СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над художественным образом музыкального произведения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над художественным образом музыкального произведения»

КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО





«Утверждаю»

Заместитель директора по УР КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО __Миськив О.Н.





Облыстық ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока


Мамандық /Специальность: 02150100 –Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Біліктілігі /Квалификация: 4S02150102 – Артист оркестра(дирижер), преподаватель детской музыкальной школы

Пән атауы /Наименование дисциплины: Обязательное фортепиано

Курс: 1ОДИ

ПМ.1. Применение музыкально-теоретических навыков в художественно- творческой и педагогической практике.

(наименование модуля или дисциплины)


Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Работа над художественным образом музыкального произведения»

Оқытушы /Преподаватель: Шакенова Анара Нургазыевна














Өскемен қ./г. Усть–Каменогорск 2023ж./г.


1. Общие сведения

Курс, группы: 1ОДИ Амангазы Диар

Дата: 26.10.2023г.

Время: 13.15

Аудитория: 404

Тип занятия: Комбинированный

2. Цель: Формирование художественного образа посредствам представленных в произведении выразительных средств.

Задачи:

Образовательные:

• Анализ выразительных средств в произведении


• Комплексный подход к формированию первоначальных навыков фортепианной игры.

Развивающие:

• Развивать свободное владение игровым аппаратом.

• Развивать образное мышление, воображение.

• Развивать творческую активность через различные виды деятельности.


Воспитательные:

• Воспитание усидчивости и трудолюбия.

• Воспитание культуры поведения за инструментом; навыков самоконтроля, интереса и любви к музыке и инструменту.

• Воспитание осознанного подхода к обучению.

• Воспитание творческого подхода к изучению нотного текста



3.Методы

Словесный (беседа объяснение)

Практический (показы)

Наглядный (схемы)


4.Технологии

Коучинговый подход



5. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

1. уметь с помощью анализа выразительных средств создавать художественный образ произведения

2.Уметь исполнять произведения доступной сложности.


Необходимые ресурсы: фортепиано,нотная литература.

Музыкальный материал: С. Майкапар фортепианный цикл «Берюльки»




План урока:

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Основная часть урока

Закрепление практических навыков.

Домашнее задание

Заключительная часть:рефлексия, самооценка, подведение итогов


Ход урока:

Организационный момент. Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Работа над художественным образом музыкального произведения».

Урок проводится со студентом 1 курса отделения ОДИ Амангазы Диар (без музыкальной подготовки).




Вступительная часть

Начальный этап работы над художественным замыслом музыкального произведения является очень важным, создание первоначального обобщенного представления о произведении, о характере, настроении музыки на данном этапе так же помогает понимать важность, что музыка состоит не только из нот и высоты их расположения, но и определенные музыкальные нюансы, благодаря которым музыка становится музыкой. Этот этап чрезвычайно важен, и игнорировать его - значит совершать большую ошибку, которую совершают неопытные преподаватели, так как эта работа в дальнейшем даст толчок в развитии не только на уровне музыкальной теории, но и применять в практике различные художественные замыслы.

Как писал А.Б. Гольденвейзер – исполнитель прежде всего должен почувствовать образ сочинения, его архитектонику, и, начав детально работать над сочинением, иметь этот образ своей путеводной звездой.


Проверка домашнего задания.

На предыдущих занятиях мы познакомились с произведением «Мотылек», кратким анализом, его строением, историей создания, а также основными нюансами, на которые необходимо обратить внимание.

П: «Диар, расскажи пожалуйста немного о композиторе»

С: Самуил Моисеевич Майкапар родился 18 декабря 1867 в городе Херсон на Украине, русский и советский пианист и композитор, педагог, музыкальный писатель. Без пьес Майкапара не обходится ни одна хрестоматия для начинающих обучение игре на фортепиано (планируемый ответ)

П: «Диар, на прошлом занятии мы с тобой взяли пьесу «Мотылек», сделай пожалуйста краткий анализ данного произведения».

