Работа над лирическим произведением С. Есенина «С добрым утром!»
Сизова Нина Евсеевна учитель начальных классов
Цели: 1. Познакомить с лирическим стихотворением С. Есенина «С добрым утром!»
2.Учить анализировать лирические стихи.
3.Развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, эстетические чувства.
1. Введение в тему.
-Откройте учебник. Как называется раздел?
-Рассмотрите иллюстрацию. Какое настроение? Почему?
-Откройте содержание в конце учебника. Найдите 3 раздел.Прочитайте фамилии авторов.
-Есть ли среди них писатели с творчеством, которых мы уже знакомились?
-Каким произведением начинается раздел? Кто его автор?
2.Работа с текстом до чтения
-Какое по жанру произведение будем читать?
Как называется стихотворение?
-О каком утре будем читать? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
-Над чем мы будем работать?
-Вспомним, как работаем. Составим план.
-Читаем стихотворение по строфам.
-Определяем рассказчика.
-Выявляем картину жизни.
-Определяем его настроение.
3.Чтение учителем стихотворения.
-Какое оно? (мелодичное, красивое, нежное)
4.Определение рассказчика.
-Какой здесь рассказчик? (здесь Р-это автор)
Учитель. Это стихотворение мелодичное, нежное, легко читается под музыку. Такие стихи называются лирическими. А сам автор - лирический герой.
В Древней Греции авторы читали свои стихи под звуки лиры. Лирический - значит, человек, поющий под звуки лиры.
В лирическом стихотворении автор особенный - лирический герой. И задача этого героя - выразить настроение, а главное чувство, вызванное различными событиями.
-Так что - же такое лирика? (Это стихи о любви, о природе)
5.Работа над стихотворением по строфам.
Определяем: Какую картину увидел Р ? Какое настроение, чувства вызывает у него эта картина?
1-ая строфа. Читает ученик.
Что увидел рассказчик?
(небо, засыпающие звезды, речную заводь, отражение блеска звезд)
-Почему «задремали»? Почему «золотые»?
-Что такое затон? Как понимаете «зеркало затона?»
-Отчего оно задрожало?
-Что значит румянит?
-Отчего румянит» сетку небосклона»?
-Какую картину видит рассказчик? (картину просыпающего летнего утра)
-Какое настроение у Л.Г.(тихое, дремотное, доброе)
2-ая строфа. Чтение вслух.
Что увидел рассказчик ?
(Березки, стоящие неподалеку, видит росу, горящую серебристым цветом)
- Как понимаете» улыбнулись березки»?
-Почему сонные? Почему растрепанные?
-В образе кого выступают березки?
-Отчего шелестят сережки?
-Какие чувства переполняют нашего героя?
(восхищения, говорит об этом ласково)
3-я строфа. Чтение вслух.
Какую картину видит рассказчик? Что он слышит?
(У плетня он видит крапиву, покрытую «перламутром».) Слышит ее шепот.
-Что значит плетень?
-Кого вы представляете в образе крапивы?
-Как понимаете? «обрядилась ярким перламутром»
Какая по характеру крапива? Почему шаловливая? Почему шепчет?
-Какое настроение вызывает увиденное?
Какие чувства?
(восхищения, изумления перед красотой природы.)
Учитель. - Вы заметили, что наш лирический герой в своем стихотворение говорит о природе, как о живом существе, оживляет природу. Пробуждение природы очень похоже на пробуждение человека. И это помогает лучше представить картину летнего утра.
6.Обобщение.
_Так какое же настроение у лирического героя? (восхитительное, светлое, радостное)
-А какие чувства? (ласковые, нежные, добрые)
7.Работа над выразительным чтением.
Попробуйте передать настроение и чувства лирического героя.
-Он полон нежности, любви, к природе. И говорит об этом ласково, красиво, нежно по доброму. Его переполняют прекрасные чувства. Все стихотворение от начала до конца проникнуто чувством прекрасного.
-Как вы прочитаете название стихотворения? (с улыбкой, с чувством добра )
Учитель: Утро действительно доброе. Повсюду чувствуется улыбка, доброта. Попробуйте передать настроение и чувства лирического героя
Учитель. Для С. Есенина природа эта вечная красота. Он родился на Рязанской земле в березовом крае. Поэт призывает нас: «Остановитесь на мгновение, посмотрите вокруг себя, нас окружает мир земной красоты». Его лирические стихи учат любить, хранить мир земной красоты, быть добрыми и гуманными. Многие его стихи положены на музыку. Они мелодичны , красивы.
-Лирические стихи писал не только С. Есенин. Но и А. Пушкин, Ф Тютчев, М. Лермонтов и многие другие. На уроках литературы мы будем читать лирические стихи. Будем учиться любить окружающий мир, восхищаться красотой и пробуждать в себе добрые и прекрасные чувства.
Д.З. Выучить стихотворение. Почувствовать и передать настроение рассказчика.