Орг. мом. Развитие ВПФ Развитие слухового внимания. Послушайте названия 4 предметов, а затем повторите их в другом порядке: от самого маленького к самому большому. Слон – волк – жук - кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе. Развитие слухового восприятия. Послушайте и повторите ритм, который я буду отхлопывать. Повторяйте за мной не глядя, только по слуху. Ритмический рисунок (Х – хлопок) Х _ Х ХХ _ Х Х _ ХХ ХХ _ ХХ ХХХ _ ХХ ХХ _ ХХХ Х _ ХХ _ ХХ ХХ _ Х _ ХХ Изучение нового материала. Развитие временных представлений. - Какое время года сейчас? - Какой сейчас период осени? - Какие вы знаете осенние месяцы? - Какой сегодня день недели? - Какая сейчас часть суток? Развитие фонематических процессов. Послушайте загадки, отгадайте их. В ходе отгадывания загадок выделите гласный звук из начала, конца или середины слова (Аист - А, кенгуру - У, зонт - О, экскаватор - Э, мыло - Ы, санки - И). Дети называют гласные (а, у, о, э, и, ы), следя за их артикуляцией перед зеркалом и соотнося произносимые звуки с соответствующими символами (у детей на парте зеркала и плакатики с изображением символов гласных), записывают нужную букву на листочке. Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, За лягушками к болоту. Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику. Поднимите нужный символ. Загляни к нему ты в сумку, Там увидишь ты малютку. Далёко прыгает в длину Всем известный … Назовите последний звук в этом слове. Кто со мною в дождик вышел, Для того я вроде крыши. (Зонт) У песочных ям, У горы крутой Стоит великан С железной рукой. (Экскаватор) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не лениться. (Мыло) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы. (Санки) Игра «Отгадай слово» Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове. Ход игры. Посмотрите на картинки с изображением фруктов и отгадайте, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Например: Первый звук [а], последний — [н] (апельсин). Игра «Отгадай слово». Ход игры. Послушайте ряд слов. Из первых звуков данных слов составьте новое слово. СЛИВА, АНАНАС, ДЫНЯ — сад ПАПАЙЯ, АПЕЛЬСИН, ПЛОДЫ, АЙВА— папа МАНДАРИН, АВОКАДО, КОСТОЧКА— мак Игра «Назови слово» Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове. Ход игры. Посмотрите на схемы слов с обозначенными гласными звуками, отгадайте название фрукта по схеме. ___И _ А — слива А _ А _ А _ — ананас ___У _ А — груша Игра «Загадай загадку» Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме. Ход игры. Дети сами загадывают друг другу загадки, описывая фрукт по опорной схеме. Работа с числовыми рядами. В слове-отгадке определить место, количество звуков. Текст для пересказа ХИТРОЕ ЯБЛОКО Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме. На следующий день он опять нарисовал красивое красное яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе. На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-жёлтый, а на маленьком черенке — зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко; оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: — Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя рисовать буду. Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан. Т. Пономарёва Вопросы: Что нарисовал Петя? Почему яблоко выкатилось из альбома? Кому Петя отдал первое яблоко? А второе? Что случилось на третий день? О чём пожалел Петя? Почему яблоко снова стало нарисованным? Текст для пересказа КОСТОЧКА Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой Вопросы: Что купила детям мама? Что сделал Ваня, когда никого не было? Что сказал отец за обедом? Что ответили дети? Какое чувство испытывал Ваня из-за своего поступка? Что рассказал отец про косточку? Почему все смеялись за обедом? Почему Ваня заплакал? Подведение итогов. О чём говорили на занятии? |