то - результат» , но только не с опорой на примеры, а опираясь на обобщенные знания.
  • Можно научить школьников перефразировать задание .
  • Например, задание «обосновать необходимость многопартийности в демократическом государстве», можно перефразировать как «ПОЧЕМУ в демократическом государстве должна быть многопартийность».
  • или
  • «подтвердите неэффективность командной экономики» можно перефразировать «КАКИЕ недостатки у командной экономики».
  • Ответ становится более понятным и отвечая на такой вопрос можно установить функциональные и причинно - следственные связи.
  • В данной модели также рекомендуется использовать прием «Если – то - результат» , но только не с опорой на примеры, а опираясь на обобщенные знания.
Самый простой алгоритм составления плана по теме: 1. Понятие, сущность... 2. Характерные черты (признаки, главные элементы, особенности): а) б) в) 3. Важнейшие задачи, основные функции: а) б) в) 4. Формы, типы, виды классификации: а) б) в)

Самый простой алгоритм составления плана по теме:

  • 1. Понятие, сущность...
  • 2. Характерные черты (признаки, главные элементы, особенности): а) б) в)
  • 3. Важнейшие задачи, основные функции: а) б) в)
  • 4. Формы, типы, виды классификации: а) б) в)
другой алгоритм выполнения задания 24 1. Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх). 2. Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.  3. Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему, по существу. 4. Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух. 5. Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы. 6. Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.

другой алгоритм выполнения задания 24

  • 1. Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх).
  • 2. Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.
  • 3. Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему, по существу.
  • 4. Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.
  • 5. Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
  • 6. Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.
«скелет» ответа. Задание 25.1 звучит так: Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.

«скелет» ответа. Задание 25.1 звучит так: Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.

Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей - предметников Включить в работу методических служб муниципалитетов для учителей истории в 2024-2025 учебном году семинары, заседания МО, обмен опытом педагогов по темам: «ЕГЭ-2024 по истории: предметно-содержательный анализ результатов»; «Технологии подготовки к единому государственному экзамену по истории»; «Опыт работы учителей-предметников, подготовивших выпускников, написавших ЕГЭ по истории на высоком уровне»; «Сформированность метапредметных компетенций как условие успешности экзаменационного результата по истории»; «Организация межпредметных связей в образовательном процессе»; «Использование возможностей цифровой образовательной среды при организации работы обучающихся по повторению курса истории»; «Методика работы с историческими терминами и понятиями» «Эффективные приемы развития картографических навыков обучающихся при работе с исторической картой. Историческая география»

Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей - предметников

  • Включить в работу методических служб муниципалитетов для учителей истории в 2024-2025 учебном году семинары, заседания МО, обмен опытом педагогов по темам:
  • «ЕГЭ-2024 по истории: предметно-содержательный анализ результатов»;
  • «Технологии подготовки к единому государственному экзамену по истории»;
  • «Опыт работы учителей-предметников, подготовивших выпускников, написавших ЕГЭ по истории на высоком уровне»;
  • «Сформированность метапредметных компетенций как условие успешности экзаменационного результата по истории»;
  • «Организация межпредметных связей в образовательном процессе»;
  • «Использование возможностей цифровой образовательной среды при организации работы обучающихся по повторению курса истории»;
  • «Методика работы с историческими терминами и понятиями»
  • «Эффективные приемы развития картографических навыков обучающихся при работе с исторической картой. Историческая география»
КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2025 ГОД Празднование 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов 675 лет со времени рождения  Дмитрия I Ивановича  (1350-1389), великого князя московского, прозванного  Донским  за победу в Куликовской битве. 665 лет со времени рождения  Андрея Рублёва  (1360-1430), русского иконописца. 645 лет Куликовской битве  (1380 год). 515 лет со времени рождения  Ивана Фёдорова  (Ивана Фёдоровича Москвитина) (1510-1583), русского первопечатника. 280 лет со дня рождения  Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова  (1745-1813), графа (1811), светлейшего князя (1812), русского военачальника, полководца Празднование 100-летия Международного детского центра «Артек» 155 лет  со дня рождения  Владимира Ильича Улья́нова . 115 лет  со дня рождения  Ольги Фёдоровны Берггольц  (1910-1975), русской советской поэтессы. Ее стихи помогли ленинградцам выжить в промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства.

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2025 ГОД

  • Празднование 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
  • 675 лет со времени рождения  Дмитрия I Ивановича  (1350-1389), великого князя московского, прозванного  Донским  за победу в Куликовской битве.
  • 665 лет со времени рождения  Андрея Рублёва  (1360-1430), русского иконописца.
  • 645 лет Куликовской битве  (1380 год).
  • 515 лет со времени рождения  Ивана Фёдорова  (Ивана Фёдоровича Москвитина) (1510-1583), русского первопечатника.
  • 280 лет со дня рождения  Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова  (1745-1813), графа (1811), светлейшего князя (1812), русского военачальника, полководца
  • Празднование 100-летия Международного детского центра «Артек»
  • 155 лет  со дня рождения  Владимира Ильича Улья́нова .
  • 115 лет  со дня рождения  Ольги Фёдоровны Берггольц  (1910-1975), русской советской поэтессы. Ее стихи помогли ленинградцам выжить в промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства.
ССЫЛКИ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ГРУППАМ и ОНЛАЙН-СЕМИНАРАМ № п/п Наименование предмета   Ссылка для подключения к предметным группам ИСТОРИЯ   ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222846941 https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222847011 №   п/п Наименование предмета Ссылки для подключения к онлайн-семинарам ИСТОРИЯ   https://sferum.ru/?call_link=C7oIaoFpDQR-e6kkauFDUz-PI8hvoHTy1aMPHEDVO9w ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ https://sferum.ru/?call_link=MavgmzAB4kscHH_gF73YGwYOLhKMxnncx0WBnhj3sIo

ССЫЛКИ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ГРУППАМ и ОНЛАЙН-СЕМИНАРАМ

п/п

Наименование предмета

  •  

Ссылка для подключения к предметным группам

ИСТОРИЯ

  •  

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222846941

https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222847011

  •  

п/п

Наименование предмета

Ссылки для подключения к онлайн-семинарам

ИСТОРИЯ

  •  

https://sferum.ru/?call_link=C7oIaoFpDQR-e6kkauFDUz-PI8hvoHTy1aMPHEDVO9w

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

https://sferum.ru/?call_link=MavgmzAB4kscHH_gF73YGwYOLhKMxnncx0WBnhj3sIo