СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие»



М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ,

ТО СВЕТЛУЮ, ТО ГРУСТНУЮ…


Работа над концептом «Берёза»

на уроках

русского языка и литературы



Крутько В.Р., учитель МОБУ СОШ №1

г.Давлеканово




Работа с концептами на уроках русского языка и во внеурочной деятельности - один из эффективных методических приемов, позволяющих формировать лингвокультурологическую компетенцию обучающихся. Его применение позволяет дать всестороннюю характеристику слова: семантики, этимологии, системных связей, которые возникают при его употреблении в различных сферах культуры – в фольклоре, художественной литературе, искусстве.

Формированию культуроведческой компетенции способствует работа над усвоением национально-культурного компонента значений языковых единиц, выявление коннотативных (лексического значения слова с метафорическим понятием) и символических значений слов. безэквивалентной лексики – реалии национальной культуры: тирмэ, йорт, ызба, юрта, хата, иглу; объяснение культурного смысла фразеологических сочетаний, сопоставление их с фразеологизмами других народов, обогащение словаря обучающихся пословицами, поговорками, усвоение знаний об укладе, обычаях русского народа в прошлом.i Русская пословица гласит: «Мал золотник, да дорог» (о слове). Башкирская вторит: «Красно слово пословицей». Поговорки и пословицы, загадки и скороговорки учат детей понимать живое русское слово, русский язык. Пословицы выражают народную мудрость, свод правил жизни, практическую философию, историческую память. Они воспитывают в детях патриотизм («Велика святорусская земля, а везде солнышко»), высокое чувство любви к родной земле («Родная землица и во сне снится»), понимание труда как основы жизни («Русский в словах горд, в делах тверд», «Русский человек добро помнит»). Изучение реалии «берёза» на уроке начинаем на этапе актуализации знаний и целеполагания с отгадывания загадок о ней:

Стоит в поле древо древанское,

На этом дереве шесть угодьев:

Первое угодье – в избе обиходье, /метёлка/

Другое угодье – в кругу вертится, /веретено/

Третье угодье – старому да малому потеха, /банный веник/

Четвертое угодье – по дорожке след, /лапти/

Пятое угодье – на всю ночь свет, /лучина/

Шестое угодье – всему миру масло. /деготь/


БЕРЁЗОВАЯ МЕТЛА

ПРЯЛКА - ВЕРЕТЕНО

БАННЫЙ ВЕНИК

ЛАПТИ

ЛУЧИНА

ДЁГОТЬ


ДРЕВО ДРЕВАНСКОЕ

Словообразовательная пара – цепочка – словообразовательное гнездо


МЕСТИ метель (черед. с–т) → метелица - метл(а) → мeтёлк(a) → метёлочка (черед. к–ч)


прясть → прялк(а) → прялочка (черед. к–ч)


веретен(о) веретёнце (черед. е–о) веретен(о) → без веретённый (черед. е–о)


веник веничек (черед. к–ч) вениковый


лучина → луч


изб(а) избушк(а) → избушечный(черед.к–ч) избёнк(а) → избёночка (черед. к–ч)

изб(а) → избишка

избища избенный избяной


древанское – от слова Древля́не (др.-рус. деревляне) восточнославянское племя, обитавшее в  украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.


луч - есть в русском языке слово "луч", которое обозначает узкую полосу солнечного света или иного источника света. Потом придумали источник луча из дерева, это была тонкая щепка. она была названа лучиной, получается, что лучина является простейшим светильником, так сказать, бабушкой "лампочки".


Составление Ассоциативного поля

(обогащение словарного запаса)


Берёза: Россия, берёзовая роща, березняк, берёзовый сок, берёзовый веник, баня, серёжки, подберёзовик, Башкирия – с берёзовый листок величиной, Мустай Карим, Сергей Есенин,русские берёзы, берёзы словно свечки, клейкие листочки берёзы, берёста, берестяные грамоты, чага – берёзовый гриб, дёготь, берёзовая смола, метла, лучина, лапти, посуда, ложки, веретено, сруб, туесок, мыло дегтярное




Башкирия - с берёзовой листок величиной

БЕРЁСТА

Берёзовые СЕРЁЖКИ

РУССКАЯ БАНЯ

ГРИБ – Ч А Г А

Берёзовый СРУБ

Берёзы - СВЕЧКИ

МЫЛО дегтярное

ПОДБЕРЁЗОВИК


ТУЕСОК из берёсты




Этимология слова БЕРЁЗА



«Берёзалиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями…»

По «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, берёза - Betula, вид белая. Древнерусское слово прbснецъ, вернее брезнецъ, от старославянского бреза – весьма близкой к белой. Слово индоевропейского характера, суффиксальное производное от «bher» - светлый, ясный, того же корня, что и белый. Берёза буквально – «дерево с белой корой».


