СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над языком сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над языком сочинения. Речевые, грамматические.  Из интернета.

Просмотр содержимого документа
«Работа над языком сочинения»

Работа над языком сочинения


1. Примеры ошибок


1. Как ни пытается Раскольников аннулировать эту мысль, она полностью овладевает им.

Слово аннулировать означает «объявить недействительным, отменить». Раскольников пытается избавиться от мысли (о преступлении), но никак не «отменяет» ее и не хочет «объявить недействительной».

2. Проблема совести является фактором размышления Пушкина.

Слово фактор означает «момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении». Проблема совести может быть предметом или объектом размышлений, но не его «существенным обстоятельством».

3. Каждый чиновник этого провинциального городишки вылезает вон из кожи , чтобы понравиться мнимому ревизору.

В русском языке существует фразеологизм лезть из кожи вон , но не «вылезать из кожи вон».

4. Хотя Куприн не играл столь большого значения в литературе конца 19 – начала 20 в., как Чехов и Толстой, а позже – Бунин и Андреев, многие его повести и рассказы не уступают произведениям этих писателей по глубине изображения характеров и мастерству.

Распространенное неправильное сочетание слов. Правильная сочетаемость: иметь значение, играть роль.

5. Первым, кто выдвинул в русской литературе тему лишнего человека, был Пушкин.

Выдвинуть тему – неправильное словосочетание, тему можно затронуть, раскрыть.

6. В эту глубокую бездну отчаяния постепенно погружается герой Достоевского.

Слово бездна имеет значение «глубокая пропасть», поэтому автор сочинения фактически написал: глубокая глубокая пропасть.

7. Толстой негодует от возмущения , когда показывает нам Наполеона в этом эпизоде.

Плеоназм: негодовать – испытывать возмущение.

8. На балу Онегин, чтобы позлить приятеля и отомстить ему за то, что тот притащил его в гости, танцевал с Ольгой, а Ленский начал хорохориться .

Слова притащил и хорохориться разговорные, они неуместны в сочинении.

9. Мне кажется, что А. С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси .

Анахронизм---- ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии: о Руси мы говорим, когда речь идет о древней, сказочной, легендарной стране; о времени, когда жил А. С. Пушкин, следует писать Россия .

10. Для поэта все старое, все образы старого мира – враждебно .

Сказуемое в приведенных предложениях относится к ряду однородных членов и должно быть в форме не единственного, а множественного числа.

11. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.

Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов, либо с помощью вспомогательных слов, но не с помощью двух этих способов одновременно: или «любимейшая героиня», или «самая любимая героиня».

12. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

Непонятно, кому «ему»: Рогожину или Мышкину?

13. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

Оба сказуемых должны быть употреблены либо в настоящем, либо в прошедшем времени.

14. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле , народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Деепричастный оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и сказуемое.

Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.

15. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

Должно быть либо два придаточных предложения, либо два причастных оборота (в данном случае предпочтителен первый вариант). 1. На столе у Манилова лежала книга, которая была всегда открыта на одной и той же странице и которую он никогда не читал. 2. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и никогда не читаемая им.


2. Фактические ошибки


1. В романе два действующих лица : Онегин и Татьяна. персонажи романа названы «действующими лицами», что возможно только в драматическом произведении, к тому же персонажей в романе «Евгений Онегин» значительно больше, наверное, имелись в виду главные персонажи;

2. Алексей Максимович Горький родился в небольшом городке на Волге – в Горьком .

3. Как в старой Руси согрешившие и заблудшие выходили на площадь, становились в грязь, на колени, и каялись перед народом, так и Есенин каялся перед страной в том, что мешал ей своей песней . допущена ошибка в трактовке творчества С. Есенина, использован неточный, противоречивый образ.


3. Лексические ошибки


Смешение паронимов (однокоренных слов, различающихся по значению и употреблению)


1. Такая дружба на проверку (поверку ) не выдержала испытаний.

2. Виной (виновницей ) тяжелой жизни ямщика является злодейка-жена.


Тавтология и плеоназм


1. Чацкий вырос в этой среде, с нею героя по-прежнему связывают родственные связи , даже чувство любви. 1, 2, 3 – тавтология; повторение одних и тех же, близких по смыслу или однокоренных слов

2. Для украшения сада устроены прекрасные по своему строению фонтаны.

