СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над лирическим произведением С. Есенина «С добрым утром!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с лирическим стихотворением С.Есенина «С добрым утром!»

Учить анализировать лирические стихи.

Развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, эстетические чувства.

Просмотр содержимого документа
«Работа над лирическим произведением С. Есенина «С добрым утром!»»

Работа над лирическим произведением С. Есенина «С добрым утром!»

Сизова Нина Евсеевна учитель начальных классов

Цели: 1. Познакомить с лирическим стихотворением С. Есенина «С добрым утром!»

2.Учить анализировать лирические стихи.

3.Развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, эстетические чувства.

1. Введение в тему.

-Откройте учебник. Как называется раздел?

-Рассмотрите иллюстрацию. Какое настроение? Почему?

-Откройте содержание в конце учебника. Найдите 3 раздел.Прочитайте фамилии авторов.

-Есть ли среди них писатели с творчеством, которых мы уже знакомились?

-Каким произведением начинается раздел? Кто его автор?

2.Работа с текстом до чтения

-Какое по жанру произведение будем читать?

Как называется стихотворение?

-О каком утре будем читать? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?

-Над чем мы будем работать?

-Вспомним, как работаем. Составим план.

-Читаем стихотворение по строфам.

-Определяем рассказчика.

-Выявляем картину жизни.

-Определяем его настроение.

3.Чтение учителем стихотворения.

-Какое оно? (мелодичное, красивое, нежное)

4.Определение рассказчика.

-Какой здесь рассказчик? (здесь Р-это автор)

Учитель. Это стихотворение мелодичное, нежное, легко читается под музыку. Такие стихи называются лирическими. А сам автор - лирический герой.

В Древней Греции авторы читали свои стихи под звуки лиры. Лирический - значит, человек, поющий под звуки лиры.

В лирическом стихотворении автор особенный - лирический герой. И задача этого героя - выразить настроение, а главное чувство, вызванное различными событиями.

-Так что - же такое лирика? (Это стихи о любви, о природе)

5.Работа над стихотворением по строфам.

Определяем: Какую картину увидел Р ? Какое настроение, чувства вызывает у него эта картина?

1-ая строфа. Читает ученик.

Что увидел рассказчик?

(небо, засыпающие звезды, речную заводь, отражение блеска звезд)

-Почему «задремали»? Почему «золотые»?

-Что такое затон? Как понимаете «зеркало затона?»

-Отчего оно задрожало?

-Что значит румянит?

-Отчего румянит» сетку небосклона»?

-Какую картину видит рассказчик? (картину просыпающего летнего утра)

-Какое настроение у Л.Г.(тихое, дремотное, доброе)

2-ая строфа. Чтение вслух.

Что увидел рассказчик ?

(Березки, стоящие неподалеку, видит росу, горящую серебристым цветом)

- Как понимаете» улыбнулись березки»?

-Почему сонные? Почему растрепанные?

-В образе кого выступают березки?

-Отчего шелестят сережки?

-Какие чувства переполняют нашего героя?

(восхищения, говорит об этом ласково)

3-я строфа. Чтение вслух.

Какую картину видит рассказчик? Что он слышит?

(У плетня он видит крапиву, покрытую «перламутром».) Слышит ее шепот.

-Что значит плетень?

-Кого вы представляете в образе крапивы?

-Как понимаете? «обрядилась ярким перламутром»

Какая по характеру крапива? Почему шаловливая? Почему шепчет?

-Какое настроение вызывает увиденное?

Какие чувства?

(восхищения, изумления перед красотой природы.)

Учитель. - Вы заметили, что наш лирический герой в своем стихотворение говорит о природе, как о живом существе, оживляет природу. Пробуждение природы очень похоже на пробуждение человека. И это помогает лучше представить картину летнего утра.

6.Обобщение.

_Так какое же настроение у лирического героя? (восхитительное, светлое, радостное)

-А какие чувства? (ласковые, нежные, добрые)

7.Работа над выразительным чтением.

Попробуйте передать настроение и чувства лирического героя.

-Он полон нежности, любви, к природе. И говорит об этом ласково, красиво, нежно по доброму. Его переполняют прекрасные чувства. Все стихотворение от начала до конца проникнуто чувством прекрасного.

-Как вы прочитаете название стихотворения? (с улыбкой, с чувством добра )

Учитель: Утро действительно доброе. Повсюду чувствуется улыбка, доброта. Попробуйте передать настроение и чувства лирического героя

Учитель. Для С. Есенина природа эта вечная красота. Он родился на Рязанской земле в березовом крае. Поэт призывает нас: «Остановитесь на мгновение, посмотрите вокруг себя, нас окружает мир земной красоты». Его лирические стихи учат любить, хранить мир земной красоты, быть добрыми и гуманными. Многие его стихи положены на музыку. Они мелодичны , красивы.

-Лирические стихи писал не только С. Есенин. Но и А. Пушкин, Ф Тютчев, М. Лермонтов и многие другие. На уроках литературы мы будем читать лирические стихи. Будем учиться любить окружающий мир, восхищаться красотой и пробуждать в себе добрые и прекрасные чувства.

Д.З. Выучить стихотворение. Почувствовать и передать настроение рассказчика.