Работа МО района по истории и обществознанию в 2024-2025 уч. году: планы на год, итоги егэ
Изменения в сфере образования с 1 сентября 2025 года
-
- Обществознание
- Учебную дисциплину «Обществознание» исключат из программы 6–8-х классов с 1 сентября 2025 года, оставив один урок в неделю в 9-м классе в соответствии с приказом Минпросвещения РФ № 171 от 19.03. 2020 г. (пункт 151.2.6). Это значит, что ребята, которые пойдут в шестой класс в 2025/2026 учебном году, обществознание начнут изучать в 9 классе.
- В 10-м классе на обществознание также будет отводиться один час в неделю. Программу 11-го класса оставили без изменений — два урока в неделю.
- Шестиклассники, которые приступили к изучению обществознания в 2024/2025 учебном году, продолжат его изучать по 11 класс.
Изменения в сфере образования с 1 сентября 2025 года
-
- История
- с 1 сентября 2025 года Число уроков истории в 5–8-х классах увеличат с двух до трех в неделю.
- «Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, — 476 , в 5–8-х классах — по три часа в неделю, в 9-м классе — по два часа в неделю», — говорится в проекте.
- Сейчас, согласно действующей федеральной программе, в 5–9-х классах на историю должно отводиться 340 часов: по два часа в неделю при 34 учебных неделях.
- Согласно документу, увеличение часов произойдет , в частности, за счет появления в 5–7-х классах модуля «История нашего края». В 5-х классах на него предлагается отводить 34 часа, в 6–7-х — по 17 часов.
- В 8-м классе планируется увеличить число часов, отведенных на изучение всеобщей истории, с 23 до 34, истории России — с 45 до 68.
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Всероссийская олимпиада школьников 5-11 классы (школьный этап) экономика, право, обществознание, история
Сентябрь-октябрь
Всероссийская олимпиада школьников 7-11 классы (муниципальный этап) экономика, право, обществознание, история
Ноябрь-декабрь
Городская неделя предпринимательства
Ноябрь
Городской конкурс «Я – гражданин России»
Январь-апрель
Городской конкурс по основам потребительских знаний и предпринимательской деятельности
Январь-март
Обучающие мероприятия для руководителей команд-участников городского турнира «Дебаты»
Октябрь 2024-февраль 2025
Городской турнир «Дебатов» среди обучающихся 7-11 классов
Февраль-март
Городской конкурс, посвященный Дню местного самоуправления
Март-апрель
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Конкурс профессионального мастерства «Педагогический звездопад – 2025» (номинация «Лучший учитель года»)
Февраль-март
XV городская междисциплинарная научно-практическая конференция «Шаг в науку» (направление «История в вопросах и ответах», «Человек в социальном измерении», «Экономика сегодня»): школьный и муниципальный этапы
Февраль
Семинар «Единый государственный учебник по истории для 10-11 классов (базовый уровень): опыт использования в 2023/2024 и перспективы реализации в 2024/2025 учебном году»
МБОУ СОШ № 30
Март-апрель
Использование ЦОР в профессиональной деятельности педагогов
В течение года
Консультации с руководителями МО
В течение года
Основные количественные характеристики1 экзаменационной кампании ГИА-11 в 2024 году в субъекте Российской Федерации
КГКУ РЦОКО
rcoko27.ru
Обществознание: https://rcoko27.ru/files/uploads/sao/2024/SAO-11_12_Soc_2024.pdf
История: https://rcoko27.ru/files/uploads/sao/2024/SAO-11_07_Hist_2024.pdf
1. Количество участников экзаменационной кампании основного периода проведения ЕГЭ в 2024 году в субъекте Российской Федерации
- История 730
- Обществознание 2446
- Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за 3 года)
- 99,92% - это выпускники текущего года
2022 г.
чел. /% от общего числа участников
2023 г.
2024 г.
чел. /% от общего числа участников
2771 / 48,67
чел. /% от общего числа участников
2790 / 49,92
2448 / 48,38
Перечень ОО Хабаровского края, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по предмету
Перечень ОО Хабаровского края, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по предмету
ВЫВОДЫ
- Произошло повышение на 1,89 среднего балла за выполнение работы ЕГЭ по обществознанию, который составил 55,72 (53,3 – результат в 2023 году).
