РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
© Выполнила
Учитель технологии Авербух И.А.
МБОУ «СОШ № 43»
ПРОЕКТ - ЭТО
самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя (родителя, педагога дополнительного образования), направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Проект – это «ШЕСТЬ П»
- ПРОБЛЕМА
- ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
- ПРОДУКТ
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- ПОРТФОЛИО
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТВОРЧЕСКИЙ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
- русский язык и литература
- иностранный язык (английский)
- второй иностранный язык (немецкий / французский)
- математика и информатика
- общественно-научные предметы (обществознание, право, история, экономика)
- естественно-научные предметы (биология, химия, физика, экология)
- искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура)
- технология
- физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности
- другие направления (психология, профориентация, социальная направленность)
Исследовательский проект
- Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.
- Проектным продуктом в данном случае является результат исследования.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности
- цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
- • исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
-
Творческий проект (художественный)
- Цель – привлечение интереса к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно - прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Информационный проект
- Цель - сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
- Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео, пр).
Технический проект
- Цель - создание различных технических объектов.
- Первый этап – выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.
- Второй этап – определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации. Дети выполняют эскиз конструкции, определяют форму, размеры, взаимное расположение отдельных деталей, форму, размеры, взаимное расположение отдельных деталей, частей, учитывая возможность изготовления, доступность и другие особенности. На основные эскиза выполняют чертёж.
- Третий этап – исполнение намеченного плана.
Правила выбора тем
Тема должна быть:
- интересной, увлекательной для ученика.
- выполнимой, решение её должно принести реальную пользу участникам проекта.
- оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Этапы работы над проектом
- погружение в проект (предпроект)
- планирование деятельности
- осуществление деятельности
- оформление результатов
- подготовка к публичной презентации
Чтобы работа над проектом была успешной,
следует отработать
все этапы проектной деятельности.
Выбор темы-залог успеха
Роль учителя
Подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта;
Сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны, и что не менее важно, интересны и значимы обучающимся;
Помогать ученикам в поиске нужных источников информации;
Самим являться источником информации;
Координировать весь процесс деятельности учащихся;
Поощрять учеников.
Алгоритм работы над проектом.
Первый этап
Организационный
- Обсуждение проблемы
- Анализ ситуации
- Выдвижение предложений, гипотез и их обоснование, уточнение целей
- Формирование рабочих групп
Второй этап
Планирование деятельности
- Формирование инициативных групп, распределение обязанностей
- Создании алгоритма действий
- Определение источников информации, выбор способов ее сбора
- Анализ полученной информации и ее обсуждение
- Систематизация информации и определение способа представления конечного продукта проекта (формы отчёта)
Третий этап
Сбор информации для подтверждения гипотезы
- Проверка правильности выбранной цели
- Корректировка цели в ходе исследовательской работы
- Доказательство гипотезы
Четвертый этап
Самоанализ проектной деятельности
- Оценка полученного результата на его соответствие
поставленной цели
- Анализ проектной деятельности
Пятый этап
Документальное оформление продукта проекта
- Оформление результата проекта и пояснительной записки
Шестой этап
Защита проекта
- Представление продукта проекта предметной комиссии для объективной оценки согласно заранее утвержденным критериям
Возможные формы проектных продуктов
- Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
- Бизнес-план;
- Видеофильм (клип);
- Выставка;
- Газета;
- Действующая фирма;
- Журнал;
- Законопроект;
- Карта;
- Коллекция;
- Компьютерная анимация;
- Костюм;
- Лабораторный стенд;
- Макет;
- Модель;
- Мультимедийный продукт;
- Оформление кабинета;
- Пакет рекомендаций;
- Прибор;
- Принципиальная электрическая схема;
- Прогноз;
- Публикация;
- Путеводитель;
- Серия иллюстраций;
- Справочник;
- Сравнительно-сопоставительный анализ;
- Статья;
- Сценарий;
- Театральная постановка;
- Тест;
- Учебное пособие;
- Чертеж;
- Экскурсия;
- WEB-сайт;
- 3D-модель;
- и другие!!!
Анализ собственной деятельности
Для осмысления собственного опыта, анализа причин успеха и неудач, осознания собственных проблем и поиска внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей, следует ответить на вопросы:
1. Что было самое сложное в работе над проектом?
2. Преимущества групповой работы над проектом?
3. Что мешало продвигаться к намеченной цели?
4. Самый интересный для тебя этап работы над проектом?
5. Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?
Компетентная предметная комиссия, включающая в свой состав учителей по всем предметам, оценивает проектные работы. Оценивается качество работы в целом, а не только презентация. По показателям оценки проекта каждый член комиссии выставляет баллы (1-3), баллы суммируются.
На основании полученных итоговых баллов обнародуется рейтинг проектов.
Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта .
Желаем вам творческих успехов, новых побед и свершений…