3. Гринев увидел небольшую деревушку , огороженную частым частоколом .

4. Вопрос о невозможности всякого равнодушия и апатии . 4, 5, 6, 7, 8 – плеоназм: неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли.

5. Мы видим эгоизм и индивидуализм Печорина.

6. По мнению Базарова, жизнь требует безотлагательных изменений и преобразований .

7. Автор показывает Наташу глубокой патриоткой своей Родины . патриот – это человек, любящий свою Родину ;

8. Ленский не знает жизни и не занимается познанием действительности.

9. Гриша Добросклонов счастлив , потому что он борец за счастье русского народа , он верит в счастливое будущее русского народа . 9, 10, 11 – неоправданный лексический повтор или повтор однокоренных слов;

10. О войне написано много произведений. Многие писатели обращаются к этой теме.

11. К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.

12. Обычным для Некрасова было великодушие широкой русской души . тавтология, кроме того, великодушие не может быть обычным;

13. В своем романе «Война и мир» Толстой передает свое мировоззрение, свою философию . плеоназм (мировоззрение, философия ) и неоправданный повтор слова свой;

14. Образом Т. Лариной автор изобразил тип русской женщины. тавтология (образом изобразил ), не говоря о том, что тип русской женщины нельзя изобразить образом ; неуместна и форма имени собственного (Т. Ларина );

15. Это произведение поражает нас своей жизненностью, правдивостью и непростотой. в данном случае автор использует слова жизненность и правдивость, фактически не различая их значения;

16. Работали молча, без слов .


Нарушение традиционной лексической сочетаемости, разрушение фразеологизма


1. Фамусов – закоренелый крепостник . закоренелый негодяй,

2. Кабаниха – матерая вдова . матерый преступник, но не крепостник; вдова

3. В комнате была тесная обстановка . обстановка не может быть тесной ;

4. На первый взгляд вопрос этой темы может показаться сложным. формулировка темы, сама тема, но не вопрос темы ;

5. Левинсон сумел поставить отряд на железную дисциплину . наладить железную дисциплину;

6. Они все сделали быстро, но опустя рукава. спустя рукава;

7. Старуха много горя захлебнула на своем веку. хлебнуть горя;

8. Швабрин дал ей три дня на размышление, и если она не одумается и не выйдет под венец , то пусть не ждет пощады. пойдет под венец;

9. Каждый говорил свою точку зрения . высказать точку зрения;

10. В драме «Гроза» автор говорит протест против купцов-самодуров. выразить протест;

11. С милосердием в пьесе выступает Лука. проявить милосердие;

12. Сатин прославляет гимн Человеку с большой буквы. прославлять человека, пропеть гимн;

13. Варвара рассказывает ей свои принципы . выразить принципы, сформулировать их;

14. Поэт бросает самую сильную ненависть всему крепостническому строю. бросить обвинение, выразить ненависть;

15. Наташа хочет прожить каждую минуту жизни интересно. Она нуждается в постоянном восхищении . ей необходимо постоянное восхищение;

16. Я глубоко не оправдываю Евгения. глубоко любить, верить, но нельзя сказать глубоко не оправдываю ;

17. Но под романной формой скрываются реалистические взгляды, тенденции, призывы . в однородном ряду употребляются слова взгляды, тенденции, призывы , значение которых автор понимает неточно; кроме того, нетрадиционно само сочетание слов реалистические призывы ;

18. Раскольникова одолевает чувство своей необычности . одолевать может чувство стыда, раскаяния, но не чувство своей необычности ;

19. Ленский пригласил Онегина на дуэль . вызвал на дуэль.


4. Грамматические ошибки Неправильное образование формы слова


1. Отношения к героям и лирические отступления рисуют нам образ поэта. 1, 2, 3 – отношение, героизм, мировоззрение – отвлеченные имена существительные, образование формы множественного числа у них или невозможно (героизмы) или требует другого контекста: наши отношения, разные мировоззрения ;

2. Граждане проявляли массовые героизмы .

3. Передовые мировоззрения Чацкого.

4. Из здания медпункта в кругу своих будущих однополченцев вышел Боголепов. однополченцев – неправильное формообразование, следует – однополчан ;

5. Солнцу не хватало время разбудить всех лесных жителей. не хватало времени ;

6. Остап и Андрий вернулись из бурса . из бурсы (слово бурса – женского рода);

7. От этого Мцыри кажется более таинственнее . неправильное образование формы сложной сравнительной степени, следует – более таинственно, более таинственным .