- Следует отметить сокращение числа выпускников (на 7,13 %) не преодолевших минимальный порог – 18,07% в 2024 году ( 25,2% в 2023 году).
- Произошло увеличение доли выпускников набравших баллы от 61 до 80 и от 81 до 99, что несомненно свидетельствует о повышении уровня подготовки наряду с снижением доли не преодолевших минимального порога.
- Однако произошло увеличение доли набравших от минимального балла до 60, что является негативной тенденцией.
- 100 баллов: два участника в 2024 году - один из г. Хабаровска (МБОУ СОШ №32) и один из города Комсомольска-на-Амуре.
Краткая характеристика КИМ по учебному предмету
- Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, с аналогичной формой и сбалансированные по уровню сложности. Количество заданий по сравнению с 2023 годом не изменилось. В 2024 году скорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания задания 24.
Анализ выполнения заданий КИМ
Линии заданий с наименьшими процентами выполнения: задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15)
- - Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев задание 19 – 3,17% (13,96% 2023г.), задание 20 -2,79% 12,44% 2023г.).
(не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)
Линии заданий с наименьшими процентами выполнения: задания повышенного и высокого уровня (с процентом выполнения ниже 15)
- Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений задание 24 К1 – 2,71% (5,82% в 2023г.), задание 24 К2 – 0,23% (1,21% в 2023г.), задание 25 К1 2,83% (4,25% в 2023г.), К2 14,71% (13,42% в 2023 г.), К3 4,3% (2,1% в 2023г.).
(не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)
Успешно усвоенные / освоенные умения, навыки, виды деятельности.
- Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, средний процент выполнения задание 2 (повышенного уровня сложности) – 56,79% (56,85% в 2023г.), задание 8 (базовый уровень) – 65,38% (50,27% 2023г.).
- Сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа (таблица, диаграмма) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Задание 4 – 57,13% (65,5% в 2023г.), задание 9 (базовый уровень) – 88,91% (76,91% в 2023г.), задание 16 (повышенный уровень) – 59,95% (29,66% в 2023г.), задание 17 (базовый уровень) – 72,06% (76,17% в 2023г.).
(не получившие минимального балла, 0–41 т.б.)
Затруднения по темам
- Участники экзамена с результатами 61–80 т.б. показали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса. Все задания базового и повышенного уровней части 1 и части 2 выполняются, как правило, на высокий балл диапазон выполнения от 47,42% до 97,88%.
- Менее освоенной темой остаётся «Экономические функции государства», «Заработная плата и стимулирование труда», «Познавательная деятельность», «Типы рыночных структур», «Организационно-правовые формы предприятий».
участники ЕГЭ с результатами 81–100 т.б.
- Высокобалльники демонстрируют знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. Эта группа успешно выполняет задание базового, повышенного и высокого уровня сложности, диапазон максимального балла в 2024 году:
- задания базового уровня сложности диапазон от 78,96% до 99,39%;
- задания повышенного уровня сложности диапазон от 88,41% до 98,17%
- задания высокого уровня сложности диапазон от 61,18% до 95,73% .
- Надо отметить, что и в группе с хорошей подготовкой встречаются выпускники, которые не дают полного правильного ответа на задания высокого уровня сложности, потому что не смогли четко уяснить сущность требований, в которых указаны оцениваемые элементы ответа. Наибольшие затруднения вызвало задание 24 критерий 1- в котором, требовалось составить сложный план по теме, содержащий не менее трех обязательных для раскрытия темы по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Задание изменилось в 2024 году вместо двух обязательных по критериям пунктов, потребовалось три.
СТАТИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ.
- Задание 1 выполнено участниками экзамена на уровне ожидаемого – 50,69 %, это понятийное задание базового уровня, требующее соотнесения видовых понятий с родовыми. В задании было необходимо из предложенного перечня терминов исключить два не относящихся к понятию «общественный регресс». 1) деградация; 2) возврат к более примитивным формам; 3) спад; 4) улучшение качественных характеристик; 5) подъём; 6) упадок культуры. Необходимо было найти две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и записать в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- С этим заданием не справились 67,19% участников экзамена из 1 группы набравшей до 41 т.б. и 6,27% из 2 группы набравшей от минимального до 60 т.б.
- Были указаны не относящиеся к правильному ответу понятия деградация и спад , что свидетельствует о не достаточности знаний по данной теме.
СТАТИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНЫТЫМ ОТВЕТОМ.
