СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа над инструктивным материалом по специализации народные инструменты(гитара)"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить и проанализтровать проблему в изучении гамм на различных этапахобучения

Просмотр содержимого документа
«"Работа над инструктивным материалом по специализации народные инструменты(гитара)"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Унечская детская школа искусств»










Мастер-класс

« Работа над инструктивным материалом по специализации народные

инструменты( гитара)»






Провела преподаватель

высшей категории

Москалева И.А.








Унеча 2018г.




Тема: « Работа над инструктивным материалом по специализации

народные инструменты( гитара)»

Цель: выявить и проанализировать проблему в изучении гамм на различных этапах обучения.

Задачи:

Развивающие:

-Формирование у учащихся интереса к изучению гамм;

-Развитие индивидуальных способностей учащихся( зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);

- Развитие трудолюбия, уверенности в себе;

-Формирование навыков коллективной работы при изучении гамм.

Обучающие:

- Закрепление теоретических знаний;

-Выработка умения применять полученные навыки на практике;

-Формирование навыков игры в позиции;

-Выработка технических навыков в исполнении гамм.

Воспитательные:

- Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;

-Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность ,аккуратность. самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца)

Форма работы: мелкогрупповая.

Ожидаемый результат

- осознанное, грамотное исполнение учениками гамм;

-поддержание интереса к предмету;

-развитие личности ребенка.

План проведения мастер-класса:

I. Вступительная часть.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

II. Основная часть.

  1. Работа над постановкой рук на начальном этапе освоения.

  2. Работа над аппликатурой в гаммах.

  3. Работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов.

  4. закрепление выработанных навыков.

III. Вывод. Подведение итогов.

Возраст учащихся: 10, 14 лет

Продолжительность проведения:40 минут.

Ход мероприятия:

I. Вступительная часть

Здравствуйте, уважаемые преподаватели. Сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему « Работа над инструктивным материалом по специализации народные инструменты (гитара)

Работа над инструктивным материалом( упражнениями, этюдами, гаммами)-

неотъемлемая часть обучения в детских школах искусств. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом ,а в дальнейшем владения всеми музыкально- выразительными средствами исполнения. Игра на музыкальном инструменте требует от исполнителя

овладения различных технических навыков, быстроты и разнообразия

игровых движений. Одним из слагаемых такого материала, рассчитанного

на развитие техники являются гаммы.

Наверное каждому в своей жизни приходилось слышать от детей, друзей, знакомых, которые занимаются музыкой, такие высказывания:

« Гаммы- это скучно:»

«Гаммы играть не интересно»

« Зачем их только надо играть»?» или другие высказывания подобного рода.

Все эти утверждения сплошная ложь! Играть гаммы легко и приятно Конечно же это требует усердия, терпения, а также желания что-то сделать.

Не секрет, каждый гитарист мечтает и стремится играть быстро, громко и чисто, поражая слушателей своей виртуозной техникой, особенно в гаммаобразных пассажах. Одним музыкантам это дается легко( природные данные),другие нарабатывают технику годами упорного труда (приобретенные навыки), а некоторым совершенно не удается овладеть этими виртуозными качествами ( лень и бездарность)

Гаммаобразные пассажи в том или ином виде в произведениях для классической гитары встречаются довольно часто, например в испанских (фламенко)и классических произведениях: Ф.Сора, Д.Леньяни, М.Джулиани, Д.Агуадо и других, а также этюдах и виртуозных пьесах.

Общеизвестно, что гаммы играть полезно, но почему-то не все это делают с удовольствием .Между тем, если играть их с умом, это превращается в творческий увлекательный процесс .Когда гамма освоена, исполнение ее захватывает энергией движения.

Дело в том, что гаммы- это простейшие технические формулы. Они интересны не сами по себе, но своей простотой ,универсальностью. Выучить гамму, состоящую из нескольких нот, просто, но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться очень многому. Таким образом , можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности переключения внимания с одних задач на другие, которые неизбежно должны встретиться в художественном произведении, главная цель которого- создание музыкального образа.

II. Основная часть:


Итак, на нашем занятии сегодня мы посмотрим, какие задачи при изучении гамм на разных этапах обучения ставятся перед учащимися, разберем какие при этом возникают проблемы и постараемся найти способы решения этих проблем.

В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны внимания, что их играть интересно и увлекательно.

Свою работу я строю на основе изучения накопленного музыкально-исполнительского и педагогического опыта ведущих исполнителей-гитаристов, авторов школ игры и методических пособий, а также на основе обобщения личного опыта.

