СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над гласными

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над гласными»

  1. Орг. мом.

  2. Развитие ВПФ

  1. Развитие слухового внимания.

Послушайте названия 4 предметов, а затем повторите их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.


Слон – волк – жук - кот,

утка – лебедь – ворона – воробей,

вишня – слива – ананас – арбуз,

кит – дельфин – щука – ерш,

океан – пруд – море – лужа,

трасса – дорога – тропинка – шоссе.


  1. Развитие слухового восприятия.

Послушайте и повторите ритм, который я буду отхлопывать. Повторяйте за мной не глядя, только по слуху.

Ритмический рисунок (Х – хлопок)

Х _ Х

ХХ _ Х

Х _ ХХ

ХХ _ ХХ

ХХХ _ ХХ

ХХ _ ХХХ

Х _ ХХ _ ХХ

ХХ _ Х _ ХХ


  1. Изучение нового материала.

  1. Развитие временных представлений.

- Какое время года сейчас?

- Какой сейчас период осени?

- Какие вы знаете осенние месяцы?

- Какой сегодня день недели?

- Какая сейчас часть суток?

  1.   Развитие   фонематических процессов.

Послушайте загадки, отгадайте их. В ходе отгадывания загадок выделите гласный звук из начала, конца или середины слова

(Аист - А, кенгуру - У, зонт - О, экскаватор - Э, мыло - Ы, санки - И).

Дети называют гласные (а, у, о, э, и, ы), следя за их артикуляцией перед зеркалом и соотнося произносимые звуки с соответствующими символами (у детей на парте зеркала и плакатики с изображением символов гласных), записывают нужную букву на листочке.


Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту.

Назовите первый звук в этом слове.

Дайте ему характеристику.

Поднимите нужный символ.


Загляни к нему ты в сумку,

Там увидишь ты малютку.

Далёко прыгает в длину

Всем известный …

Назовите последний звук в этом слове.



Кто со мною в дождик вышел,

Для того я вроде крыши. (Зонт)



У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой. (Экскаватор)



Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (Мыло)



Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)



  1. Игра «Отгадай слово»

Цели:  совершенствовать  фонематические   процессы,   учить определять первый и последний звук в слове.

Ход   игры.  Посмотрите на картинки с изображением фруктов и отгадайте, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Например:

Первый звук [а], последний — [н] (апельсин).


  1. Игра «Отгадай слово».

Ход игры.  Послушайте ряд слов. Из первых звуков данных слов составьте новое слово.  

СЛИВА, АНАНАС, ДЫНЯ — сад

ПАПАЙЯ, АПЕЛЬСИН, ПЛОДЫ, АЙВА— папа

МАНДАРИН, АВОКАДО, КОСТОЧКА— мак



  1. Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

Ход   игры.  Посмотрите на схемы слов с обозначенными гласными звуками, отгадайте название фрукта по схеме.

___И _ А — слива

А _ А _ А _ — ананас

___У _ А — груша


  1. Игра «Загадай загадку»

Цели:  развивать   связную   речь,   обучать   детей составлению рассказов-описаний   по   графической схеме.

Ход игры. Дети сами загадывают друг другу загадки, описывая фрукт по опорной схеме.

 Работа с числовыми рядами. В слове-отгадке определить место, количество звуков.

  1. Текст для пересказа

ХИТРОЕ ЯБЛОКО

Петя нарисовал яблоко.  Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме. На   следующий   день   он   опять   нарисовал красивое красное яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе. На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-жёлтый, а на маленьком черенке — зелёный листок.  Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко;  оно оказалось таким вкусным, что он  тут  же пожалел:

— Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя рисовать буду. Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось   обратно   в   альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

                                                                          Т. Пономарёва

Вопросы:

Что нарисовал Петя?

Почему яблоко выкатилось из альбома?

Кому Петя отдал первое яблоко? А второе?

Что случилось на третий день?

О чём пожалел Петя?

Почему яблоко снова стало нарисованным?

Текст для пересказа

 

КОСТОЧКА

Купила мать   слив и   хотела   их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой

Вопросы:

Что купила детям мама?

Что сделал Ваня, когда никого не было?

Что сказал отец за обедом?

Что ответили дети?

Какое чувство испытывал Ваня из-за своего поступка?

Что рассказал отец про косточку?

Почему все смеялись за обедом?

Почему Ваня заплакал?


  1. Подведение итогов.

О чём говорили на занятии?




Выполняют задания
























Осень

Поздняя

Сент, окт, нояб

Вторник

День















Аист

Звук А

Гласный

Квадрат





Кенгуру

Звук У

Гласный

Маленький круг