МЕСТО КОНЦЕПТА БЕРЁЗА В ФОЛЬКЛОРЕ: В ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ, ЗАГАДКАХ


  • В словаре В.И. Даля представлены следующие пословицы о березе:

  • Берёза ума даёт (о розгах).

  • Сотворил Бог дурака, сотворил и берёзу, и чилигу. Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

  • Услан берёзки считать (сослан в Сибирь по большой дороге).

  • Накормить кого берёзовой кашей (т.е. постегать).

  • По мне хоть бела берёза расти! (не забочусь – моя хата с краю).

  • Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь.

ПЛАН РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ

  • подчеркнуть непонятные слова;

  • объяснить их значение («библиотекари» ищут в словаре В.И.Даля и читают лексическое значение);

  • определить связь с современностью (например, берёзовица – сок, грош – 2 копейки, изведёшь – уничтожишь; следовательно, уничтожить лес ради двухкопеечного сока);

  • определить, какая проблема скрыта в пословице (экологическая);

  • подобрать афоризмы о защите природы. («Экология души – экология природы»).





РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихотворение Сергея Есенина и объясните выделенные слова и выражения. Объясните, какими тропами они являются?


СТИХОТВОРЕНИЕ

ТРОПЫ



Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.






Олицетворение

Сравнение

Эпитет


Метафора



Эпитет, метафора


Эпитет

Метафора



Олицетворение


олицетворение


ПОЧЕМУ БЕРЕЗУ СЧИТАЮТ СИМВОЛОМ РОССИИ?

Екатерина Гудкова, автор портала «Культура.РФ»


Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:

Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!


Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым«Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».


Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.


Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.

В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.

К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.







ВЕРНИСАЖ

Последний снег. Константин Гуков


Костромская слобода. Нина


Дорога. Борис Борисов


Утречко. Константин


Наталия Фарстова

Пусть всегда будет солнце (эскиз)


Тихое озеро 2. Борис Борисов





Ф О Т О В Ы С Т А В К А

i






ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ



  1. Синквейн

Берёза,

Белоствольная, нежная.

Радуешь, лечишь, греешь.

Ты – символ моей Родины,

Красавица!

Берёза,

Светлая, грустная.

Питает, вдохновляет, украшает.

Ты моя любимая родина –

Россия!


  1. Из описания картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»:

«Особое чувство вызывают у меня тоненькие берёзоньки. Они, как и Варфоломей, ещё юные, трепетные. Художник верил, что деревца вырастут, окрепнут, будут оберегать прохожих от дождей и ветров, а Варфоломей, как и берёзы, станет мужественным, смелым старцем, верующим святому слову».



3. Берёза - вдохновение


Берёза, берёзонька,

Зелёные косы.

Летом на листьях

Жемчужные росы.


Осенью золото дня

Горит под солнцем, звеня.

Зимой переливается,

Серебром обвевается.


Весна…Настаёт

Время пробужденья.

Берёза, берёзонька,

Ты моё вдохновенье.



  1. Россия


Россия в зелёных косах

Берёзы белоствольной.

Страной бываю я

Необыкновенно вдохновлённой.


Голубые ленты рек,

Уральских гор хребты,

Опушки берёзовых рощ –

Всё это, Русь моя, ты!


  1. Фитотерапия.

Берёза-лекарь

Я мечтаю быть фитотерапевтом. Наши луга и поля, леса и горы богаты различными целебными травами и деревьями. На уроке мы работали со словом «берёза». Сколько целебных свойств у нашего любимого дерева. Я была изумлена.

На основе дёгтя можно мази приготовить. Банный веник – прекрасный массажёр. А если заварить листья или почки как чай, получится необыкновенный напиток, восстанавливающий работу почек.

Безусловно, аптека у нас под ногами. Только научись распознавать растения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!