На уроке мне будут помогать учащиеся моего класса Помыканов Ренат и Шлык Роман.

этим словом окрестил поступенный звукоряд музыкант XI века Гвидо

Д’Ареццо. Ему же мы обязаны и названием и самих нот.

Кроме русского языка, слово «гамма» употребляется

Вопрос для учащихся: что такое гамма?

Ответ: последовательный ряд звуков, начиная от основного ( тоники) и заканчивая им же но в соседней октаве.

Вопрос: На сколько октав исполняются гаммы?

Ответ: на одну, две, три октавы.

В гитаре основные гаммы это двух и трех октавные гаммы.

Материалом для сегодняшнего урока послужит гамма A- dur. Формировать начальные навыки изучения гамм мы начали с учеником в 1 классе. Учащийся занимается второй год и уже освоил все ноты в I позиции и с открытыми струнами.

Гамма ля-мажор, сколько имеет ключевых знаков? Исполняется на сколько октав?

Играем просто гамму вначале ( затем работа с правой рукой)

Вот смотри, мы сейчас играли на аппояндо …, а теперь давай сыграем на тирандо.

Потом задать вопрос какими пальцами играли, а какими еще можем?

А теперь у нас есть ритмический комплекс- сюда входит( один удар на ноту, два удара на ноту, три удара на ноту, четыре удара на ноту)

Комплекс служит для подвижности пальцев в правой руке!!!!!!!!

Здесь тоже можно менять аппликатуру в правой руке..

А теперь поговорим о левой руке.

Вопрос: Какая функция левой руки?

Ответ: Соблюдать аппликатуру.

Вопрос: для чего нужно изучать и постоянно совершенствовать исполнение гамм?

Ответ: чтобы научиться быстро и чисто играть, чтобы знать расположение нот на грифе и ориентироваться в позиции, чтобы отработать сложные приемы и при этом не опираться на нотный текст…

Вопрос: что такое позиция?

Ответ: это номер лада на котором 1-й палец левой руки прижимает струну или находится над ней при извлечении аккорда или отдельных звуков.

Знание позиций открывает перед исполнителем большие возможности:

  1. Знание всего диапазона гитары

  2. Удобство исполнения

  3. Экономию движения пальцев

  4. Выразительность звучания.

Здесь полезно упражнение на растяжку пальцев. Вот допустим в 1 позиции ставим пальцы на все лады..

Основные задачи, стоящие перед учеником 2 класса – контроль за посадкой и постановкой рук, закрепление аппликатуры в 4 позиции.

Перед учеником ставится задача ритмически и по возможности динамически ровно исполнить гамму.

Типовая аппликатура- с помощью которой можно исполнять мажорную гамму в любой позиции от шестой струны:

6 струна- 2-4

5 струна- 1-2-4

4 струна-1-3-4

3 струна-1-3-4

2 струна-2-4

1 струна-1-2

Давай проверим

Арпеджио, аккорды

Сейчас я хочу пригласить учащегося 4 класса Шлык Романа для дальнейшей работы. В старших классах мы начинаем работу с гаммами в аппликатуре А.Сеговии. На сегодняшний день образцами и принятыми во всем мире считаются гаммы в аппликатуре выдающегося испанского гитариста 20 века А.Сеговии. При освоении учеником этих гамм вырабатываются:

- совершенство постановки рук и звукоизвлечения;

- достижение свободы и стабильности исполнительского аппарата;

-формирование независимости и скоординированности действии рук;

- развитие беглости, ровности, стабильности и выносливости. Аппликатура А. Сеговии имеет ряд преимуществ:

- активное включение в игру слабых пальцев( мизинца и безымянного на левой руке);

- формирование позиционного мышления при отсутствии растяжки;

-интесивная отработка приемов смены позиций;

- оптимальность количества аппликатурных формул.

Ученик, ежедневно работающий над гаммами, с течением времени способен их довести до виртуозного блеска. Работать над гаммами следует всеми штрихами в разнообразных ритмических, артикуляционных вариантах.

Такой метод позволяет не только в совершенстве овладеть грифом инструмента, но и выработать яркость и острую характерность штрихов.

Гамма G- dur в аппликатуре А.Сеговии .

Вопрос: Сколько ключевых знаков имеет эта гамма?

Ответ: Один- фа-диез

Вопрос: На сколько октав исполняется гамма?

Исполняет гамму в том темпе , в котором справится..

Разбор гаммы..