- Задание 17. Основными ошибками были: неверный выбор предложения, отвечающего на вопрос, указание менее трех элементов при ответе на второй вопрос, а также переписывание излишне большого фрагмента текста.
- Задание 18. Группы 1 (не преодолевших минимальный балл) – 4,98%, группа 2 (набравшие от 42 до 60 т.б.) – 18,68%, группа 3 (набравшие от 61 до 80т.б.) – 47,42% не достигли уровня ожидаемой решаемости. Затруднения - в выделении именно основных признаков заработной платы как факторного дохода, при этом два из трех должны были быть из приведенного перечня (вариант 330). В большом количестве работ ответ на задание 18 отсутствовал или был не полным как и в прошлом году.
Выводы об изменении успешности выполнения заданий разных лет по одной теме / проверяемому умению, виду деятельности
Снижение результатов
- отмечается по заданиям:
- 4-79,02% (86,49% в 2023 г.),
- 5 – 58,13% (70,28% в 2023г.),
- 6– 51,78% (65,52% в 2023 г.),
- 11 – 58,25% (63,42% в 2023г.),
- 18 – 29,15% (30,15% в 2023 г.),
- 19 - 25,31% (44,96% в 2023 г.),
- 20 - 27,71% (37,23% в 2023 г.),
- 24 К1 - 15,38% (28,81% в 2023г.) К2 5,35% (8,8% в 2023 г.).
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
- Начинать подготовку к ЕГЭ в образовательных организациях необходимо с информирования учеников о структуре КИМ, знакомить с спецификатором, кодификатором и системой оценивания.
- Научить правильно оформлять бланк ответов № 1 (включая замену ошибочных суждений).
- Предложить выпускникам алгоритм оформления заданий 2 части.
- Рекомендуем сделать шаблоны ответа, которые не позволят ученикам «потерять» элементы ответа.
- Например, для выполнения задания 21 (график по экономике) можно рекомендовать следующий шаблон:
- 1 Как изменилась равновесная цена…
- 2 Что могло вызвать изменение предложения// спроса? А. обстоятельство//фактор Б. влияние на спрос// предложение на рынке………….. (объяснение)
- 3. Если ………………………………. ТО
- А. Спрос // предложение ………………. Б. Равновесная цена ……………………….
- При отработке заданий 19 и 25.3 (примеры) ученики должны понимать, что:
- 1. Степень конкретизации примера должна быть максимальной, поскольку пример — это иллюстрация, то есть должен быть субъект, объект, действия, результат;
- 2. Есть разные модели задания: часто требуется назвать теоретическое положение, а потом проиллюстрировать его примером, иногда достаточно только примера. Если решаем задание первой модели, можно рекомендовать оформлять его в форме таблицы, где в 1 столбике пишем теорию, во втором – пример;
- 3. Если используются реальные факты, ученики должны быть уверены в их достоверности, а главное, это не должны быть эмоциональные утверждения, мифы или слухи. Это относится не только к материалам СМИ, но также и к историческим фактам;
- 4. В заданиях ,которые не содержат указания о соответствии примера современной ситуации в РФ, можно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство N, фирма X
- В заданиях, которые не содержат указания о соответствии примера современной ситуации в РФ, можно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство N, фирма X;
- При выполнении модели задания, которая предлагает проиллюстрировать примерами влияние, взаимосвязь, воздействие, можно использовать прием «Если – то – результат».
- Например, задание: «проиллюстрируйте примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий)». Ответ: 1) ЕСЛИ в государстве S будет существовать финансовая стабильность, ТО ЦБ снизит ставки по кредитам на развитие бизнеса и в РЕЗУЛЬТАТЕ ООО «Чайка», занимающееся производством моторных лодок, сможет взять кредит на покупку помещения под новый цех и за 3 года рассчитаться с кредитом из прибыли».
формы и методы работы с текстовой информацией:
- 1.Составление вопросов к тексту и ответы на них;
- 2.Комментированное, прерывистое чтение текста;
- 3.Аналитическое чтение текста (при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника с помощью специальных условных обозначений;
- 4.Деление текста на смысловые части, выделение ключевого слова;
- 5.Составление тезисного плана;
- 6.Составление сравнительных таблиц;
- 7.Подбор примеров из СМИ, различных источников, личного опыта, раскрывающих основные идеи текста;
- 8.Составление логической схемы, кластера;
- 9.Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст (сходно с заданиями ЕГЭ, где нужно анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или составить вопросы к данным таблицы, диаграммы); 10.Восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок);
- 11. Работа с незнакомыми словами, выражениями на предмет понимания их смысла; 12. Отбор примеров, фактов, которые могут быть полезны для выполнения других заданий (задание 25 К1).