С: «Размер произведения две четверти, рекомендуемый темп Allegro, тональность фа мажор, есть динамические оттенки и артикуляционные штрихи, так же, помимо знака при ключе, присутствуют встречные знаки». (планируемый ответ)

П: «На прошлом занятии мы говорили о художественных инструментах в произведении, характере, интересных моментах музыкального решения, опиши пожалуйста произведение в этом ключе».

С: По образу полет мотылька стремительный и легкий и это  очень

точно передаёт музыка, слушая которую мы как будто видим перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька. Это пьеса изящная, лёгкая, нежная.

П: Как ты думаешь, какие элементы автор использует для воплощения художественного замысла в пьесе, что характеризует мотылька?

С: В пьесе присутствуют разные штрихи, такие как легато, нон легато, стаккато. Основная динамика в произведении – пиано, с использованием небольших вилок в нескольких местах, то есть все время идет упор на что то маленькое. Стаккато, так же вносит свою лепту, сам по себе этот штрих тоже на мой взгляд дает легкость, прыткость, летучесть, а чередование этих двух штрихов еще больше характеризует данное насекомое. Если фразы объединять по четыре такта, то это будет придавать исполнению дополнительную оживлённость, движение. 

П: А что у нас происходит в заключительных частях пьесы? Какую зарисовку ты видишь если музыку воплотить в картину?

С: В этой части, динамика становится более выпуклой. Постепенно звучность затихает, заканчивается ферматой (мотылек, постепенно опускаясь, присел и затих). В репризе начальная мелодия тоже затихает,  как бы предвосхищая заключительную часть, где темп ускоряется (мотылёк вспорхнул и улетел). (планируемый ответ)

П: Давай теперь разберем нотный текст, посчитаем вслух, объединим все элементы мелодической линии.

С: Играет правую руку (несколько раз).

П: Отлично, давай теперь мелодию левой руки.

С: Играет левой рукой.

П: Хорошо, попробуем соединить обе руки.

С: Играет обеими руками.

П: Диар давай теперь попробуем сыграть текст с использованием правильных штрихов(стакато,легато) отобразить образ мотылька?

С: играет (предпологаемый ответ)


П: Диар, получилось ли тебе передать образ при исполнении?

С: Думаю да, но из за частой смены штрихов возникли не большие трудности с текстом.

П: Теперь тебе такой вопрос, как ты сам оценишь свою игру?

С: Думаю не плохо, но мне кажется необходимо доработать как домашнюю работу.

П: Теперь сыграем пьесу от начала до конца, стараемся играть пусть в более медленном темпе, но без ошибок, без остановки, с выполнением всех штрихов упомянутых на уроке.

С: играет (препологаемый ответ)

П: Хорошо!Молодец! Я думаю, на этом мы можем закончить наш урок! Ты хорошо поработал дома и на уроке, подумал над образом, вспомнил средства музыкальной выразительности, штрихи, разобрался с текстом. Сегодня за урок ты заработал твердую пятёрку! (предполагаемый ответ)

Домашнее задание: Закрепи пройдённый материал на уроке, сделай работа над ошибками. Надо еще раз обратить внимания на штрихи в произведении.

Спасибо на этом наш урок закончен!!!



Заключительная часть: рефлексия. Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога (культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественным образом музыкальных произведений.

.Использование современных педагогических методов и приёмов поможет ученикам исполнить пьесы глубоко, ярко, выразительно, и что немаловажно – осознанно. Неожиданным будет подход к осуществлению рефлексии, которая может осуществляться не только в конце урока, но и на отдельных его этапах, как бы собирая в методическую копилку ученика всё понятное, замеченное и обдуманное.


Главнейшее условие успешного развития начинающего пианиста – точная, выверенная, скрупулезная работа педагога, умение заинтересовать, разглядеть частичку таланта и выстроить все этапы для его роста, применять индивидуальный подход к каждому ученику, создавая атмосферу доброжелательности и творческого сотрудничества, привить любовь к каждодневным, систематическим занятиям, которые обязательно дадут результат и фундамент для дальнейшего формирования и развития музыканта-профессионала.




Список литературы:


1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

4. Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.

5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!