Вопрос? В какой позиции мы начинаем играть эту гамму?\

На сколько позиций играется эта гамма( посчитать)

Шесть позиций, так хорошо. Скажи у нас где происходит смена позиции?

Да. Здесь очень полезно поиграть упражнения на смену позиции. Эти упражнения надо проиграть по несколько раз каждое, добиваясь в них плавности перехода из одной позиции в другую. Надо добиваться, чтобы не было остановок при переходе.

При беглости следим за ровностью исполнения.

Поставленная задача при соединении октав в единую гамму- осуществить незаметный переход при переходе из второй позиции в пятую позицию(смена позиции пальцами 3-1), из пятой позиции в восьмую, из восьмой в двенадцатою. Данный переход ( смену позиций) отрабатываем в виде упражнения, при этом важно сохранять позиционную «хватку» в руке( не вытягивать палец), работать предплечьем, а сам переход охватить слухом.

Сейчас мы покажем ритмический комплекс: игра дуолями, триолями, квартолями, четверть две восьмые, четверть шесть восьмых, пунктирный ритм.

Арпеджио, аккорды.

После отработки смены позиций переходим к соединению гаммы в медленном темпе пройденными ритмическими вариантами, с добавлением в конце аккордов.

В программе учащегося 4 класса все больше встречается сочетание различных приемов. Поэтому отрабатывать данные приемы лучше на гаммах. Очень часто в гитарной технике встречается прием тремоло

Что такое тремоло? Это быстрое чередование одного и того же звука.

Этот прием удобен для исполнения на гитаре и очень эффективен.

. Основная задача на данном этапе выполнение приемов игры, ровность в исполнении приема тремоло. На примере этого приема возьмем гамму C- dur в одну октаву с открытыми струнами и на основе этой гаммы отработаем упражнение на тремоло, различными аппликатурными вариантами в правой руке.

При этом нижняя басовая нота исполняется приемом apoyando, верхние ноты приемом tirando.

Спасибо вам ребята за работу. Скажите вам не было скучно? Понравилось играть гаммы?

В конце занятия учащиеся оценили свои достижения, наметили пути работы над недостатками и возможности применения полученных навыков.

III. Вывод. Подведение итогов.

Итак,, из проведенного занятия становится ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть ее. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм.

И свое занятие я хочу закончить словами Черни:

Н.Черни говорил- « Гаммы одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю».

Самоанализ:

Тема: « Работа над инструктивным материалом по специализации

народные инструменты( гитара)»

Многочисленные и разнообразные гаммы на гитаре являются оптимальным учебно-тренировочным материалов для воспитания исполнительского аппарата гитариста и развития его пальцевой техники

Техника музыканта – исполнителя - это скорость и точность пальцев, их беглость и ловкость.

Без сознательного и целенаправленного развития техники, невозможно достигнуть каких-либо практических результатов в искусстве игры на гитаре, как и в любом другом искусстве. Работа гад гаммами должна проводиться систематически и целенаправленно.

Учащиеся Помыканов Ренат и Шлык Роман имеют хорошие музыкальные способности. Работоспособны, добросовестны, занимаются с полной отдачей, владеют определенным запасом технических навыков, музыкальны, умеют слушать себя. Принимают активное участие в концертных мероприятиях , конкурсах.

Цель: выявить и проанализировать проблему в изучении гамм на различных этапах обучения.

Задачи:

Развивающие:

-Формирование у учащихся интереса к изучению гамм;

-Развитие индивидуальных способностей учащихся( зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);

- Развитие трудолюбия, уверенности в себе;

-Формирование навыков коллективной работы при изучении гамм.

Обучающие:

- Закрепление теоретических знаний;

-Выработка умения применять полученные навыки на практике;

-Формирование навыков игры в позиции;

-Выработка технических навыков в исполнении гамм.

Воспитательные:

- Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;

-Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность ,аккуратность. самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца)

Целевая аудитория: преподаватели струнно-народного отдела ДШИ. А так же преподаватели народного отдела УДШИ.

Условия реализации:

Музыкально – техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер – класса с необходимым количеством посадочных мест,

музыкальный инструмент (гитара)

Продолжительность проведения:40 минут.

Возраст учащихся –10,14 лет

Тип занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: мелко групповая.

Методы обучения: иформационные, наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, здоровьесберегающие.

Самостоятельная работа:

Этапы занятия соблюдены.Время, отведенное на все этапы занятия, распределено рационально .Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а также сохранить и развить продуктивную мотивацию учеников, настроение, самочувствие.

Занятие результативное.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!