- Для подготовки к выполнению 20 и 25 задания следует разобрать, чем положение, позиция, точка зрения или тезис отличается от аргумента.
- Тезис – кратко сформулированная мысль («Для демократического общества необходима многопартийность»), а аргумент – это доказательство тезиса.
- При написании аргумента необходимо учитывать следующие правила:
- аргумент должен соответствовать тезису;
- не дублировать и перефразировать тезис;
- аргумент – это обобщение, а не пример;
- аргумент должен быть логические выстроен.
- Можно научить школьников перефразировать задание .
- Например, задание «обосновать необходимость многопартийности в демократическом государстве», можно перефразировать как «ПОЧЕМУ в демократическом государстве должна быть многопартийность».
- или
- «подтвердите неэффективность командной экономики» можно перефразировать «КАКИЕ недостатки у командной экономики».
- Ответ становится более понятным и отвечая на такой вопрос можно установить функциональные и причинно - следственные связи.
- В данной модели также рекомендуется использовать прием «Если – то - результат» , но только не с опорой на примеры, а опираясь на обобщенные знания.
Самый простой алгоритм составления плана по теме:
- 1. Понятие, сущность...
- 2. Характерные черты (признаки, главные элементы, особенности): а) б) в)
- 3. Важнейшие задачи, основные функции: а) б) в)
- 4. Формы, типы, виды классификации: а) б) в)
другой алгоритм выполнения задания 24
- 1. Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх).
- 2. Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.
- 3. Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему, по существу.
- 4. Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.
- 5. Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
- 6. Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.
«скелет» ответа. Задание 25.1 звучит так: Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.
Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей - предметников
- Включить в работу методических служб муниципалитетов для учителей истории в 2024-2025 учебном году семинары, заседания МО, обмен опытом педагогов по темам:
- «ЕГЭ-2024 по истории: предметно-содержательный анализ результатов»;
- «Технологии подготовки к единому государственному экзамену по истории»;
- «Опыт работы учителей-предметников, подготовивших выпускников, написавших ЕГЭ по истории на высоком уровне»;
- «Сформированность метапредметных компетенций как условие успешности экзаменационного результата по истории»;
- «Организация межпредметных связей в образовательном процессе»;
- «Использование возможностей цифровой образовательной среды при организации работы обучающихся по повторению курса истории»;
- «Методика работы с историческими терминами и понятиями»
- «Эффективные приемы развития картографических навыков обучающихся при работе с исторической картой. Историческая география»
КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2025 ГОД
- Празднование 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
- 675 лет со времени рождения Дмитрия I Ивановича (1350-1389), великого князя московского, прозванного Донским за победу в Куликовской битве.
- 665 лет со времени рождения Андрея Рублёва (1360-1430), русского иконописца.
- 645 лет Куликовской битве (1380 год).
- 515 лет со времени рождения Ивана Фёдорова (Ивана Фёдоровича Москвитина) (1510-1583), русского первопечатника.
- 280 лет со дня рождения Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова (1745-1813), графа (1811), светлейшего князя (1812), русского военачальника, полководца
- Празднование 100-летия Международного детского центра «Артек»
- 155 лет со дня рождения Владимира Ильича Улья́нова .
- 115 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц (1910-1975), русской советской поэтессы. Ее стихи помогли ленинградцам выжить в промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства.
ССЫЛКИ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ГРУППАМ и ОНЛАЙН-СЕМИНАРАМ
№ п/п
Наименование предмета
Ссылка для подключения к предметным группам
ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222846941
https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222847011
№
п/п
Наименование предмета
Ссылки для подключения к онлайн-семинарам
ИСТОРИЯ
https://sferum.ru/?call_link=C7oIaoFpDQR-e6kkauFDUz-PI8hvoHTy1aMPHEDVO9w
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
https://sferum.ru/?call_link=MavgmzAB4kscHH_gF73YGwYOLhKMxnncx0WBnhj3sIo