5. Ошибки в предложном и беспредложном управлении


1. Павел проходит в романе сложнейшее нравственное испытание – испытание любви (любовью) .

2. Уверенность в победу (в победе) .

3. Благодаря своей памятью (памяти) он знал несколько языков.

4. Новые идеи проникали в рабочие массы, и Павел, благодаря сложившихся обстоятельств (сложившимся обстоятельствам) , был увлечен этими идеями.

5. Доволен встрече (встречей) .

6. Бережно относился с книгами (к книгам) .

7. О (об) этих героях мы узнали с (из) книжек .

8. Она среди всей обстановки (в обстановке) , в которую попала, выйдя замуж за Тихона, не теряет своего достоинства, не позволяет унижать себя.

9. Петруша был в восторге о том (от того) , что будет служить в армии.

10. Мцыри стал вслушиваться к волшебным голосам (вслушиваться в волшебные голоса, прислушиваться к голосам) .

11. Через образ главного героя (образом главного героя) автор утверждает мысль о том, что народ сам создает своих героев, что в каждом должны пробудиться лучшие черты характера, самосознание, мужество.

12. Восторг перед упорством и смелостью революционеров (восторгаться упорством и смелостью).. .

13. Это можно доказать на таком примере (доказать таким примером) .

14. Автор понимает, что на горячих чувствах и высоких идеалах жить невозможно (невозможно жить горячими чувствами и высокими идеалами) .

15. Поэма Некрасова – это обличение против самодержавия (обличение самодержавия) .

16. Читая поэму «Кому на Руси жить хорошо», содрогаешься сердцем над судьбой Матрены Тимофеевны (судьба Матрены Тимофеевны заставляет содрогнуться, вызывает содрогание).

17. Закономерность о том (закономерность того) .


6. Ошибки в построении предложения


1. Декабристам объявили о замене милостью царя казни каторгой . нанизывание падежных форм имен существительных, что затрудняет понимание смысла предложения;

2. Немного пройдясь , ей навстречу бежала с лаем белая собачка английской породы.- 2, 3, 4, 5 неправильное использование деепричастий и деепричастных оборотов;

3. Развлекаясь , Печорину все надоело.

4. Вдумчиво вчитываясь в страницы романа, видно , как душа матери постепенно очищается от плесени страха.

5. Живя в крепости, Петруше было скучно, и он сочинял стихи, и у него появилось понятие чести и долга.

6. Пугачев сказал Гриневу, что а ну-ка, поцелуй мой сапог! - неправильный перевод прямой речи в косвенную;

7. Народ уже выступает в роли той силы, который «грудью проложит дорогу себе».- союзное слово который должно быть употреблено здесь в форме женского рода (которая ), так как соотносится не со словом народ , а со словом сила ;

8. Фирс – это символ умирающего старого мира, который пришел в негодность . затемнение смысла высказывания вследствие неудачного использования определительных придаточных;

9. У князя Андрея появляется новая цель – жить, помогая и сочувствуя людям, которая помогает ему вынести новое горе.- затемнение смысла высказывания вследствие неудачного использования определительных придаточных;

10. Вор Васька Пепел, которого с детства так звали, он еще и не украл ни разу, а его уже звали вором, и он продолжал путь своего отца .- нелогичное построение сложного предложения;

11. И мотив этой новой жизни воплощается и на страницах пьесы «Вишневый сад».- неуместный повтор союза и ;

12. Среди монахов Мцыри выделяют сила мечты о свободе, цельность и сосредоточенность. И вот Мцыри бежит из монастыря. - неуместное использование союза и

13. Образ Мцыри показан поэтом очень убедительно и искренне. И это не случайно. в приведенных примерах и это не случайно, и неспроста, и правда являются смысловыми пустышками;

14. Это произведение поражает нас своей жизненностью и правдивостью. И неспроста.

15. Главный пафос Есенина – любовь к России. - пропущено слово, необходимое для точного понимания смысла предложения: пафос творчества ;

16. На переднем плане изображена девочка, которая срывала ягоды и кладет их себе в рот.- нарушение временного единства контекста (срывала и кладет ), следует – срывает и кладет, срывала и клала ;

17. Карандышев, униженный обществом Паратова, зовет их к себе на обед.- неточное употребление личного местоимения их , которое указывает на слово среднего рода общество .


