СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа над музыкальной выразительностью в пьесах танцевального характера в старших классах фортепиано школы искусств"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к пьесам танцевального характера в старших классах фортепиано детских школ искусств. 

Просмотр содержимого документа
«"Работа над музыкальной выразительностью в пьесах танцевального характера в старших классах фортепиано школы искусств"»

Конспект урока на тему:

«Работа над музыкальной выразительностью в пьесах танцевального характера в старших классах фортепиано школы искусств»

Подготовила преподаватель по классу специального фортепиано МКУДО «Репьёвская школа искусств» Ступникова Наталья Александровна.



Цель: Рассмотреть процесс работы над музыкальной выразительностью в пьесах танцевального характера в старших классах фортепиано, выявить факторы, влияющие на музыкальную отзывчивость ребенка.

Задачи:

  1. Образовательные:

- провести беседу с детьми о средствах музыкальной выразительности;

-закрепить знания детей в терминологии.

2. Развивающие:

- активизировать эмоциональную отзывчивость детей на музыку;

- развивать художественный вкус и эстетические чувства понимания прекрасного в музыке.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к танцевальной музыке;

- формировать интерес к традициям и творчеству.







ВВЕДЕНИЕ:

Одна из основных задач музыкальной педагогики – воспитание развитой, творческой личности. К этому музыкант - педагог стремится независимо от степени одаренности ученика и его дальнейшей профессиональной направленности. В музыке, как ни в каком другом виде искусства, раскрывается внутренний мир ребенка, его творческие возможности.

Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Обращение педагога с учеником выходит за рамки профессионального обучения, оно значительно шире и многообразнее. Но главное его русло – процесс работы над музыкальным произведением, его выразительностью. Это важно и значительно, так как именно здесь проявляется мастерство педагога, его художественная зрелость, богатство внутреннего мира и способность «заразить» душу ребенка увлечением музыкой. В процессе работы ученик с помощью педагога раскрывает художественный смысл, образы музыкального произведения.

Эмоциональная отзывчивость воспитывается с первых шагов обучения. На каждом этапе развития ученика необходимо помнить о том, что красивый звук и виртуозная игра – это не самоцель, а средство раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведения, то есть музыкальной выразительности. Конечно, чем менее развит ученик, тем более бывает разговоров, разъяснений, тем тщательнее и настойчивее наша работа.

Необходимо, чтобы с самого начала знакомства с произведением ученик не только грамотно разбирал нотный текст, но и интонационно осмысливал его, понимал суть фразировочных лиг. Важно развивать чувство формы произведения, его фактурных особенностей. Вслушиваться в звучание – главное условие в работе над произведением.

В начале работы над произведением важно осмыслить целое, понять характер, замысел композитора. Но сам процесс работы создает необходимость расчленять произведение на части. При этом, работая над деталями, следует сохранять чувство целостности формы.

Осваивать произведение надо постепенно, на каждом этапе работы пробуждая мысль, художественную инициативу, фантазию ребенка. В работе над музыкальной выразительностью в произведениях танцевального характера необходимо сочетание работы над мелодией (фразировка, звукоизвлечение, тембр звука), аккомпанементом (звучание баса, фон, поддерживающий мелодию) и педалью.

Работа над звуком непосредственно связана с ощущением гибкой мелодической линией, фразировкой, что требует от ученика пластичности руки, чуткости прикосновения пальцев. В интонационной структуре мелодии очень важно понимание ее динамической устремленности к определенному звуку. Это относится не только к усилению звучности или ускорению темпа, сколько к выражению смысла самой фразы, ее интонационной логики.

Характер звучания мелодии зависит не только от фразировки, но и от сопровождения, соотношения мелодии и аккомпанемента, глубины баса, педализации. Умело пользуясь педалью, ученик находит тембр и колорит звучания, создает гармонический фон звучания. На первичном этапе необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее. В дальнейшем педализация становится живым творческим процессом, который связан с индивидуальностью и интуицией исполнителя. В искусстве педализации заложены неисчерпаемые красочные возможности фортепиано.

Очень важно на каждом этапе развития ученика найти для работы с ним такое произведение, в котором наиболее полно раскрываются его творческие и музыкальные возможности.

В работе с детьми, наряду с произведениями кантиленного характера необходимо уделять внимание и произведениям танцевального характера, образная яркость, сочетание романтики и веселья, своеобразие мелодии которых воспитывает художественный вкус и развивает музыкальность ученика.














ХОД УРОКА

На примере трех танцев разных композиторов и эпох я расскажу, как добиваться выразительности в музыке.

Первое произведение немецкого композитора Л.ван Бетховена «Вальс Es- dur». (Звучит вальс)

Вопрос: - Что такое вальс? Какой характер?

Ответ: Вальс - это бальный танец, был популярен в XVIII –XIX вв. В нем преобладает лирическо-мечтательное настроение и «рисуется» образ танцующих пар.

Вопрос: Кто может танцевать под эту музыку?