Неуместные слова и выражения


1. У Некрасова очень много стихотворений про судьбу русской женщины. - о судьбе

2. Петя всегда очень восторженно говорит про Аню. - об Ане

3. Вот мнение Анны Сергеевны - насчет любви. насчет – книжный предлог, его неуместность особенно очевидна в сочетании с частицей вот ;

4. И хотя его любовь так же искренна теперь, как и любовь Татьяны, но до конца он все-таки так и не разглядел истинную Таню . - автор произведения может назвать Татьяну Ларину Таней или Катерину – Катей, но в сочинении Таня, Катя неуместны, фамильярны;

5. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает сплетню . - фразеологизм распускает сплетню неуместен

6. И тут невольно вспоминаются слова, сказанные автором о Евгении в начале романа.-

6, 7, 8 – тут, увильнул, дружок – в приведенных примерах эти слова неуместны вследствие своей просторечности;


7. Мересьева окружили четыре вражеских самолета, но он все же увильнул от врагов и скрылся за тучи.

8. Все началось с того, что городничий получил письмо от своего дружка с известием о приезде ревизора.

9. Она любит своих родителей: Василису Егоровну и своего отца – коменданта Белогорской крепости капитана Миронова . - неуместна книжность оборотов комендант Белогорской крепости капитан Миронов, являющейся одним из чувств , кроме того, в 9 – неуместен повтор слова свой

10. Большое значение поэт отводит любви, являющейся одним из чувств , которое проверяет нравственную ценность человека.- 10 – нарушена традиционная сочетаемость слов: отводит большое значение – придает большое значение, большое внимание уделяет ;-

11. На фоне звездного неба все наносное мельчает, исчезает, а истинные чувства принимают глобальный масштаб.- слово глобальный употреблено неточно: глобальный – охватывающий весь земной шар, всеобщий ;

12. Проследить, как развивается любовь, на основе их объяснений друг другу. - неуместна канцелярская окрашенность выражения на основе их объяснений .


Красивость


1. Она как бы попадает на островок завтрашнего дня .

2. Но коль речь зашла о природе, то следует отметить, что и любовь к природе – одно из «добрых чувств». Посмотрите только, как весело, оживленно и задорно написано «Зимнее утро».

3. Поэтический рассказ солдата о сражении звучит как торжественная симфония о героизме народных масс .

4. Мы вместе с Пьером Безуховым проходим сквозь огонь и дым . Видим его мужество. Ему приходит мысль, что ему необходимо убить Наполеона.

5. Смерть и война. Вот неразлучные подруги .

6. Раскольников все воспринимает чутко и тонко .

7. В поэзии Лермонтова нежно, с любовью, грустью, вдохновением, образно воспевается Родина.

8. «Онегин» – это наше духовное богатство, кладовая красоты .

9. В переплетении таких возвышенных чувств возникла и питалась ими в дальнейшем , на протяжении всего творчества, вольнолюбивая лирика поэта.


Двусмысленные, противоречивые выражения


1. Автор «Горя от ума» и Чацкий – почти синонимы .

5. Повесть потрясла меня, вывернула наизнанку .

7. Чехов наделяет Петю Трофимова признаками недотепства .

8. Из ее слов мы видим, что Аня пойдет по Петиному пути , а может быть, даже дальше его .

9. Когда Павел исчезает со страниц романа , мать занимает его место .

10. Петруша вынес из родного дома много хорошего .

11. В этой каморке не открываются окна, то есть не остается другого выхода, кроме преступления .

14. У Андрея в салоне создается совсем иное чувство, чем у Пьера. Андрей стоит выше всех присутствующих. Он – как луч света в темном царстве .

15. На поле были слышны стоны и крики мертвецов .

16. Бедная Лиза рвала цветы и кормила свою мать.

17. Фамусов разбирает людей не по внутренностям, а по наружностям.

18. Толстой, Пушкин, Суворов и Глинка были историческими личностями (такие люди, которые двигают историю взад и вперед ).

19. Гоголь страдал действительностью: действительность заключалась в том, что он одной ногой стоял в прошлом, а другой приветствовал будущее .

20. Акакий Акакиевич вцепился в шинель, потому что своя рубашка ближе к телу .

21. Обломов был прикован к постели.

24. Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества .



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!