Ответ (анализируя нотный текст): Использование композитором среднего и верхнего регистра, многочисленное использование staccato и форшлагов, наталкивает на мысль, что под музыку этого вальса могли бы танцевать дети.

Первая часть вальса написана в форме периода, состоящего из трех предложений. Кульминационным звуком первого предложения является нота «соль» и следующая за ним мягкое окончание на ноте «фа». Легкие гаммообразные взлеты мелодии и секвенционные обороты придают музыке красоту и нежность.

(показ музыкального фрагмента)

Второе предложение «уносит нас» в параллельный ces-moll с возвратом к доминанте основной тональности. Но сочетание контрастных штрихов (legato, staccato) придает музыке изящество и загадочность.

Вопрос: Что может происходить с танцующими парами?

Ответ (анализируя нотный текст): - Возможно, они выполняют отдельные танцевальные движения, так как движение мелодии и аккомпанемента противоположны. Музыка правой руки уходит в верхний регистр, а staccato «рисует» образ кокетливо танцующих девочек.

(показ музыкального фрагмента)

Вальсообразный аккомпанемент левой руки поступенно опускается в нижний регистр - это чинно танцуют мальчики.

(показ музыкального фрагмента)

Яркая кульминация второго предложения возвращает нас к повтору первого предложения, где точно повторяющаяся мелодия, но чуть измененный аккомпанемент ( с задержанной первой долей) «рисует» музыкальный образ – единство танцующих.

(показ музыкального фрагмента)

В работе над аккомпанементом нужно уделить внимание ровности звучания аккордов, разложенных на интервалы. Здесь необходимо сочетать разное ощущение в пальцах: глубокое погружение в клавишу на первую долю и более легкое прикосновение к интервалу.

(показ музыкального фрагмента)

Средняя часть – трио, являет собой контраст первой части.

Вопрос: Что же происходит дальше с нашими танцующими парами?

Ответ (анализируя нотный текст): Мелодия, звучащая в верхнем регистре, похожа на звон колокольчиков. Радостная и легкая.

В этой части лиризм сочетается с взволнованностью, Наступает кульминационный момент танца. Sf в начале мотивов представляется как момент взятия нового «дыхания», а восходящее движение мелодии приводит к кульминации не только трио, но и всего вальса. Октавные ходы баса берутся у самой клавиши с малым взмахом кисти от 1 к 5 пальцу.

(показ музыкального фрагмента)

Повтор первой части возвращает нас к лирически выстроенной основной мелодии вальса. Работая над отдельными частями вальса, нужно помнить и о целостности всего произведения.



Следующий танец: А Глазунов – «Мазурка G-dur» (звучит мазурка)

Вопрос: Что же такое мазурка? Какой образ «нарисуем теперь?»

Ответ (анализируя нотный текст): Мазурка – польский танец.

Пьеса сочетает в себе легкое изящество, блеск с мечтательностью и лиризмом. Использование всей клавиатуры фортепиано, педали, октавное и аккордовое сопровождение наталкивает на мысль, что данную мазурку могут танцевать взрослые, возможно юноши и девушки.

С самого начала чувствуется четкий и острый ритм. Скачкообразное начало мелодии создает некую взволнованность, сосредоточенность, а дальнейшее нисходящее движение завершает первое предложение, приводя нас к мягкости и изящности мелодии. Возможно, в танце это вступительное шествие.

(показ музыкального фрагмента)

Модуляция в Es-dur нужно исполнить легким звуком. Мелодические мотивы нужно объединить во фразы с динамическим нарастанием к кульминации первой части. Аккомпанемент гармонически поддерживает мелодию. Вначале это отдельные звуки, но сыграть их нужно глубоко и звучно.

(показ музыкального фрагмента)

Далее глубокий бас и аккорды нужно исполнить легким прикосновением, что создает трепетное настроение в сочетании с выразительной и взволнованной мелодией.

(показ музыкального фрагмента)

Вопрос: Где же находится кульминация первой части и как мы ее определяем?

Ответ (анализируя нотный текст): Это повтор первого предложения. Основная тема звучит в верхнем регистре, а аккомпанемент изложен октавными ходами в нижнем регистре.

Вопрос: Для чего же композитор использовал такую яркую, мощную кульминацию и последний аккорд на акценте?

Ответ (анализируя нотный текст): Для того, чтобы сделать более яркий контраст со средней частью.

(показ музыкального фрагмента)

С самого начала мы используем педаль. Она углубляет звучание басов, но не следует ею злоупотреблять, чтобы осталось ощущение легкости звучания.

Трио написано в одноименном миноре ( g-moll). Грустный и взволнованный характер этой части подчеркивается прерывистой мелодией с форшлагами, ка бы с интонацией вздохов.


Вопрос: Как же музыка влияет на танец?

Ответ (анализируя нотный текст): Характер музыки « рисует» нам движение танца: в начале они более изящные, выразительные , а далее более сосредоточены и конкретны.

Отдельное место нужно уделить работе с форшлагами. Они должны быть легкими и изящными, поучить их в спокойном темпе, играя одновременно и поочередно.

(показ музыкального фрагмента)

Необходимо сохранить на педали звучание мелодии и баса, особенно окончание предложений, что создает гармонический колорит.

Вопрос: В каком месте средней части достигается эмоциональное напряжение? И какие музыкальные приемы нам этом помогают?

Ответ (анализируя нотный текст): Кульминация находится в конце средней части, достигается за счет коротких мотивов, начинающихся с форшлагов и приходящих к синкопе.

Драматическая кульминация контрастирует с повтором первой части. В аккомпанементе необходимо добиться ровности звучания каждого звука в двойных нотах и аккордах.

(показ музыкального фрагмента)

Завершает наш урок знаменитый «Полонез a-moll» М.К.Огинского.

(звучит полонез)

Можно предложить ребенку посмотреть художественный фильм, сюжет которого очень ярко и образно «лег» на музыку полонеза.

«Переложение» фрагмента фильма на музыку - это разлука с мамой маленького мальчика.

Полонез написан в форме рондо-соната. Основной мотив повторяется на протяжении всей пьесы несколько раз. На фоне мелкого повторяющегося сопровождения в среднем регистре возникает изумительная по красоте, льющаяся мелодия.

Играя основную тему, т.е.рефрен, нужно найти звуковой колорит, соответствующий характеру музыки ( грусть, тоска, печаль). Звук должен быть светлым и одновременно глубоким и осторожным, особенно в конце мотивов. Ощущение в пальцах свободы, легкости, при достаточной глубине звучания.

Первая фраза «рисует» некое пространство, которое заполняется мягкой и ровной звучащей гармонии.

(показ музыкального фрагмента)

Несмотря на короткие лиги, важно сохранить слитность звучания всех фраз, а также единое движение общего музыкального развития, чтобы спокойный темп не привел к статичности. Полупедаль поможет поддержать звучание баса на каждой новой гармонии.

Кульминация основной темы достигается за счет повторения двух одинаковых мотивов в разных октавах. Но динамическая поддержка лишь усугубляет минорный характер – образ неизбежной разлуки с мамой.

(показ музыкального фрагмента)

Следующая тема более яркая, в каждом мотиве слышится взволнованность - это воспоминания мальчика, связанные с мамой. Нисходящие движения в конце мотивов следует играть простои естественно, а следующие за ними взволнованные подъёмы создают устремленность в движении и динамичность.

(показ музыкального фрагмента)

Такая «волна» приводит к эмоциональному напряжению и одновременно к кульминации первой части, с последующим повторением основной темы. Важно добиться глубины звука баса, где широкое расположение аккордов играть мягко, осторожно, но выразительно, без рывков и выталкивания.

Вопрос: Какой характер второй части?

Ответ (анализируя нотный текст): Музыке характерен более бурный и драматический подъем. Образ неизбежной разлуки с мамой становиться явным. Здесь и слезы, и мольба, и тоска, и уныние. Все вместе.

Мелодия построена на подъёме взволнованных мотивов. Это как бы «протест всему и вся», душевная борьба ребенка. Энергия движения присутствует во всей мелодии. Гаммообразное изложение следует играть с динамическим нарастанием к кульминации первого предложения, но с осторожным окончанием фраз.

(показ музыкального фрагмента)

Отдельные мотивы аккомпанемента нужно исполнить таким же глубоким звуком с динамическим нарастанием, как и мелодию. Кульминация исполняется на едином дыхании, с последующим возвращением к интонациям основной темы.

(показ музыкального фрагмента)

Второе предложение второй части выстроено аккордовой последовательностью. Это кульминация всего произведения, корорая проходит на предельной звучности (ff и sf). Аккорды и октавы звучат неумолимо и жестко, с ясным воспроизведением каждого звука (все – таки, мама ушла).

(показ музыкального фрагмента)

Октавный глубокий аккомпанемент должен поддержать яркую аккордовую мелодию и усугубить драматизм основной темы полонеза. Ее интонации снова звучат в окончании темы.

Повторное проведение первой части звучит как смирение и покорность сложившейся ситуации.




ИТОГ УРОКА

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что работая на таком богато тембровом инструменте как фортепиано, необходимо с первых дней учить детей выразительности: умению слушать фортепиано – как выразительный «язык тембров», чтобы оно звучало во всех своих «краска» - ярких и не очень, а также служило средством раскрытия музыкальных образов , и воспитание тончайшего внимания к качеству звука было важным фрагментом в фортепианной педагогике.







Список используемой литературы:

Л.М. Седракян «Техника и исполнительские приемы фортепианной игры»

Б.А. Мирская « Методические рекомендации»

А.В. Дубокин «Вопросы фортепианной педагогики»

В.В. Крюкова « Музыкальная педагогика»

В. Фомин « Краткий музыкальный словарь»